Проверяемая организация

Период аудита _________________________________________________________

Количество человеко-часов ______________________________________________

Руководитель аудиторской группы ________________________________________

Исполнитель ___________________________________________________________

Планируемый аудиторский риск __________________________________________

Планируемый уровень существенности ____________________________________

 

№ п/п      Перечень проверяемых вопросов и процедур Рабочие документы аудитора Примечание
1                                           2              3      4
1 Правильность применения ставок, определения объектов налогообложения, законность и обоснованность льгот по начислению платежей во внебюджетные фонды:  налог с владельцев транспортных средств;  единый социальный налог;  прочие налоги Процедура: проверка документов, прослеживание Выборка _________________________________________ Сплошным порядком______________________________ Рабочие записи  
2 Правильность составления корреспонденции по счету 67 “Расчеты по внебюджетным платежам”. Соответствие записей аналитического учета по счету 67 записям в главной книге и формах бухгалтерской отчетности  Процедура: проверка документов, прослеживание  Выборка _________________________________________  Сплошным порядком ______________________________          -“-  
3 Правильность составления и своевременность представления отчетов по видам налогов  Процедура: проверка документов  Выборка _________________________________________  Сплошным порядком ______________________________          -“-  

   Руководитель аудиторской группы

 

1.1.2. Проверка расчетов с бюджетом

 

Учитывая большое количество видов налогов и других платежей в бюджет, нестабильность и несовершенство налогового законодательства, вопросы правильности начисления налогов и уплаты платежей в бюджет являются наиболее трудоемкими и сложными.

Практика показывает, что далеко не все предприятия правильно начисляют и уплачивают налоги. Во многих случаях налоговые инспекции применяют к нарушителям штрафные санкции.

Естественно, что знать полностью все нормативные документы физически невозможно, однако аудитор обязательно должен знать, что имеется тот или иной нормативный документ, краткое содержание этого документа и где его можно прочитать в случае необходимости.

 При наличии компьютера эта задача упрощается, так как можно приобрести программу с содержанием нормативных документов. Если же компьютера нет, то желательно иметь подшивку нормативных документов (раздельно по каждому виду налогов и платежей).

В данный раздел включены извлечения из действующих нормативных документов по основным видам налогов (имеющим наибольший удельный вес в общей сумме налогов), уплачиваемых предприятиями, с целью сократить время аудиторов на работу с нормативными документами при проведении аудиторской проверки.  

Общими вопросами, подлежащими проверке при проведении аудита расчетов с бюджетом, являются:

- полнота и правильность определения налогооблагаемой базы;

- правильность применения ставок налогов и других платежей, а также арифметических подсчетов при начислении платежей;

- законность и обоснованность применения льгот при уплате налогов в Федеральный бюджет и бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований РФ;

- полнота и своевременность уплаты платежей в бюджет;

- правильность составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате платежей;

- правильность составления и своевременность представления в налоговую инспекцию форм отчетности по видам платежей;

- правильность ведения аналитического и синтетического учета записям в главной книге и балансе предприятия. [18]

 

                                                    

                                                     Налоги и сборы, уплачиваемые в

                     бюджет и внебюджетные фонды

 

Налог на прибыль - существующий во всех странах с рыночной экономикой налог на доходы юридических лиц, взимаемый по пропорциональным ставкам. Налог на прибыль является одним из основных налогов налоговой системы России.

Этот налог позволяет государству регулировать экономические процессы, достаточно эффективно влиять на развитие производства. Реальный плательщик налога на прибыль – получатель дохода, т.е. данный налог не перекладывается на конечного потребителя продукции, как при косвенном налогообложении. [2]

         

  Вид налога

                                                       Налог на прибыль            

    Объект

налогообложения

Валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными Инструкцией Госналогслужбы от 10 августа 1995 г. № 37. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. В состав доходов от внереализационных операций включаются также суммы средств и имущества, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий их учредителями в порядке, установленном законодательством)

Ставка налога

Налоговая ставка устанавливается в размере 24%..При этом: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6%, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 16%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в местные бюджеты. 10%-от использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов и т.д. в связи с осуществлением международных перевозок. 6%-по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами РФ. 15%-по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций. По доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов.  

Сроки

 уплаты

 налогов

 (сборов)

 аван-  совых Не позднее 15-го числа равными долями в размере 1/3 предполагаемой суммы. Освобождены от уплаты авансовых платежей малые предприятия
 факти-  ческих По квартальным расчетам – в 5-дневный срок, установленный для сдачи отчета. По годовым расчетам – в 10-дневный срок, установленный для сдачи отчета

Налог на добавленную стоимость - взимаемый с предприятий налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей. Ряд товаров, услуг, видов деятельности частично или полностью освобождается от налога на добавленную стоимость. Налогоплательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые таковыми в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (импортеры). Налогоплательщик подлежит обязательной постановке на учет в налоговом органе по месту своего нахождения и по месту нахождения каждого обособленного подразделения. [2]

 

Вид налога (сбора)

                                                              НДС          

    Объект

налогообложения

Обороты:

- по реализации товаров (работ, услуг) – по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для собственного потребления, а также своим работникам;

- по реализации товаров (работ, услуг) по бартеру;

- по передаче безвозмездно или с частичной оплатой (налог платит передающая сторона);

- по реализации предметов залога.

В облагаемый оборот также включаются средства, полученные от других предприятий (за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды его учредителями), доходы, полученные от передачи во временное пользование финансовых ресурсов при отсутствии лицензии на осуществление банковских операций, а также средства от взимания штрафов и пеней, выплаты неустоек, полученные за нарушение обязательств, предусмотренных договором поставки; суммы, авансов и иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, услуг); суммы, поступившие в порядке частичной оплаты по расчетным документам; строительно-монтажные работы, выполненные хозспособом

Ставка налога

     (сбора)

10% НДС, продтовары (кроме подакцизных),

товары детского ассортимента, сельхозпродукция

20% НДС – остальные товары (работы, услуги)

Сроки

 уплаты

 налогов

 (сборов)

 аван-

 совых

                                                   По НДС

предприятия со среднемесячными платежами более 10 тыс. руб. уплачивают по срокам 15-го, 25-го и 5-го числа следующего месяца в размере 1/3 суммы налога, причитающегося к уплате в бюджет по последнему месячному расчету (кроме малых предприятий и плательщиков со среднемесячными платежами до 1 тыс. руб., которые уплачивают НДС ежеквартально)

 факти-  ческих при среднемесячной сумме платежа от   1 тыс.руб. - доплата в срок до 20-го числа следующего за отчетным месяца

при среднемесячной сумме платежа до 1тыс. руб.,а также малые предприятия, до 20-го

числа месяца, следующего за отчетным кварталом

         

 

Налог на доходы физических лиц, подоходный налог с физических лиц - налог, которым облагается сумма совокупного дохода граждан в денежном исчислении за истекший год. Частично взимается с ежемесячных и текущих доходов в виде разовых выплат. Подоходным налогом облагаются доходы, превосходящие необлагаемый минимум. Относится к числу прогрессивных налогов, ставка которого обычно увеличивается ступенчатым образом по мере роста величины годового дохода. В России имеется ряд льгот по уплате подоходного налога, в частности, от него освобождены доходы по пенсиям. [2]

 

Вид налога (сбора)

                                  Налог на доходы физических лиц

    Объект налогообложения

Доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российсков Федерации;

2) от источников в Российской Федерации – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации

Ставка налога      (сбора) 13%-если иное не предусмот- ренно статьей 224 НК 35% - устанавливается в отношении следующих доходов: - стоимости любых выигрышей и при- зов, получаемых в проводимых кон- курсах, играх и т.д. в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превы- шения 2 тыс. руб; -страховых выплат по договорам доб- ровольного страхования в части пре- вышения страховых взносов увели- ченных страховщиками на сумму исчисленную исходя из ставки рефи- нансирования Центрального банка; -процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, расчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Централь- ного банка РФ, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте; -суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения суммы исчисленной исходя из ѕ став- ки рефинансирования ЦБ 30%-устанавливает- ся в отноше- нии всех дохо- дов, получае- мых физичес- кими лицами, не являющи- мися налого- выми резиден- тами Российс- кой Федерации 6%- устанавлива-ется в отно- шении дохо- дов от доле- вого участия в деятельнос- ти организа- ций,получен- ных в виде дивидендов
Сроки уплаты налогов (сборов)

Налоговые агенты исчисляют сумму налога при получении средств на оплату труда, а в других случаях не позднее дня следующего за днем перечисления доходов. Уплата налога до 15 июня.

  

  Единый социальный налог введен с 1 января 2001 г. частью второй НК РФ. Этот налог заменил страховые платежи в государственные социальные внебюджетные фонды. Поступления налога, контролируемые уже не фондами, а налоговыми органами, зачисляются в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования и направляются на финансирование государственного пенсионного и социального обеспечения и медицинской помощи гражданам. [2]

   

Вид налога (сбора)

                                       Единый социальный налог

    Объект налогообложения

- выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, а для организаций и индивидуальных предпринимателей – по авторским договорам;

- доходы от предпринимателей или иной продовольственной деятельности за вычетом расходов связанных с их извлечением.

Для предпринимателей перешедших на упрощенную систему объектом налогообложе-

ния является валовая выручка.

Ставка налога

     (сбора)

Налоговая            

база

Федераль-

ный бюджет

Фонд социального страхования  

  РФ

Фонды обязательного

медицинского страхования  

Итого

Федераль-  ный фонд Территори- альные фонды
до 100  тыс.руб. 28,0%    4,0%   0,2%     3,4% 35,6%
 100-300  тыс.руб. 28000 руб.+ 15,8% с сум- мы,превыша- ющей 100 т.р 4000 руб.+ 2,2% с сум- мы,превыша- ющей 100 т.р 200 руб.+ 0,1% с сум- мы, превы- шающей 100 т.р. 3400 руб.+ 1,9% с суммы, превышающей 100 т.р. 35600р+ 20,0% с суммы, превы- шающей 100 т.р.
 300-600  тыс.руб. 59600 руб.+ 7,9% с сум- мы,превыша- ющей 300 т.р 8400 руб.+ 1,1% с сум- мы,превыша- ющей 300 т.р 400 руб.+ 0,1% с сум- мы, превы- шающей 300 т.р. 7200 руб.+ 0,9% с суммы, превышающей 300 т.р. 75600р+ 10,0% с суммы, превы- шающей 300 т.р.
свыше   600 тыс. руб. 83300 руб.+ 2,0% с сум- мы,превыша- ющей 600 т.р 11700 руб. 700 руб. 9900 руб. 105600р.+2,0% с суммы, превы- шающей 600 т.р.
Сроки уплаты налогов (сборов)

Юридические лица производят уплату авансовых платежей по социальному налогу ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца.

 

      

Налог с продаж – региональный налог. Плательщиками налога являются юридические и физические лица, реализующие товары, работы или услуги на территории РФ. [2]

 

Вид налога (сбора)                                                    Налог с продаж
    Объект налогообложения Операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации, операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт 
Ставка налога      (сбора) Не более 5%
Сроки уплаты налогов (сборов) Уплата налога производится ежеквартально, в срок не позднее 5-го числа месяца следующего за отчетным кварталом

 

   Налог на имущество предприятий занимает центральное место среди имущественных налогов по сумме поступлений. При его взимании реализуются обе функции налога: и фискальная, и экономическая. Первая функция – благодаря тому, что обеспечиваются небольшие, но стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов; вторая – через заинтересованность предприятий в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества. Кроме того, удобство налога на имущество для государства очевидно: имущество – овеществленный доход, и скрыть его сложнее.  [2]          

 

Вид налога (сбора)

                                             Налог на имущество

    Объект

налогообложения

Среднегодовая стоимость имущества

Ставка налога

     (сбора)

Не более 2%

Сроки

 уплаты

 налогов

 (сборов)

 аван-  совых

                                                                -

 факти-  ческих По квартальным расчетам–в 5-дневный срок со дня, установленного для представления квартальных отчетов По годовым расчетам - в 10-дневный срок со дня, установленного для представления отчета

Бухгал-

терские

проводки

дебет

                                                                80

 кредит

                                                                68

  В соответствии с требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Планирование аудита» ниже приведены примерное содержание и форма программы аудита по данному разделу. [18]

 

                                Программа аудита          

                                   Аудит расчетов с бюджетом                       

Проверяемая организация ________________________________________________

Период аудита _________________________________________________________

Количество человеко-часов ______________________________________________

Руководитель аудиторской группы ________________________________________

Исполнитель ___________________________________________________________

Планируемый аудиторский риск __________________________________________

Планируемый уровень существенности ____________________________________

 

 

№ п/п      Перечень проверяемых вопросов и процедур Рабочие документы аудитора Примечание
1                                           2              3      4
1 Правильность применения ставок, определения налогооблагаемой базы, законность и обоснованность льгот по начислению платежей в бюджет: налог на прибыль; налог на добавленную стоимость; подоходный налог; налог на имущество; прочие налоги и платежи в бюджет Процедура: проверка документов Выборка _________________________________________ Сплошным порядком______________________________ Рабочие записи  
2 Правильность составления корреспонденции по счету 68 “Расчеты с бюджетом”. Соответствие записей аналити- ческого учета по счету 68 записям в главной книге и формах бухгалтерской отчетности  Процедура: проверка документов, прослеживание  Выборка _________________________________________  Сплошным порядком ______________________________          -“-  
3 Правильность составления и своевременность представления отчетов по видам налогов  Процедура: проверка документов  Выборка _________________________________________  Сплошным порядком ______________________________          -“-  

   Руководитель аудиторской группы

1.2. Необходимость налогового планирования

 

Налоговое планирование представляет собой совокупность плановых действий, объединенных в единую систему и направленных на максимальный учет возможностей оптимизации налоговых платежей в рамках общего стратегического, в том числе финансового, планирования фирмы. Планирование налогов представляет собой планирование величин конкретных налогов.

Основами налогового планирования являются:

- правильное формирование учетной политики предприятия и проведение договорных компаний;

- правильное и полное использование всех установленных законом освобождений от налогов и исполнения обязанностей налогоплательщиков;

- оценка позиций налогового органа с точки зрения возможности получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов и с точки зрения получения различных налоговых, инвестиционных и иных кредитов;

- учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства на соответствующем историческом этапе.

В мировой практике сложились следующие основные понятия в области выполнения налоговых обязательств.

1. Уклонение от уплаты налогов осуществляется в виде незаконного использования предприятием или физическим лицом налоговых льгот, несвоевременной уплаты налогов, сокрытия доходов, непредставления или несвоевременного представления документов, необходимых для своевременного исчисления и уплаты налогов. При уклонении предприятие уменьшает свои налоговые обязательства или вообще не платит налоги, используя способы, прямо или косвенно запрещенные законодательством.

2. Обход налогов. В этом случае предприятие или физическое лицо не является плательщиком, либо его деятельность по закону не подлежит налогообложению, либо его доходы не облагаются налогами. Предприятие может использовать в этой ситуации такие незаконные способы, как нерегистрация своей деятельности или неведение учета объектов налогообложения.

3. Стандартный метод. В этом случае предприятие платит налоги в соответствии с законодательством без предварительных расчетов и выбора оптимального варианта налогообложения.

4. Налоговое планирование. В этом случае юридическими и физическими лицами проводится активная налоговая политика, направленная на минимизацию негативного влияния налогообложения на достижение стоящих перед ними целей не противоречащими законодательству методами. Таким образом, налоговое планирование должно полностью соответствовать законодательству, активно решать стоящие перед предприятием задачи. Следует отметить, что в налоговом законодательстве существуют пробелы, используемые как для избежания, так и уклонения от налогов. Они могут носить как непреднамеренный характер, так и сознательно закладываться в законе. [24]

Необходимо отметить, что методика налоговое планирования определяется рядом факторов:

- спецификой объекта налогообложения;

- спецификой субъекта налогообложения;

- определенной возможностью обхода налога, предоставляемой особенностями методов налогообложения, способами исчисления и уплаты налога, которые лежат в определении суммы налога;

- использованием определенных вариантов учетной и договорной политики;

- возможностью для ухода и легального снижения налогов при использовании налоговых убежищ.

Налоговое планирование является частью финансового планирования. При его осуществлении обычно руководствуются следующими основными принципами, выработанными практикой его реализации:

- платить минимум из положенного;

- осуществлять уплату налога, как правило, в последний день установленного периода;

- использовать варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках целостной и взаимосвязанной системы налогообложения предприятий;

- использовать льготные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством;

- не допускать повышенного налогообложения путем использования специальных учетных методов.

Возможна следующая классификация корпоративного налогового планирования:

1. В зависимости от вида хозяйствующего субъекта следует различать налоговое планирование в коммерческих и некоммерческих организациях. Имеется специфика налогового планирования в различных коммерческих организациях: производственных, торговых, научных, финансовых и т.д., в том числе по видам деятельности.

2. В зависимости от целей деятельности хозяйствующего субъекта целесообразно выделять налоговое планирование хозяйствующих субъектов, имеющих целью получение и увеличение чистой прибыли и объективно не имеющих такой цели.

3. В зависимости от организационно-правовой формы есть специфика налогового планирования в акционерных обществах, производственных кооперативах и т.п.

4. В соответствии со стадиями финансово-производственного цикла предприятия: на стадии создания, существования и ликвидации предприятия.

5. С точки зрения временной определенности: долгосрочное, годовое и краткосрочное налоговое планирование.

6. Исходя из направленности на перспективу следует различать стратегическое и текущее (оперативное) планирование.

7. С точки зрения учета различных прогнозных вариантов изменения внешней среды и внутреннего финансового состояния предприятия, целесообразно выделять динамическое и стратегическое налоговое планирование.

8. В зависимости от размера бизнеса есть специфика налогового планирования на малых, средних и крупных предприятиях.

9. В зависимости от объема налоговое планирование может быть полным и тематическим (фрагментарным).

10. В зависимости от объекта налогового планирования его можно подразделять на налоговое планирование деятельности предприятия в целом, структурных подразделений, отдельных «центров ответственности» и конкретных операций.

11. В соответствии с субъектами, инициирующими налоговое планирование, целесообразно подразделять его на внешнее (инициируемое учредителями) и внутреннее (инициируемое исполнительными органами организации).

12. В соответствии с субъектами, осуществляющими налоговое планирование: работником бухгалтерии или финансового отдела предприятия; силами специализированного отдела предприятия; внешними консультантами.

13. Исходя из критерия территориальности целесообразно различать: местное и международное налоговое планирование.

14. В зависимости от ожиданий, возлагаемых на налоговое планирование: оптимистическое, пессимистическое и реалистичное. [21]

Для определения налогового бремени расчетной базой является: на макроуровне – валовой внутренний продукт, на уровне фирмы – добавленная стоимость или выручка.

На практике существует такое понятие, как полная ставка налогообложения. Под ней следует понимать параметр, характеризующий налоговую нагрузку на фирму или тяжесть ее налогового бремени, рассчитываемый как отношение причитающихся к уплате налоговых платежей к добавленной стоимости или валовому внутреннему продукту. Исходя из ее размера на основе мирового опыта можно внести следующие рекомендации по выбору метода уплаты налога:

- если полная ставка налогообложения 10-15%, то используется стандартный метод;

- если полная ставка налогообложения 20-35%, то используются пассивные элементы налогового планирования, без специальных программ;

- если полная ставка налогообложения 40-50%, то налоговое планирование носит активный характер, проводятся налоговые экспертизы и нанимаются налоговые консультанты.

Первый метод используется на малых предприятиях, второй и третий метод обычно используют крупные и средние предприятия. Переход к налоговому планированию позволяет повысить финансовую устойчивость предприятий, снизить штрафные санкции, увеличить безопасность руководства, так как используются законные методы уплаты налогов.

Элементы налогового планирования можно представить следующим образом:

1. Стратегия оптимизации и минимизации налоговых обязательств.

2. Своевременное выполнение налоговых и прочих обязательств с помощью налогового календаря.

3. Обеспечение состояния бухгалтерской и налоговой отчетности на уровне, позволяющем получать оперативную информацию по состоянию финансово – хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, налоговое планирование, основанное на строгом выполнении налогового законодательства, тем не менее, позволяет минимизировать всю совокупность налоговых платежей и обязательств, существенно снижает риски неправильного исчисления и уплаты налогов и соответственно защищает предприятия от возможного существенного ущерба, связанного с применением налоговых санкций. Оно в определенной степени повышает культуру управления финансами хозяйствующего субъекта. [24]

    Участники процесса планирования

Процесс налогового планирования это, во-первых, совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя (менеджера). Во-вторых, - постоянный поиск оригинальных решений и схем работы Вашей организации. В-третьих, -постоянное изучение специальной литературы, изучение и анализ опыта других организаций Вашего профиля и смежных сфер бизнеса.

Какова же роль каждого из участников процесса налогового планирования?

Менеджер – дает информацию по фактическим условиям сделки и по ее результатам, которые планируется получить после ее завершения.

Бухгалтер – проводит расчеты вариантов финансовой структуры сделки и отражение ее в бухгалтерском учете, используя нормы действующего налогового законодательства, нормы и правила бухгалтерского и финансового учета. Формулирует возможные с точки зрения процедуры, требующие юридического обоснования и согласования с контрагентом. Производит расчет сумм, причитающихся к платежам в бюджет с учетом прямых и косвенных налогов.

Юрист – анализирует процедуру сделки с точки зрения правовой защищенности, а также готовит необходимые документы с учетом «узких мест» при ее исполнении. Помогает бухгалтеру заранее обосновать трактовку и совершения (порядок учета) сделки и отражение в бухгалтерской отчетности ее результатов с учетом «узких мест» при ее исполнении. [50]

Налоговое планирование на уровне хозяйствующих субъектов осуществляется в ряд этапов.

1. Принятие решений по наиболее выгодным, с точки зрения налогового планирования, расположения самого предприятия, его руководящих органов, филиалов, дочерних и зависимых обществ для оптимизации налогов, исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран. В Российской Федерации используются свободные экономические зоны и закрытые административно-территориальные образования, где происходит снижение налогового бремени.

2. Выбор организационно-правовой формы юридического лица и его внутренней структуры с учетом характера и целей деятельности и соответствия режима налогообложения юридического лица с его гражданско-правовой ответственностью по обязательствам.

3. Текущее налоговое планирование, включающее:

- использование освобождений от налогов и от исполнения обязанностей по исчислению и уплате налогов;

- использование оптимальных форм договоров при прогнозировании и определении налогооблогаемого дохода и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также проведение аудита;

- планирование сделок, опосредствующих предпринимательскую деятельность организации;

- минимизацию налоговых обязательств, возникающих при осуществлении предприятием социальной политики;

- планирование использования льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства с целью оперативного реагирования на эти изменения, включая реорганизацию предприятия.

В Российской Федерации существуют варианты использования инвестиционного налогового кредита и налогового кредита, согласно положениям I части Налогового кодекса РФ, в зависимости от направлений деятельности предприятия. Кроме этого предусмотрены определенные льготы предприятиям и физическим лицам, которые заняты исследовательской деятельностью (НИОКР).

4. Принятие решений по наиболее рациональному размещению активов и прибыли и по проблемам инвестирования и аккумулирования средств, так как правильное размещение прибыли и капитала позволяет получить дополнительные налоговые льготы, а в отдельных случаях – обеспечить возврат части уплаченных налогов.

В дополнение к четырем основным этапам можно добавить этапы формирования целей и задач предприятия в начале его организации и анализа возможных форм сделок по конкретным операциям. [21]

Необходимость налогового планирования изначально определена современным налоговым законодательством, изначально предусматривающее различные налоговые режимы, в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика.

Налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся налоговых реформ, а также на анализе направлений налоговой политики, проводимой правительством.

 

1.3. Общие принципы минимизации налогов

 

«Минимизация налогов» – термин, который вводит в заблуждение. В действительности, конечно, целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение доходов предприятия после уплаты налогов.

Это не всегда одно и то же. Вот простой, но наглядный пример: если минимизация налогов произведена некорректно, то штрафы многократно превысят планируемый эффект от минимизации.

Минимизация налогов – это только часть более крупной – главной – задачи, стоящей перед финансовым менеджментом (финансовым управлением предприятием).

Главная задача финансового менеджмента – финансовая оптимизация, т.е. выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия.

Проанализируем такой параметр, как срок уплаты налогов. Существуют методы передвижения срока уплаты некоторых налогов на необходимый период времени (без штрафных санкций). При этом уменьшения налогов не происходит, но с позиций финансового менеджмента налицо положительный результат – средства остались в обороте и, следовательно, принесли дополнительную прибыль.

С этих же позиций можно подойти к исследованию вопроса о штрафных санкциях за неуплату налогов в установленный срок. С точки зрения финансовой оптимизации к упомянутым штрафным санкциям нужно относиться так же, как и к любым другим платежам, т.е. рассматривать их в разрезе выгоды.

К примеру, предприятие использует заемные средства. Если плата за кредиты меньше штрафных санкций, то разумно платить налоги в срок.

Эту мысль можно представить и в более общем виде: что выгоднее: заплатить меньше, но раньше, или больше, но позже? Это – проблема финансовой оптимизации, и только зная конкретную ситуацию на конкретном предприятии, можно ответить на этот вопрос. Во всяком случае, в условиях инфляции очень часто бывает, что выгоднее «больше, но позже». Другое дело, что это самое «больше» надо стараться сделать как можно меньше – это уже та часть задачи, которая связана с минимизацией налогов.

             Какие налоги минимизировать

Цель минимизации налогов – не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия.

И в этой связи встает вопрос: какие налоги наиболее сильно уменьшают финансовые ресурсы предприятия?

Один ответ очевиден: те, чьи размеры самые большие.

Второй ответ требует пояснений. Дело в том, что существует несколько групп налогов.

А). Налоги, находящиеся «внутри» себестоимости (например, земельный налог, платежи во внебюджетные фонды и т.п.). Уменьшение таких налогов приводит к снижению себестоимости и к увеличению налога на прибыль. В итоге эффект от минимизации таких налогов есть, но он частично гасится увеличением налога на прибыль.

Б). Налоги, находящиеся «вне» себестоимости (НДС). Для них важно уменьшать не сами налоги, а разницу, подлежащую уплате в бюджет. 

В). Налоги, находящиеся «над» себестоимостью (налог на прибыль). Для этих налогов следует стремиться к уменьшению ставки и формальному уменьшению налогооблагаемой базы. При этом возможно увеличение налогов «внутри» себестоимости, однако в целом эффект есть.

Г). Налоги, выплачиваемые из чистой прибыли. Для этих налогов следует стремиться к уменьшению ставки и налогооблагаемой базы.

Наиболее сильно финансовые ресурсы предприятия уменьшают налоги групп В и Г. [50]

 

 

Глава 2.Анализ деятельности предприятия ООО «СМУ-2»

 

             

           Исследование проводится по данным за 2003 год

 

2.1. Краткая характеристика предприятия ООО “СМУ-2”

 

Источниками информации об ООО «Строительно – Монтажное Управление № 2» для аудитора послужили следующие документы:

- Устав ООО «Строительно – Монтажное Управление № 2»;

- документы о регистрации данного предприятия;

- бухгалтерская отчетность;

- контракты, договоры, соглашения;

- сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом данной организации.

Просмотрев и обобщив основные документы, регламентирующие деятельность ООО «Строительно – Монтажное Управление № 2» у аудиторов сложилось следующее мнение о данной организации.

Общество с ограниченной ответственностью «Строительно – Монтажное Управление № 2» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и зарегистрировано Администрацией г.Пскова 10 сентября 1996 года.

Общество имеет полное фирменное наименование на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «Строительно – Монтажное Управление № 2». Сокращенное фирменное наименование на русском языке: ООО «СМУ № 2».

Место нахождения общества: Россия, г. Псков, ул. Гражданская, д.5-А, офис 21.

Почтовый адрес: Россия, 180000 г. Псков, ул. Гражданская, д.5-А, офис 21.

Общество является юридическим лицом по Российскому законодательству и действует в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», иными законодательными актами Российской Федерации, настоящим уставом и учредительным договором общества. Общество имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности и несет, связанные с этой деятельностью, обязанности с момента его государственной регистрации.

Общество имеет самостоятельный баланс, счета в банках, круглую печать содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак.

Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Общество в пределах своей уставной деятельности имеет право:

- от своего имени заключать договоры и контракты;

- использовать свои банковские счета согласно законодательству РФ;

- брать краткосрочные и долгосрочные займы в российской и иностранной валюте согласно законодательству РФ;

- осуществлять оплату, прием и внесение в банк свободно конвентируемой валюты в соответствии с законодательством РФ;

- осуществлять совместно с банками финансовые и валютные операции, разрешенные законодательством РФ;

- приобретать в собственность, брать в аренду, отчуждать земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, а также использовать общественные, коммунальные и другие услуги;

- привлекать к работе, участию, сотрудничеству на основе договоров, контрактов и соглашений юридического и физического лица, трудовые и творческие коллективы, общественные и другие организации, в том числе иностранные, а также их средства.

Общество представляет собой коммерческую организацию, целью деятельности которой является получение прибыли.

Предмет деятельности общества:

Основным видом деятельности является: Общестроительные работы;

1) Строительно – монтажные и ремонтно-строительные работы;

2) Реконструкция и реставрация зданий и сооружений;

3) Торговая, торгово-закупочная и торгово-посредническая деятельность, в том числе оптовая, мелкооптовая, розничная, комиссионная торговля;

4) Транспортные услуги;

5) Ремонт и техобслуживание автотранспорта;

6) Закупка, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции;

7) Лесозаготовка и деревопереработка;

8) Оказание услуг грузоподъемными машинами и механизмами.

Виды деятельности, требующие наличия лицензий или спецpазpешений осуществляются только после их получения.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляет единоличный исполнительный орган общества – директор.

Директор избирается общим собранием участников общества сроком на 5 лет.

Директор общества:

1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

2) открывает и закрывает расчетные счета в банках;

3) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;

4) обеспечивает выполнение текущих и перспективных планов, решений собрания участников и представляет отчеты об их выполнении;

5) распоряжается имуществом общества, включая его денежные средства, без права отчуждения недвижимого имущества общества;

6) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

7) осуществляет иные полномочия, не отнесенные законом и уставом общества к компетенции общего собрания участников общества. 

Директор несет персональную ответственность за соблюдение порядка ведения и достоверности учета и отчетности в соответствии с законодательством РФ.

Общество обязано хранить по месту нахождения его единоличного исполнительного органа документы, предусмотренные ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Директором ООО «СМУ-2» является Поздняков Владимир Васильевич.

На предприятии бухгалтерский учет автоматизирован. Используется программа «ИНФО - Бухгалтер» 

  

Возможности программы:

- Выполнение проводок по счетам при заполнении первичных документов и при вводе хозяйственных операций

- При желании можно вводить и корректировать проводки «вручную»

- Автоматическое составление главной книги и оборотных ведомостей, карточек аналитического учета счетов шахматки, а также журналов – ордеров и ведомостей к ним по любому счету за любой период

- Расчет баланса составление отчета о финансовых результатах приложения к балансу и других отчетных форм

- Расчет заработной платы для небольших предприятий с автоматическим расчетом налогов формированием и печатью индивидуальных расчетных листов и платежных ведомостей

- Аналитический и синтетический учет движения денежных средств и материальных ценностей по всем счетам в различных аспектах. Параллельное ведение суммового и количественно – суммового учета материалов товаров и т. п. с формированием оборотных ведомостей и карточек счетов в суммовой и количественно – суммовой форме.

- Выбор и фильтрацию хозяйственных операций по различным признакам во всевозможных сочетаниях (содержание операции корреспондирующие счета период совершения операции).

- Подготовка и печать платежных и отчетных документов (платежных поручений ведомостей баланса с приложениями и т. п.).

- Форма всех печатаемых документов соответствует действующим стандартам, что избавляет от необходимости приобретения бланков.

Необходимость разработки учетной политики для целей налогового учета была установлена еще с введением в действие гл.21 НК РФ - "Налог на добавленную стоимость".

После разработки и принятия гл.25 "Налог на прибыль организаций" обязательность разработки специальной учетной политики или введения в учетную политику организации специального раздела, посвященного организации и ведению налогового учета, не только подтверждена, но и детализирована.

Статьей 313 гл.25 части второй НК РФ введено понятие налогового учета.

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом. [2]

ООО «Строительно – Монтажное Управление № 2» исчисляет налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. [2]

Под внешними пользователями здесь имеются в виду налоговые органы, а также аудиторы (аудиторские фирмы) и иные контролирующие или проверяющие органы. Для внутренних пользователей (руководителей, акционеров, работников организации и т.п.) данные налогового учета вряд ли представляют объект повышенного интереса.

Для большей части налогов налоговым периодом является календарный год. Следовательно, любые изменения в учетной политике для целей налогообложения могут вводиться только с начала очередного календарного года.

Налоговый учет должен вестись по всем налогам - в том случае, где налоговый учет отличается (или может отличаться) от бухгалтерского.

При организации налогового учета по отдельным видам налогов следует учитывать особенности исчисления и уплаты этих налогов, установленные отдельными главами части второй НК РФ.

            

                 Список потребителей услуг ООО «СМУ-2»

                                                            Таблица 2.1

 

Пансионат «КРИВСК» Псковская область
«Псковская областная больница» Г. Псков
Филиал «Псковский ЗАО «ЭКСИ – Банк» Г. Псков
Управление юстиции по Псковской области Г. Псков
ООО «Фатон» г. Псков
РКЦ г. Порхов Г. Псков

                 

                 Основные фирмы-конкуренты:

 

- ЗАО «Строительно – Монтажное Управление № 152» - Псков       

- ЗАО «Строительно – Монтажное Управление № 285» - Псков

-  ЗАО «Ремстрой»                                                   - Псков

- ООО «Ева»                                                            - Псков

- ЗАО «Реставрационные мастерские»                   - Псков

 

 Клиент: ООО «Строительно – Монтажное Управление № 2»

 Проверяемый период: с 01.01.2003 г. по 01.01.2004 г.

 

        Основная информация о клиенте

                                                                                           Таблица 2.2

               

 

Как давно функционирует  Семь лет (с сентября 1996 года)  
Общее впечатление от оформления бухгалтерской документации Оформлена хорошо (документы подобраны и сброшюрованы в отдельные папки – скоросшиватели)  
Форма бухгалтерского учета Журнально-ордерная с применением компьютерной программы «Инфо – Бухгалтер»
Общее впечатление о квалификации бухгалтерского персонала Высокий уровень профессионализма и большой опыт работы бухгалтером.
Количество сотрудников бухгалтерии Один (главный бухгалтер)  

 

 2.2. Анализ финансового состояния предприятия

 

Перед тем, как начать документальную проверку, аудитор проводит экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности с тем, чтобы выразить мнение о финансовом положении предприятия и возможности расчетов по обязательствам перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности начинается с оценки финансового состояния предприятия по данным бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность является информационной базой для проведения финансового анализа.

Финансовый анализ решает следующие задачи:

 - во-первых, выявляет степень сбалансированности между движением материальных и финансовых ресурсов, оцени­вает потоки собственного и заемного капитала в процессе экономического кругооборота, нацеленного на извлече­ние максимальной или оптимальной прибыли, повыше­ние финансовой устойчивости и т.п.;

- во-вторых, позволяет оценить правильное использование денежных средств для поддержания эффективной струк­туры капитала;

- в-третьих, в результате финансового анализа можно про­контролировать правильность составления финансовых по­токов организации, соблюдение норм и нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов, целесо­образность осуществления затрат. [19]

Ретроспективный период, информация за который была проанализирована в дипломной работе с 01.01.2003 года по 01.01.2004 года.

Данные для анализа взяты из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за 2003 год (Приложение № 1).

Экспресс-анализ финансового состояния предприятия представляет собой расчет ряда показателей на основе данных стандартных форм бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках).

 

  Расчет показателей финансового состояния предприятия

Методика расчета и анализа коэффициентов финансового состояния предприятия разработана ООО «ИНСЭИ» с учетом приказа Минэкономики РФ от 01.10.97 № 118. 

       

  Показатели ликвидности.

1) Общий коэффициент покрытия (ОКП). Он показывает достаточность оборотных средств предприятия для погашения своих обязательств и рассчитывается как отношение текущих активов к текущим пассивам. Формула расчета следующая:

 

             стр.260 + стр.250 + стр.240 + стр.210 + стр. 220 баланса

ОКП =                                                                                           ;           

             стр.690 - стр.660 - стр.650 - стр. 640 баланса 

 

Рекомендуемый интервал значений от 1 до 2. 

Если значение показателя меньше 1, то это говорит о том, что активов предприятия недостаточно для погашения обязательств.

 

2) Коэффициент срочной ликвидности (КСЛ). Он показывает достаточность денежных средств и дебиторской задолженности для погашения предприятием своих обязательств и рассчитывается как отношение денежных средств и дебиторской задолженности к текущим пассивам.

Формула расчета следующая:

 

                       стр.260 + стр.250 + стр.240 баланса

КСЛ =                                                                                     ;               

               стр.690 - стр.660 - стр.650 - стр. 640 баланса

 

Рекомендуемый интервал значений от 1 до 1,5.

 

3) Коэффициент абсолютной ликвидности (КЛА). Он показывает страховой резерв денежных средств для погашения предприятием своих обязательств и рассчитывается как отношение денежных средств к текущим обязательствам. Формула для расчета следующая:

 

 

             стр.260 + стр.250 баланса

КЛА =                                                                                     ;               

             стр.690 - стр.660 - стр.650 - стр. 640 баланса

 

Рекомендуемый интервал значений от 0,5 до 1.

 

4) Коэффициент ликвидности при мобилизации средств (КЛМС). Он показывает степень зависимости платежеспособности предприятия от материально-производственных запасов и рассчитывается как отношение материально-производственных запасов к текущим обязательствам. Формула расчета следующая:

                                       стр.210 баланса

КЛМС =                                                                                     ;               

               стр.690 - стр.660 - стр.650 - стр. 640   баланса

 

Рекомендуемый интервал значений от 0,5 до 0,7.

 

Показатели финансовой устойчивости.

5) Соотношение привлеченных и собственных средств (СИП).

Этот коэффициент показывает, сколько рублей заемных средств привлекло предприятие на 1 рубль, вложенный в активы собственных средств и рассчитывается как отношение всех обязательств к собственным средствам. Формула расчета следующая:

             стр.590 + стр. 690 - стр.640 - стр.650 - стр.660 баланса

СИП=                                                                                                      

          стр. 490 + стр.640 + стр.650 + стр. 660 - стр. 244 - стр. 252 баланса

 

 Рекомендуемый интервал значений < 0,7

 

6) Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (КСОС). Он показывает наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости и рассчитывается как отношение собственных оборотных средств к общей величине оборотных средств предприятия. Формула расчета следующая:

          стр.290-стр.244-стр.252- 690+ стр.640+стр.650+стр.660 бал. 

КСОС=                                                                                             ;       

                                                             290

 

Рекомендуемый интервал значений от 0,1 до 0,5.

 

7) Коэффициент маневренности собственных оборотных средств (КМСОС). Он показывает способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и рассчитывается как отношение собственных оборотных средств к общей величине собственных средств. Формула расчета следующая:

                                       

                                        стр.290-стр.244-стр.252-стр.690     

                                      +стр.640+стр.650+стр.660 баланса

КМСОС=                                                                                     ;                

                       стр. 490+ стр.640 + стр.650 + стр. 660 - стр. 244-252 баланса

 

Рекомендуемый интервал значений от 0,2 до 0,5.

 

8) Коэффициент финансовой независимости (КФН). Он показывает наличие собственных средств у предприятия для поддержания финансовой устойчивости и рассчитывается как отношение собственного капитала к общей величине капитала предприятия. Формула расчета следующая:

 

                  стр. 490 + стр.640 + стр.650 + стр. 660 - стр. 244    

                                           -стр.252 баланса

КФН=                                                                                           ;    

                                          стр.700 баланса

 

Рекомендуемый интервал значений >0,5.

Обычно, чем больше этот коэффициент, тем охотнее кредиторы предоставляют компании средства. Этот коэффициент также необходимо сравнивать со средними по отрасли.

 

9) Коэффициент финансовой независимости в области формирования запасов (КФНЗ). Он показывает наличие материально-производственных запасов, необходимых для поддержания финансовой устойчивости и рассчитывается как отношение собственных оборотных средств предприятия к величине запасов. Формула расчета следующая:

стр.290-стр.244-стр.252-стр.690     

                                     стр.640+стр.650+стр.660 баланса

КФНЗ=                                                                                       ;                                                     

                                        стр.210 баланса

Рекомендуемый интервал значений > 0,1

  Показатели эффективности использования ресурсов.

10) Рентабельность чистых активов по прибыли (РЧА). Этот показатель иллюстрирует эффективность использования средств, принадлежащих собственникам, и рассчитывается как отношение чистой прибыли к величине чистых активов. Формула расчета следующая:

 

                                            стр.140 -стр.150 формы 2

      РЧА=                                                                                            ;

               ((стр. 490 + стр.640 + стр. 650 + стр.660 - стр.244 –

-стр.252 баланса)на начало периода + (стр. 490 + стр.640+ стр.650 + стр.660 - стр.244 -стр.252 баланса) на конец периода)/2

 

11) Рентабельность реализованной продукции (РРП). Она показывает эффективность затрат, произведенных предприятием на производство и реализацию продукции и рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции к объему затрат на производство и реализацию продукции. Формула расчета следующая:

                      стр.050 формы 2

РРП =                                                  ;

           стр. 020 + стр.030 + 040 формы 2

 

 12) Рентабельность продаж (РП). Она показывает эффективность сбытовой деятельности и рассчитывается как отношение прибыли от реализации к объему реализации.

 Формула расчета следующая:

               

           стр. 050 формы 2

РП =                             ;

            стр.010 формы 2

 

Показатели деловой активности.

13) Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала (КООК). Он показывает, сколько рублей выручки снимается с 1 рубля оборотного капитала и рассчитывается как отношение выручки от реализации к оборотным средствам. Формула расчета следующая:

                                      

                                 стр.010 формы 2

КООК =

                 (стр. 290 баланса на начало периода +

стр. 290 баланса на начало периода)/2

 

14) Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (КОСК). Он показывает, сколько рублей выручки снимается с 1 рубля собственного капитала и рассчитывается как отношение выручки от реализации к величине собственного капитала. Формула расчета следующая:

 

                                                 стр.010 формы 2 

 КОСК=                                                           


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow