Психологическая помощь пострадавшим от сексуального насилия

Виды психологической помощи

По длительности и задачам психотерапии - кратковременная и долговременная

По форме - групповая и индивидуальная

По концепции - когнитивная, бихевиоральная, системная семейная психотерапия, аналитическая (в том числе, теория объектных отношений), НЛП, психодрама, арттерапия, (игротерапия), специфические методы для уменьшения тревоги (релаксация, глубокое дыхание, имаготерапия (L. Berliner. I. R. Wheeler,), десенсибилизация, неспецифическая терапия (игры с водой и песком).

Индивидуальная психотерапия детей - жертв сексуального насилия

Общие цели психотерапии

Помочь ребенку понять характер травмы и последствия, которые должно иметь для него это переживание.

Повысить способность ребенка говорить и думать о пережитом насилии без смущения и тревоги.

Уменьшить степень выраженности и интенсивность поведенческого и эмоционального дистресса.

Способствовать здоровому выражению чувств в связи с происшедшим насилием и с последствиями его раскрытия.

Исследование и модификация искаженных, недостаточных или нездоровых познавательных способностей ребенка с целью развития более адаптивных способов мышления о насилии, себе и своих взаимоотношениях

Выявление обстоятельств, сопутствующих травме и ослабление их влияния.

Задачи индивидуальной психотерапии

Задачи индивидуальной психотерапии ставятся и осуществляются в рамках конкретных программ помощи детям - жертвам сексуального насилия. Эти программы разрабатываются с учетом всех факторов (модифицированные формы сбора и анализа фактов см. ранее)

В Торонто ведется работа в четырех программах, в зависимости от возраста пострадавших детей, подробно описываются задачи и этапы лечения.

Первая неделя - Определение характера кризиса ребенка и родителей, отреагирование.

Вторая неделя - "Празднование раскрытия"

Третья неделя - Исследование чувств и установление меры ответственности.

Четвертая неделя - Оценка доверия, информация о сексуальных отношениях

Пятая неделя - Проработка когнитивных нарушений

Шестая неделя - Обеспечение навыками, знаниями, умением контролировать свои чувства, справляться с " триггерами".

·Седьмая неделя - Ориентация на будущее, позитивная установка.

После восьми недель краткосрочной терапии ребенок переходит в программы городского района для получения групповой, индивидуальной или семейной терапии.

Стратегия и тактика индивидуальной психотерапии

Когнитивный подход, таким образом, позволяет прояснить и устранить неправильные представления ребенка, но, как было отмечено ранее, следует учитывать возможную недостаточность мышления после предварительной оценки готовности ребенка к описанному выше подходу. Обычно переход к прямому фокусированию осуществляется постепенно.

К когнитивным стратегиям относятся также "опосредованный саморазговор", [E Deblinger, 1990], "остановка мышления" и "скрытая репетиция" [L Berliner, 1991], которые усиливают способность ребенка справляться с неприятными чувствами.

Групповая психотерапия.

При работе со случаями сексуального насилия применяется работа в различных видах психотерапевтических групп при условии предварительно установленного контакта с детьми и подростками. По содержанию это могут быть:

Психодинамическая, психодраматическая группы, группы ролевого тренинга, группы тренинга общения, группы телесно-ориентированной психотерапии, арттерапии, гештальт - группы и другие с различным сочетанием техник.

 

Особенности оказания психологической помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия.

1) подготовка

подготовка к первичной беседе, учитывать время проведения беседы с ребенком (не больше 30 мин), определить место проведения, учитывать период, во время которого проводится беседа (время суток)

2) интервью

установление эмпатического контакта, оценка развития ребенка, получение информации (2-7 лет – игра с куклами; 5 лет – рисование; от 7 лет – незаконченные предложения, сочинение сказки (рисунки - семьи, свободный, на тему); подростки – рассказ истории в свободной форме, рисование на свободную тему, прямые вопросы), завершение беседы, поблагодарить ребенка за его смелость и искренность (обратить внимание на его личностные ресурсы), психологический анализ полученных сведении, после беседы с ребенком – поговорить с родителями.

Разновидности личностного кризиса

Личный кризис – кризис идентичности, т.е. нарушение целостного «Я»

1) безответная любовь

2) измена

3) развод

Предотвращение эмоционального и сексуального использования сотрудника кризисной службы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: