Эмоционально-ценностные составляющие и его влияние на личности врача

 

Большинство исследователей подтверждают существенную значимость опыта эмоционально-ценностного отношения к своей деятельности и того, что подобное отношение развивает и стимулирует социальную активность, содействует активному формированию самой личности.

Так в теории В.Н. Мясищева категория «отношение» определяется как избирательная, осознанная связь человека со значимым для него объектом, потенциал психической реакции личности с процессом действительности. Это фиксированная направленность человека к чему-либо как своеобразная оценка, с развитием которой меняется внутреннее отношение [62, с. 11]. По мнению А.А. Бодалева, личность соткана из отношений, представляющих психологическое образование, в котором аккумулируются и интегрируются результаты познания, переживания, поведенческие отклики [14, с. 49].

Осознание своих отношений к окружающему миру рождает соответствующие чувства и эмоции, которые стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности [46, с. 220]. Отношение к людям в деятельности – это субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой, которая включает отношения социальных общностей, деятельности, взаимосвязи между людьми, внутриличностные отношения [28, с. 267]. По словам М.М. Абдуллаевой психические отношения в социальных профессиях зависят от внутренних условий, поэтому являются личностными, и от общественных отношений, поскольку порождаются внешними условиями [1, с. 43]. Д.Я. Райгородский считал, что отношения – это «ткань человеческой жизни». Осознание объективной реальности начинается там, где появляется образ. Я-образы складываются в условиях взаимодействия человека с другими людьми и различаются по своему характеру и роли, которые выражаются в представлении [79, с. 32–34].

Исходя из этого положения, существенным является раскрытие таких понятий и составляющих психологического портрета, как эмпатия и самоактуализация личности врача. Рассмотрим подробнее основные концептуальные точки зрения на данные составляющие.

Итак, наше внимание к феномену эмпатии продиктовано, в первую очередь, интересами профессиональной значимости данного понятия по отношению к личности врача.

Различные школы и направления могут дискутировать о соотношении этого феномена в профессиональной деятельности врача, о том, является ли эмпатия «агентом исцеления» или просто средством установления доверительных отношений, но важность этого процесса в работе медицинского работника сомнению не подвергается [19, с. 112 – 114].

Анализ особенностей развития представлений об эмпатии в психологии обнаруживает неоднозначность взглядов, прежде всего, на природу и суть этого процесса, который определяется то, как эмоциональный компонент личности – «способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей», то, как когнитивный – «структурирование мира по образцу другого», то, как целостный – «проникновение во внутренний мир другого человека, будь то его эмоциональное переживание, личностные качества, потребности, стремления или оценочные суждения». Т.е. наиболее спорным является вопрос о роли аффективных явлений в исследуемом феномене. Согласие авторов более или менее достигается лишь в одном аспекте: эмпатия – это понимание состояния другого. И здесь единство психологов подтверждается единством основного философского фокуса видения проблемы [50, с. 87 – 89].

Это свидетельствует, на наш взгляд, о приоритете целевой или функциональной спецификации феномена эмпатии.

Говоря о роли эмоций в акте эмпатии, выделяют два аспекта:

- эмпатия как реакция на эмоции другого;

- эмпатия как эмоциональная реакция на другого.

Первый практически не вызывает разногласий, хотя и нуждается в уточнениях. Так, по мнению Е.Я. Басина эмоции наиболее явно презентируют нам состояние другого человека. С другой стороны, проникновение во внутренний мир другого гораздо шире реакции на эмоции. По его словам эмпатия – это особый психический акт, целостное образование когнитивных, эмоциональных и моторных компонентов, которое включено в качестве особой формы в социальное взаимодействие. При этом при возникновении эмпатии как личностного свойства, как правило, отмечается сопереживание, сочувствие, эмоциональное заражение, собственный эмоциональный дискомфорт, чувства симпатии, жалости и т.д., когнитивные умозаключения, децентрация, когнитивная реконструкция, кинестетическая имитация, моторное подражание и т.д. В качестве механизмов эмпатии рассматриваются чаще всего заражение, проекция, интроекция, идентификация и децентрацияю [9, с. 124 – 125].

А. Курпатов и А.Н. Алехин указывает на феноменологический опыт эмпатии, как для испытавшего его по отношению к себе, так и для испытывающего ее к другому необходим, и конструируется взаимно [50, с. 206].

В исследованиях И.М. Юсупова было показано, что именно эмпатия в профессиях системы «человек-человек» рассматривается как:

- фактор формирования мотивации, обусловившей выбор профессии;

- фактор успешности профессиональной деятельности, обеспечивающий адекватность социальной перцепции и успешность совладения в ситуациях, провоцирующих эмоциональное сгорание [101, с. 37].

С другой стороны, во многих исследованиях эмпатия понимается как свойство личности, личностная и профессиональная установка, говорится об эмпатийном потенциале противопоставляющая различным жизненным трудным ситуациям [50, с. 94].

Следующей наиболее значимой характеристикой психологического портрета врача в нашем исследовании является такое понятие, как самоактуализация. В связи с этим, рассмотрим основные положение данной составляющей.

По мнению Е.П. Ильина понятие «человек» не существует без понятия «деятельность». Пока в теле человека присутствует жизнь, она непременно будет осуществлять себя во вне через деятельность, что подтверждается большим количеством исследований связи личности с производимой ею деятельностью согласно которому между субъектом и его деятельностью происходит взаимовлияние [34, с. 232].

Деятельность можно классифицировать по разным признакам. Главным из них является качественное своеобразие деятельности и среди многообразных видов социальной внешней деятельности личности, профессиональная занимает особое место. Именно профессиональная деятельность образует основную форму активности субъекта, ей посвящена значительная часть жизни человека. Для большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет возможность удовлетворить всю гамму их потребностей, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достигнуть определённого социального статуса [33, с. 182].

По словам Е.П. Ермолаева профессиональная деятельность, заполняя более 2/3 сознательной жизни человека, тем самым определяет её сущность как основы развития самой личности. Богатство внутренней структуры человека во многом зависит от его деятельности, а профессия составляет основную, наиболее существенную, целенаправленную её часть. Трудовая деятельность направленная не только на предмет труда, но и на социальную среду и на самоё себя, которая характеризуется в основном тем, что в процессе деятельности происходит идентификация и усвоение ценностей, которые обеспечивают самосовершенствование личности, как в личном, так и в профессиональном плане. Механизм этого процесса выступает в качестве своеобразного транслятора ценностей [27, с. 72].

Основополагающим принципом деятельностного подхода можно назвать принцип развития, а говоря о развитии личности, мы непременно обращаемся к понятию «самоактуализация», предложенному зарубежными психологами.

По утверждениям И.С. Кона самоактуализация включает в себя реализацию человеком своих способностей наряду с реализацией личностного потенциала. Эта категория подразумевает в себе непрерывное движение в направлении профессионального и личностного роста. Под профессиональным ростом здесь подразумевается приобретение новых знаний, умений, навыков благодаря расширению числа ситуаций, в которых они оказываются востребованными и эта сторона имеет в большей степени рациональное выражение ценностно-личностном смысле [47, с. 123].

Косарев И.И. и Т.Л. Бухарина в своей книге описывают влияние самоактуализации в медицинских профессиях, по их мнению, именно когда имеет быть место личностному росту, личность приближается к пониманию и осуществлению смысла собственной жизни. Через помощь другому человеку, через приобретение личностного опыта, включающего в себя самопознание и присвоение в большей степени общечеловеческих ценностей, таких как открытость, доверие, принятие, свобода, естественность, демократичность, сопричастность происходит самоидентификация себя как врача. Эта категория имеет иное качество, в большей степени основанное на чувственном восприятии [46, с. 15].

При этом большинством исследователей подчеркивается тот факт, что самоактуализация личности формируется не только по причине профессиональной успешности или не успешности, а за счет образующих личность структур восприятия себя в окружающем мире.

Так в работах Н.Л. Иванова и Т.В. Румянцевой в понятие самоактуализации входит своеобразие взаимоотношение между людьми и представляет собой совокупность эмоционального отношения к людям, близким. Это относительно устойчивое явление, содержание которого включает в себя:

- амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения;

- принятие и осознание своей ролевой функции;

- коммуникативные позиции взаимодействия с людьми и социумом;

- представления о различных способах и формах взаимодействия с людьми;

- знания и представления о целевом аспекте взаимоотношений;

- убеждения в приоритетности тех направлений взаимодействия с людьми, которые реализуются зрелой личностью;

- ответственность перед социумом и перед безличной природой (своей совестью);

- представления относительно того, какие духовные чувства должно испытывать по отношению к своим близким, детям, людям и т.д.;

- эмоциональную близость, заботу о близких, аффективные стереотипы контактирования с людьми;

- формы и способы поддержания контакта с социумом, людьми путем определения дистанции общения;

- реализация в общении, формах контроля, воспитании взаимоотношениями [32, с. 251 – 253].

Исходя из этих представленных положений, становится очевидным, что самоактуализация как личностная особенность наиболее актуализируется в профессиях системы «человек-человек».

В связи с этим значительный интерес представляют работы В.В. Бойко о взаимосвязи уровня самоактуализации и синдрома эмоционального выгорания в помогающих типа профессиях. Так, синдром эмоционального выгорания связан с особенностями проявления самоактуализации личности. При эмоциональном выгорании изменяется система смыслов и ценностей личности, психоэмоциональные затраты начинают превышать личностно значимый ожидаемый результат, поэтому изменяется отношение субъекта к своим профессиональным обязанностям, происходит отчуждение от предмета и продукта своего труда [16, с. 307].

Таким образом, высокий уровень самоактуализации является необходимой мерой профилактики синдрома эмоционального выгорания. Рассмотренные эмоционально-ценностные составляющие наиболее актуальны в профессиях системы «человек-человек».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: