Корреляционный анализ полученных данных

 

Конечным этапом нашего исследования, являлось обеспечение достоверности исследования, для этого мы использовали метод математической статистики. Для выявления скрытых взаимосвязей между различными показателями, зависимостей между методиками данные были подвержены корреляционному анализу. Для всех возможных пар данных подсчитывается коэффициент корреляции по Пирсону. Результаты корреляционного анализа при данном количестве испытуемых (N60), показали наличие значимой статистической связи на уровне p=0,05, при значении коэффициента корреляции не меньше критического значения 0,231. На уровне p=0,01, не меньше критического коэффициента корреляции 0,295.

Рассматривая полученные результаты корреляции по выборке испытуемых врачей женщин (Приложение 11), положительная обратная связь установлена между показателями «направленностью на дело» и «высоким уровнем самоактуализации», т.к. p =0,176716. Также следует отметить, что «высокий уровень эмпатии» связан, как с «направленностью на дело», (p =0,19875) так и с «дипломатичностью» (p =0,1245). Также следует подчеркнуть, что на «высокий уровень самоактуализации» влияет «высокий самоконтроль» (p =0,208753) и «дипломатичность» (p =0,208753).

Положительная корреляционная связь также обнаружена и по выборке испытуемых врачей мужчин и их личностными особенностями (Приложение 12). Наибольшая прямая обратная зависимость возникла между «прямолинейностью» и «эмоциональным выгоранием» (p =0,15126), а также между «высоким уровнем самоактуализации» и «нормативностью поведения» (p =0,120). Отрицательная связь возникла между показателями «прямолинейности» и «высоким уровнем самоактуализации» (p =-0,1089), а также между «прямолинейностью» и «высоким уровнем эмпатии» (p =-0,09963). Таким образом, все предположения гипотезы подтвердились полностью.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данная дипломная работа посвящена исследованию психологического портрета врача.

В теоретической части нами были рассмотрены основные положения касающиеся различных исторических подходов к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача, а также спецификой взаимоотношений больного и врача, т.к. в настоящее время остро встал вопрос о необходимости включения психологической подготовки в курсы обучения и повышения квалификации медицинских работников. Эта проблема мотивирована тем, что профессия врача предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с пациентами, их родственниками, медицинским персоналом. От степени коммуникативной компетентности врача во многом зависит его успешная профессиональная деятельность.

Первая глава нашей работы посвящена рассмотрению психологических аспектов деятельности врача. В первом параграфе был освящен вопрос о последовательности построения терапевтического сотрудничества врача и пациента с учетом психологических факторов, придерживаясь которых врач может значительно повысить доверие пациента к себе, сформировать доброжелательные отношения, собрать наиболее точный и полный анамнез предполагаемого заболевания. Так же описывается план и стратегия лечения пациента, которые должны быть психологически выстроены так, чтобы созданный терапевтический альянс сохранялся на протяжении всего лечебного процесса.

Во втором параграфе рассматриваются два типа взаимоотношений в диаде «врач – больной», один из которых основан на директивно – авторитарной позиции врача, который занимает активную лидерскую позицию, определяет стратегическую тактику лечения, все решения по ключевым вопросам лечебно – диагностического процесса принимает сам и берет на себя всю полноту ответственности. Партнерский тип взаимоотношений между врачом и пациентом более демократичен: он подразумевает активное участие пациента в лечебном процессе, при этом предполагается определенная степень ответственности и самостоятельности больного, его участие в принятии решений, определении стратегии и тактики лечения. Так же в данном параграфе освещены некоторые приемы, помогающие врачу завоевать доверие больного и расположить его к себе. Рассмотрены методы, с помощью которых врач может снять необоснованные страхи пациента и добиться психологической приемлемости необходимого лечения.

В третьем параграфе работы описываются профессионально значимые качества врача. Здесь были рассмотрены такие качества, как эмпатия – способность к сочувствию, сопереживанию, аффилиация – стремление находится с другими людьми, устанавливать эмоциональные отношения с окружающими, эмоциональная стабильность – сохранение контроля над своими эмоциональными реакциями и поведением в целом, сензитивность к отвержению, предоставляющая врачу своеобразную «обратную связь» с пациентом. Так же приведены представления больных об идеальном образе и тех качествах, которые ему просто необходимы. Наиболее важными пациенты считают уважительность, внимание, которое должно быть оказано в должной мере каждому больному, эмпатия, направленность на дело, тактичность и другие.

Во второй главе нашей работы нами были рассмотрены основные социально-психологические особенности и составляющие психологического портрета врача, т.к. формирование индивидуально-личностных особенностей происходит в процессе его развития, взаимодействия, усвоения и преобразования окружающей действительности.

В первом параграфе второй главы были раскрыты эмоционально-ценностные составляющие и его влияние на личность врача. Здесь были изложены различные теоретические положения, характеризующие общей направленностью развития личности под воздействием когнитивной и эмоциональной системой личности, а также показано, что активизация и мобилизация эмоционально-ценностной сферы личности способна корригировать синдром эмоционального выгорания в профессиях системы «человек-человек».

Во втором параграфе данной главы были рассмотрены основные профессионально-этические требования и их влияние на формирование профессионального самосовершенствования личности и повышении мастерства. Раскрыты актуальные и потенциальные уровни и компоненты профессионального самосознания, воздействующие на индивидуально-личностных характеристики портрета врача.

В третьем параграфе были расмотрены специфические индивидуальные социально-половые различия и особенности, составляющие психологический портрет личности в профессиональной деятельности медицинского работника.

Исходя из выше изложенного, в нашу экспериментальную часть работы, которая была подробна, описана нами в третьей главе данной дипломной работы, основной целью стало определение психологического портрета врача в зависимости от типа оказываемых им услуг. Так в этой части работы были определены и сформулированы основные требования, к предъявляемым методикам исходя из экспериментальных задач и предъявляемых положений гипотезы исследования, был произведен анализ результатов констатирующего эксперимента и его корреляционный анализ.

В процессе исследования все наши предъявляемые положения гипотезы подтвердились полностью. Данные, полученные нами в результате проведенного эксперимента на базе БСМП хирургического и гинекологического отделения, достоверно показали, что врачи, обладающие высоким уровнем эмпатии и самоактуализации, в меньшей степени подвержены синдрому эмоционального выгорания. Основными составляющими психологического портрета врача являются общительность, высокая нормативность поведения, высокий самоконтроль и направленность на дело, а также у врачей женщин наиболее явными характеристиками психологического портрета является высокий уровень эмпатии и направленности на дело, а у врачей мужчин преобладает высокий уровень самоактуализации и нормативность поведения.

Выводы и рекомендации:

Проанализировав результаты тестирования можно сделать следующие выводы:

1) в целом среди всех испытуемых преобладает необходимый уровень эмпатии, что благоприятно сказывается на оказываемые им услуги в системе отношений «врач – пациент» и способствует сбалансированности межличностных отношений. Среди испытуемых врачей-женщин преобладает «высокий уровень эмпатии», а среди испытуемых врачей-мужчин «нормальный уровень эмпатии». Основные психокоррекционные мероприятия должны быть направлены на поддержание благоприятных взаимоотношений в соответствующем коллективе;

2) анализируя индивидуально-личностные характеристики, среди исследуемых врачей показали, что личностный профиль респондентов врачей-женщин характеризуется общительностью, готовностью к сотрудничеству, эмоционально отзывчивостью и ориентацией на социальное одобрение их деятельности. Личностный же профиль респондентов врачей-мужчин предполагает, их открытость, склонность к доминантности, высокий уровень интеллекта и ориентация не на внешние обстоятельства, а на личный опыт;

3) уровень эмоционального выгорания у всех испытуемых находиться в допустимой норме, лишь у 33,3% испытуемых женщин и у 36,3% мужчин врачей обнаружен синдром эмоционального выгорания. В связи с этим необходимо провести соответствующую психокоррекционную работу по снижению уровня утомляемости, психокоррекции эмоционально-волевой сферы исследуемых врачей;

4) испытуемым врачам характерна личная направленность на дело, подобная ориентация личности позволяет эффективно справляться со своими обязанностями, не во вред себе и пациентам. Среди испытуемых врачей-женщин преобладает направленность на контакты и доверительные отношения, а среди испытуемых мужчин-врачей характерна направленность на собственную личность;

5) также психологический портрет врачей характеризует высокое стремление к полному развитию и раскрытию своих личностных возможностей и способностей, у врачей-мужчин данное стремление наиболее выражено, чем у врачей-женщин.

Практические рекомендации:

1) Испытуемым с высоким уровнем эмпатии необходимо помнить, что излишняя вовлеченность в переживания больного, его внутренний мир, чревата для самого респондента чрезмерными эмоциональными перегрузками, которые могут привести к профессиональной деформации;

2) Испытуемые с повышенным личностным уровнем тревожности необходимо проводить специальные коррекционные мероприятия по повышению уровня самооценки своей профессиональной деятельности;

3) Респондентам также необходимо регулярно проходить диагностику, выявляющую степень «синдрома эмоционального выгорания». В периоды обострения СЭВ врачам необходимы отдых, перемена деятельности, психологическая «разгрузка», участие в профессиональных тренингах или терапевтическая помощь по повышению ценностно-мотивационного компонента личности;

4) Испытуемым с низким уровнем самоактуализации и направленности на деятельность следует развивать профессиональные ценности связанные эмоционально-когнитивными структурами личности способствующие процессу идентификации личности;

5) Независимо от области практики, исследуемым необходимо повышать уровень своих знаний в области социальной и клинической психологии.

Психокоррекционные мероприятия: исходя из анализа полученных данных экспериментальных исследования на тему психологический портрет врача, необходимо провести психокоррекционные мероприятия по снижению уровня эмоционального выгорания и повышению уровня самоактуализации среди испытуемых врачей.

Система психокоррекционных мер должна быть комплексной, дифференцированной и поэтапной:

1) комплексное психокоррекционное воздействие на личность с симптомами эмоционального выгорания должно проводиться с учетом характера и степени выраженности профессиональной деформации личности и фаз эмоционального выгорания;

2) формирование эмоционально-личностной стабильности должно быть направлено наредукцию посттравматической симптоматики, а также снижение степени напряженности защитных реакций и включение адекватных психологических защит более высокого уровня;

3) все психокоррекционные меры должны быть направлены на повышение самоотношения и предполагающие развитие эмпатийных качеств личности, терапевтической поддержки и партнерства с акцентом на формирование ценностно-ориентированных отношений к профессиональной деятельности;

4) в числе психокоррекционных мероприятий могут быть использованы методы групповой и индивидуальной работы, применяемые в рамках когнитивной, поведенческой и экзистенциальной психотерапии;

5) общая схема психокоррекционного вмешательства может включать в себя следующие направления:

- становление терапевтического альянса;

- поведенческая терапия;

- когнитивная терапия;

- экзистенциальная терапия;

- создание безопасного социального пространства;

- снижение чувства изоляции и формирование чувства принадлежности, общности целей, комфорта и профессиональной поддержки;

- формирование чувства универсальности собственного опыта;

- возможность делиться с кем-то информацией о себе, говорить о любых чувствах другим людям;

- расширение представлений о собственном опыте и внутренних ресурсах.

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллаева М.М. Семантические характеристики профессиональной направленности медиков. Автореф. дисс.канд. психол. н. 19-00-03. – Москва, 1993 – 121 с.

2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. – М.: Кафедра-М, 1998. – 272 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2009. – 480 с.

4. Андреева Г.М. Социальная психология сегодня. Поиски и размышления. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. – 160 с.

5. Андронов В.П. Психологические основы формирования профессионального мышление врача. // «Вопросы психологии» – 1991 - № 4, - С. 12 -19.

6. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Академия, 2002. – 264 с.

7. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита. // Психологический журнал. – 1995, - № 5, - С. 104-115.

8. Анцупов А.Я., Леонов Н.И. Хрестоматия по конфликтологии – М.: Академия, 2004. – 120 с.

9. Басин. Е.Я. Искусство и эмпатия. – М.: Слово, 2010. – 294 с.

10. Батаршев А.В. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла. Практическое руководство. – М.: Сфера, 2002. – 96 с.

11. Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении. Практическое руководство. – М.: Дело, 2005. – 496 с.

12. Бем С.Л. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблемы неравенства полов. - М.: РОССПЭН, 2004. – 336 стр.

13. Берн Ш. Гендерная психология. - М.: Прайм-Еврознак, 2004. - 320 с.

14. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Академия, 1995. – 200 с.

15. Бодров В.А. Информационный стресс. - М.: «ПЕР-СЭ», 2000. – 352 стр.

16. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Филинь, 1996. – 472 с.

17. Веселова Е.К. Психологическая деонтология. – СПб.: Санкт-Петербургского государственного университета, 2002. – 316 с.

18. Войко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.И. Социально-психологический климат коллектива и личность. – М.: Академия, 1996. – 207 с.

19. Врач в современном обществе: социальные и личностные проблемы. // Проблемы судебной медицины, экспертизы и права: Сб. научн. работ. Вып. 1. - Краснодар: Изд-во Кубанской государственной медицинской академии, 2000. - С. 111-117

20. Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. – М.: МГУ, 1987. – 386 с.

21. Гуревич П.С. Психология личности, - Р-на\Д: Юнити-Дана, 2009. – 560 с.

22. Гройсман А.Л. Медицинская психология. – М.: Магистр, 1998. – 360 с.

23. Диагностирование специальных способностей и профессиональных достижений // Психологическая диагностика. – 1981. №1 – С. 36 – 42.

24. Дикая Л.Г., Мохнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Л.Г. Дикая, «Психологический журнал», №3, - 1996. – С. 17 – 34

25. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб.: 2002. – 230 с.

26. Джанерьян С.Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции // Вестник ОГУ №4’2005 – С. 162 -169.

27. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала. – М.: Инст-та РАН, 2008. – 352 с.

28. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. – М.: Финстатинформ, 2005. – 360 с.

29. Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта, 2002. – 560 с.

30. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов-н/Д: Северо-кавказский научный центр высшей школы, 1999. – 180 с.

31. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. – 1989. - №1. – С. 5-14

32. Иванова Н.Л., Румянцева Т.В. Социальная идентичность. Теория и практика. – СПб.: СГУ, 2009. – 456 с.

33. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

34. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.

35. К вопросу о системном анализе процесса профессионализации врача. // Известия Вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: «Общественные науки», 2003. - №3. - С. 98-102

36. К вопросу о формировании профессиональных качеств личности медицинской сестры. // Психологические проблемы самореализации личности: Сб. научн. трудов. - Краснодар: КубГУ, 1997. - С. 202-205

37. Канторович Н.В. Медицинская психология. – Ташкент: Медицина, 1971. – 304 с.

38. Канторович Н.В. Психогении.– Ташкент: Медицина, 1967.- 264 с.

39. Караванов Г.Г., Коршунова В.В. Индивидуально – психологические особенности личности врача – хирурга. – Львов.: Медицина, 1974. – 152 с.

40. Клиническая психология. / Под ред. Б.Д. Карвасарского, - СПб.: Питер, 2007. – 960 с.

41. Климкович И.Г. Модель специалиста медицинского профиля. – М.: Медицина, 1989. – 126 с.

42. Козлов А.В. Психология управления коллективом и психология профессионального развития руководителя. – М.: Медицинская книга, 2009. – 160 с.

43. Колесникова Г.И. Психологические виды помощи. Психопрофилактика, психокоррекция, консультирование. – М.: Феникс, 2006. – 352 с.

44. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. – М.: АСТ, 2010. – 448 с.

45. Колышко А.М. Психология самоотношения. - Гродно: ГрГу, 2004. – 102 с.

46. Косарев И.И., Бухарина Т.Л. Путь в медицину. – Челябинск: Мед-пресс, 1983. – 88 с.

47. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. – 335 с.

48. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.

49. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. - СПб.: Питер, 2004. – 464 стр.

50. Курпатов А., Алехин А.Н. Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии. – М.: Олма медиа групп, 2007. – 384 с.

51. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. – М.: Медицина, 1984. – 272 с.

52. Лытаев С.А., Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф. Основы клинической и медицинской психодиагностики. – СПб.: ЭЛБИ, 2008. – 320 с.

53. Лисицын Ю.П. История медицины. – М.: ГЭОТАР-Медия, 2008. – 400 с.

54. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2007. – 800 с.

55. Магазаник Н. А. Искусство общения с больным. – М.: Медицина, 1991. – 110 с.

56. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Адаптация в коллективе, или как грамотно себя зарекомендовать. - М.: Альфа-Пресс, 2006. – 244 стр.

57. Макшанов И.Я. Врачебная деонтология. – М.: Высшая школа, 1998. – 160 с.

58. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. – М.: Медицина, 1984. – 176 с.

59. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М.: МЕДпресс, 2001. – 592 с.

60. Минюрова С.А. Психология саморазвития человека в профессии. – М.: «Компания Спутник +», 2008. – 304 с.

61. Мохина И.В. Медицинская психология. – Ростов-н\Д: РГУ, 1978. – 64 с.

62. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: МОДЭК, 1995. – 356 с.

63. Общая психология и психология личности / Под ред. А.А. Реана, - М.: АСТ-Москва, 2009. – 640 с.

64. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2008. – 512 с.

65. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики. - М.: Академия, 2002. – 272 с.

66. Петленко В.П., Шамов И.А. Мудрость взаимности. – Л.: Лениздат: 1989. – 210 с.

67. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. – М.: Академия, 2008. – 320 с.

68. Платонов К.К. Методические проблемы медицинской психологии. – М.: Медицина, 1977. – 264 с.

69. Поддубная А.В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания // Психология и жизнь. Вып.№1 – М.: МОСУ, 2000. – С. 53-57.

70. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. – М.: Феникс, 2008. – 416 с.

71. Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии и личности. – М.: Инс-та РАН, 2008. – 240 с.

72. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – М.: Бахрах-М, 2009. – 672 с.

73. Практикум по общей и медицинской психологии. – М.: Академия, 2010. – 232 с.

74. Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности. – М.: Инст-та РАН, 2008. – 592 с.

75. Проблемы технологии профессионального ориентирования в системе медицинского образования. // Инструментообеспечение и современные технологии в технике и медицине – 1997. - №6 – С. 130 – 132.

76. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика. – М.: Академия, 2008. – 320 с.

77. Психология медицинского труда, курс лекций. – Краснодар: Ин-та им. Российского, 2003. – 282 с.

78. Поцепцов Г. Теория коммуникации. – М.: Ваклер, 2001. – 650 с.

79. Райгородский Д.Я. Психология личности. – М.: Бахрах-М, 2008. – 1056 с.

80. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. – СПб.: Речь, 1998. – 224 с.

81. Роберт Эммонс Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. – М.: Смысл, 2004. – 416 с.

82. Руденко А.М., Самыгин С.И. Психология для медицинских специальностей. – М.: Медицина, 2009. – 670 с.

83. Самсонов В.А. Записки молодого врача. – Петрозавод: ЧКИ, 1998. – 180 с.

84. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. – М.: Академия, 2010. – 400 с.

85. Соловьева С.Л. Индивидуальные психологические особенности личности врача – СПб.: ГОУВПО, 2001. – 110 с.

86. Соколков Е.А. Профессиональное становление личности специалиста-гуманитария. – М.: Университетская книга, 2009. – 480 с.

87. Сорокина Т.С. История медицины. – М.: Академия, 2008. – 560 с.

88. Спринц А.М., Михайлова Н.Ф. Медицинская психология с элементами общей психологии. – М.: СпецЛит, 2009. – 448 с.

89. Столяренко Л.Д., Самыгина С.И. Психология личности, - М.: Феникс, 2010. – 576 с.

90. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. – Л.: Медицина, 1984. – 192 с.

91. Толстов Н.А. Психолого-акмеологический анализ образовательной готовности организаторов здравоохранения. – Иваново, Иван; гост Ун-т, 2002. – 200 с.

92. Тылевич И.М., Немцева А.Я. Руководство по медицинской психологии. – М.: Медицина, 1985. – 216 с.

93. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология. – М.: Медицина, 2004. – 320 с.

94. Утлик Э.П. Психология личности. – М.: Академия, 2008. – 320 с.

95. Фернхем А., Хенвен П. Личность и социальное поведение. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.

96. Формирование личностной готовности к профессиональной деятельности в условиях многоуровневого образовательного пространства // Психология и практика: Ежегодник РПО. - Т. 4, вып. 4. - Ярославль, 1998. - С. 254-258

97. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 336 с.

98. Шамов И.А. Биомедицинская этика. – М.: Медицина, 2006. – 344 с.

99. Шеламова Г.М. Психология и этика профессиональной деятельности. – М.: Академия, 2009. – 64 с.

100. Этико-психологические проблемы медицины. – М.: Медицина, 1988. – 376 с.

101. Юсупов И.М. Вчувствование, проникновение, понимание. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993. – 126 с.

102. Яровинский М.Я. Медицинская этика. – М.: Медицина, 2006. – 448 с.

103. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. Курс лекций. – М.: Феникс, 2005. – 304 с.

 



Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: