Анализ эффективности труда в ОАО ТД «Неман»

 

Эффективность производства и торговли в настоящее время более, чем когда-либо ранее, оказалось в зависимости от степени участия в этих процессах всех работников. В иерархии показателей эффективности деятельности предприятия можно выделить показатели эффективности труда, которые, в свою очередь, правомерно подразделить на несколько групп (рис. 2.2).

 


Показатели эффективности труда.

 

Показатели производительности и качества труда   1. Производительность живого общественного труда. 2. Производительность живого труда (применительно к конкретной отрасли) 3. Уровень рентабельности (применительно к конкретной отрасли). 4. Процент брака или рекламаций, жалоб потребителей (производство). 5. эффективность мероприятий НОТ. 6. Коэффициент качества торгового обслуживания (торговля). Показатели характеризующие уровень развития рабочей силы.   1. Уровень образования работников. 2. Степень укомплектованности должностей. 3. Степень замещения должностей специалистами и руководителями соответствующего уровня образования. 4. Коэффициент интенсивности оборота по приему. 5. Коэффициент оборота по выбытию. 6. Коэффициент текучести. 7. Банальная оценка деловых и личных качеств. 8. Средний стаж и возраст работников. 9. Эффективность обучения и тренинга. Показатели эффективности мотивации труда.   1. Соотношение роста средней заработной платы и производительности труда. 2. Отношение объема деятельности к фонду заработной платы. 3. Отношение доходов или прибыли к фонду заработной платы. 4. Уровень расходов на персонал. 5. Уровень расходов на социальные потребности персонала в общих расходах на персонал.

Рис. 2.2 Показатели, характеризующие эффективность труда [7, с.52].

 

В экономической литературе дискутируется вопрос о том, является ли труд работников торговли «производительным» или «непроизводительным». Торговля относится к производственным отраслям на том основании, что в ней совершаются операции производственного характера (транспортировка, хранение, доставка, упаковка товаров и др.). В то же время в отрасли выполняются операции, при осуществлении которых не производится новая стоимость, вследствие чего труд работников, совершающих эти операции, нельзя признать производительными.

Таким образом, суть дискуссии сводится к выяснению вопроса о результатах и характере труда работников торговли.

Сторонники непроизводственного характера труда этой категории работников в качестве основного довода приводят то соображение, что в розничной торговле не создается продукт в материально-вещественной форме. Эту точку разделял А.Смит. Современные экономисты, сторонники материально-вещественного критерия разделения труда на производственный и не производственный – Е.И.Данилов, В.М.Кудров, А.И.Новицкий и др.

Общепринятой же является точка зрения тех экономистов, которые считают, что труд работников торговли является общественно полезным, производительным, создающим «торговые услуги», являющиеся продуктом труда торговых работников.

Термин и понятие производительности используются повсеместно. Их можно встретить в заглавиях многих книг и статей. Тема повышения производительности доминирует на многих профессиональных совещаниях.

Определяют производительность труда на уровне страны, района, отрасли, предприятия. Поэтому возникает необходимость выработки специфических и обобщающих показателей производительности.

Производительность труда является частным показателем производительности с затратами живого труда. Это определение производительности труда в полной мере относится и к отрасли «торговли».

Традиционно показатель производительности торговли определяется как отношение розничного товарооборота к среднесписочной численности работников по формуле:

 

(2.1)

 

где ПТ т – производительность труда торговых работников рассчитывается на основе товарооборота; Т – среднесписочная численность торговых работников [7, с. 54].

Рассчитаем данный показатель производительности для ОАО ТД «Неман» за 2001 – 2003 гг.

 

 

Главное требование, которое предъявляется к развитию данного показателя – это более быстрый рост производительности труда в сравнении с ростом средней заработанной платы. (таб. 2.2)

 

Таблица 2.2

Показатели производительности труда и средней заработанной платы в динамике за 2001-2003гг.

Показатели, тыс.руб. 2001г. 2002г. % 2002 к 2001г. 2003г. % 2003 к 2002 г.
Производительность труда на 1 работника. Производительность труда ТОП Средняя заработанная плата. 17458,6   29834,3   93625 24988,3   44633,8   153661 143,1   149,6   164,1 28104,6   50358,0   175477 112,5   112,8   114,2

Примечание: собственная разработка

 

Таким образом из таблицы видно, что рост заработной платы опережает рост производительности труда. В 2002г. по сравнению с 2001г. рост заработанной платы составил 64,1%, а производительность труда на 1 работника 43,1% и торгово-оперативного персонала 49,6%. В 2003г. разрыв между показателями был сокращен до 2%. Опережающий рост заработной платы отрицательно сказывается на производительности труда, теряется связь между этими показателями.

Следует отметить, что показатель производительности применяемый для отчетности и анализа в ОАО ТД «Неман», не в полной мере отражает производительность труда работников торговли, так как при его расчете не учитываются изменения цен на товары, трудоемкость товарооборота, структурные сдвиги и другие факторы.

Для оценки производительности труда и эффективности использования трудовых ресурсов составим таблицу 2.3.

Таблица 2.3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: