Эффективность производства и торговли в настоящее время более, чем когда-либо ранее, оказалось в зависимости от степени участия в этих процессах всех работников. В иерархии показателей эффективности деятельности предприятия можно выделить показатели эффективности труда, которые, в свою очередь, правомерно подразделить на несколько групп (рис. 2.2).
Показатели эффективности труда.
| ||
Показатели производительности и качества труда 1. Производительность живого общественного труда. 2. Производительность живого труда (применительно к конкретной отрасли) 3. Уровень рентабельности (применительно к конкретной отрасли). 4. Процент брака или рекламаций, жалоб потребителей (производство). 5. эффективность мероприятий НОТ. 6. Коэффициент качества торгового обслуживания (торговля). | Показатели характеризующие уровень развития рабочей силы. 1. Уровень образования работников. 2. Степень укомплектованности должностей. 3. Степень замещения должностей специалистами и руководителями соответствующего уровня образования. 4. Коэффициент интенсивности оборота по приему. 5. Коэффициент оборота по выбытию. 6. Коэффициент текучести. 7. Банальная оценка деловых и личных качеств. 8. Средний стаж и возраст работников. 9. Эффективность обучения и тренинга. | Показатели эффективности мотивации труда. 1. Соотношение роста средней заработной платы и производительности труда. 2. Отношение объема деятельности к фонду заработной платы. 3. Отношение доходов или прибыли к фонду заработной платы. 4. Уровень расходов на персонал. 5. Уровень расходов на социальные потребности персонала в общих расходах на персонал. |
Рис. 2.2 Показатели, характеризующие эффективность труда [7, с.52].
В экономической литературе дискутируется вопрос о том, является ли труд работников торговли «производительным» или «непроизводительным». Торговля относится к производственным отраслям на том основании, что в ней совершаются операции производственного характера (транспортировка, хранение, доставка, упаковка товаров и др.). В то же время в отрасли выполняются операции, при осуществлении которых не производится новая стоимость, вследствие чего труд работников, совершающих эти операции, нельзя признать производительными.
Таким образом, суть дискуссии сводится к выяснению вопроса о результатах и характере труда работников торговли.
Сторонники непроизводственного характера труда этой категории работников в качестве основного довода приводят то соображение, что в розничной торговле не создается продукт в материально-вещественной форме. Эту точку разделял А.Смит. Современные экономисты, сторонники материально-вещественного критерия разделения труда на производственный и не производственный – Е.И.Данилов, В.М.Кудров, А.И.Новицкий и др.
Общепринятой же является точка зрения тех экономистов, которые считают, что труд работников торговли является общественно полезным, производительным, создающим «торговые услуги», являющиеся продуктом труда торговых работников.
Термин и понятие производительности используются повсеместно. Их можно встретить в заглавиях многих книг и статей. Тема повышения производительности доминирует на многих профессиональных совещаниях.
Определяют производительность труда на уровне страны, района, отрасли, предприятия. Поэтому возникает необходимость выработки специфических и обобщающих показателей производительности.
Производительность труда является частным показателем производительности с затратами живого труда. Это определение производительности труда в полной мере относится и к отрасли «торговли».
Традиционно показатель производительности торговли определяется как отношение розничного товарооборота к среднесписочной численности работников по формуле:
(2.1)
где ПТ т – производительность труда торговых работников рассчитывается на основе товарооборота; Т – среднесписочная численность торговых работников [7, с. 54].
Рассчитаем данный показатель производительности для ОАО ТД «Неман» за 2001 – 2003 гг.
Главное требование, которое предъявляется к развитию данного показателя – это более быстрый рост производительности труда в сравнении с ростом средней заработанной платы. (таб. 2.2)
Таблица 2.2
Показатели производительности труда и средней заработанной платы в динамике за 2001-2003гг.
Показатели, тыс.руб. | 2001г. | 2002г. | % 2002 к 2001г. | 2003г. | % 2003 к 2002 г. |
Производительность труда на 1 работника. Производительность труда ТОП Средняя заработанная плата. | 17458,6 29834,3 93625 | 24988,3 44633,8 153661 | 143,1 149,6 164,1 | 28104,6 50358,0 175477 | 112,5 112,8 114,2 |
Примечание: собственная разработка
Таким образом из таблицы видно, что рост заработной платы опережает рост производительности труда. В 2002г. по сравнению с 2001г. рост заработанной платы составил 64,1%, а производительность труда на 1 работника 43,1% и торгово-оперативного персонала 49,6%. В 2003г. разрыв между показателями был сокращен до 2%. Опережающий рост заработной платы отрицательно сказывается на производительности труда, теряется связь между этими показателями.
Следует отметить, что показатель производительности применяемый для отчетности и анализа в ОАО ТД «Неман», не в полной мере отражает производительность труда работников торговли, так как при его расчете не учитываются изменения цен на товары, трудоемкость товарооборота, структурные сдвиги и другие факторы.
Для оценки производительности труда и эффективности использования трудовых ресурсов составим таблицу 2.3.
Таблица 2.3