Методика оценки состояния правопорядка и воинской дисциплины в подразделении

Состояние воинской дисциплины в воинской части оценивается:

а) "удовлетворительно", если состояние правопорядка и воинской дисциплины обеспечивает:

♦ поддержание боевой и мобилизационной готовности;

♦ качественное несение боевого дежурства (боевой службы);

♦ организованное проведение учебного процесса и других мероприятий в деятельности войск;

♦ отсутствуют случаи гибели военнослужащих и гражданских лиц в результате совершенных военнослужащими преступлений, происшедших по вине должностных лиц воинской части, установленной предварительным следствием или решением суда;

♦ отсутствуют факты сокрытия преступлений и происшествий.

б) "Неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".

При оценке состояния правопорядка и воинской дисциплины учитывается:

♦ наличие преступлений и иных правонарушений, самоубийств военнослужащих;

♦ выполнение личным составом законов и общевоинских уставов;

♦ уровень воспитательной работы и морально-психологического состояния личного состава;

♦ состояние внутреннего порядка и материально-бытовые условия военнослужащих.

Нередко можно встретиться с такими фактами, когда, анализируя проблемы укрепления воинской дисциплины, их обособляют от решения общих задач коллективов. Этого делать не следует. Критерии состояния воинской дисциплины по своему содержанию неотделимы от всей совокупности жизнедеятельности коллектива. В подразделениях, добившихся определённых показателей в боевой и общественно-государственной подготовке, по праву отмечают, что одним из важнейших условий их успеха является четкая организация, высокая дисциплина учебного процесса, строгий уставной порядок. Под ним понимают знание личным составом и неукоснительное соблюдение требований воинской присяги и уставов, образцовое несение караульной и внутренней службы, качественное выполнение учебных планов и программ, расписаний занятий, распорядка дня, разумную организацию досуга личного состава, спортивно-массовой работы. Критический анализ этих вопросов поможет командиру подразделения и его заместителю по воспитательной работе оценить реальное влияние воинской дисциплины на решение учебно-боевых задач.

Оценивая дисциплину коллектива в целом, следует полагать, что она непосредственно зависит от дисциплинированности каждого военнослужащего, его поведения. Как же оценить дисциплинированное поведение военнослужащего? Объективной основой оценки дисциплинированности воина являются его практические дела, конкретные поступки, которые проявляются в отношении к боевой учебе, изучению военной техники и оружия и овладению ими; точном и инициативном выполнении приказов командиров и начальников; общественной активности; несении караульной и внутренней службы; поддержании внутреннего порядка, распорядка дня и др.

В современных условиях возможности оценки дисциплинированности многогранны. Она проявляется и в повседневной жизни, и в ходе занятий, боевых стрельб, на боевом дежурстве, и в городском отпуске. Она накладывает отпечаток и на внешний вид военнослужащего. Дисциплинированность воинов командир, воспитатель оценивают постоянно в процессе служебной деятельности, непосредственно наблюдая за их поведением. Такой подход способствует тому, что о каждом человеке складывается определенное мнение.

Анализируя состояние дисциплины в подразделении, командиру и воспитателю следует уяснить непосредственные причины имеющихся нарушений. Среди них могут быть те, которые связаны с недостатками в собственном стиле работы, в организации учебно-воспитательного процесса, службы войск, а именно:

♦ недостаточная эффективность воспитательной работы в интересах укрепления воинской дисциплины;

♦ низкая требовательность офицеров, прапорщиков, сержантов и старшин к подчиненным;

♦ отсутствие в подразделении твёрдого уставного порядка;

♦ равнодушное отношение к нуждам и запросам подчиненных;

♦ недостаточная военно-педагогическая подготовленность офицеров;

♦ беспринципность, сокрытие нарушений дисциплины;

♦ искривления дисциплинарной практики.

Под искривлением дисциплинарной практики понимается непринятие мер к виновным в нарушении дисциплины, превышение меры наказания, привлечение к ответственности невиновного или лиц, не имеющих прямого отношения к совершенному проступку, наложение взысканий, не предусмотренных Дисциплинарным уставом, неприведение в исполнение объявленного взыскания.

В повседневной практике следует учитывать также те причины нарушений, которые связаны с индивидуальными особенностями подчиненных:

♦ низкая сознательность, отрицательные черты характера, темперамента, вредные привычки;

♦ слабое знание уставных требований, касающихся порядка и правил поведения военнослужащих (чаще всего это относится к молодым воинам);

♦ недостаточное или искажённое понимание своего долга;

♦ нервные расстройства, семейные неурядицы, нарушения психики;

♦ физические недостатки, болезненное состояние и т.п.

В многообразной жизни воинских коллективов могут быть и другие факторы недисциплинированности. Только на основе изучения причинно-следственных связей командиры и воспитатели должны сделать выводы о том, как устранить или ограничить факторы, которые приводят к происшествиям, грубым нарушениям воинской дисциплины. Поэтому чёткая квалификация причин проступков в ходе анализа, их глубокое и всестороннее рассмотрение являются важным условием определения верных путей поддержания дисциплины и уставного порядка на уровне современных требований.

 

2.2 Методика подведения итогов состояния воинской дисциплины в подразделении

 

В соответствии с требованиями приказов Министра обороны Российской Федерации в войсках сложилась практика подведения итогов состояния воинской дисциплины в подразделениях. Как правило, в расчетах, отделениях, взводах дисциплина воинов анализируется ежедневно при подведении итогов боевой и общественно-государственной подготовки. Наблюдая в течение дня за поведением подчиненных, их отношением к службе, учебе, командиры расчетов, отделений, взводов могут конкретно разобрать каждый поступок, дать ему соответствующую оценку, отметить примеры ревностного отношения к исполнению воинского долга, служебных обязанностей, поощрить наиболее достойных, дисциплинированных за разумную инициативу, усердие и отличия по службе.

Особое внимание уделяется обеспечению дисциплины в ходе боевой подготовки, при несении внутренней и караульной служб. Отмечается усердие воинов при исполнении приказов, распоряжений, поддержании уставного порядка, соблюдении правил техники безопасности, воинской вежливости и отдания воинского приветствия. По результатам анализа каждому воину может выставляться индивидуальная оценка. При этом следует руководствоваться тем, чтобы она была объективной, обоснованной, учитывала все стороны поведения и выполнения основных задач в течение дня. Во взводе может быть выделено лучшее отделение, а с сержантами – раскрыта практика работы командира этого отделения.

Состояние воинской дисциплины в роте, батальоне, им равных подразделениях принято анализировать по категориям военнослужащих (со всем личным составом, с сержантами, старшинами, офицерами).

С личным составом роты подводятся итоги в конце каждой недели (в батальоне ежемесячно). В докладах "О состоянии воинской дисциплины и итогах работы по её укреплению", с которыми выступают, как правило, командир или его заместитель по воспитательной работе, отражаются обычно такие вопросы:

♦ общее состояние воинской дисциплины, степень её соответствия требованиям руководящих документов, общевоинских уставов, общая тенденция (хуже, лучше);

♦ влияние воинской дисциплины на боевую готовность подразделений, на решение учебно-боевых задач;

♦ состояние дисциплины караульной и внутренней служб, обеспечение уставного порядка;

♦ разбор происшествий, преступлений, предпосылок к ним со вскрытием причин, указанием конкретных виновников и мер, принятых командованием по этим случаям;

♦ количественный и качественный анализ дисциплинарных проступков, особенно грубых, принятых мер по ним;

♦ сравнительный анализ и оценка состояния дисциплины во взводах, отделениях, расчетах с выделением лучших, худших; сообщением положительного опыта работы командиров;

♦ выполнение требований по обеспечению режима секретности, вопросам эксплуатации и сбережения военной техники и оружия;

♦ поддержание уставных взаимоотношений между военнослужащими;

♦ оценка деятельности общественности по сплочению коллективов.

♦ планируемые и принимаемые меры улучшения воспитательной работы по предупреждению нарушений дисциплины, повышению роли дисциплинарной практики.

В ходе подведения итогов командиры подразделений могут поощрять отличившихся воинов за примерную дисциплину и успехи в боевой и общественно-государственной подготовке. Исходя из конкретных условий, внимание следует сосредоточить на тех вопросах, которые будут рассмотрены более обстоятельно и детально. Для большей наглядности и убедительности могут быть заготовлены схемы, где раскрывается динамика состояния воинской дисциплины.

С младшими командирами подведение итогов проводится на совещаниях, специальных занятиях с участием офицеров. В ходе разбора командир подразделения анализирует и раскрывает их роль в поддержании уставного порядка, личную дисциплинированность, вклад каждого из них в укрепление дисциплины, соблюдение формы одежды, распорядка дня. Пристальное внимание уделяется анализу участия сержантов в дисциплинарной практике, соблюдению уставных требований во взаимоотношениях с подчиненными.

Особое значение следует предавать анализу состояния воинской дисциплины с офицерским составом. Обычно итоги подводятся на офицерских собраниях, совещаниях, разборах. При анализе итогов командир роты может заслушать доклады командиров взводов о состоянии дисциплины, проделанной работе по её укреплению. Он оценивает положение дел во взводах и определяет их места, дает персональную оценку вклада каждого офицера в воспитательную деятельность по укреплению дисциплины с учетом его личной дисциплинированности и исполнительности, указывает на упущения и недостатки. Проводится тщательный анализ дисциплинарной практики офицеров, соблюдения при этом ими уставных требований, участия в воспитательных мероприятиях, организации индивидуальной работы с подчиненными.

Анализ должен помогать закреплению положительного в поступках, поведении и действиях офицеров соответствующей оценкой, вооружать уверенностью в своих силах и способностях и в то же время откровенно оценить негативные факты, раскрыть их причины. Такой подход убеждает офицеров в том, что каждый успех или ошибка, любое проявление ответственного отношения и безответственности не остается без внимания.

Следует избегать того, что на итоговых разборах иногда негативно оценивается деятельность офицеров (а также сержантов и старшин) только в связи с тем, что в подчиненных им подразделениях совершены проступки. Подобный подход возможен и оправдан лишь в том случае, если эти проступки явились следствием бездеятельности, безответственного отношения к выполнению своих обязанностей со стороны офицера. Если же конкретной вины офицера в проступке подчиненного нет, и он предпринимает все от него зависящее, чтобы навести порядок, организовать службу, то отрицательная оценка его работы может сыграть негативную роль в воспитании офицера.

Анализ состояния дисциплины – процесс творческий. Многое зависит от опыта, методического мастерства командира, воспитателя, от справедливости оценок. Большую пользу анализ приносит тогда, когда носит дидактический характер, сочетается с разъяснением, убеждением, доказательностью, когда умело реализуется принцип опоры на положительное.

Подобный подход поможет решить важную задачу – вооружить офицеров единой методикой анализа и оценки состояния воинской дисциплины в своих подразделениях, а также выработать систему мер (организационных, воспитательных и др.), которые способствовали бы дальнейшему укреплению порядка и дисциплины. Наиболее важными из них могут быть:

♦ специальные занятия с офицерами, прапорщиками, сержантами и старшинами, в ходе которых изучаются передовой опыт и методы работы командиров, воспитателей, достигших наилучших результатов в укреплении дисциплины;

♦ систематический анализ состояния дисциплины и подведение итогов работы по ее укреплению во всех подразделениях с участием старших командиров и начальников;

♦ оказание конкретной помощи подразделениям, отстающим в дисциплине;

♦ другие организационные мероприятия (прием зачетов по знанию общевойсковых уставов от военнослужащих всех категорий; прием военнослужащих старшими начальниками непосредственно в подразделениях и др.);

♦ воспитательные мероприятия в подразделениях (вечера вопросов и ответов, тематические вечера, диспуты, собрания личного состава и т.п.);

♦ мероприятия, связанные с повышением качества караульной и внутренней служб;

♦ меры, направленные на улучшение материально-бытового обеспечения, организацию досуга и отдыха личного состава и др.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современных условиях, когда идут активные процессы реформирования Российской Армии, на практике проходят проверку различные теоретические идеи, взгляды и предложения о путях повышения боеспособности и боеготовности войск. Реалии развития нашего государства, исторический опыт совершенствования Вооруженных Сил не оставляют никаких сомнений в том, что одной из важнейших слагаемых боеготовности частей и подразделений является крепкая воинская дисциплина.

Сегодня вряд ли кто рискнет утверждать, что провозглашенное Указом Президента от 7 мая 1992 г. создание Вооруженных Сил Российской Федерации автоматически избавило нас от исторической материальной и духовной связи с Советскими Вооруженными Силами. Очевидно, что новая Российская Армия создается на их базе, со всей их инфраструктурой, боевой техникой и вооруженными, а главное – с личным составом и, следовательно, присущими ему сознанием, традициями, морально-психологическим состоянием, уровнем боевой выучки, организованности, дисциплины, системой обучения и воспитания.

Задача состоит в том, чтобы извлечь из естественной, исторически сложившейся связи новой Российской Армии с Советскими Вооруженными Силами максимум пользы: взять из героической истории Советской Армии, советского военного строительства, системы обучения и воспитания свое лучшее, что было им присуще. И в то же время приложить максимум усилий для скорейшего преодоления всего негативного, особенно в вопросах укрепления законности, правопорядка и воинской дисциплины в войсках.

Особое значение в связи с этим приобретает проблема поиска путей совершенствования воспитательной работы, которую сегодня даже самые ретивые критики готовы признать одним из важных факторов укрепления морально-психологического состояния военнослужащих, повышения боевой готовности Вооруженных Сил.

Представляется, что эту проблему можно успешно разрешить путем внедрения в повседневную жизнь войск ясной и понятной всему личному составу идеи на базе которой должен строиться весь воспитательный процесс, законность и порядок в частях и подразделениях.

Как показывает войсковая практика, задача укрепления законности, правопорядка и воинской дисциплины в частях и подразделениях решается успешно лишь тогда, когда воспитательный процесс осуществляется комплексно, когда при его реализации учитывается все обстоятельства, условия и каналы воздействия на сознание, поведение, чувства военнослужащих. Прежде всего, следует иметь в виду, что моральный облик защитника Отечества формирует вся наша действительность со всеми ее достоинствами и недостатками, отношение общества к армии, к воинскому долгу, весь уклад армейской жизни, взаимоотношения в воинских коллективах и многое другое.

Вместе с тем не следует забывать, что уровень дисциплинированности воинов, состояние дисциплины в воинских коллективах, в огромной степени зависит как от командиров-единоначальников, так и от наличия в войсках хорошо организованной, слаженной и четко действующей системы воспитания, практического опыта и грамотности офицеров-воспитателей, умело использующих в работе с личным составом разнообразные формы, методы и средства воспитания: общественно-государственную подготовку, информационно-воспитательную, социально-правовую и культурно-досуговую работы и др.

Войсковая практика показывает, что подавляющее большинство нарушений воинской дисциплины военнослужащими носят субъективный характер: низкий уровень сознания у отдельных воинов, отсутствие твердого уставного порядка в части, недостатки в воспитательной работе и формализм в работе должностных лиц, отсутствие личной примерности офицеров и принижение роли младших командиров, нездоровая нравственно-психологическая атмосфера в коллективе, искривление дисциплинарной практики, неблагоприятные бытовые условия в части и другие.

Поэтому в центре внимания должностных лиц части должны быть вопросы обучения офицеров, прапорщиков и сержантов практике индивидуальной работы с подчиненными, работе по предотвращению происшествий и преступлений, наведению и поддержанию твердого уставного порядка в подразделениях.

Реализация всех этих и других мер позволит, на наш взгляд, создать нравственные предпосылки и материальные условия для повышения престижа воинской службы, укрепить воинскую дисциплину в войсках, повысить личную дисциплинированность воинов и вместе с этим боеготовность и боеспособность частей и подразделений.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Воспитательная работа в Вооружённых Силах Российской Федерации / под общ. ред. Н.И. Резника. – М.: ГУВР ВС РФ, 2005. – С. 95–118.

2. Воспитательная работа: содержание, организация, методика / под общ. ред. Н.И. Резника. – М.: "Телисс", 2002. – С. 34–35.

3. Авдеев В.В. Методика анализа и оценки состояния правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики: учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НВВКУ, 2008. – 32 с.

4. Дисциплинарная практика офицера и её роль в воспитании подчинённых. – Новосибирск, НВВПОУ, 1987. – С. 20–23.

5. Сборник руководящих документов по организации воспитательной работы в Вооружённых Силах Российской Федерации. / Сост. Авдеев В.В., Чернов С.А. – Новосибирск: Новосибирское ВВКУ, 2008. – 80 с.

6. Методологические проблемы укрепления воинской дисциплины в Вооружённых Силах. – М.: ВПА, 1985. – С. 142–152.

7. Офицеру подразделения о воинской дисциплине. – М.: Институт военной истории МО РФ, 1988. – С. 100–107.

8. Утлик Э.П. Психологические основы дисциплины. – М.: ГУВР, 1993. – 233 с.

9. Социальная и военная психология / под ред. Н.Ф. Феденко. – М.: ВПА им. Ленина, 1990. – С. 232–238.

10. Арзамаскин Ю.Н., Петров В.Д. Воинская дисциплина в части (подразделении): пути, формы и методы её укрепления в условиях реформирования Вооружённых Сил Российской Федерации. – М.: ГАВС, 1995. – 56 с.

11. Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации. – М.: Воениздат. – 1994.

12. Во Имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание – учебное пособие по ОГП для офицеров и прапорщиков Вооружённых Сил Российской Федерации / под ред. В.А. Золотарёва, В.В. Марущенко, С.С. Антюшина. – М.: Изд-во "Русь-РКБ", 1999. – С. 326–351.

13. Муцынов С.С. Коллектив и дисциплина: Вопросы и ответы. – М.: Воениздат,1989. – 167 с.

14. Скрыльник А.И. Нравственность и дисциплина воина. – М.: Воениздат, 1985. – 112 с.

15. Буранов С. Дисциплинированность – важнейшее качество личности воина // Ориентир. – 2004. – №5. – С. 52–55.

16. Лякишев В. Правовые основы укрепления воинской дисциплины и правопорядка // Ориентир. – 2002. – №9. – С. 54–56.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: