Сущность и содержание авторитета руководителя подразделения ПО ФСБ России воинском коллективе

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ АВТОРИТЕТА РУКОВОДИТЕЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ФСБ РОССИИ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сущность и содержание авторитета руководителя подразделения ПО ФСБ России воинском коллективе

Авторитет как социально-психологическое явление представляет собой способность и возможность оказывать общественное влияние одной личности или группы лиц на других людей в силу соответствия субъективных качеств объективным требованиям деятельности с одной стороны, и добровольное подчинение этому влиянию с другой стороны.[1] Авторитет как психологическое влияние возникает и проявляется только в процессе межличностного взаимодействия и взаимоотношений людей. Он определяется как объективными, то есть социальными, так и субъективными (психологическими) факторами.

Обращаясь к этимологии дефиниции нельзя не указать, что термин авторитет в переводе с латинского «auctoritas» означает достоинство, сила, власть, влияние. Его происхождение связано с историей древнего Рима. Положения об авторитете можно найти в учениях Платона, Аристотеля, Демокрита, Антифона, Гиппия. Концепции о политической целесообразности авторитета выдвинуты Гоббсом, Спинозой, Локком, Гольбахом, Гегелем.

О сущности этого социально психологического явления свидетельствует многообразие его трактовок в различных отраслях научного знания. Рассмотрим некоторые из них.

Авторитет (от лат. auctoritas - власть, влияние), в широком смысле - общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком - одна из форм осуществления власти [5].

Авторитет (нем. Autorität, от лат. auctoritas - власть, влияние) - в общем смысле: значение и основанная на значении или с ним соединённая власть; в узком - влияние умственное, возбуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной мудрости, знания, добродетели. Влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. д. [25].

Авторитет (от нем. Autoritat, от лат. Auсtoritas - власть, влияние а.) Признанное влияние какого-либо лица, группы лиц или организации на различные области общественной жизни, базирующееся на опыте, профессионализме, знаниях, нравственности. б.) Форма осуществления власти путем признания ее необходимости большинством лиц, на которых распространяется ее действие [6].

Авторитет (лат. auctoritas власть, влияние) - 1) общепризнанное значение, влияние; тот, кто пользуется общим признанием, влиянием; 2) одна из форм осуществления власти, основанная на общепризнанном влиянии какого-л. субъекта (личности, группы, организации). По М. Веберу, власть авторитета гарантируется традициями, рационально обоснованной законностью (легальностью) и харизмой. Он не всегда связан с властью, его наличие возможно и без наделения властными полномочиями его обладателя, последний в таком случае является наиболее уважаемым человеком (политическим субъектом). В зарубежной политологии слова authority (англ, авторитет) и power (англ, власть) нередко употребляются как синонимы [19].

Авторитет — в широком смысле общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком - одна из форм осуществления власти [12].

Авторитет рядового воина в подразделении – влиятельное положение его среди сослуживцев, основанное на признании его знаний, жизненного опыта, способностей, моральных, физических и психологических качеств [24].

Как мы можем увидеть из всех вышеприведенных определений, они различаются по некоторым параметрам в зависимости от сферы применения (употребления). На мой взгляд, общим определением данного понятия для всех перечисленных ранее может послужить следующее:

Авторитет – это влияние одного лица (группы лиц) на окружающих людей, основанное на общем признании их преимущества над другими в чем-либо (предметом этого преимущества могут послужить как различные виды спорта, так и имеющиеся у них знания, навыки, умения или личный опыт в том или ином вопросе).

Авторитет обладает силой внушения. Авторитетный человек оказывает большое влияние на окружающих, на своих товарищей по коллективу, на подчиненный личный состав. Вот, например, как отзывается один военнослужащий об авторитетном начальнике линейного подразделения ПО ФСБ России: «Я преклоняюсь перед ним, и он будет живым примером в моей будущей жизни».

«Если ты хочешь оказывать влияние на других людей, то ты должен быть действительно человеком, который действует на других людей побуждающим и благотворным образом».[2] Воинский организм не в состоянии функционировать без авторитетного командира. Высокий авторитет — огромная сила, которая помогает офицеру-руководителю управлять подразделениями в любых условиях.

Раскрывая психологическую сущность авторитета и его воздействие на психологию коллектива можно отметить, что доверие остальных членов коллектива к авторитету колоссально увеличивает возможность как унификации и сплочения коллектива, так и его противопоставления другим.

К тому же авторитет как феномен общественной жизни явление очень сложное, имеющее богатое и разностороннее содержание, оно является предметом исследования науки времен, и изучающееся столетиями.

Анализ реальности дает широкие возможности для выявления важнейших взаимосвязей исследуемого феномена. Представляет интерес выяснение всего того, что являют собой детерминанты авторитета, обусловливающие его генезис и природу, богатства содержания, позволяющее проникнуть в саму суть. Необходимы выяснение типологии авторитета, классификация его проявлений, уточнение функций, роли и ряда других проблем, которые еще недостаточно исследованы. Осмысление взглядов социально - философской мысли, имеющихся в науке достижений, дает базу для более глубокого проникновения в сущность авторитета. Аналитический экскурс в анналы теоретической мысли позволит лучше вникнуть в процесс диалектики авторитетных отношений.

Осмысление характера развития человеческих нравственных, авторитетных отношений представляет несомненный интерес. Феномен авторитета - явление историческое. Материальная деятельность, производство средств к жизни, духовные процессы способствовали развитию, как личности руководителя, так и определенных социальных институтов, выделению соответствующих тому или иному историческому этапу различных разновидностей авторитетных отношений. Исследование их сопряжено с рядом трудностей. Суть проблем нередко скрывается под большими наслоениями как объективного, так и субъективного порядка. В вопросах авторитетных отношений в Древнем мире, эпохи Средневековья и Реформации, уже в период разложения первобытнообщинной формации и перехода к классовому обществу происходят существенные изменения в авторитете руководителя. Такие как, во-первых, отделение власти от авторитета (о чем говорит появление вождей, не имевших авторитета) и, во-вторых, появление нового типа авторитета руководителя, который выделяется не своими физическими, а умственными качествами, хотя авторитет, связанный с уважением к физическим данным предводителя и его сноровке сохраняется, но как бы отходит на второй план [4, с. 25, 29].

Значительную роль авторитетные отношения стали играть в последующие исторические периоды развития общества. Большой интерес для науки представляет исследование авторитетных отношений эпохи Древности, в частности имевших место в Древнем Востоке. История полна бесчисленных примеров преклонения перед авторитетом основателей династий, государственных деятелей, военачальников или перед авторитетом вероучений, различного рода священных книг. Вместе с тем у народов Древнего Востока воспроизводилась и укоренилась обусловленная социальными отношениями привычка и традиции почитать культ авторитета - мудреца, его учение. На основе этой потребности, под ее воздействием формировался и развивался такой тип мышления, способ философствования, неотъемлемым элементом, которого являлся культ авторитета. Он господствовал в условиях недостаточно развитых общественных отношений, при низком уровне познавательно-практической деятельности и подавляющем влиянии религиозного сознания. Как и вообще в Древнем мире, основными очагами его распространения и развития были школы мудрости, именуемые философскими школами. Данные школы возникали и функционировали под эгидой тех или иных авторитарных традиций, будучи освящены авторитетом определенного учителя - мудреца. К числу видных школ такого рода принадлежит конфуцианство, существовавшие в Китае, Японии и Корее. Конфуцианство большое внимание уделяло рассмотрению не только учителя, но и государственного руководителя.

В Древнем Китае авторитету руководителя отводили должное место. Этой проблеме посвящено немало трактатов мудрецов - философов. Подходы к определению факторов существования авторитета руководителя были не одинаковы. Одни основным условием его функционирования выдвигали силу. Так, в древнекитайском литературном памятнике «Гуань-цзы» (VII в. до н.э.) определенная роль отводится авторитету правителя. В главе «Правитель и подданные», написанной конфуцианцами, говорится: «Авторитет, не обладающий силой, не может быть установлен; дела без (конкретных) действий не могут возникнуть, и тогда в государстве (царит) спокойствие, а безнравственность уменьшается...» То есть, если в стране нет авторитетного человека, обладающего военной силой, то нет потенциального соперника правителю, и если даже кто-то что-либо замышляет, но не предпринимает конкретных шагов для реализации своих планов, то смута не возникает и в стране царит спокойствие. Другие считали, что одной силы будет недостаточно [10, с. 72].

Выдающийся философ Древнего Китая Сюнь-цзы (ок. 313-ок. 288 гг. до н.э.) в одноименном литературном памятнике пишет: «Тот, кто понимает правильный путь усиления государства, не будет полагаться лишь на силу. Он будет стремиться достичь этой цели путем приказов вана (правителя династии - прим. авт.), которые должны обеспечить ему могущество и утвердить его авторитет. Когда его могущество обеспечено - чжухоу (местные правители - прим. авт.) не смогут ослабить его; когда его авторитет утвержден - чжухоу не смогут уменьшить его. И если (в это время) в Поднебесной нет верховной власти вана или гегемона (гегемоном традиционная китайская историография называла правителей нескольких сильнейших государств Древнего Китая, которые главенствовали над всеми остальными царствами и не подчинялись чжоуским ванам - Прим. авт.) - он добьется этого. Таков тот, кто понимает правильный путь усиления государства... Люди ванна - это те, кто направляет свои действия с помощью ритуала и чувства долга, кто в делах поступает в соответствии с их родом, кто способен ясно видеть даже самое незначительное в делах, чьи мероприятия отвечают изменениям в мире и не приводят к нищете, - таких людей можно назвать постигшими основы управления, они являются людьми вана. Надо заметить, приоритетом пользовался тот, кто получил высший авторитет - «почет и авторитет сына неба», то есть верховного божества [10, с. 64].

Проблемы авторитета рассматривались и в некоторых других школах Древнего Востока. Древний Восток, и его мыслители в частности, внесли достойный вклад в мировую сокровищницу знаний, связанных с формированием представлений об авторитетных отношениях.

Проблемы авторитетных отношений пользовались значительным вниманием в Древней Греции и Древнем Риме. Обращаясь к античности, видим, что и там важную роль отводили авторитетным отношениям. Однако в отличие от Древнего Востока, например, в античном мире господствовали демократические традиции, наличие многочисленных философских школ, полемичность в науке, которые накладывали отпечаток и на отношение к властям, к авторитетам, хотя некоторые их элементы все же имеют аналогию с взглядами восточными. Вместе с этим, «общим» важно учитывать при рассмотрении проявления феномена авторитета в Древней Греции и Древнем Риме и «особенное». Наряду с наличием общего авторитетные отношения различных субъектов базировались на тех различиях, которые имелись в этих странах, на несходстве взглядов тех или иных философских школ и их представителей. Греки и римляне, несмотря на ближайшее соседство, писал известный русский историк искусств П.П. Гнедич, «представляют резкие контрасты: их характеры совершенно самобытны. Воззрения их на один и тот же предмет нередко диаметрально противоположны. То, что у греков чтилось, то не заслуживало внимания у римлян; то, что Рим клеймил как порок, в Греции считалось чуть не за доблесть». Римское общество сыграло немалую роль в становлении и развитии понятия «авторитет». Многие склонны полагать, что оно и возникло там. Правомерней же считать, что римлянам мы обязаны происхождением современного слова «авторитет». Авторитетные же отношения были присущи и Древнему Востоку. Понятие «авторитет» в римском праве означало первоначально «доверенность», «полномочие» сената, позже и цезаря (царя), законодательных решений народного собрания, предварение или дополнение их легитимизации и поэтому с ним связана интерпретация полномочия в уже существующих законах к авторитету приватного права, оно означало также auctoritas особенное - опеку несовершеннолетних и женщин, а в смысле конституционном, административном - авторское право. В Древнем Риме имелись своеобразные авторитетные отношения. Это проявлялось на различных уровнях общества. Авторитет сената был очень высоким. Необычно высоким был авторитет Законов XI I таблиц. Эти законы были написаны на двенадцати деревянных досках, выставлялись на городской площади. Никто поэтому не мог «отговариваться незнанием закона». По некоторым сведениям, как пишет историк З.М. Черниловский, от всякого вступающего в ряды граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Особо высоко стоял авторитет отца семейства, выражавшийся в абсолютизации на этой почве его прав. Основная идея Рима - покорность главе рода, покорность безусловная, слепая. «Он был единственный собственник состояния семьи, он мог утопить безобразного ребенка, мог кинуть его на произвол судьбы только потому, что он родился, окруженный неблагоприятными пророчествами птицегадателей». Почитание авторитета отца главы семьи связывают и с авторитетом власти государства. «Абсолютная власть отца в каждой семье, - как отмечает П.П. Гнедич, - породила такую же «абсолютную власть в государстве» [8, с. 28].

Огромным авторитетом пользовались обычаи и порядки старины, носившие консервативный характер, - нигде предания, быть может, не чтились так свято, как в Риме: обычай предков был главным руководителем политической жизни, всякое новшество принималось с неудовольствием, на реформатора смотрели как на преступника, которого рано или поздно покарает гнев богов. Существенную роль играл и авторитет матери. На ней лежало управление всем домом и, главное, воспитание детей, за нее стоял закон и ограничивал своеволие мужа. Нравы и обычаи, существовавшие в этих странах, в той или иной мере отражались и в творчестве ученых данной эпохи [27].

Существенный вклад в развитие социально-философской мысли об авторитетных отношениях обнаруживается в трудах многих философов, мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. Философ и один из самых знаменитых писателей Древнего Рима Луций Анней Сенека (4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) в своих известных «Нравственных письмах к Луцилию» приводит признаки человека достойного преклонения и подражания, то есть обладающего высшим авторитетом: бесстрашного, спокойного среди бурь, глядящего на людей сверху вниз, а на богов как на равных. Философ обосновывает величие авторитета такой личности и необходимость преклонения перед ней и перед божественным происхождением ее души. Сенека дает обоснование авторитетности личности, избранной свойствами. Могущественным в век, который принято называть золотым, мог стать только самый лучший. Править - значило не властвовать, а исполнять обязанность. Впоследствии на смену власти, основанной на уважении и авторитете, пришла власть, основанная на насилии, тирании.

Фома Аквинский (1225-1274) создал новое учение об авторитете. Бог есть основатель государственного авторитета не в позитивном плане, а через творческие основы социальных, естественных предпосылок, из которых эти предпосылки вытекают. Власть правителя покоится на установленном богом порядке, в соответствии с которым высшие должны побуждать к действиям низших. Низшие поэтому должны подчиняться высшим. В споре светской и духовной власти Аквинский склоняется в сторону последней [26].

В Германии движение Реформации было связано с именем Мартина Лютера (1483-1546), который выступил против авторитета римской - католической церкви. Лютер выдвинул положение о восстановлении авторитета «священного писания», вместо авторитета папских декретов, посланий, постановлений церковных соборов. Учение Лютера папой было объявлено еретическим, и предано проклятию. Признавая авторитет государства, Лютер вместе с тем считал, что оно должно держать народ в подчинении, применяя самые жестокие меры. Авторитет, таким образом, замещался авторитарностью [18].

В эпоху Возрождения ряд философов выступили против преклонения перед авторитетами, которые навязывались средневековой схоластикой и невежеством. Великий итальянский художник, инженер и философ Леонардо да Винчи (1452 - 1519), выступая против заблуждений в науке, против того, что не подтверждено опытом, был противником тех, кто вместо исследований, использования опыта прибегал к аргументации авторитетом. «Кто спорит, ссылаясь на авторитет, - писал он в одном из своих манускриптов, - тот применяет не свой ум, а скорее память. Хорошая ученость родилась от хорошего дарования; и так как надобно более хвалить причину, чем следствие, ты больше будешь хвалить хорошее дарование без учености, чем хорошего ученого без дарования». Леонардо да Винчи предпочитал верить достигнутому собственным опытом.

По такому пути шел и великий английский философ эпохи европейского научного возрождения Френсис Бэкон (1561- 1626.). Он был родоначальником материализма и всей опытной науки Нового времени, Ф. Бэкон пользовался безусловным авторитетом у французских энциклопедистов. Отстаивая истинное знание, необходимость и возможность его получения, Ф. Бэкон критически анализирует сложившееся на то время отношение к авторитету в науке. Он обращает внимание на то, что люди, ученые покорились авторитетам прошлого вместо того, чтобы исследовать мир и открывать новые истины. Ф.Бэкон подвергает острой критике авторитет Аристотеля и Платона. Он пишет: «Необходимо воздать должное блестящей мудрости и добросовестности Аристотеля, который, создав свою тщательно обоснованную и документированную историю животных, очень скупо примешивает сказочный материал и вымышленные факты...». Ф. Бэкон не является противником авторитета вообще. Признавая «авторитет естественной философии», он выступает против «ложных авторитетов». Люди, легко веря таковым, допускают, при этом, ошибки двух родов в зависимости от объекта веры; ведь верят либо рассказу или факту (как говорят юристы), либо какой-то догме. В первом случае мы видим, как сильно повредило это заблуждение авторитету некоторых из церковных историй, которые слишком легкомысленно и доверчиво рассказывают о чудесах. Другой вид легковерия, которое распространяется не на историю или повествование, а на науки и теорию, также двоякого рода, т.е. речь идет о том, что мы слишком доверяем либо самим наукам, либо деятелям этой науки. Самих же наук, опирающихся скорее на фантазию и веру, чем на разум и доказательства, насчитывается три: это - астрология, естественная магия и алхимия. Итак, недопустимо верить ложным авторитетам, философия должна повседневно исследовать мир, завоевывая себе истинный авторитет. Истина - дочь времени, а не авторитета.

Проблему авторитета затрагивает и великий французский философ, и ученый-естествоиспытатель Рене Декарт (1596-1650). В своей работе «Начала философии» он разрешает проблему соотношения божественного авторитета и тех знаний, которые лежат за пределами богословия. «Божественный авторитет, - пишет он, - мы должны предпочесть нашим рассуждениям, но из того, что не было сообщено откровением, мы не должны верить ничему, чего не знали бы очевиднейшим образом. Что касается истин, о которых богословие нас не наставляет, то тому, кто хочет стать философом, менее всего прилично принимать за истинное нечто такое, в истинности чего он не убедился, и больше доверяться чувствам, то есть необдуманным суждениям своей юности, чем зрелому разуму, которым он в состоянии надлежащим образом управлять». Итак, все, что лежит вне божественного авторитета, должно подвергаться проверке. Вместе с тем именно Декарту принадлежит теория о «врожденных принципах», которая сковывала познавательные возможности разума личности [18].

Значительное внимание проблеме авторитета уделил великий английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588-1679). В своем произведении «О человеке» Гоббс говорит о влиянии авторитетов на характер человека и дает определение авторитетам. Он пишет: «Авторитетами я называю тех людей, чьими предписаниями и чьим примером какой-либо человек решает руководствоваться из уважения к их мудрости». Гоббс разделял авторитеты на хорошие и плохие. «Хорошие авторитеты оказывают благотворное влияние на формирование характера юношей, плохие же авторитеты влияют на формирование этого характера вредным образом». Т. Гоббс указывает, что авторитетами являются учителя, родители или другие люди, прославившиеся своей мудростью, ибо все уважают прославившихся людей и считают их достойными подражания. Для авторитетности субъекта необходимо сочетание, как преподавания содержания доброго учения, так и личной добродетельности и справедливость родителя, учителя. Гоббс рассматривает авторитет как форму опыта и авторитет церкви, предмет, которого составляет вера, а не наука: «Она (философия, прим авт.) исключает также историю, как естественную, так и политическую, - пишет мыслитель, - хотя для философии обе в высшей степени полезны (вернее, необходимы), ибо их знание основано на опыте, или авторитете, но не на правильном рассуждении. Наконец, из философии исключается учение о богопочитании, так как источником такого знания является не естественный разум, а авторитет церкви, и этого рода вопросы составляют предмет веры, а не науки». Гоббс различает авторитет священного писания, авторитет бога, авторитет церкви и собственный, личный авторитет. Авторитет бога и священного писания – непререкаем [9].

Великий немецкий философ и ученый-энциклопедист Готфрид - Вильгельм Лейбниц (1646-1716) наряду со многими другими вопросами касался и вопросов авторитетных отношений. Он анализировал взаимосвязь таких явлений, как слава, гений, авторитет, Лейбниц выступает против отбрасывания того, что было раньше добыто и старательно собрано наукой, что стало общепринятым, т.е. против отбрасывания старых авторитетов под предлогом того, что надо расчистить место для истинной науки.

Лейбниц ценит Аристотеля: «он был выдающимся дарованием и имел высокие заслуги в тех науках, которым он серьезно предавался». Но Лейбниц говорит, что ученые и талантливые люди, которые заражены новыми идеями, нередко могут сравниться с древними и даже их превосходить. Не отрицая старые авторитеты в науке, он ценил талантливое новое, гениальное. В своем труде «О приумножении наук» он рассматривает славу, гений и авторитет в органической связи, как то, что возникает вследствие справедливого и доброго дела. При этом гений и авторитет выступают как однопорядковые явления, производящие тождественное действие. Лейбниц, предостерегая от чрезмерного эмпиризма, говорит, что великие мужи науки «должны воспринять мой призыв к справедливому и доброму делу, продиктованный стремлением к общественной пользе и касающийся их собственной славы, которая была бы более великой и более прочной, если бы они стремились производить (насколько это в их силах) своим гением и своим авторитетом, скорее нечто великое, нежели легковесное» [26, с.47].

Существенный вклад в развитие теории авторитетных отношений внесли представители немецкой классической философии. Определенное внимание проблеме авторитета уделил ее родоначальник Иммануил Кант (1724-1804). В «Критике практического разума» И. Кант, развивая свое учение этики, в частности, обосновывая моральный закон, выводит «категорический императив», согласно которому человек - независимо от содержания его действий - поступал бы так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех. Он писал: «...А именно: поступай согласно той максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Итак, речь идет о предпосылке авторитетности поведения - о потенциальном авторитете индивида для других, который может быть при наличии свободы человеческой воли. Кант создает учение о художественном гении. В гении он видит единство необходимости и человеческой свободы. Кант рассматривает проблему гения и его авторитетности, анализируя изящное искусство [13, с.32].

Проблему авторитета не обошли своим вниманием и отечественные ученые. Так крупнейший русский идеалист Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). В работе «Кризис западной философии. (Против позитивистов)» он различает: век господства авторитета веры, век приравнивания разума и веры, век преобладания разума над авторитетом веры. Он выступает против борьбы разума с авторитетом, как на ранних, так и на последующих стадиях. Наиболее резко B.C. Соловьев протестует против подчинения природы разуму в западной философии от Декарта до Гегеля и призывает вернуться к непосредственному авторитету. При этом он не просто говорит только о доразумном авторитете, но понимает этот авторитет в связи с последующей западноевропейской философией разума. Для тех же, кто не признает авторитета веры, все же раз и навсегда остается авторитет простой и общедоступной непосредственности, без которой никакие ухищрения разума и науки не могут привести к истине [1].

Когда на политическую арену выступает социалистическая политическая мысль, она наряду с другими проблемами обратилась и к вопросам авторитета. В частности против воззрений анархизма по проблемам авторитета, выступили основоположники марксизма Карл Маркс (1818 - 1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Ф. Энгельс, в статье «Об авторитете», анализируя проблему авторитета, обратил внимание на недопустимость упрощенного подхода к авторитету и объявления любого акта авторитарным, чтобы осудить его. «Авторитет в том смысле, о котором здесь идет речь, означает навязывание нам чужой воли; с другой стороны, авторитет предполагает подчинение. Но поскольку оба эти выражения звучат неприятно и выражаемое ими отношение тягостно для подчиненной стороны, спрашивается, нельзя ли обойтись без этого отношения, не можем ли мы - при существующих в современном обществе условиях - создать иной общественный строй, при котором этот авторитет окажется беспредметным и, следовательно, должен будет исчезнуть [18].

Другой политический деятель - Владимир Ильич Ленин (1870-1924) осуждал мнимую революционность, отвергавшую авторитет и выступавшую против всяких авторитетов, одновременно высказывался против авторитета, основанного на принуждении трудящихся масс эксплуататорским меньшинством, на страхе, обмане, демагогии, косной традиции, слепой вере и культе личности. Он писал, что рабочему классу нужны авторитетные руководители. Авторитет таких руководителей, подчеркивал Ленин, должен основываться на большом знании и опыте, широком политическом и научном кругозоре. В условиях классовой борьбы важную роль приобретает авторитет политических партий и их вождей. Рассмотренный период развития философских воззрений характеризуется значительным разнообразием взглядов по проблемам авторитета и в историческом аспекте выходит за пределы Нового времени и затрагивает также некоторые моменты, присущие и новейшему времени. Логика развития социально-философской мысли - процесс взаимосвязанный, требующий рассмотреть его до современного периода [18].

В современной западной литературе большое внимание уделяется теории авторитета, разработанной немецким социологом Максом Вебером (1864-1920) («Хозяйство и общество»). В концепции М. Вебера понятия «авторитет» и «легитимное господство» применяются как синонимы. Вебер предложил типологию авторитета, суть которой состоит в том, что авторитет может основываться либо на рациональных установках - формально определенной системе правил, которые касаются способов приобретения власти и границ её применения; либо на традициях, когда законность порядка вытекает из представления о нём, как о священном и неизменном; либо на так называемой харизме, когда авторитет связан с личной приверженностью лидеру, наделённому в глазах его последователей исключительно качествами мудрости, героизма, святости. Авторитет такого рода, по Веберу, присущ пророкам, проповедникам и политическим вождям. Традиция и харизма господствовали и в добуржуазных обществах. Рациональный же авторитет утверждается со становлением буржуазного общества, хотя, вместе с тем, не исчезают и другие виды авторитета. М. Вебер считает, что авторитеты и власть, а также право руководителей требовать повиновения других обусловлены существованием трех типов законного господства. Это: 1) традиция, 2) легальность (социально-политическая основа) и 3) личная харизма. Он обосновывает различия между тремя типами авторитета: традиционный; рационально-легальный; харизматический. При харизматическом авторитете наблюдается «преданность харизме пророка или вождя на войне или выдающегося демагога в народном собрании (Ekklesia) или в парламенте...». Данные различия многими признаются обоснованными. Концепция Вебера получила дальнейшее развитие в трудах ряда других социологов и философов. Трактовка им иррациональных основ авторитета была поддержана некоторыми современными западными учеными.

Таким образом, в многообразии взглядов нашло отражение различие социально-психологических потребностей, интересов, идеалов реального исторического процесса. В ходе изучения учеными, проблемы авторитетных отношений происходит осмысление теоретических положений сущности авторитета, его содержания, выделение структурных элементов. При всем многообразии и пестроте воззрений можно отметить, что проблемы авторитета занимали существенное место в работах многих известных ученых. Знакомство с их содержанием дает нам много поучительного для современности, так как в наш бурный век можно различить отзвук тех сложных явлений, которые волновали человечество и в прошлом.

В наши дни авторитет – социально-психологический феномен коллектива, который требует пристального изучающего внимания к себе. Он имеет свои стадии, внешние черты и классификацию.

Существует несколько видов авторитетов, в частности, профессор И.И. Рудской выделяет:

1. Должностной авторитет

2. Моральный авторитет

3. Профессиональный авторитет

4. Общественный авторитет

5. Коллективный авторитет

6. Действительный авторитет

7. Ложный

Рассмотрим их поподробнее:

1. Должностной авторитет – определяется служебным положением военнослужащего, его должностью. Он закреплен уставом Вооруженных сил.

2. Моральный авторитет – это признак уважения и доверия подчиненных, он зависит, прежде всего, от личностных качеств человека.

3. Профессиональный авторитет – характеризует профессиональную подготовленность личности, его компетентность как специалиста, как знатока своего дела.

4. Общественный авторитет – авторитет государства, народа, общественной организации.

5. Коллективный авторитет – авторитет коллектива от самого крупного (армия) до небольшого подразделения (пограничное отделение).

6. Действительный авторитет – авторитет, который завоевывается действиями, методами и приемами, соответствующими требований воинских уставов, нормами морали и в основе лежат высокие личностные качества руководителя.

7. Ложныйавторитет – достигается способами, противоречащими уставам и нормам морали, объясняется малыми знаниями, опытом, наличия многих отрицательных личностных качеств. [22, с. 192].

Во взаимоотношениях с подчиненными офицер является старшим, руководителем, ведущим, и он представляет не просто самого себя, а, прежде всего, ту общественную систему, от имени которой он выступает, то есть власть в подразделениях пограничных органов ФСБ России. Авторитет руководителя, в том числе и военачальника, только тогда отличается особой прочностью и устойчивостью, когда имеет опору на доверие. Без авторитета невозможна никакая организованная деятельность в обществе, тем более в военном социуме. Авторитет является следствием существующих в коллективе объективных взаимоотношений и личных качеств людей. В нем всегда выражено уважение к человеку, доверие к его силам и возможностям. Социальное содержание авторитета любого человека является определяющим.

В авторитете офицера соединены как его личные качества (идейные, профессиональные, нравственные, физические, психологические), так и права, которыми он наделен государством в соответствии с его должностью, исходя из положений законодательных актов. Поэтому очень важно, чтобы личные достоинства руководителя всегда были на уровне его должностных прав. Тогда авторитет будет признан и по форме, и по существу. Административная власть и индивидуальные качества человека в их органическом единстве является той силой, посредством которой офицер сможет оказать максимально позитивное влияние на своих подчиненных.

В соответствии с общевоинскими уставами младшие по званию и занимаемой должности обязаны беспрекословно выполнять требования старших по званию и должности, при этом запрещается какая-либо критика полученных приказов и распоряжений, их обжалование дозволено только после выполнения в индивидуальном порядке. Все это значительно расширяет и укрепляет служебный авторитет руководителя подразделения ПО ФСБ России и в то же время предъявляет повы­шенные требования к его подготовке и личной примерности в службе.[3] Также следует указать на то обстоятельство, что именно от того, насколько грамотным будет приказ и насколько его содержание будет в правовом поле, во многом будет зависеть точность его выполнения и возможность обжалования.

Говоря об авторитете офицера подразделения, следует заметить, что он должен распространяться на все категории личного состава, при этом немаловажная роль отводится авторитету сержантского состава, младших командиров. Управление воинским коллективом не будет возможным на позитивных началах, если авторитет офицеров и сержантов не будут взаимно дополнять друг друга. Остановимся более подробно на понимании авторитета первых.

Личный авторитет офицера, руководителя подразделения ПО ФСБ России является той притягательной силой, без которой невозможны сплочение и единство воинского коллектива, создание в нем атмосферы дружбы и войскового товарищества, благоприятного социально-психологического климата. Авторитет командира является важным действенным инструментом его дисциплинарной власти. Замечено, что одинаковые взыскания, наложенные за проступки, и одинаковые поощрения, объявленные различными начальниками, оказывают разное воздействие на подчиненных. Взыскания, наложенные авторитетным начальником, как правило, усиливают переживания военнослужащего, заставляют его испытывать большие угрызения совести. Взыскания же, наложенные неавторитетным лицом, не только не вызывают раскаяния у провинившегося, но часто вызывают и отрицательную реакцию на критику.

В любом коллективе может быть не один, а несколько авторитетных людей: руководитель, специалисты, активисты, спортсмены. Каждый авторитет приносит в коллектив нечто свое, особенное. Поэтому наличие в коллективе многих авторитетных людей является показателем богатства духовной жизни коллектива, признаком его силы[4].

Вместе с тем, при наличии нескольких авторитетов в коллективе могут возникнуть и нездоровые явления: ослабляющее единство коллектива соперничество по мелким, второстепенным вопросам. Сюда же следует отнести разногласия, возникающие по поводу противоречий между авторитетными представителями различных микрогрупп разной направленности. Также подобные явления возможны в тех коллективах, где люди, считающиеся по тем или иным причинам авторитетными, в действительности не являются таковыми, то есть речь идет о лже-авторитете. Особенно большое значение в жизни каждого коллектива имеет авторитет руководителя. Только авторитетный руководитель может организовать жизнь и деятельность коллектива, направлять его усилия на решение главных задач, предотвращать нездоровые явления в психологии коллектива, обучать и воспитывать людей. «Совершенно понятно, — писал А. С. Макаренко, — что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем».

Авторитету командира подразделения всегда отводилась исключительная роль. Также следует подчеркнуть, что в основе авторитета руководителя лежит его личный пример образцового служения Родине. Для подчиненных важно не столько то, что их начальник имеет какие-то положительные качества вообще, а то конкретное, что он делает в интересах службы, опираясь на данные качества. Роль личного поведения в деятельности старших особенно важна еще и потому, что она может значительно увеличить находящуюся в их руках власть или же свести ее на нет. Поэтому подчиненные так чувствительно реагируют на все изменения в поведении их руководителя. Они всегда хотят видеть в нем человека, который своими индивидуальными качествами повышает эффективность их усилий, а нравственным своим поведением отвечает их представлению об облике командира. Авторитет, как и другие явления общественной психологии, динамичен, подвижен. Он может развиваться, усиливаться, а при определенных условиях, наоборот, снижаться и даже совсем утрачивать силу. При этом жизнь показывает, что легче сохранить и упрочить сложившийся авторитет, чем заново восстановить утраченный.

Назовем наиболее важные слагаемые личного авторитета офицера:

- отличные профессиональные качества, глубокое знание военного дела, вверенного оружия и боевой техники, искусное применение их на практике, умение управлять подразделениями в ходе различных действий;

- зрелые нравственные качества, требовательное и уважительное отношение к людям, постоянная забота о них, честность, правдивость, скромность в поведении[5].

Подчиненные всегда очень чутко относятся к поведению своего командира. Нередко по тому, как он соблюдает нравственные нормы, насколько требователен к себе, честен в отношениях с младшими, в быту, люди судят не только о его личных достоинствах, но и о моральных ценностях нашего общества.

Таким образом, природа авторитета любого руководителя имеет две неразрывно связанные стороны. Его социальный, политический авторитет—это так называемый должностной авторитет. Но, кроме того, у каждого руководителя есть и авторитет, основанный на личных достоинствах, его моральный авторитет. В любом виде деятельности важна личная примерность руководителя. Огромную роль она играет в военном деле, особенно в период боевых действий, в условиях, опасных для жизни, когда люди напрягают все силы и им нужен пример смелости, решительности, самообладания со стороны тех лиц, которые ведут их в бой.

Авторитет руководителя подразделения — реальная сила, с помощью которой ему легче решать многообразные и весьма сложные задачи. У авторитетного начальника и подчиненные служат с большим старанием. Они ближе к сердцу воспринимают замечания и упреки своего начальника, больше гордятся его похвалой и старательнее стремятся заслужить его доброе слово, верят в его справедливость и никогда не поступят вопреки его требованиям. Если подчиненные убеждены в правильности действий своего начальника, то они убеждены также и в справедливости его требований и сделают все от них зависящее, чтобы любой ценой выполнить его приказ. Если же, напротив, моральный авторитет начальника невысок, то всегда найдутся люди, которые бу­дут, хотя бы и внутренне, ставить продуманность его приказов под сомнение, а в трудных условиях обстановки иной раз считать их и нереальными, что может привести даже к срыву выполнения боевой задачи.

Каждый офицер в значительной мере осуществляет руководство индивидуально, постепенно вырабатывая свой стиль управления подчиненными. Общим эталоном для них служат наиболее талантливые военные руководители, которые отличаются от остальных большей подготовленностью, прозорливостью и силой воли. Талантливые военачальники обладают гибким умом и незаурядными организаторскими способностями. Они действительно видят дальше других, умеют твердо проводить свои решения в жизнь, непременно достигая поставленной цели. Естественно, что такие руководители пользуются обычно признанием у подчиненных и старших начальников. Люди безоговорочно верят им, с явной готовностью подчиняются им и смело идут за ними в любое сражение[6].

Специфика авторитета заключается в том, что, чем выше у руководителя пост, тем больше ему предоставлен должностной авторитет, и большее количество людей находится у него в подчинении. Одновременно усиливается потенциальная возможность отрыва данного руководителя от масс, поскольку уменьшаются возможности его общения с ними. Поэтому в любых условиях непременно нужно изыскивать время для личного общения с подчиненными. В этом случае авторитет у начальника будет неизмеримо выше, особенно если он умеет устанавливать правильные взаимоотношения с людьми.

Офицер обладает достаточной властью. Однако он не должен увлекаться администрированием. Нужно устанавливать такие взаимоотношения с подчиненными, чтобы они исполняли приказы сознательно, с готовностью и желанием, душой чувствуя их важность и необходимость. Методы упрочения командирского авторитета весьма разнообразны. И поле деятельности для этого чрезвычайно широко. Взять, например, манеру отдачи приказов и распоряжений. В боевой обстановке всех травмирует получение непонятных или противоречивых распоряжений, а также приказов, отдаваемых с явным запозданием и уже потому невыполнимых. Вот такие приказы и распоряжения быстрее всего подрывают веру исполнителей в военачальника, в его способность руководить подразделениями и находить самые эффективные пути к победе.

Личный авторитет любого военного руководителя зависит не только от него самого, но и от качества работы его подчиненных. Если они в подавляющем большинстве своем хорошо подготовлены, правильно расставлены, имеют необходимый опыт, крепко спаяны, то и все поставленные им задачи будут решаться с высокими результатами, а, следовательно, и авторитет самого их начальника будет неуклонно расти и крепнуть. Вот и нужно трудиться над тем, чтобы подчиненные углубляли свои знания, накапливали опыт, совершенствовали стиль работы, добивались наилучших результатов, составляли хорошо слаженный коллектив[7].

Чтобы упрочить свое должностное положение, убедить подчиненных в справедливости своих требований и правильности решений, руководитель подразделения может опереться и на авторитет военных деятелей, уже широко признанных в армии, с помощью ссылок на их слова и поступки в аналогичных условиях. Для этого нужно хорошо знать историю вообще и историю военного искусства в частности, уметь подобрать поучительные примеры и аналогии, подходящие к данному моменту и характеру решаемых задач.

Те трудности и лишения, которые неизбежно выпадают на войне на долю личного состава, военачальник призван стойко преодолевать сам, показывая при этом высокую силу духа. Только тогда он получит моральное право требовать от подчиненных преодоления новых испытаний во имя победы над противником. В наше время роль офицера еще больше возросла. Современный бой и другие формы оперативно-служебных действий требуют напряжения всех физических и духовных сил подразделений, высочайшей оперативности в принятии решений и быстроты проведения их в жизнь. В этих условиях твердая воля командира, его мастерство, организаторские способности, умение влиять на подчиненных будут иметь очень большое значение[8]. Все великие полководцы прошлого прекрасно сознавали эту аксиому. А.В. Суворов в течение многолетних боевых кампаний добровольно разделял с подчиненными все трудности походов и баталий. Он всегда был вместе с солдатами, находился в условиях, ничем не отличавшихся от тех, в которых воевали его чудо-богатыри. На маршах, учениях, в сражениях он переносил те же тяготы, что и его подразделения, наравне со всеми подвергался опасностям. И уже за одно это солдаты боготворили Суворова, шли за ним в самое пекло сражений. Точно так же поступали в годы Великой Отечественной войны и подавляющее большинство советских военачальников. По словам авторитетного преподавателя нашего института, полковника в отставке Невары А.А. в период войны в Афганистане в 1979-1989 годах, солдаты срочной службы прикрывали собой авторитетных командиров, т.к. уважали их и боялись оказаться без руководящего звена в бою.

Пример офицера играет положительную роль и в процессе обучения и воспитания воинов в мирное время. Его личная примерность должна проявляться во всем: в уровне подготовки и стиле работы, идейности и принци­пиальности, требовательности к себе и подчиненным, в личной дисциплинированности.

Личность руководителя характеризуется и тем, насколько его слова соответствуют поступкам. Единство слова и дела — основа авторитета военачальника. И конечно, если он призывает к дисциплине, а сам нарушает ее, то ясно, что такой призыв будет малодейственным. Тут уместно подчеркнуть, что командиру должны быть чужды грубость, черствость, зазнайство, подхалимство, карьеризм. Даже в малых дозах такие недостатки способны серьезным образом подорвать авторитет начальника. Об этом полезно всегда помнить, чтобы не допустить оплошностей в поведении и работе[9].

Таким образом, авторитет любого командира и начальника строго оберегается самой системой военного законодательства. Вместе с тем, военный руководитель обязан и сам заботиться об укреплении собственного авторитета, его долг — совершенствовать стиль своей деятельности, повышать личную организованность, эффективность и качество работы. С этой целью все служебные вопросы следует решать оперативно и квалифицированно, развивая инициативу у подчиненных и поддерживая справедливую критику недостатков, не боясь при этом уронить себя в глазах окружающих.

Авторитет не является только личным делом офицера, поскольку от него прямо или косвенно зависит боеготовность подразделения. Повышение авторитета военных руководителей — общее и важное дело всех командиров. Высокие должностные и личные качества военачальников вырабатываются не только в процессе самовоспитания, но и под влиянием различных форм общественного воздействия. Высокий авторитет командира является обязательным условием успешного руководства подразделением, и потому, нужно постоянно укреплять его среди военнослужащих.[10] Попытки некоторых офицеров учить и воспитывать молодежь по правилу «делай то, что я говорю, но не делай того, что я делаю» никогда не имели успеха и раньше. Тем более они не могут быть эффективными в работе с современной молодежью.

Человек никогда не действует вслепую, не может не думать о нравственных мотивах своего поведения, за исключением особо опасных рецидивистов и преступников. Беспрекословное повиновение начальникам представляется воину вполне естественным, когда он видит образец исполнительности в лице своего командира. Нарушитель же дисциплины нередко находит моральное оправдание своим поступкам в том, что начальник сам нарушает дисциплину.

Когда говорят о личном примере командира, нельзя обходить вопрос о примерности взаимоотношений среди офицерского звена подразделения ПО ФСБ России. Всегда ли поддерживается среди них высокая дисциплина, существует ли товарищество и взаимная помощь, выполняют ли они беспрекословно требования старших начальников — все это не остается незамеченным личным составом. Поэтому, особенно большой вред делу укрепления дисциплины наносят офицеры, которые стремятся блеснуть перед подчиненными своей независимостью от старших начальников.

Разумеется, очень нежелательны случаи, когда старшие начальники делают замечания офицеру в присутствии его подчиненных. Но если это уже случилось, ему необходимо и этот случай использовать для воспитания подчиненных, показать им пример повиновения. Настоящий командир умеет и хорошо распоряжаться, и беспрекословно подчиняться старшим.

Воспитание может протекать успешно лишь в обстановке полного единства между требованиями командира к подчиненным и к самому себе. Трудно добиться добросовестной работы от других, если не будешь сам работать добросовестно. Пример старшего, будучи обязательным в хорошем, нередко перенимается и в дурном. Нару­шение, которое допускает в своем поведении солдат, воспринимается как его личный недостаток. Но если нарушение исходит от начальника, то он своим поведением дает подчиненным урок лицемерия.

Любой начальник добьется того, чтобы его подчиненные работали не жалея сил, если он сам не будет щадить себя. Эту мысль высказал Ф.Э. Дзержинский. Близкие товарищи Феликса Эдмундовича стали настойчиво просить раскрыть секрет, который помогал ему безупречно решать любые, самые сложные задания. Ф.Э. Дзержинский долго отговаривался, а потом все же сказал: «Моя сила заключается в чем? Я не щажу себя никогда»[11].

В тесной связи с личным примером выступает другое важное условие действенности требований — авторитет командира. Чтобы успешно руководить, командовать людьми, начальник должен быть связан с подчиненными невидимыми нитями симпатии и уважения. Иначе говоря, он должен быть авторитетным. Авторитетный начальник имеет то преимущество, что наряду с правом требовать, предоставленным ему уставами, он может уверенно предъявлять к подчиненным самые высокие требования как близкий и уважаемый людьми человек.

В требовательности такого командира проявляется не только сила полномочий, предоставляемых ему по службе, но и сила морального авторитета, который возникает как следствие его эрудиции, деловитости, безупречного отношения к службе.

При выполнении задачи могут сложиться такие обстоятельства, когда командир будет предъявлять требования, смысл которых для подчиненных временно не ясен, а подчас противоречив. В этом случае его авторитет играет большую роль в обеспечении беспрекословного повиновения. Подчиненные никогда не будут сомневаться в справедливости и необходимости приказаний авторитетного командира.

Успех всех известных полководцев объясняется и их большой популярностью в подчиненных им подразделениях. Кроме права требовать беспрекословного повиновения по закону, у них было еще и моральное право предъявлять к людям самые высокие требования. Авторитет придавал силу и действенность их приказам и распоряжениям, исключал всякие сомнения при исполнении. В бою это часто приобретает решающее значение. Требования должны быть не только общественно необходимыми, практически целесообразными, но и справедливыми[12]. В сложной и многообразной воинской деятельности, где одному предоставлено право приказывать, а другие обязаны беспрекословно повиноваться, могут иногда возникать различного рода недоразумения и столкновения. Очень важно, чтобы у подчиненных при этом не сложилось убеждение, будто их командир несправедлив.

Молодым людям свойственно особенно остро воспринимать любое отклонение от истины. И пусть не считает для себя неожиданностью пререкания, а иногда и не исполнительность тот, кто бывает, неспра­ведлив к подчиненным. Не строгость требований, а их не­справедливость часто мешает установлению правильных взаимоотношений между начальниками и подчиненными.

Обычно новые подчиненные, как правило, относятся к приказам своего командира с большим доверием, отличаются исполнительностью и усердием. Но вот командир допустил несправедливость, предъявил незаконное требование или не одинаково строго требовал от старослужащих и молодых воинов, и отношение к нему меняется. Подчиненные начинают критически оценивать действия своего начальника. А если случаи несправедливости повторяются, то под сомнение могут быть взяты уже и справедливые требования. Только в обстановке справедливости подчиненный неизбежно придет к мысли, что в любом случае надо добросовестно исполнять требования командира, поскольку они не только налагают на тебя определенные обязанности, но и защищают от несправедливости.

Несправедливость по отношению к подчиненным может быть результатом ошибки, от которой командир, как любой другой человек, не застрахован. Но ошибка не представляет большой педагогической беды, если командир не стесняется сказать обиженному: «Извините, пожалуйста». К сожалению, подобные случаи еще редки.

Между тем, в самом извинении может таиться такая воспитательная сила, о которой мы даже не подозреваем. Справедливость командира проявляется в одинаковых требованиях ко всем своим подчиненным. Нетребовательность, послабления по отношению к одному всегда увидят как притеснение другого. У подчиненных не должно быть ни малейшего повода для ошибочной мысли, что командир к одному из них относится предвзято, а к другому со снисхождением. Даже очень незначительный факт подобного отношения может вызвать у отдельных военнослужащих стремление оправдать свои нарушения якобы несправедливыми требованиями командира.

Таким образом, авторитет — это сочетание высокой нравственности, знаний и опыта, позволяющее одному человеку оказывать влияние на другого, не применяя насильственного принуждения. Это особый, специфический вид общественных отношений, означающий уважение, доверие со стороны коллектива к личности, признание за ней права принимать решения и контролировать их исполнение.

Исторический опыт показывает, что власть, основанная на авторитете, позволяет наиболее рационально и целесообразно организовать управление в отличие от той власти, которая основана на применении насилия, права, денег и прочего.

Выводы по §1:

Авторитет – весьма сложное социально-психологическое явление. В практической деятельности руководителя подразделения ПО ФСБ Росси он занимает одну из ведущих ролей. Поэтому офицеру необходимо знать, каким образом достичь его высокого уровня в коллективе, у личного состава и уметь правильными путями поддерживать его.

Таким образом, рассмотрев данный социально-психологический феномен можно сказать, что мы обобщили знания о нем, дополнили его и обосновали важность его применения на практике офицерами подразделений ПО ФСБ России.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: