Использование библиотерапии в работе с читателями

Важнейшим направлением в библиотерапевтической работе с детьми необходимо назвать игротерапию, или терапию творчеством.

Одним из методов такой работы является совместное сочинение с ребятами новой истории "Рассказ с эпитетами". Называются любые прилагательные, которые вписываются в любой текст, где были пропущены прилагательные, и получается новая забавная или страшная история. Для развития художественного воображения и фантазии предлагается придумать историю из двух совершенно не связанных предметов.

Следующий метод – незаконченные истории "Что было бы, если...?". Далее дети сами придумывают конец любой сказки. Больше всего детей увлекают самые нелепые и неожиданные варианты. Вот как, например, звучит сказка "Красная Шапочка на новый лад":

Красную шапочку Танюше мама надевала.

И послала ее в гости к бабушке с подарком:

"Вот здесь в узелке масло и лепешки.

Ты иди да не шали по дороге, крошка!"

Побежали по дорожке ножки в красных босоножках,

Платьице в горошину – девочка хорошая!

А на солнечной поляне из тарелки голубой

Вышел Инопланетянин и задергал головой...

                           

                              (дальше продолжите сами)

 

Оздоровительное воздействие оказывает также прием "Перевирания сказок" – когда старая сказка рассказывается на новый лад. Вставляются смешные неправильности, а дети должны эти неточности узнать и поправить. Такая сказка укрепляет у детей уверенность в себе; ведь ребенок знает, как правильно звучит текст сказки, и легко может исправить неточности.

Все дети – прирожденные актеры и с увлечением участвуют в различных розыгрышах и спектаклях. И совсем не случайно особой популярностью пользуется такая форма, как театр-экспромт. На мероприятиях можно тут же отобрать «артистов» и разыграть мини-спектакли. Детям раздаются листочки с готовыми словами, присваивается роль – это может быть роль замка, льва, дерева, Кощея Бессмертного, Бабы Яги и т.п. Ведущий зачитывает текст, и, когда называется имя героя, каждый участник спектакля произносит те слова, которые ему выдали. Наиболее удачно и смешно разыгранные роли вызывают смех и веселье. Такая игра с детьми помогает им успокоиться, отвлекает от проблем и тревог, учит общаться и развивать свои творческие способности.

Очень интересны в этом плане цикл сказок Дж. Родари «Сказки, у которых три конца». Это книжка-игра. Сказки в ней необычные – у каждой сразу три конца. А играть надо так: прочитать сказку, рассмотреть картинки, подумать над ними и решить, какой же все-таки у сказки должен быть конец и почему. Можно также самим придумать конец сказки или нарисовать его. Кроме того, знакомство практически со всеми произведениями Родари и может завершиться литературной игрой. Важно, чтобы, кроме традиционных заданий типа: «Из какой сказки прочитан отрывок?», «О ком из героев идет речь?», в игре были творческие задания, неожиданные вопросы.

Попробуйте использовать в работе с детьми с детьми медитативные сказки. Для начала составьте программу по экологическому, духовно-нравственному воспитанию. Формы работы в ней используйте самые разные:

- диалоги-беседы о шедеврах пейзажной живописи;

- путешествия с художником;

- пейзажно-музыкальные часы;

- интегрированные уроки и т.д.

Все занятия проводите в сопровождении лучшей музыки о природе с включением живых голосов природы. Например, вы знакомите ребят с творчеством И. Шишкина, в частности с картиной "Родник в лесу". Можно обратиться к ним так: "Посмотрите, пожалуйста, на этот пейзаж, а теперь успокойтесь, закройте глаза и мысленно перенеситесь в картину. Представьте, что вы стоите у родника, подходите к нему, опускаете руки в родник, умываетесь прозрачной водой. А теперь просто сидите и слушаете окружающую природу". Включите аудиозапись: раздаются голоса птиц, стрекочут кузнечики, что-то шепчет листва на деревьях, воздух наполняет звенящая лесная тишина. А голос ведущей в это время рассказывает о творческом пути И.И. Шишкина.

Программа "Путешествие к центру своего "Я" – цикл духовно-психологических занятий с элементами библио- и искусствотерапии. Агрессивность, страхи, повышенная тревожность и возбудимость – вот чем награждает детей современное общество. Цель этой программы – с помощью детской книги познакомить ребят с их внутренним миром, пробудить желание к самосовершенствованию. Специально подобранные книги, музыка, картины, игровые упражнения помогают создать позитивное восприятие ребенком самого себя и окружающего мира, учат видеть в жизни хорошее и создавать это хорошее самому.

Одно из мероприятий этой программы назовите "Художники настроения". Лето, Осень, Зима и Весна просят ребят помочь: у них перепутались все краски. Дети должны нарисовать палитру красок для каждого времени года. Посмотрим, что же рисуют дети. Вот краски яркие, светлые, веселые – это краски хорошего настроения. А вот: блеклые, темные или размытые – у этого человека плохое настроение. А теперь посмотрим на картины знаменитых художников. Лето на картинах А.И. Куинджи обладает светом, теплом и солнечными зайчиками, зима у И.Э. Грабаря – искрящаяся, звенящая. Вся пестрота и богатство осеннего леса представлена в картинах С.Ю. Жуковского, а вот октябрьский лес Е.Е. Волкова – уныл и сер. Попросите ребят сделать вывод: в каждом времени года есть свои краски хорошего и плохого настроения. Каждый человек сам себе художник и каждый день, каждый час он раскрашивает красками настроения. "А какого цвета ваш сегодняшний день? – спрашивает ведущая, – Можно ли "перекрасить" серый день в более светлый?" У японцев есть пословица "Сильнейший тот – кто улыбается". Улыбнитесь друг другу, и в ваш день вольется теплый желтый цвет; скажите доброе слово – и вы брызнете в него красным, а добрые дела раскрасят ваш, даже неудачный, день всеми цветами радуги. Нарисуйте свою палитру и раскрасьте ее нужными красками – это будет ваша палитра настроения на весь год...

Такая форма работы учит детей по-доброму обращаться с окружающей природой, учит любви и терпению. Через знакомство с великими творениями художников, архитекторов дети строят идеальные отношения с окружающим миром. Так, например, архитектурная сказка-урок "Что за чудо из чудес" знакомит с замечательными архитектурными сооружениями. Сказочный персонаж Баба Яга, попадая в различные сказочные переделки, видит необыкновенные дворцы и замки, монастыри, памятники истории…

Можно составить программу "Самое обыкновенное чудо". Это цикл занятий по информационной культуре для дошкольников. Программа состоит из 3-х блоков, перемежающихся игровыми паузами. С помощью информации и театрализованного действия дети мягко переходят из мира сказочного в мир реальный, в мир истории книги, архитектуры, живописи, мифологии. В игровой форме дети узнают, откуда пришла азбука, что такое иероглифы, пиктограммы, глиняные таблички, кто такие книгопечатники, из чего состоит книга, откуда пришла сказка, знакомятся с энциклопедиями, словарями и т.п.

 В сказочной форме введите детей и в мир каталогов. Например, обыкновенный мальчик, скажем, Петя хочет прочитать много книг, но не знает, как их найти по каталогу. И снится ему сон: на машине времени он переносится в сказочное здание, заполненное большими шкафами с говорящими книгами и карточками. С мальчиком происходят необыкновенные приключения. Спасая новых друзей, наш герой учится пользоваться каталожными карточками и справочным аппаратом книг. Проснувшись, мальчик идет в библиотеку и легко находит все необходимые книги.

 

Не секрет, что работа с маленькими детьми всегда требует особого подхода, а с детьми с ограниченными возможностями – вдвойне сложнее. Для таких детей требуется определенная программа. Именно по ней проводите в библиотеке встречи-беседы с детьми с замедленным развитием. Через сказку, через красочно оформленные книги дети знакомятся с различными предметами, учатся рисовать, приобщаются к народному творчеству. Посещение библиотеки для таких детей – огромное событие, праздник, а пропустить занятия в библиотеке – настоящая трагедия.

Среди качеств, которые присущи людям, занимающимися библиотерапевтической работой, преобладают: доброжелательность, умение советовать, простота в общении, умение вести беседу, знание традиций и обычаев и, конечно же – доверие к читателю.

Не последнюю роль играет и оформление библиотеки. Умение грамотно оформить выставки, подготовить интересное мероприятие является одной из основных функций библиотекаря. Например, при входе в библиотеку читателей встречает Великий терапевт – Читалкин. Вместе с ребятами он "гуляет" по библиотеке, знакомит их с выставками, с книжным богатством. И везде он разный - Читалкин с мешком юмора, Читалкин с книжкой в руках. А вот и "Чудо-дерево", под которым сидит Читалкин-Айболит, и вместо лекарств предлагает веселые книжки, лечащие хандру, грусть-тоску, страхи и агрессию. Да, правы были древние египтяне, когда утверждали, что самым лучшим лекарством для души являются библиотеки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: