И зачем тебе аптека, если есть библиотека?

Она душу исцелит, словно Доктор Айболит!

 

Дифференцированный подход к читателям является естественным и необходимым для библиотерапии, так как она является как раз методом воздействия на личность читателя.

Определяя литературные интересы детей-читателей, анализируя материалы исследования чтения книг конкретного автора, следует учитывать дополнительные трудности, с которыми сталкивается исследователь психологии детского чтения. Дело в том, что детям трудно самим сказать, а еще трудней написать о том, что они чувствуют и о чем думают, читая ту или иную книгу. Для этой цели наиболее плодотворным является метод беседы с тщательно продуманными вопросами.

Беседы о книгах с детьми 7-9 лет – это чтение с пояснениями, где главная цель помочь воспринять содержание, понять главную мысль автора, обращая внимание на то, какими лексическими средствами она выражена. В процессе беседы задаются вопросы, которые побуждают детей выражать свое отношение к прочитанному: О чем книга? Она тебе понравилась? Почему? А кто там самый хороший? А плохой? Почему этот мальчик поступил так? Ты бы тоже так сделал? А почему книжка так называется? и т.д.

Беседу после чтения лучше проводить не сразу, а когда улягутся первые впечатления, если только ребенок не захочет сам сразу поделиться своими переживаниями после прочитанного.

Актуальной проблемой является вопрос определения круга чтения с целью библиотерапевтического воздействия в условиях библиотеки. Ведь далеко не каждая книга может быть рекомендована с библиотерапевтической целью.

 Так какие же книги следует «прописывать» читателям, и в каких стрессовых ситуациях?

Одни книги могут стать как бы своеобразным универсальным лекарством, другие помогут в состоянии усталости, одиночества, психологического дискомфорта, при отсутствии дружбы, любви, понимания, самоуважения, при ощущении «никому-не-нужности». Третьи полезны в ситуации апатии, отсутствия поддержки; четвертые помогут разобраться в себе, подростку – пережить критический возраст и т.д.

 Определенные книги целительны при неуверенности в себе, беспокойстве, заниженной самооценке. Нуждающийся в отдыхе читатель с удовольствием прочтет книги Ж. Верна, желающий понять себя прочтет рассказы А. Чехова, стремящийся к активным действиям – «Три мушкетера» А. Дюма.

Для любого человека литература начинается со сказки, идущей из детства. Поэтому нужно отбирать и рекомендовать не отдельную книгу, а литературный жанр. Для детей часто – это сказка. Поэтому в последнее время одним из главных направлений библиотерапевтической работы в детских библиотеках является сказкотерапия.

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Испокон веку знания о мире передавались из уст в уста или переписывались. Сегодня под сказкотерапией мы понимаем способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Именно поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой, которая сообразна духовной природе человека.

Сказки интересны и полезны не только маленьким читателям, но их родителям. Для последних проведите игровой практикум "Сказкотерапия для взрослых". Пусть мамы и папы попробуют ответить на вопросы: "Что такое сказка?", "Какую сказку Вы любите больше всего?", "Какая сказка Вам не нравится?", "Ваш любимый герой?". В каждом человеке живет "Созидатель" и "Разрушитель". С помощью сказочных героев можно выявить в себе отрицательные черты и научиться с ними бороться.

Посоветуйте родителям перечитать их любимые сказки. Затем пусть они посоветуют уже своим детям, те сказки, которые они выбрали когда-то для себя, как самые-самые…

Сказки всегда помогали и помогают взрослому чувствовать себя в мире детей не столько завоевателем-победителем, сколько любящим и заботливым садовником, который знает, как надо расти каждому растению, ведь у каждого своя природа, несколько отличная от всех прочих.

А.М. Горький утверждал, что именно через сказку необходимо учить детей гуманности, героизму, любви, справедливости, честности.

Благодаря сказке, дети начинают осознавать главнейшие истины человеческого бытия. Без сказки дети не вырастают, а если это и происходит, – значит, из мира растущего человека ушла мечта, благотворная фантазия, творчество, романтика, сопереживание, необходимые для воспитания Человека в человеке.

Все сказки едины в одном – желании помочь ребенку в первых шагах самопознания, в формировании духовного «Я». Они укрепляют чувство самоуважения, развивают способность «слушать» себя, наблюдать и понимать себя: как я думаю, как говорю, отчего мне бывает грустно, одиноко, весело, отчего появляются у меня те или иные «хотения»? – размышляет маленький читатель, вживаясь в мир волшебных сказок.

Так в чем же состоит духовный смысл сказки? В том, что сказка отвечает на вечные вопросы:

- Что такое счастье и в чем оно?

- В богатстве, любви, свободе, славе?

- Само ли оно приходит или его надо добывать? Как?

- Неужели для этого нужны непременно трудности, испытания, опасности, страдания, подвиги?

Чем же сказка может помочь детям озлобленным, с негативным социальным опытом, неустойчивой психикой, подверженных стрессовым состояниям?

 Как она может спасти раненую детскую душу от отчаяния и страха, одиночества? В чем же ее «лечебная» значимость?

Странно, но сегодня к психологу обращается немало родителей одаренных, интеллектуально развитых детей. Оказывается, и у них могут быть проблемы! Часто источником этих проблем становится чрезмерно развитая интеллектуальность таких детей в ущерб формированию у них элементарных житейских представлений и навыков. Что же не хватило этим одаренным детям? Конечно, сказок! 

Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно поведать ребенку историю, которая произошла недавно. А можно не просто рассказать что-то интересное, но и сделать определенный вывод или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории и являются особенно ценными, терапевтическими. Они и являются основой сказкотерапии. Известно, что наши предки, воспитывая детей, рассказывали им занимательные истории. Прежние бабушки и дедушки не спешили наказывать провинившееся дитя. Они рассказывали ему историю, из которой становился ясным смысл поступка. Многие обычаи предохраняли детей от напастей. К сожалению, сегодня не все знают обычаи, не понимают их смысла, считают пережитком прошлого.

Как строился сказкотерапевтический процесс в прежние времена? Дети забирались на печку и слушали сказки, девушки пряли кудель и рассказывали истории… И копились, копились истории в памяти. Накапливались знания о жизни, создавая в бессознательном запас жизненной прочности, пробуждая скрытые силы, формируя желания и планы.

И сегодня передаем мы детям знания о жизни, рассказывая сказки. Но часто мы ошибочно полагаем, что возраст сказок быстро проходит. Он не проходит, если к сказкам подходить осмысленно. Современному ребенку недостаточно просто прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмыслить сказки, вместе искать и находить скрытые смыслы жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка от реальности. Наоборот, помогут ему стать в реальной жизни активным созидателем.

Главные лекарства сказки – это добро, радость, справедливость, победа слабого существа над силами зла, утверждение могущества человеческого духа, бесконечно радостное удивление перед красотой мира, твердая вера в способность человека жить мудро, достойно, поступать красиво, гуманно.

В сказках отражен глубокий опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающейся личности, и предложены пути их разрешения. Психотерапевтическая значимость сказок заключается в том, что в них всегда обнаруживаются некие необычные средства, помогающие герою справиться с препятствиями, трудностями и преодолеть их.

Иногда уход в сказку – это реакция ребенка на какие-то травмирующие обстоятельства (бегство от действительности), и именно в этом аспекте появляется возможность использования сказки как психотерапевтического средства.

Не секрет, что в руках умелого воспитателя книги облегчают также привитие детям необходимых гигиенических навыков, например, сказки К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе» и т.д.

Действительно, когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости. Но если мы вместе с ребенком будем размышлять над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, будут находиться у ребенка не в пассиве, а в активе.

Специалисты считают, что выбор литературы для читателей-детей зависит от конкретных целей, чаще всего библиотерапевтическое направление работы предполагает интерес к книгам оптимистическим, веселым, с острым сюжетом и, что не менее важно, привлекательного вида.

Прежде, чем приступить к сказкотерапии, проведите изучение книжного фонда и отбору сказок для использования их в лечебных и профилактических целях. В терапевтических целях можно успешно использовать художественные сказки — авторские и народные.

При отборе сказок существенное значение имеют следующие критерии:

1. Наличие проблемной ситуации и способы ее решения.

2. Яркие эмоциональные переживания героя.

3. Высокий художественный уровень произведения.

Отобранную литературу сгруппируйте с учетом проблем и составьте рекомендательные списки – «рецепты доктора Айболита».

Рассмотрим общее значение книг, предлагаемых в рецептах:

1. В списке «От грусти и печали» представлены веселые книги, которые учат ребенка, которые учат ребенка оптимизму. Кроме того, веселые произведения могут быть успешно использованы, как «лечебное средство» от страха. По мнению психолога Т. Шишовой: «Смех снимает напряжение, помогает переключить внимание малыша, служит заградительным барьером между ним и страшными образами».

2. В списке «Для трусишек и бояк» собраны страшные сказки. По мнению психологов, слушая такие сказки, в подсознании ребенка вырабатывается защитный механизм, он получает своего рода «сказочную прививку» от страха. И если в жизни ребенок столкнется с чем-то опасным, то его психика не будет сильно травмирована. В результате эстетического переживания (катарсиса) происходит очищение души, освобождение от напряжения и страха.

Предлагаемые в этом списке произведения условно можно объединить в следующие группы:

· «Почти страшные истории» – сказки, которые предлагают различные способы преодоления чувства страха: игру, аутотренинг. А, например, сказка А. Иванова «Как Хома страшные истории рассказывал» подсказывает эффективный и распространенный в психологии прием – вербализация страхов, т.е. сочинение историй на тему своих страхов. Главный герой размышляет таким образом: «О ком же страшные истории рассказывать, как не о хищниках? Не о зайцах же, не о воробьях! Кто их не боится?! Если сам рассказываешь, не так страшно. Особенно, если ты дома. В безопасности». 

· «Страшно познавательные истории» – сказки о Бабе-яге, Кощее Бессмертном и прочей нечистой силе. Сказки помогают переоценить образы этих героев и вытеснить чувство страха.

· «Страшно забавные истории» – сказки о ненастоящем, мнимом страхе литературных героев вызывают у ребенка веселый смех, который является адекватной реакцией на возникшую в произведении ситуацию не подлинного страха.  

· «Жуткий детский фольклор» – страшные истории и антистрашилки, произведения не с трагической, а с комической концовкой. Слушание, рассказывание подобных историй свойственно субкультуре младших школьников. Они помогают избавиться от страха, превращая страшное в смешное. Кроме того, страшная история дает ребенку возможность убедиться в своей способности пережить страх, справиться с ним самостоятельно.

3. В списки «От лени», «От гордости и непослушания», «Для воспитания добрых чувств» включены психологические сказки, а также рассказы, стихи, которые помогают ненавязчиво воспитывать ребенка, изменять негативные стороны его характера.

4. В список книг «Для воспитания веры в себя» включены сказки о ценности и неповторимости личности. Их цель — помочь ребенку обрести чувство уверенности в себе, сформировать адекватную самооценку – качество, необходимое для самореализации и самовыражения.

5. Наиболее полно сказки и другие литературные жанры с лечебным эффектом представьте в библиотерапевтической картотеке «Неболейкин», состоящей из двух разделов: «Библиотерапия для детей», «Библиотерапия для взрослых». В основе классификации – принцип соответствия книг конкретной проблеме ребенка и взрослого.

6. Оформите библиотерапевтическую информационную зону «Литературная аптека». Ее цель – актуализация эмоциональных и духовно-нравственных проблем ребенка; оказание семье информационной помощи. «Литературная аптека» – это целый комплекс информации: наглядной (книжная выставка по конкретной проблеме) и печатной (издательская деятельность по сказкотерапии: закладки, буклеты, дайджесты)

 

Категории Добра, Любви, Веры дети переживают, подбирая слова, соответствующие высоким чувствам, делают открытия чувств человека любящего, переживающего за других. Обратите внимание ребенка на книги В.Драгунского «Денискины рассказы», В. Голявкина «Мой добрый папа», попробуйте прочитать их вместе с юным читателем.

Сложилась практика отбора книг для детей, но принципы такого отбора недостаточно сформулированы.

Правильно отобранный материал для чтения имеет терапевтическую ценность, в первую очередь в том случае, когда чтение заменяет отрицательные эмоции положительными. Человек, применяющий библиотерапию, должен обладать литературной компетентностью.

Среди причин, по которым литература может быть использована для «терапии духа», называются следующие: отвлечение от грустных мыслей, нежелательного самокопания и страхов; снятие ненужного равнодушия или нетерпения, повышение управляемости, побуждение к рассмотрению собственных проблем со стороны; помощь в проведении времени (в больнице).

В некоторых случаях бывает достаточно вовремя прочесть ребенку умело подобранную книгу или рассказать, подходящую к случаю, чтобы помешать укоренению какой-нибудь дурной привычки.

Это ярко и образно показывает замечательный русский писатель и врач А.П.Чехов в своем рассказе «Дома». Герой рассказа неожиданно обнаруживает, что его семилетний сын Сережа начал курить. Суровые внушения не помогают. И тогда он рассказывает сыну сказку о прекрасном и добром царевиче, который испортил здоровье курением и умер в юном возрасте, оставив родных в глубоком горе. И нехитрая, но рассказанная к месту сказка, оказывается гораздо действенней серьезных бесед. Сережа навсегда отказывается от курения. Влияние художественных произведений особенно сильно потому, что оно сохраняет у ребенка приятное чувство свободы выбора решения, а не подчинения воле старших.

 

Библиотерапевты используют для успокоения детскую юмористическую литературу. Можно предположить, что любой ребенок (здоровый или больной, благополучный или нет, спокойный или нервный) испытывает при чтении и восприятии юмористической книги ее библиотерапевтического воздействия.

Причина такого воздействия в самой природе комического и юмора, как его особого вида. Немалая задача: «воспитать в ребенке юмор, драгоценное качество, – писал знаток детской психологии К.И.Чуковский, – которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление неблагоприятной среде и поставит высоко над всякими мелочами и дрязгами».

Юмор, утверждая сущность явления, стремится его совершенствовать, очищать от недостатков. Он эстетически осваивает общественно ценные явления.

 «Смех стоит гораздо дороже, чем я полагал, за него не жалко отдать целое королевство». Так говорит в детской повести Джеймса Крюса «Тим Талер, или Проданный смех» современный дьявол, которому мальчик Тим продал свой смех. При помощи друзей Тим отбирает смех обратно. Отбирает то, что ценнее всех богатств.

В мире художественной литературы множество произведений, посвященных природе комического, проблеме смеха. Назовем хотя бы те, в которых эта тема вынесена в название: «Проданный смех» Д. Крюса, «Человек, который смеется» В.Гюго, «Красный смех» Л.Андреева и, конечно, книги таких энциклопедистов смеха, как Н. Гоголь, А.Чехов, М.Зощенко и другие.

Особенно необходимы смех и радость, которые несут с собой добрые и веселые книги, больным детям. Об этом неоднократно говорил К.Чуковский, рассказывая, например, как благотворно влияли на детей, лечившихся в костнотуберкулезном санатории, чтение веселой книги Р.Э. Распэ о приключениях барона Мюнхгаузена.

Характерно, что свою первую стихотворную сказку для детей «Крокодил» К. Чуковский написал специально для болевшего маленького сына. «Единственная была у меня забота – отвлечь внимание больного ребенка от приступов болезни», – вспоминал позднее писатель.

Веселой книге для детей уделяют внимание литературоведы и литературные критики Б. Бегак, С. Сивоконь, которые анализируют природу юмора в основном на примере творчества русских детских писателей, начиная с 20-х годов ХХ века и по настоящее время.

Юмор – смех дружелюбный, хотя и не беззубый. Юмор помогает раскрыть прекрасное, человечное за неприглядным, невзрачным.

В жанровом отношении юмористическая литература представлена в чтении детей литературными сказками, поэмами, стихами, повестями, рассказами. Сейчас на счету нашей детской литературы не менее двух десятков писателей – юмористов: А. Барто, С. Маршак, Б. Заходер, Д. Хармс, С. Михалков и другие – в области поэзии. Е. Шварц, Н. Носов, Ю.С отник, Л. Давыдычев, В. Драгунский, В. Голявкин, Э.У спенский – в области прозы.

Очевидно, что такой богатый массив юмористической литературы, которым мы обладаем, может более активно использоваться в библиотерапевтической деятельности детской библиотеки. Юмористическая книга, воздействуя смехом и добротой на читателя, поможет ему справиться со многими проблемами. Веселые приключения героев, над которыми можно посмеяться, смеясь одновременно как бы и над собой, развивают чувство юмора, а вместе с тем и интеллект ребенка.

 

В то же время необходимо твердо помнить, что целый ряд книг в социобиблиотерапии может рассматриваться как самостоятельный стрессогенный фактор и по возможности исключаться из круга чтения

Необходимо учитывать также физическое и психическое состояние ребенка при рекомендации ему литературы. Не все произведения, жанры и авторы подходят для библиотерапии. Например, мрачные, депрессивные, печальные тексты и т.п. нежелательно использовать в библиотерапевтической практике.

 

Отбор и составление круга чтения для детей может вестись по такому принципу:

1. Произведения, жанры, авторы, не подходящие для библиотерапии.

2. Произведения, жанры, авторы, благоприятные для библиотерапевтической работы.

 

Единодушия среди специалистов пока не наблюдается. Особенно разноречивые рекомендации предлагают психологи и библиотековеды. Так, некоторыми специалистами книга А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» не рекомендуется детям как гипероптимистичная, сказка Л. Кэролла «Алиса в стране чудес» как эпилептоидная.

Среди авторов книг, которые помогают детям справиться с проблемами, восстановить душевное равновесие, спокойствие называют В. Шекспира, Э. Войнич, А. Сент-Экзюпери, В. Каверина, А. Алексина, И. Бунина, К. Паустовского, Ж. Верна, Р. Бредбери, Ю. Коваля, Н. Носова и др.

Рекомендуется также составлять индивидуальные списки литературы с учетом особенностей восприятия каждого конкретного читателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: