Национальные интересы России в сфере экономики, являются ключевыми. На рубеже XX-XXI вв. закономерную тревогу вызывает фиксируемый уголовной статистикой рост экономических преступлений. Оценивая картину в целом, можно сказать, что объем преступлений в сфере экономической деятельности в соотношении ко всей современной преступности пока не велик, но криминализация этой сферы имеет устойчивый поступательный характер [19, С. 105-106].
Исходя из вышеизложенного, прежде чем приступить к анализу территориальных различий преступности в теневом секторе экономики по регионам России, следует описать, как изучается в целом преступность в разных субъектах нашей Федерации.
Изучение преступности в целом по стране без раскладки по регионам, её составляющим – достаточно обезличенный процесс. Высокий уровень преступности в одних субъектах Федерации при изучении средних величин гасится низким в других, не видна вариация признака по регионам, нивелируются важные различия, необходимые для определения стратегических мер профилактики и борьбы с преступностью [35, С. 62-63].
|
|
Традиционно в одних регионах России группируются относительно высокие показатели преступности, а в других достаточно низкие, хотя, естественно преобладают показатели близкие к средним. В связи с этим возникает вопрос, являются ли сходными тенденции преступности в различных субъектах Российской Федерации или преобладают местные условия, и динамика преступности в регионах носит существенно отличный характер. Простой способ проверить это заключается в совместном рассмотрении временных рядов преступности во всех субъектах РФ. Если ряды, несмотря на реальный уровень преступности, изменяются синхронно (наблюдается либо общий подъем, либо общий спад), то можно говорить о том, что преступность в субъектах РФ имеет общую тенденцию.
Таким образом, можно сделать вывод, что преступность в субъектах РФ имеет тенденцию параллельного, или синхронного, изменения, при этом имеют место общие, более или менее выраженные подъемы и спады [35, С. 66-67].
В связи с вышеизложенным следует рассмотреть следующее.
Охарактеризовать количество правонарушений и преступности по федеральным округам, до 2007 года, так как статистические данные в нашей стране по этим показателям доступны только до этого периода.
Прежде чем приступить к описанию динамики преступлений по округам, следует показать, как изменялись данные по России в целом и по регионам [27].
Динамика изменений количества экономических правонарушений в России приведена на (рис. 14).
Рис. 14 Динамика числа зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Российской Федерации
|
|
Анализируя данный график, можно сделать следующие выводы.
В России до 2004 г., наблюдался спад показателей преступности, а с 2004 г. до 2007 произошел их рост. Это позволяет сказать, что на территории Федерации не наблюдается четкой тенденции к снижению или росту числа преступлений в сфере экономики.
Далее следует оценить какая ситуация за этот период наблюдалась в отдельных регионах Российской Федерации. Изучив данные Федеральной службы государственной статистики, можно по каждому федеральному округу составить график.
По Центральному федеральному округу складывается следующая ситуация (рис. 15) [27].
Рис. 15 Динамика числа зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Центральном федеральном округе
В данном федеральном округе с 2000 по 2007 гг. наблюдается спад числа преступлений.
Для Северо-Западного федерального округа характерна такая ситуация (рис. 16) [27].
Рис. 16 Динамика числа зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Северо-Западном федеральном округе
В Северо-Западном федеральном округе с 2000 по 2004 гг. показатели уменьшились, с 2004 года видно достаточно высокое увеличение числа правонарушений.
Ситуация в Южном федеральном округе такая (рис. 17) [27].
Рис. 17 Динамика числа зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Южном федеральном округе
Для Южного федерального округа также характерна изменчивая динамика показателей. До 2004 года шел спад числа правонарушений, после чего произошел значительный рост в динамике показателей.
Приволжский федеральный округ имеет за последние годы такую ситуацию (рис. 18) [27].
Рис. 18 Динамика числа зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Приволжском федеральном округе
Анализируя полученный график можно увидеть, что с 2000 по 2004 гг. в регионе наблюдалась динамика снижения числа преступлений в сфере экономической деятельности, а с 2004 происходил достаточно устойчивый рост показателей.
Таким образом, 2004 г. как и в других федеральных округах, является переломным для фиксируемых правонарушений.
В Уральском федеральном округе наблюдается следующая статистика (рис. 19) [27].
Рис. 19 Динамика числа зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Уральском федеральном округе
Уральский регион является единственным в России, где до 2004 г. наблюдался постоянный спад количества зарегистрированных преступлений в сфере экономики. После 2004 г. был рост описываемых показателей.
По Сибирскому федеральному округу видна следующая ситуация (рис. 20) [27].
Рис. 20 Динамика числа зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Сибирском федеральном округе
В Сибирском федеральном округе также переломным является 2004 г., до него в регионе наблюдалось уменьшение количества экономических преступлений, после – их увеличение.
В Дальневосточном округе наблюдается такие данные (рис. 21) [27].
Рис. 21 Динамика числа зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Дальневосточном федеральном округе
График, отражающий показатели экономических преступлений в Дальневосточном федеральном округе, позволяет увидеть снижение числа правонарушений до 2004 года, и дальнейшую тенденцию роста.
Диаграмма, которая бы отражающая зарегистрированные преступления в сфере экономики в федеральных округах, за последний 2007г, представлена на (рис. 22).
Рис. 22 Различия экономических преступлений в округах России в 2007г.
Таким образом, наиболее высокие показатели в Центральном и Приволжском округах, далее следуют Южный и Сибирский округа, меньше всего преступлений в Северо-Западном, Уральском и Дальневосточном округах.
|
|
Наглядно территориальные различия представлены на (рис. 23).
Рис. 23 Территориальные различия преступлений в теневом секторе экономики в 2007 г.
Далее будет актуально более подробно рассмотреть и охарактеризовать экономические правонарушения и преступность в Сибирском федеральном округе, а также представить динамику их числа, по отдельным регионам округа.
На состояние правопорядка и безопасности в сфере экономики Сибирского региона оказывает влияние ряд региональных криминогенных факторов, среди которых: сложная ситуация в хозяйственно-финансовой сфере; расслоение населения по имущественному признаку; слабая социальная защищенность граждан, низкий уровень жизни; высокий уровень безработицы; неэквивалентная эксплуатация Федеральным центром природных и трудовых ресурсов региона, возложением издержек социального развития и придание некоторым субъектам Сибирского федерального округа статуса «регион-донор» без учета местных экономических особенностей; интенсивная миграция и освоение территории округа гражданами СНГ, Китая, Монголии; высокая концентрация исправительных учреждений, а соответственно и лиц, ранее судимых.
Также стоит отметить, что заметное влияние на состояние криминогенной обстановки в Сибирском федеральном округе оказывает углубляющийся правовой нигилизм. Отдельные формы противоправного поведения стали рассматриваться как обыденные.
Таким образом, среди всех экономических преступлений большее их количество совершается на потребительском рынке, в финансово-кредитной системе, большой процент правонарушений связаны с внешнеэкономической деятельностью, в то же время наблюдается рост преступлений связанных с приватизацией.
В Сибирском федеральном округе регистрируется множество фактов изготовления или сбыта поддельных денег и ценных бумаг, незаконного предпринимательства и лжепредпринимательства, легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, незаконного получения кредита. Часто регистрируется незаконная предпринимательская деятельность в сферах, связанных с использованием стратегического сырья и материалов [6, С. 8-9].
|
|
В дальнейшем обстановка на территории Сибирского федерального округа останется сложной из-за значительного числа промышленных объектов, использующих в технологическом процессе стратегическое сырье и материалы [1, С. 181].
В последние годы прослеживается устойчивая тенденция внедрения преступных группировок в легальный бизнес, в том числе с использованием преступно нажитых доходов.
Наиболее крупные группировки стремятся получить контроль над такими экономически выгодными отраслями, как добыча и переработка леса, нефти, каменного угля, цветных металлов, торговля.
Отмечается активизация преступников, занимающихся хищением и незаконным оборотом драгоценных металлов, в основном на местах их добычи и переработки.
Значительное место в округе занимает вопрос криминализации внешнеэкономической деятельности, выражающейся в контрабандном вывозе стратегических сырьевых ресурсов, сокрытии и невозвращении валютной выручки и т.д.
Усиливается противоправный ввоз потребительских товаров без уплаты таможенных пошлин, в частности алкогольной и табачной продукции, автотранспорта, аудио-, видеотехники [25, С. 47-49].
Динамика количества зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Сибирском федеральном округе значительно отличается по его территории (табл. 3) [27].
Таблица 3
Количество зарегистрированных экономических преступлений в Сибирском федеральном округе
2000г. | 2004г. | 2007г. | |
Сибирский федеральный округ | 39668 | 29752 | 39115 |
Республика Алтай | 302 | 281 | 453 |
Республика Бурятия | 1232 | 1076 | 1553 |
Республика Тыва | 431 | 439 | 620 |
Республика Хакасия | 657 | 508 | 660 |
Алтайский край | 3830 | 2834 | 2857 |
Красноярский край | 5550 | 3916 | 5558 |
в том числе: | |||
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ | 59 | 87 | - |
Эвенкийский автономный округ | 25 | 25 | - |
Иркутская область | 5572 | 3427 | 4895 |
в том числе Усть-Ордынский Бурятский автономный округ | 133 | 71 | 183 |
Кемеровская область | 5044 | 2289 | 4276 |
Новосибирская область | 7983 | 7469 | 9817 |
Омская область | 4071 | 3824 | 4315 |
Томская область | 2668 | 2076 | 1888 |
Читинская область | 2328 | 1613 | 2223 |
в том числе Агинский Бурятский автономный округ | 60 | 47 | 103 |
Анализ данных таблицы позволяет увидеть, что наиболее высокие показатели преступлений в сфере экономики наблюдаются в Новосибирской, Иркутской и Кемеровской областях, а также Красноярском крае. Низкие показатели, отражающие экономические правонарушения – в автономных округах.
Сравнение данных за 2007 год показано на (рис. 24).
Рис. 24 Показатели экономической преступности в регионах Сибирского федерального округа в 2007 г.
Так как различия в числе экономических преступлений в регионах Сибирского федерального округа достаточно велики, можно объединить данные показатели в несколько групп. В первую группу относятся регионы, число преступлений в сфере экономики в которых более 5000, во вторую группу от 3000 до 5000, в третью группу – от 1000 до 3000, в четвертую – менее 1000.
Показатели экономических преступлений за 2007 год в Сибирском федеральном округе приведены в табл. 4.
Таблица 4
Группировка регионов Сибирского федерального округа, по числу зарегистрированных экономических преступлений
№ группы | Число экономических преступлений | Регионы Сибирского федерального округа |
1 | Более 5000 | Новосибирская область, Красноярский край |
2 | 3000-5000 | Иркутская область, Омская область, Кемеровская область |
3 | 1000-3000 | Алтайский край, Читинская область, Томская область, Республика Бурятия |
4 | Менее 1000 | Республика Хакасия, Республика Тува, Республика Алтай, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Агинский Бурятский автономный округ |
Более наглядно ситуация представлена на (рис. 25).
Цвет штриховки | № группы | Число преступлений |
1 | Более 5000 | |
2 | 3000-5000 | |
3 | 1000-3000 | |
4 | Менее 1000 |
Рис. 25 Регионы Сибирского федерального округа по числу экономических преступлений в 2007 г.
Помимо более конкретного описания экономических правонарушений и преступности Сибирского федерального округа, стоит также подробно остановиться на ситуации по данным критериям в Красноярском крае.
В Красноярском крае фиксируются следующие правонарушения и преступления в экономической сфере: хищения; мошенничество; незаконные сделки с валютными ценностями; изготовление поддельных денег; должностные преступления; взяточничество; сокрытие доходов; обман потребителей; продажа товаров, не отвечающих требованиям безопасности; контрабанда; преступления, связанные с приватизацией; незаконное предпринимательство.
На сегодняшний день проблемой правонарушений в сфере экономики занимается служба по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Красноярского края. Служба по борьбе с экономическими преступлениями выполняет важнейшие задачи в условиях новых экономических угроз и непростой криминальной обстановки.
Наиболее подвержены коррупционным проявлениям землепользование, строительство, лесопользование, распоряжение государственным и муниципальным имуществом, различные процедуры согласования (лицензионные, разрешительные), законодательство о государственных и муниципальных закупках [7].
Особое внимание уделяется направлению, связанному с нецелевым использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов (ПНП). В 2008 году проведено более 294 проверок физических и юридических лиц, получивших средства федерального бюджета, в том числе по ПНП «Здоровье» - 87, «Образование» - 89, «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» - 43, субъектов АПК края в рамках выполнения государственной программы в 2008 году - 75.
Продолжается работа по борьбе с преступлениями и правонарушениями в лесопромышленном комплексе с использованием передовых методов. Совместно со специалистами администрации края сотрудниками милиции проведено 3 оперативно-профилактических мероприятия с использованием вертолета ГУВД по Красноярскому краю. В ходе воздушных рейдов выявляются места совершения незаконных порубок, с поличным задерживаются «черные лесорубы».
Одно из направлений деятельности УБЭП - борьба с интеллектуальным пиратством. Наработана практика выявления преступлений, предусмотренных ст. 176 УК РФ (Незаконное получение кредита). Продолжаются проверки крупных предприятий и организаций. С Восточно-Сибирским филиалом Сбербанка России налажен оперативный информационный обмен, так как именно через данный банк сегодня проходит основная масса кредитов, выданных на территории края [7].
За последние годы в Красноярском крае наблюдается следующая характеристика преступлений в теневом секторе экономики (рис. 26) [27].
Рис. 26 Динамика экономической преступности в Красноярском крае
По диаграмме наглядно видно, что в крае спад экономической преступности до 2004 г. сменился резким ростом показателей, начиная с 2005 года. В настоящее время сохраняется тенденция роста.
За 2009 г. также прогнозируется рост экономических преступлений в крае. Такие выводы были сделаны на основании прошлых данных, а также в связи с финансовым кризисом характерным для всей страны. По словам заместителя начальника Сибирского УВДТ МВД РФ Раисы Сухоруковой: «В период экономического кризиса доля экономических преступлений увеличится, потому что каждый будет стремиться получить не только прибыль, но и сверхприбыль. Часто эти методы будут незаконными» [14].
По территории Красноярского края число расследованных экономических преступлений распределяется следующим образом (табл. 5) [23, С. 21-23].
Таблица 5
Количество расследованных преступлений экономической направленности по городам и районам в 2007 г.
Название района, города | Количество преступлений | Название района, города | Количество преступлений |
Всего по краю, тысяч из него п о районам: Ачинский (включая г. Ачинск) Балахтинский Березовский Бирилюсский Большемуртинский Боготольский (включая г. Боготол) Богучанский Большеулуйский Дзержинский Емельяновский Енисейский Ермаковский Идринский Иланский Ирбейский Казачинский Канский (включая г. Канск) Каратузский Кежемский Козульский Краснотуранский | 6,5 460 61 78 6 10 71 53 5 20 47 74 40 30 31 22 31 138 27 36 11 18 | Курагинский Манский Минусинский (включая г. Минусинск) Мотыгинский Назаровский (включая г. Назарово) Нижнеингашский Новоселовский Партизанский Пировский Рыбинский (включая г. Заозерный) Саянский Северо-Енисейский Сухобузимский Тасеевский Туруханский Тюхтетский Ужурский Уярский Шарыповский (включая г. Шарыпово) Шушенский | 86 16 189 19 73 26 35 18 9 52 11 35 7 20 25 10 60 36 122 37 |
Как видно из табл.6 районы Красноярского края отличаются по числу преступлений экономической направленности.
Таблица 6
Районы Красноярского края, по числу экономических преступлений
№ группы | Число экономических преступлений | Районы Красноярского края |
1 | Более 100 | Ачинский, Минусинский, Канский, Шарыповский |
2 | 50-100 | Курагинский, Березовский, Енисейский, Назаровский, Боготольский, Балахтинский, Ужурский, Богучанский, Рыбинский |
3 | 10-50 | Емельяновский, Ермаковский, Шушенский, Уярский, Кежемский, Новоселовский, Северо-Енисейский, Казачиинский, Иланский, Идринский, Каратузский, Нижнеингашский, Туруханский, Ирбейский, Тасеевский, Дзержинский |
4 | Менее 20 | Мотыгинский, Партизанский, Краснотуранский, Манский, Саянский, Козульский, Большемуртинский, Тюхтетский, Пировский, Сухобузимский, Бирилюсский, Большеулуйский |
Данные таблицы представлены на (рис.27).
Цвет штриховки | № группы | Число преступлений |
1 | Более 100 | |
2 | 50-100 | |
3 | 10-50 | |
4 | Менее 20 |
Рис. 27 Распределение районов Красноярского края по числу экономических преступлений
В целом можно сделать вывод, что на уровень экономической преступности Красноярского края, оказывают влияние политические, экономические и правовые факторы. Среди политических можно выделить коррумпированность чиновников, доступ криминальных структур к управлению определенной частью производства и проникновение их во властные структуры, среди экономических – высокий уровень дифференциации населения по уровню доходов, неэффективная налоговая политика, значительный государственный сектор экономики. К правовым причинам роста преступности в экономической сфере можно отнести снижение социально-правовой активности населения, неэффективность работы правоохранительных органов, несовершенное законодательство. Для преступности экономической направленности характерны высокий уровень наносимых государству экономических потерь и особая социальная опасность.
Среди остальных регионов Сибирского Федерального округа, Красноярье в наибольшей степени ощущает на себе развитие теневой экономики и постоянный рост «черного» капитала. Это – оборотная сторона реализации масштабных инвестиционных проектов, привлекших в край кратно увеличившиеся финансовые потоки, не всегда имеющие легальное происхождение.