Глава 3. Разработка эффективной затратной политики

Для предприятий туристского бизнеса, работающих в условиях рыночной экономики, часто имеют место экономические ситуации, связанные с колебанием спроса на отдельные туры по причинам сезонности и другим. Это влечет за собой изменение объемов производства туристских услуг и их продаж, что, в свою очередь, существенно влияет на себестоимость услуг и финансовые результаты тур фирмы.

Так как т/к “Дружба” несет убытки, а связано это с высокой себестоимостью, предлагается эффективная затратная политика, которая содержит:

· расчет себестоимости способом “директ-костинг”;

· выявление резервов экономии затрат;

· возможности по снижению величины и уровня себестоимости продукции, услуг;

· контроль за состоянием и характером изменений фактической себестоимости.

В России, к сожалению, туризм все еще не воспринимается как полноправная отрасль народного хозяйства. Нет ни одного отраслевого периодического научного издания. На государственном уровне в настоящее время проблемами туризма занимается госкомитет по физкультуре и туризму. Вообще понятие “туризм” чаще ассоциируется в России со спортом и укрепление здоровья, чем с отраслью экономики, приносящей значительные доходы, в том числе и в твердой валюте. Следует отметить и те положительные сдвиги, которые произошли в туризме и государственной политике в данной области за последние годы. Во-первых, это несомненный прорыв в правовое регулирование туристской деятельности:

· важным принципиальным моментом является принятие Федерального закона “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” (принят государственной Думой 4 октября 1996 года). Этот закон важен прежде всего в том смысле, что государство признает туризм одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации и публично определяет основные принципы, цели и направления государственного регулирования туристской деятельности;

· правительство города Москвы также объявило приоритетной туристскую деятельность на территории города и гарантировало налоговые льготы субъектам малого предпринимательства, развивающим свою деятельность в данном секторе экономики, что также необходимо провести подобную льготную политику на территории Республики Хакасии;

· без сомнения большую положительную роль в повышение качества работы туристских фирм сыграло постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 1995 года “О лицензировании международной туристической деятельности”. Лицензирование выполняет функцию своего рода сита, отсеивающего хотя бы часть фирм авантюристов, живущих одним днем и не заинтересованных в длительной работе на рынке туризма.

Во-вторых, безусловно положительным фактором развития российского рынка туризма является растущее число и влияние объединений туроператоров и турагентств. Наряду с такими известными объединениями, как РАТА (Российская ассоциация турагентств) и НТА (Национальная туристическая ассоциация). За последние годы сформировалось множество суботраслевых объединений в сфере туризма, например, Российская ассоциация социального туризма, Телевизионная ассоциация туристов. Можно предложить и нашим хакасским туристическим фирмам объединиться в единое целое. Будет больше капитала, больше возможности для дальнейшего роста и развития на международном туристском рынке. Ведь Республика Хакасия имеет прекрасную природную среду, незатронутые уголки природы, тайгу и горы, все это необходимо для перспективы в сфере туризма.

В-третьих, заметно активизировался рынок образовательных услуг для сферы туризма. Сегодня образование по специальности “менеджер туризма” можно получить как в целом ряде государственных вузов, так и в частных средних и высших учебных заведениях.

В последние десятилетия произошли существенные количественные и качественные изменения в спросе на туристские услуги. В целом этот период можно охарактеризовать как экспансию туризма, сопровождающуюся решением объема спроса. Приведу некоторые количественные показатели:

· число путешествий, предпринятых гражданами Хакасии с целью отдыха увеличилось с 1990 по 1999 гг. в 2 раза: 1990 г. — 80 тыс., 1999 г. — 160 тыс.;

· количество ночевок туристов в Хакасии с 1990 по 1999 гг. возросло с 20 до 67 тыс.;

· интенсивность туризма возросла: 1990 г. — 76 %, 1999 г. — 83 %;

· расходы на туризм составили в 1990 г. — 200 руб., 1999 г. — 1000 руб.

Цифры свидетельствуют, что в Хакасии число ночевок с 1990 по 1999 гг. возросло с 20 до 67 тыс., то есть в 3,3 раза. О замедлении роста в 1990-е годы сигнализирует такой показатель, как интенсивность туризма по Хакасии увеличилось с 76 % до 83 %, всего на 7 %.

Одним из путей выхода туристского комплекса “Дружба” из кризиса является оптимизация производственного процесса пути кооперации — горизонтального интегрирования предприятий, например, в форме делегирования независимыми предприятиями части своих хозяйствующих функций учрежденному ими центральному органу-союзу, объединению. Предприятия-учредители сохраняют свою самостоятельность и свободу предпринимательской деятельности. Среди возможных форм кооперации в гостиничном хозяйстве можно назвать следующие:

· обмен опытом;

· исследование рынка;

· реклама;

· инвестиционная деятельность;

· подготовка и переподготовка кадров;

· централизованное снабжение и сбыт;

· создание единых автоматизированных систем бронирования мест.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: