Если обратиться к строке 020 формы № 2 “Отчет о прибылях и убытках”, то можно констатировать, что себестоимость реализации продукции, услуг в целом по предприятию в сравнении с прошлым годом увеличилось в 1,8 раз. Необходимо провести анализ и выявить резервы снижения себестоимости (таблица 6).
Таблица 6.
Факторный анализ себестоимости туристских услуг за 1999 г.
| Показатели | Отчетный период, руб. | Прошлый год, руб. | Отклонение (+/-) | Темп роста, % |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Материальные затраты | 496030 | 153997 | +342033 | 3,2 |
| Затраты на оплату труда | 910807 | 1093075 | -182268 | 0,8 |
| Отчисления на социальные нужды | 348812 | 371726 | -22914 | 0,9 |
| Амортизация основных средств | 310404 | 358659 | -48255 | 0,8 |
| Прочие затраты | 2936743 | 551701 | +2385042 | 5,3 |
| Итого: | 4975796 | 2529158 | +2446638 |
С помощью многофакторной модели определяется уровень издержек производства:
У структурных сдвигов =
, где
— (доли издержек).
У постоянного состава =
.
У переменного состава =
.
Таблица 7.
| Показатель | Затраты | Доля | ||
| Отчетный период | Прошлый год | Отчетный период | Прошлый год | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Затраты на оплату труда, руб. | 910807 | 1093075 | 0,58 | 0,6 |
| Отчисления на социальные нужды, руб. | 348812 | 371726 | 0,22 | 0,2 |
| Амортизация основных средств, руб. | 310404 | 358659 | 0,2 | 0,2 |
| Итого: | 1570023 | 1822860 | ||
Y стр. сдвигов=
. В абсолютном выражении:
руб.
Y пост. сост. =
. В абсолютном выражении:
руб.
Y перем. сдвигов=
. В абсолютном выражении:
руб.
Аналитическое исследование показало, что в отчетном периоде по сравнению с базисным в среднем снизилась себестоимость на 1,8 % из-за уменьшения доли отчислений на социальные нужды, что в абсолютном выражении составляет 14427 рублей. В среднем издержки производства в целом по предприятию уменьшились на 15,3 % из-за снижения затрат на оплату труда, что в абсолютном выражении равно 120407,5 рублей.
Увеличение обобщающего показателя не перекрывает более высоких издержек производства. В результате уменьшилась себестоимость тур-продукта на 17 %, что в абсолютном выражении составляет 134834,5 рублей.
Увеличение материальных затрат в абсолютном выражении не является резервом снижения себестоимости, так как выручка от реализации продукции, услуг увеличилась в 4,9 раза (4600232 рубля), а значит отдача от вложенных затрат также увеличится. Увеличение прочих затрат является источником резерва снижения производительности, так как их объем резко возрос в 5 раз.






