Факторы, влияющие на формирование рынка жилья

 

В целом формирование отечественного рынка недвижимости можно охарактеризовать следующими факторами [27, с. 55]:

1. Макроэкономическая нестабильность (невозможно предвидеть нормативные акты, принятие которых обуславливается "политической конъюнктурой" в тот или иной момент времени).

2. Инфляция (с одной стороны, инвестиционная активность снижается "тормозится" развитие нормальной системы ипотечного кредитования; с другой, из-за ограниченности более ликвидных и рентабельных направлений инвестирования вложений в недвижимость являются привлекательными, так как "в определенной мере" позволяют сохранить средства от инфляции).

3. Размытость законодательной базы (особенно относительно рынка недвижимости).

4. Непрозрачность информационного пространства вследствие политической неустойчивости, слабого развития инфраструктуры (только намечены формы сотрудничества, роли и функции отдельных звеньев, отсутствуют специальные службы сбора и анализа информации), низкого профессионализма участников рынка недвижимости (небольшой опыт работы, неопределенность законодательной базы, тенденция подбора сотрудников по дружбе и родству, а не по профессиональным качествам).

5. Отсутствие четкой методической базы по оценке недвижимости.

6. Неравномерное развитие сегментов рынка недвижимости (наиболее массовым является рынок жилья).

Итак, с переходом России к рыночным отношениям недвижимость становится товаром и развивается рынок недвижимости. Неопределенность права собственности на землю, инфляция и другие вышеперечисленные факторы накладывают отпечаток на развитие российского рынка недвижимости.

Поведение рынка первичного жилья отличается от реакции рынка вторичного жилья. Вторичный рынок формируется потребностями собственников жилья. На рынке первичного жилья основным продавцом является юридическое лицо, а его единственная цель – извлечение прибыли. Следовательно, и реакция на изменения внешней среды у первичного и вторичного рынка различны. Первичный рынок жилья более подвижен, то есть реакция с точки зрения ценовых характеристик более динамична. Первичный рынок – это совокупность спроса и предложений. Спрос в основном формируют физические лица, а предложение – юридические, то есть застройщики.

Здесь действует золотое правило "Время – деньги". Если юридическое лицо начинает осуществлять проект, оно обязано его закончить. Следовательно, застройщики не могут держать цену на одном уровне бесконечно долго, как это может делать физическое лицо – собственник квартиры. А так как цена – это взаимодействие спроса и предложения, то для застройщика фактор спроса является жизненно важным. Есть спрос – они поднимают цены, нет спроса – цены стабильны или даже падают. Кстати, на первичном рынке достаточно регулярно можно замечать процесс падение рублевых цен. Это характерный признак того периода, когда на рынке появляется избыточное предложение. Сегодня как раз такой период: предложение на первичном рынке превышает предложение, значит, повышаться цены не будут.

Второй важный фактор, влияющий на рынок первичного жилья, - инфляция, влияющая на стоимость строительно-монтажных работ. И этот фактор непрерывно растет вне зависимости от спроса и предложения. Поэтому с одной стороны застройщики готовы приостановить или даже снизить цены, но постоянно растущая инфляция не дает им этой возможности. В конечном итоге в начале и середине 2005 года цены на первичном рынке жилья стояли, а сейчас они несколько дрогнули и пошли вверх. Одним словом, сейчас мы наблюдаем последствия инфляционных моментов. Причем, удорожание строительства жилья по соотношению с повышением стоимости квартир не адекватно. Это динамичный процесс. Через некоторое время стоимость жилья опять может начать стремительно расти, но для этого должен быть повышенный спрос [34, с. 48].

Имеющийся спрос "размазан" по множеству объектов. Сейчас строится много домов, но ни в одном случае нет стопроцентной уверенности, что объект будет достроен. Второй фактор – общая экономическая ситуация в Нижегородском регионе отличается от экономической ситуации в России в худшую сторону. Это касается и объема производства, и роста доходов населения. Следовательно, спрос на первичном рынке не такой высокий. Это приведет к тому, что часть осуществляющихся сейчас проектов будут испытывать проблемы с покупателями. На первый план (при выборе объекта физическим лицом) выйдет удобство ипотечного кредитования. Если застройщик при других равных условиях будет предлагать под свои гарантии ипотечную программу, это будет для покупателей дополнительным преимуществом. Среди застройщиков начнется конкуренция по конструкциям. Применение новых технологий позволят снизить себестоимость квадратного метра. Но это не касается осуществляющихся проектов, это дело будущего.

Имеющийся спрос "размазан" по множеству объектов. Сейчас строится много домов, но ни в одном случае нет стопроцентной уверенности, что объект будет достроен. Второй фактор – общая экономическая ситуация в Нижегородском регионе отличается от экономической ситуации в России в худшую сторону. Это касается и объема производства, и роста доходов населения. Следовательно, спрос на первичном рынке не такой высокий. Это приведет к тому, что часть осуществляющихся сейчас проектов будут испытывать проблемы с покупателями. На первый план (при выборе объекта физическим лицом) выйдет удобство ипотечного кредитования. Если застройщик при других равных условиях будет предлагать под свои гарантии ипотечную программу, это будет для покупателей дополнительным преимуществом. Среди застройщиков начнется конкуренция по конструкциям. Применение новых технологий позволят снизить себестоимость квадратного метра. Но это не касается осуществляющихся проектов, это дело будущего.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: