Д-т Счет 90 «Продажи» К-т

 

1. Стоимость проданной продукции по учетным ценам (плановая или нормативная себестоимость, отпускная цена) 1. Сумма к получению от покупателей (стоимость продукции по продажным ценам, акциз, НДС, налог с продаж)
2. Разница между фактической себестоимостью и стоимостью по учетным ценам 2. Убыток (при превышении себестоимости продукции над стоимостью по продажным це нам)
3. Расходы на продажу  
4. Управленческие расходы  
5. Акциз  
6. Налог на добавленную стоимость  
7. Налог с продаж (в настоящее время отменен)  
8. Прибыль от продажи продукции (при превышении стоимости по продажным ценам над себестоимостью проданной продукции)  
Оборот по дебету Оборот по кредиту

 

Рисунок 2 - Структура оборота по дебету и кредиту счета 90 «Продажи»

 

Выручка, поступивший от покупателя платеж отражаются по кредиту счета 90 «Продажи» общей суммой, включающей стоимость продукции по продажным ценам и начисленные к получению с покупателей налоги (акциз, НДС, налог с продаж).

По окончании отчетного периода в ОАО «МКС» на счете 90 «Продажи» подсчитываются итоги по дебету и кредиту, затем они сопоставляются между собой, в результате чего выявляется конечный финансовый результат. Если итог по кредиту больше итога по дебету, это означает, что организация получила прибыль; превышение дебетового итога над кредитовым показывает убыток.

Прибыль отражается по дебету, а убыток - по кредиту счета 90 «Продажи» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки». После этого подсчитываются дебетовый и кредитовый обороты, которые должны быть равны между собой. Остатка на этом счете быть не должно.

К счету 90 «Продажи» открываются субсчета 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы», 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»; сведения по каждому субсчету отражаются за каждый отчетный период в накопительном порядке, и, следовательно, в течение года они не закрываются.

По окончании каждого отчетного периода сопоставлением суммы дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль, убыток) от продаж за отчетный период и с начала года. Выявленный финансовый результат ежемесячно списывается с субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». В результате этой бухгалтерской записи синтетический счет 90 «Продажи» закрывается, а субсчета остаются открытыми. Закрытие субсчетов осуществляется по окончании отчетного года оборотами за декабрь внутренними бухгалтерскими записями на субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж». Составляется следующая запись:

Д-т сч. 90 «Продажи» субсчет «Прибыль/убыток от продаж»

К-т сч. 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж»,

К-т сч. 90 «Продажи» субсчет «Налог на добавленную стоимость»,

К-т сч. 90 «Продажи» субсчет «Акцизы».

При отражении операций по продаже, поступлению выручки, списанию проданной продукции, выявлению прибыли или убытка счет 90 «Продажи» корреспондирует по дебету и кредиту с соответствующими счетами. При формировании выручки, поступлении средств, списании себестоимости продукции, начислении налогов, выявлении прибыли (убытка) составляются бухгалтерские записи. Система таких записей, использование корреспондирующих счетов зависят от выбранного организацией метода определения выручки от продажи продукции. Существуют следующие методы определения выручки от продажи: по моменту отгрузки продукции и по моменту ее оплаты.

Учет продажи по моменту отгрузки продукции. Данный метод характеризуется тем, что выручка от продажи определяется по моменту отгрузки или передачи продукции покупателю независимо от того, поступили к этому моменту в оплату средства или нет.

Проданная продукция может списываться непосредственно со склада на счет 90 «Продажи». Списание происходит по фактической себестоимости. При использовании в организации учетных цен фактическая себестоимость проданной продукции устанавливается расчетным путем на основе средневзвешенного процента. При расчете процента используются данные о выпуске продукции из производства и ее остатках на складе.

При использовании организацией счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» такой расчет не составляется, так как выявленные на нем отклонения (экономия, перерасход) полностью списываются на себестоимость проданной продукции.

Для учета расчетов с получателями продукции используется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», по дебету которого отражается задолженность покупателей за полученную ими продукцию в корреспонденции со счетом 90 «Продажи», а по кредиту — погашение задолженности после получения средств в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по покупателям или по каждому предъявленному им счету с помощью карточек или ведомости. При этом аналитический учет следует строить таким образом, чтобы по непогашенной задолженности можно было получить данные по следующим признакам: покупатели по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупатели по не оплаченным в срок расчетным документам; авансы полученные; векселя, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселя, по которым денежные средства не поступили в срок; векселя, дисконтированные банком.

Для отражения в учете выручки от продажи, себестоимости проданной продукции и расходов, связанных с продажей, налогов и финансовых результатов составляются следующие бухгалтерские записи (таблица 1).

Как видно из приведенных бухгалтерских записей, фактическая себестоимость проданной продукции списывается со счета 43 «Готовая продукция». Если же в текущем учете используется нормативная (плановая) себестоимость, то применяется счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

Фактическая себестоимость проданной продукции в этом случае исчисляется путем сложения нормативной (плановой) себестоимости и отклонений от нее, выявленных при выпуске из производства продукции. При удорожании себестоимости продукции, работ, услуг на сумму отклонений делается обычная запись, а при удешевлении — запись «красное сторно» на счетах 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и 90 «Продажи».

Метод учета операций по продаже продукции по моменту оплаты используется организациями, когда договором поставки предусмотрен временной разрыв между отгрузкой и переходом к покупателю права собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию, т. е. право собственности на переданную покупателю продукцию сохраняется за продавцом до момента ее оплаты.

 

Таблица 3.2 - Корреспонденция счетов по учету продажи

 

Содержание операции Дебет Кредит
Отражается сумма, подлежащая оплате по предъявленным покупателям расчетно-платежным документам 62 субсчет «Расчеты с покупателями по отпущенным ТМЦ» 90 субсчет «Выручка»
Отражается фактическая себестоимость отгруженной (отпущенной) продукции, 90 субсчет «Себестоимость продаж» 43, 45
Отражаются расходы, связанных с отгрузкой и сбытом продукции 90 субсчет «Себестоимость продаж» 44
Отражаются управленческие расходы, относимые в соответствии с принятой 90 субсчет «Себестоимость 26
учетной политикой в полном размере на себестоимость проданной продукции продаж»  
Отражаются сумма начисленных налогов (НДС) 90 субсчета «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы» 68
Выявлен результат от продажи продукции, списываемый на финансовые результаты деятельности организации    
- на полученную прибыль 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж» 99
- на полученный убыток 99   90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж»
Поступили средства от покупателей в уплату за полученную продукцию 50, 51 62

 

При этом методе учет операций по отгрузке продукции ведется на счете 45 «Товары отгруженные». На нем отражаются готовые изделия, переданные транспортным, почтовым организациям или отправленные собственным транспортом в адрес покупателя. По дебету счета отражается стоимость отправленной покупателям продукции, а по кредиту происходит ее списание после получения средств.

Как правило, в текущем учете продукция отражается по продажным ценам (учетным ценам). По окончании отчетного периода исчисляется ее фактическая себестоимость. При этом используются данные об остатках и движении продукции по счету 43 «Готовая продукция» и об объеме отгруженной продукции.

На счет 45 «Товары отгруженные» должна быть списана со счета 43 «Готовая продукция» фактическая себестоимость отгруженной продукции.

В том случае, если на предприятии записи на счете 43 «Готовая продукция» и счете 45 «Товары отгруженные» производятся в течение отчетного периода по учетной стоимости, то в одной и той же корреспонденции (дебет счета 45 «Товары отгруженные», кредит счета 43 «Готовая продукция») составляются две записи: первая - на стоимость отгруженной продукции по учетным ценам и вторая - на разность между стоимостью по учетным ценам и фактической себестоимостью. При этом если фактическая себестоимость выше учетной стоимости, то такая запись делается как дополнительная, а в случае превышения стоимости по учетным ценам — методом «красное сторно».

При расчете фактической себестоимости отгруженной продукции данные об остатке готовой продукции на складе на начало отчетного периода по учетной стоимости и по фактической себестоимости берутся из аналогичного расчета за прошлый период (как остатки на конец отчетного периода).

Стоимость выпущенной продукции по учетным ценам определяется на основе ведомости выпуска, а по фактической производственной себестоимости - на основе ведомостей сводного учета издержек производства. Коэффициент рассчитывается делением суммы фактической себестоимости (остаток на начало отчетного периода и выпуск продукции за этот период) на стоимость продукции по учетным ценам (остаток плюс приход). Стоимость отгруженной продукции по учетным ценам берется из ведомости ее отгрузки, а фактическая себестоимость определяется непосредственно умножением стоимости продукции по учетным ценам на исчисленный коэффициент. Остаток готовой продукции на конец периода (по учетным ценам и себестоимости) рассчитывается как остаток на начало отчетного периода плюс выпуск и минус отгрузка за этот период.

По счету 45 «Товары отгруженные» ведется аналитический учет. В условиях журнально-ордерной формы учета для этого применяется ведомость № 16, раздел «Отгрузка, отпуск и продажа продукции, работ и услуг». Аналитический учет в ней ведется по каждому факту отгрузки с указанием грузополучателя. Ведомость строится линейно-позиционным способом — отгрузка и оплата продукции по каждому расчетно-платежному документу фиксируются по одной линии по графе «Отгружено» и графе «Оплачено». При использовании компьютеров аналитический учет отгруженной продукции целесообразно вести в разрезе покупателей, что позволяет отслеживать и периодически определять общую задолженность покупателей на промежуточную дату и конец отчетного периода.

В течение отчетного периода на основании выписок с расчетного, валютного счета, первичных документов (платежных требований, платежных поручений и т. д.) о поступлении денежных средств в ведомости аналитического учета отгруженной продукции отражается ее оплата. Оплаченная продукция включается в объем выручки от продажи.

По окончании отчетного периода по данным аналитического учета отгруженная, но неоплаченная продукция подразделяется на: продукцию, направленную в адрес грузополучателя; продукцию, находящуюся на ответственном хранении у покупателя; ввиду отказа от ее оплаты (при нарушении условия договора, в случае, если изделия не были заказаны, и т. п.); продукцию отгруженную, срок оплаты которой не наступил; продукцию по расчетным документам, не оплаченным в срок; продукцию, по которой документы не предъявлены к оплате. В аналитическом учете выделяется отгруженная продукция по полученным, оплаченным и неоплаченным векселям.

Операции по отгрузке, оплате и продаже продукции отражаются на синтетических счетах следующим образом:

Д-т сч. 45 «Товары отгруженные»

К-т сч. 43 «Готовая продукция» — на фактическую производственную себестоимость отпущенной покупателям продукции;

Д-т сч. 45 «Товары отгруженные»

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на транспортные расходы, оплачиваемые сторонней организации сверх отпускной цены;

Д-т сч. 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и др.

К-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Выручка» - на сумму денежных средств, поступивших от покупателей;

Д-т сч. 51 «Расчетные счета»

К-т сч. 45 «Товары отгруженные» - на сумму средств, поступивших

от покупателей в уплату транспортных расходов, не включаемых в объем выручки;

Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

К-т сч. 45 «Товары отгруженные» — на фактическую производственную себестоимость проданной продукции;

Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

К-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» - на сумму управленческих расходов;

Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

К-т сч. 44 «Расходы на продажу» — на сумму расходов на продажу продукции;

Д-т сч. 90 «Продажи», субсчета «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налог с продаж»

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» — на сумму начисленных акциза, НДС и налога с продаж;

Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Прибыль/убыток от продаж»

К-т сч. 99 «Прибыли и убытки» — на сумму полученной прибыли.

Если получен убыток, то счет 99 «Прибыли и убытки» дебетуется и кредитуется счет 90 «Продажи».

Из изложенного следует: если выручка от продажи продукции определяется по моменту поступления денежных средств, применяется счет 45 «Товары отгруженные», а при определении выручки по моменту отгрузки продукции - счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На обоих счетах отражается задолженность получателей продукции с той лишь разницей, что на счете 45 «Товары отгруженные» она показывается по себестоимости, а на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - по продажным ценам. При этом счет 45 «Товары отгруженные» по дебету корреспондирует со счетом 43 «Готовая продукция», по кредиту - со счетом 90 «Продажи», а счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» корреспондирует по дебету с кредитом счета 90 «Продажи», а по кредиту - со счетами учета денежных средств.

Если покупатель обнаружил брак в полученной им продукции то такая продукция возвращается поставщику. При этом в учете оставляются сторнировочные записи (таблица 2).

В том случае, когда выручка от продажи определяется по моменту оплаты продукции, в учете делаются следующие сторнировочные записи:

Д-т сч 45 «Товары отгруженные»

К-т сч 43 «Готовая продукция» — на фактическую себестоимость возвращенной продукции,

Д-т сч 43 «Готовая продукция»

К-т сч 20 «Основное производство» - на фактическую себестоимость забракованной продукции

На забракованную продукцию составляется следующая запись:

Д-т сч 28 «Брак в производстве»

К-т сч 20 «Основное производство» - на фактическую себестоимость забракованной продукции

 

Таблица 3 - Корреспонденция счетов по учету возврата бракованной продукции

 

Содержание операции Дебет Кредит
Сторно на стоимость забракованной продукции по продажным ценам 62 90
Сторно на фактическую себестоимость возвращенной продукции 90 43
Сторно на сумму ранее начисленных налогов (акциз, НДС) 90 68
Сторно на величину прибыли 90 99
или Сторно на величину убытка   99   90
Сторно на фактическую себестоимость забракованной продукции 43 20
Отражается фактическая себестоимость забракованной продукции 28 20
Сторно на ранее поступившую сумму оплаты 51 62
Создается кредиторская задолженность 51 76

 

Кроме того, по оплаченной продукции составляются сторнировочные записи:

Д-т сч 90 «Продажи»

К-т сч 45 «Товары отгруженные» — на фактическую себестоимость проданной продукции,

Д-т сч 90 «Продажи»

К-т сч 68 «Расчеты по налогам и сборам» — на сумму начисленных налогов (акциз, НДС),

Д-т сч 90 «Продажи»

К-т сч 99 «Прибыли и убытки» — на величину прибыли

или

Д-т сч 99 «Прибыли и убытки»

К-т сч 90 «Продажи» — на величину убытка,

Д-т сч 51 «Расчетные счета»

К-т сч 90 «Продажи» — на сумму полученных от покупателей средств

Одновременно на эту же сумму создается кредиторская задолженность:

Д-т сч 51 «Расчетные счета»

К-т сч 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

В развитие синтетического учета, который ведется на счете 90 «Продажи», осуществляется аналитический учет по видам (наименованиям) продукции. По каждому виду (наименованию) продукции отражается фактическая производственная себестоимость, управленческие расходы, расходы на продажу, начисленные налоги, поступившая выручка.

Договор купли-продажи (поставки) может заключаться на условиях предварительной оплаты продукции, когда поставщик (подрядчик) вначале получает денежные средства, а затем отгружает продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.

Обычно предварительная оплата составляет всю стоимость продукции (работ, услуг), а аванс — часть этой стоимости. Аванс может также поступать в размере полной стоимости продукции (работ, услуг). В этом случае он ничем не отличается от предварительной оплаты.

Учет предварительной оплаты (аванса) осуществляется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные». По кредиту этого субсчета отражается поступившая сумма аванса или предварительной оплаты, включая НДС, а по дебету — оплата отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

На полученную сумму денежных средств дебетуется счет 51 «Расчетные счета» и кредитуется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные». С суммы полученного аванса, если он переходит на следующий отчетный период, исчисляется подлежащий уплате в бюджет НДС; при этом в учете налог отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные», и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

После отгрузки продукции, выполнения работ, оказания услуг под полученный аванс в учете производятся следующие записи (таблица 3).

 

Таблица 3 - Корреспонденция счетов по учету продажи продукции на условиях предоплаты

 

Содержание операции Дебет Кредит
1 2 3
Отражается продажная стоимость продукции 62   90 субсчет «Выручка»
Отражается фактическая себестоимость отгруженной (отпущенной) продукции 90 субсчет «Себестоимость продаж» 45
Начисление НДС в бюджет с суммы выручки 90 субсчет «НДС» 68
Восстанавливается ранее начисленный НДС 68 62 субсчет «Авансы
    полученные»
Записывается в окончательный расчет на расчетный счет сумма поступивших от покупателей (заказчиков) средств 62 субсчет «Расчеты с покупателями по отпущенным ТМЦ» 51
Отражается списание аванса 62 субсчет «Авансы полученные» 62 субсчет «Расчеты с покупателями по отпущенным ТМЦ»

 

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные», ведется по каждому покупателю (заказчику) или по каждой полученной сумме аванса.

В процессе сбыта продукции, т. е. при ее отгрузке и передаче покупателям, возникают расходы на продажу. Они относятся к расходам по обычным видам деятельности и возмещаются покупателями. Расходы на продажу в сумме с производственной себестоимостью образуют полную фактическую себестоимость продукции. Полная себестоимость продукции рассчитывается при составлении отчетных калькуляций.

В бухгалтерском учете к расходам на продажу относятся все фактические затраты по отгрузке и сбыту продукции, в том числе расходы, связанные с погрузкой в транспортные средства, упаковкой, хранением, транспортировкой продукции до пункта, обусловленного договором (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателями сверх цены на продукцию); оплатой услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово-комиссионных (факторинговых) и других аналогичных операций; рекламой, включая участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату; другие расходы, связанные с продажей продукции.

Расходы по содержанию складских помещений готовой продукции, по начислению оплаты труда работникам складов и связанных с этим начислений по единому социальному налогу к расходам на продажу не относятся, а включаются в состав общехозяйственных расходов.

Группировка расходов на продажу по статьям калькуляции. Расходы на продажу продукции в бухгалтерском учете группируются по статьям аналитического учета. На крупных предприятиях обычно применяется следующая номенклатура статей:

«Расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции»;

«Расходы на транспортировку продукции»;

«Комиссионные сборы»;

«Прочие расходы по сбыту».

Все перечисленные расходы по сбыту продукции учитываются на счете 44 «Расходы на продажу», по дебету которого отражаются расходы, сгруппированные в аналитическом учете по статьям, по кредиту — их списание на проданную продукцию. В зависимости от принятой на предприятии учетной политики расходы на продажу могут списываться на проданную продукцию в полной сумме или распределяться между проданной и непроданной продукцией.

Учет расходов на продажу осуществляется в ведомости по аналитическим статьям. Ведомость заполняется на основе первичных документов (лимитно-заборных карт, требований-накладных, актов приемки выполненных работ, нарядов на сдельную работу и др.) и ведомостей распределения затрат по их направлениям.

В условиях компьютерного учета составляется ведомость учета расходов на продажу.

14.4 Инвентаризация готовой продукции, товаров отгруженных и расчетов с покупателями

 

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета о готовой продукции и расчетов, связанных с ее продажей, проводится их инвентаризация. При инвентаризации проверяется фактическое наличие готовой продукции на складе, достоверность учетных данных по отгруженной продукции и расчетов с покупателями, определяются расхождения между фактическими и учетными данными, данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с фактическими данными.

В ходе проверки продукции на складе проверяются ее фактические остатки, выявляются изделия, поступившие из производства на склад, но не оформленные сдаточными накладными, факты пересортицы, порчи, излишки и недостачи продукции, залежалые изделия, продукция, не пользующаяся спросом покупателей и морально устаревшая. Проверяются также состояние складского хозяйства, наличие весоизмерительной техники, приборов, условий, обеспечивающих сохранность готовой продукции.

При проверке данных по отгруженной продукции и задолженности покупателей устанавливается их документальная обоснованность, факты несвоевременной оплаты расчетно-платежных документов, просроченная задолженность.

Инвентаризация продукции на складе проводится при смене материально-ответственных лиц (кладовщиков), установлении фактов хищений или порчи продукции, в случае стихийных бедствий, пожаров, аварий или других чрезвычайных ситуаций. Инвентаризация готовой продукции, товаров отгруженных и задолженности покупателей осуществляется в конце года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Она может проводиться также и в иные сроки в течение года. Количество инвентаризаций, дата их проведения устанавливаются руководителем организации.

Для проведения инвентаризации на предприятии создается постоянно действующая инвентаризационная рабочая комиссия, в которую включают работников службы маркетинга или сбыта, отделов технического контроля, главного технолога, бухгалтерской службы и др. Состав комиссии утверждается приказом или распоряжением директора предприятия.

Проверка фактического наличия продукции на складе проводится в присутствии заведующего складом и других материально ответственных лиц. При этом они письменно подтверждают, что вся поступившая на склад продукция, готовые изделия оприходованы, выбывшие списаны в расход, все приходные и расходные накладные и другие документы по движению продукции сданы в бухгалтерию.

При проведении инвентаризации проверяется продукция на складе, на площадках структурных подразделений (производств, цехов), в других организациях на ответственном хранении (например, при комиссионной торговле).

В процессе инвентаризации проверяется продукция по каждому наименованию. По затаренной продукции устанавливается фактическое количество ящиков, выборочно проверяется количество изделий в ящике.

Фактическое наличие готовой продукции устанавливается путем пересчета ее количества, взвешивания, перемеривания и т. д. При этом проверяется также комплектность изделий, сортность и другие показатели, характеризующие качество продукции.

Результаты проверки продукции на складе заносятся в инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей (ф. № ИНВ-3). В описи указывается наименование продукции, изделий, их вид, сорт, номенклатурный номер или код, единица измерения, цена, наличие по факту и по данным бухгалтерского учета в натуральных единицах измерения и по стоимости.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в опись данных о фактическом наличии продукции на складе. Учетные данные переносятся из регистров бухгалтерского учета (сальдовых, оборотных ведомостей или заменяющих их машинограмм).

На залежалые и неполноценные изделия составляется отдельная опись. На продукцию, пришедшую в негодность, составляется акт, в котором указываются причины и виновники порчи продукции, сумма потерь от порчи. При выявлении изделий, отсутствующих в учетных регистрах, комиссия включает их в инвентаризационную опись с последующим отражением в учете как излишков.

Если в ходе инвентаризации из производства поступает продукция на склад, то она принимается в присутствии комиссии и на нее составляется отдельная опись. В отдельную опись заносятся оплаченные изделия, но не вывезенные покупателем со склада. Тара, в которую упакована готовая продукция, инвентаризуется вместе

с ней по видам, целевому назначению и категориям (новая и бывшая в употреблении).

Готовая продукция, хранящаяся на складах других предприятий, также инвентаризируется и включается в опись (ф. № ИНВ-5) на основании отгрузочных и других документов (складское свидетельство, сохранная расписка и т. п.). В описи перечисляется продукция по каждому наименованию, указывается количество, сорт, стоимость, дата принятия на хранение, место нахождения, номер и дата оправдательного документа.

Инвентаризация товаров отгруженных проводится на основании отгрузочных и расчетно-платежных документов. Цель инвентаризации отгруженной продукции заключается в установлении обоснованности числящихся сумм на счете 45 «Товары отгруженные». На этом счете могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами. При проверке документов и записей в учетных регистрах следует выяснить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых отражена на других счетах, например на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» как авансы полученные или счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

На отгруженную продукцию составляется акт инвентаризации товарно-материальных ценностей (ф. № ИНВ-4). В нем по каждому покупателю указывается наименование, характеристика (вид, сорт, группа), номенклатурный номер, единица измерения, дата отгрузки, данные о количестве и стоимости по товарно-транспортным, расчетно-платежным документам и по бухгалтерскому учету. Акт инвентаризации составляется отдельно на продукцию, срок оплаты которой не наступил, и на продукцию, не оплаченную в срок.

Проверке подлежит задолженность покупателей. Она проводится на основании расчетно-платежных документов и справки, составляемой бухгалтерией на основании ведомости (машинограммы) по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». В бухгалтерской справке приводятся: наименование покупателя и его адрес, причины и дата возникновения задолженности, сумма задолженности и подтверждающий ее документ (наименование, номер и дата). В инвентаризационном акте (ф. № ИНВ-17) по каждому покупателю указывается задолженность как подтвержденная, так и не подтвержденная покупателями, а также задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Если организации, определяющие выручку от продажи продукции по моменту ее отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, создают резерв по сомнительным долгам, то такой резерв также инвентаризируется. При этой проверке обращается внимание на суммы, не погашенные в установленные согласно договорам сроки и не обеспеченные гарантиями их получения. По сомнительным долгам составляется отдельный инвентаризационный акт.

На основании инвентаризационных описей составляются сличительные ведомости (ф. № ИНВ-19), в которых выявляются результаты инвентаризации, т. е. расхождения между бухгалтерскими и фактическими данными. По готовой продукции на складе в ведомость заносятся только те наименования, по которым выявлены отклонения (излишки или недостача). Сличительная ведомость составляется по каждому складу в отдельности. В ней приводятся следующие сведения: результат инвентаризации (излишки, недостача); пересортица (излишки, зачисленные в покрытие недостач, недостачи, покрытые излишками); излишки, подлежащие оприходованию; окончательные недостачи, списываемые в пределах норм естественный убыли, подлежащие взысканию с виновных лиц и списываемые на финансовые результаты.

Выявленные при инвентаризации излишки приходуются. При этом увеличиваются внереализационные доходы. Составляется бухгалтерская запись:

Д-т сч. 43 «Готовая продукция»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

На стоимость недостачи готовой продукции составляется запись:

дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредит счета 43 «Готовая продукция». Инвентаризационной комиссией устанавливаются причины возникновения недостачи и выносится решение о ее списании. Выявленная недостача может быть списана на издержки производства, виновных лиц и на финансовые результаты.

На издержки производства недостача готовой продукции списывается в пределах норм естественной убыли записью по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» и кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» по фактической или учетной стоимости.

Если величина недостачи превышает нормы естественной убыли, то ее превышение относится на виновных лиц. Выявленная недостача по продукции, по которой не установлены нормы естественной убыли, в полном размере подлежит возмещению материально ответственными лицами.

На виновных лиц недостача готовой продукции относится, если они несут полную материальную ответственность или если работник признан виновным по решению суда. Взыскание недостачи продукции производится по рыночным ценам. Составляются бухгалтерские записи:

Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» — на стоимость продукции по рыночным ценам

К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - на фактическую себестоимость или стоимость по учетным ценам,

К-т сч. 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» — на разницу между стоимостью по рыночным ценам и фактической себестоимостью (стоимостью по учетным ценам).

Недостача может быть возмещена путем внесения наличных денег в кассу или удержания из оплаты труда виновного лица. По мере погашения задолженности производится запись:

Д-т сч. 50 «Касса» (70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»)

К-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» — на сумму удержаний.

Одновременно с этой записью на разницу между стоимостью по рыночным ценам и фактической себестоимостью (учетной стоимостью), приходящуюся на сумму погашения долга, дебетуется счет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей», и кредитуется счет 91 «Прочие доходы и расходы».

При отсутствии конкретных виновных лиц, отказе судом во взыскании вследствие необоснованности иска стоимость недостачи продукции списывается на внереализационные расходы. В учете производится запись по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Стоимость товаров отгруженных и задолженность покупателей с просроченным сроком исковой давности по истечении трех лет списывается на внереализационные расходы: дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредит счетов 45 «Товары отгруженные» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Если организация создает резерв по сомнительным долгам, то задолженность покупателей, нереальная к получению, списывается в уменьшение резерва по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Списанная с балансового счета задолженность с просроченным сроком исковой давности учитывается в течение следующих пяти лет на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». В случае поступления средств от неплатежеспособного дебитора увеличиваются внереализационные доходы. Сумма поступивших средств отражается по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» и снимается с забалансового учета. При этом принимаемая на забалансовый учет сумма отражается по дебету счета 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов», а снимаемая — по кредиту этого счета. Аналитический учет по счету 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» ведется по каждому списанному в убыток долгу.

15 Учет финансовых результатов и использования прибыли. Учет капитала и резервов

 

15.1 Порядок определения финансового результата. Учет финансовых результатов

 

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.

В соответствии с Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина РФ №32н от 06.05.99г., результатом деятельности любого предприятия являются доходы – увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств и иного имущества) и погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:

- сумм НДС, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;

- по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

- в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

- авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

- задатка;

- в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

- в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направления деятельности организации подразделяются на:

а) доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи продукции и товаров; поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг). Доходы от обычных видов деятельности отражают на счете 90 "Продажи";

До сих пор основной вид деятельности организации определялся по ее уставу. Но из устава организации не всегда можно четко определить, какой вид деятельности является основным, а какой нет. Поэтому целесообразно закреплять в своей учетной политике, какие из указанных в уставе видов деятельности являются основными, а какие второстепенными.

б) прочие доходы.

В соответствии с п.12 ПБУ 9/99 выручка признается в бухгалтерском учете при следующих условиях:

1) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

2) сумма выручки может быть определена;

3) имеется уверенность в увеличении экономических выгод в результате конкретной операции;

4) право собственности (владения, пользования, распоряжения) на продукцию (товар) перешло к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

5) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств или иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете признается не выручка, а кредиторская задолженность.

Для признания выручки от предоставления за плату во временное пользование своих активов и от участия в уставных капиталах других организаций должны быть одновременно соблюдены условия 1, 2 и 3.

Прочие поступления признаются в бухгалтерском учете в следующем порядке:

- штрафы, пени, неустойки - в отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником;

- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности, - в отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности;

- суммы дооценки активов - в отчетном периоде, к которому относится дата переоценки;

- иные поступления - по мере образования (выявления).

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), иного имущества предприятия и прочих доходов, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Порядок определения и признания расходов организации регламентируется положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

В настоящее время нет единого мнения по определению понятия «расходы». Между тем в бухгалтерском учете устоялись понятия «затраты», «издержки производства и обращения», «себестоимость продукции (работ, услуг)». Первый термин определяет расходы организации в широком смысле, подразумевая под ними издержки по осуществлению предпринимательской, коммерческой деятельности. Оба других понятия касаются затрат, связанных с изготовлением продукции, а также с реализацией изготовленной продукции, покупных товаров, выполненных работ и оказанных услуг.

Понятие же «расходы» воспринимается как общеэкономическая категория в сочетании с понятием «доходы».

В соответствии с ПБУ 10/99, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). В соответствии с Налоговым кодексом РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты и убытки, осуществленные (понесенные) налогоплательщиками (п.1 ст.252)

В ПБУ 10/99 дана трактовка расходов организаций по предпринимательской и иной деятельности, включающих:

· расходы по обычным видам деятельности;

· прочие расходы.

При этом данное Положение не признает расходами организации выбытие активов, обусловленное:

а) приобретением (созданием) внеоборотных активов;

б) вложением средств в уставные капиталы других организаций, приобретением акций и иных ценных бумаг не в целях перепродажи;

в) по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

г) в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

д) в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

е) погашением кредитов, займов, полученных организаций и т.п., так как эти расходы (выбытие) регулируются другими нормативными документами в области бухгалтерского учета.

В соответствии с ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

1) расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

2) сумма расходов может быть определена;

3) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (т.е. когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи активов).

Если в отношении любых расходов организации не исполнено хотя бы одно из указанных условий, то в учете эти расходы признаются дебиторской задолженностью.

Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации.

Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие доходы от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной).

В соответствии с допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности расходы признаются в том отчетном периоде, в котором совершены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

Если организацией принят порядок признания выручки после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности.

Конечный финансовый результат деятельности предприятия — это балансовая прибыль или убыток, что представляет собой алгебраическую сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; сальдо доходов и расходов от прочих операций.

Рассмотрим особенности учета финансовых результатов по обычным видам деятельности.

Организации получают основную часть прибыли от продажи продукции, товаров, работ и услуг (реализационный финансовый результат). Прибыль от продажи продукции (работ, услуг) определяют как разницу между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС и акцизов, экспортных пошлин и других вычетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и затратами на ее производство и продажу.

Реализационный финансовый результат от продаж выявляется на бухгалтерском счете 90 “Продажи” и определяется в виде разницы между суммой выручки (без косвенных налогов и платежей – НДС, акцизы и т.п.), отражаемой по кредиту счета 90, и суммой фактической себестоимости проданных продукции, работ, отражаемой по дебету этого же счета. При этом в расчет принимаются также доходы и расходы от операций, составляющих предмет деятельности организации.

Сумма выручки от продажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданных продукции, товаров, работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» и др. в дебет счета 90 «Продажи».

В дебет счета 90 списывают фактическую себестоимость продукции с кредита счетов учета затрат на производство продукции.

К счету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета:

90-1 «Выручка»;

90-2 «Себестоимость продаж»;

90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

90-4 «Акцизы»;

90-9 «Прибыль/убыток от продаж».

На субсчетах 90-1, 90-2, 90-3, 90-4 учитываются соответственно поступившая выручка от продажи продукции, себестоимость проданной продукции, начисленные НДС и акцизы.

Субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата от продаж за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 90-1, 90-2, 90-3, 90-4, 90-5 производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4 и 90-5 и кредитового оборота по субсчету 90-1 определяют финансовый результат от продаж за отчетный месяц. Выявленную прибыль или убыток ежемесячно заключительными проводками списывают с субсчета 90-9 на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании каждого месяца определяется финансовый результат (прибыль или убыток). В конце года 31 декабря осуществляется реформация баланса, открытые к счету 90 должны быть закрыты. Это отражается записями:

Дебет 90-1, Кредит 90-9 - закрыт субсчет 90-1 по окончании года;

Дебет 90-9, Кредит 90-2, 90-3, 90-4, 90-5 - закрыты субсчета к счету 90 «Продажи» по окончанию года.

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведут по каждому виду проданной продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а при необходимости и по другим направлениям (по регионам продаж и т.п.).

Рассмотрим порядок выявления финансового результата от продажи продукции (работ, услуг) и закрытия счета 90 «Продажи», приведенный в таблице 1.

 

Таблица 1 – Учет финансовых результатов по обычным видам деятельности предприятия

 

№ п/п

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Сумма, руб.

Дебет Кредит
1 Отражена выручка от выполненных работ, оказанных услуг   62   90-1   33396
2 Начислен НДС к уплате в бюджет 90-3 68 5566
3 Перечислен НДС в бюджет 68 51 5566
4 Списана себестоимость выполненных работ, оказанных услуг   90-2   20   24480
5 Поступили деньги от заказчиков в оплату работ, услуг   51   62   33396
6 Закрыт субсчет 90-1 по окончании года 90-1 90-9 33396
7 Закрыт субсчет 90-2 по окончании года 90-2 90-2 24480
8 Закрыт субсчет 90-3 по окончании года 90-9 90-3 5566
9 Отражена прибыль отчетного года 90-9 99 3350

 

Планом счетов бухгалтерского учета для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предназначен счет 91 “Прочие доходы и расходы”. К этому счету могут быть открыты субсчета:

91-1 «Прочие доходы»;

91-2 «Прочие расходы»;

91 -9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

На субсчете 91-1 «Прочие доходы» учитывают поступления активов, признаваемых прочими доходами.

На субсчете 91-2 «Прочие расходы» учитывают прочие расходы.

Субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» используется для выявления сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц.

В течение года записи по субсчетам счета 91 ведутся нарастающим итогом. По кредиту субсчета 91-1 отражаются:

- поступления, связанные с предоставлением за плату активов организации, прав на интеллектуальную собственность, участием в уставных капиталах других организаций (когда это не является предметом деятельности организации) (Д 51, 52, 76, К 91-1);

- проценты и иные доходы по ценным бумагам (Д 76, К 91-1);

- прибыль по договору простого товарищества (Д 76, К 91-1);

- поступления от продажи и списания основных средств и иных активов (Д 76, К 91-1);

- проценты за предоставление в пользование денежных средств организации, за использование кредитной организацией денежных средств, находящихся на счете организации в этой кредитной организации (Д 51, 52, 58, К 91-1);

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, полученные или признанные к получению (Д 51, 76, К 91-1);

- безвозмездно полученные активы (Д 98, К 91-1);

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году (Д 60, 76, К 91-1);

- суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности (Д 60, 76 К 91-1);

- курсовые разницы (Д 50, 52, 58, 62 и др. К 91-1) и другие доходы.

По дебету субсчета 91-2 в течение года отражаются:

- расходы, связанные с предоставлением за плату активов организации, прав на интеллектуальную собственность, участием в уставных капиталах других организаций (когда это не является предметом деятельности организации) (Д 91-2 К 02, 05, 51 и др.);

- остаточная стоимость амортизируемых активов и фактическая себестоимость других активов, списываемых организацией (Д 91-2 К 01, 04, 10);

- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов (Д 91-2 К 60, 69, 70 и др.);

- суммы налогов, уплачиваемых по законодательству за счет финансовых результатов (Д 91-2 К 68);

- проценты по кредитам и займам (Д 91-2 К 66, 67);

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, уплаченные или признанные к уплате (Д 91-2 К 51, 76);

- расходы на содержание производственных мощностей и объектов, находящихся на консервации (Д 91-2 К 10, 60, 69, 70, 71 и др.);

- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году (Д 91-2 К 02, 05, 69, 70 и др.);

- отчисления в резервы под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение вложений в ценные бумаги, по сомнительным долгам (Д 91-2 К 14, 59, 63);

- суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания (Д 91-2 К 62, 76);

- курсовые разницы (Д 91-2 К 50, 52, 58, 62 и др.) и другие расходы.

Записи по субсчетам 91-1 и 91-2 производят накопительно в течение отчетного года. По окончании отчетного года субсчета к счету 91 “Прочие доходы и расходы” закрываются внутренними записями:

- Счет 91-1 “Прочие доходы” (Дт 91-1 Кт 91-9);

- Счет 91-2 “Прочие расходы” (Дт 91-9 Кт 91-2).

Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91-1 и кредитового оборота по субсчету 91-2 определяется сальдо прочих доходов и расходов. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91-9 на счет 99 «Прибыли и убытки»:

Таким образом, на отчетную дату счет 91 «Прочие доходы и расходы» сальдо не имеет.

Аналитический учет по субсчетам к счету 91 “Прочие доходы и расходы” ведется по каждому виду прочих доходов и расходов. Аналитический учет по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансово-хозяйственной операции, обеспечивает возможность выявления финансового результата по каждой операции.

В таблицах 2 и 3 приведена корреспонденция счетов по учету прочих доходов и расходов.

 

Таблица 2 – Отражение на счетах бухгалтерского учета прочих доходов и расходов

 

№ п/п

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Сумма, руб.

Дебет Кредит
1 2 3 4 5
1 Отражена выручка от продажи основных средств   62   91-1   830420
2 Поступили денежные средства от покупателей за проданные основные средства     51     62     830420
3 Начислен НДС 91-2 68 138431
4 Списана остаточная стоимость основных средств   91-2   01   591719
5 Учтены расходы, связанные с продажей основного средства   91-2   10   20000
6 Оплачены услуги банка 91-2 51 30200
7 Начислен налог на имущество, налог на рекламу   91-2   68   19800
8 Перечислены налоги 68 51 19800
9 Закрывается субсчет 91-1 91-1 91-9 830420
10 Закрывается субсчет 91-2 91-9 91-2 800150
11 Отражен финансовый результат 91-9 99 30270

 

В состав прочих доходов также включаются суммы прибылей прошлых лет, выявленные в отчетном году. К таким суммам, в частности, относятся расходы, ошибочно включенные в себестоимость в прошлом отчетном периоде. Прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году, отражают по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы»; убытки оформляют обратной бухгалтерской проводкой.

 

Таблица 3 – Отражение на счетах прочих доходов и расходов

 

№ п/п

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Сумма руб.

Дебет Кредит

1

2 3 4 5

1

Начислены штрафные санкции за нарушение договорных обязательств   62   91-1   92100
2

Получены денежные средства в оплату штрафных санкций

  51   62   92100
3

Начислены штрафные санкции за нарушение договорных обязательств

  91-2   62   30000
4

Перечислены денежные средства в оплату штрафных санкций

  62   51   30000
5

Начислена сумма убытков, понесенных заказчиками

  91-2   62   55000
6

Перечислены денежные средства в возмещение убытков

  62   51   55000
7

Закрывается субсчет 91/1

91-1 91-9 92100
8

Закрывается субсчет 91/1

91-9 91-2 85000
9

Отражен финансовый результат

91-9 99 7100
           

 

В бухгалтерском учете общий финансовый результат определяют путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков (потерь) за отчетный период. Для этой цели служит активно-пассивный счет 99 «Прибыли и убытки».

По кредиту счета 99 отражаются прибыли и доходы, по дебету – убытки и потери. Операции отражаются на счете Прибылей и убытков по так называемому кумулятивному принципу: показатели прибылей и убытков накапливаются на счете нарастающим итогом с начала отчетного года. Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации.

На счет 99 в течение отчетного года относятся:

- результаты (прибыли или убытки) от обычных видов деятельности в корреспонденции со счетом 90 «Продажи»;

- сальдо прочих доходов и расходов за отчетный период – в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»;

- начисленные платежи налога на прибыль и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций – в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Конечный финансовый результат организации складывается под влиянием:

а) финансового результата от продажи продукции (работ, услуг);

б) финансового результата от продажи основных средств, нематериальных активов, материалов и другого имущества (части прочих доходов и расходов);

в) прочих доходов и расходов (за вычетом результатов от продажи имущества).

Различие между этими составными частями прибыли или убытков состоит в том, что финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) первоначально определяют по счету 90 «Продажи». Со счета 90 прибыль или убыток обычной деятельности списывается на счет 99 «Прибыли и убытки». Финансовый результат от продажи имущества, прочие доходы и расходы вначале отражают на счете 91 «Прочие доходы и расходы», с которого затем ежемесячно списывают на счет 99.

 

Таблица 4 – Отражение общего финансового результата на счетах бухгалтерского учета

 

№ п/п

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Сумма, руб.

Дебет Кредит
1 2 3 4 5
1 Отражена прибыль отчетного года по обычным видам деятельности   90-9   99   335000
2 Отражена прибыль отчетного года по прочим операциям   91-9   99   17370
3 Начислен налог на прибыль 99 68 84568
4 Отражена чистая прибыль отчетного года 99 84 267801

 

Аналитический учёт по счету 99 должен обеспечить формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках.

Непосредственно на счете 99 отражаются суммы налога на прибыль и экономических санкций за нарушение налогового законодательства.

1. Начислен налог на прибыль

Дебет 99, Кредит 68

2. Отражены суммы штрафных санкций, начисленных за нарушение налогового законодательства

Дебет 99, Кредит 68.

15.2 Учет резервов предстоящих расходов и использования прибыли

 

Резервы предстоящих расходов создаются в организациях в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (3, п. 72) организации могут создавать следующие резервы: на предстоящую оплату отпусков работникам, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, на покрытие расходов по ремонту основных средств, на возмещение производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным производством, на покрытие затрат по ремонту предметов проката, на выплату вознаграждений по итогам работы за год и другие цели, предусмотренные законодательством, нормативными документами Минфина РФ или отраслевыми особенностями состава затрат, утвержденными соответствующими ведомствами по согласованию с Минэкономики РФ и Минфином РФ.

Резервы создаются для уточнения оценки отдельных статей бухгалтерского учета и покрытия предстоящих расходов и платежей.

Резервы под снижение стоимости материальных ценностей учитываются на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», который предназначен для отражения резервов, сдаваемых под снижение рыночной стоимости сырья, материалов, топлива, незавершенного производства, готовой продукции, товаров и т.п. Этот резерв создается за счет доходов организации: Д-т 91 К-т 14.

Затем, в начале периода, следующего за отчетным периодом, когда была произведена эта запись, зарезервированная сумма восстанавливается проводкой: Д-т 14 К-т 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет по счету 14 ведется по каждому резерву отдельно.

Резервы по сомнительным долгам (63) создаются за счет доходов организации. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации и граждан, которая не погашена в сроки, установленные договорами, не обеспеченная соответствующими гарантиями (поручительствами).

Списанная сумма дебиторской задолженности (должников) учитывается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: