Стёпин М.Г.
В данной работе рассматривается проблема возможности использования педагогической технологии дебатов для формирования профессиональных компетенций будущих политологов-международников и дипломатов. Описывается опыт применения дебатов в украинских и американских университетах.
За прошедшие два десятилетия украинская политическая наука получила признание как важное и актуальное направление научной мысли, она оказывает возрастающее влияние на общество. Быстрое её развитие объясняется такими факторами: существование необходимых формально-юридических и организационно-научных предпосылок для ее развития; традиционное существование таких важных политологических научных направлений как история политических и правовых учений, политическая философия, теория государства и права; постоянные "запросы" государства, гражданского общества и бизнеса на политологический анализ сложных политических процессов в Украине и в мире.
Политология становится сегодня одной из авторитетных обществоведческих дисциплин, а политолог – специалистом по технологии политики и власти, “профессиональным советником” народа и политиков. Политология изучает политическую жизнь, решает научные проблемы, связанные с формированием знания о политической деятельности, описанием, объяснением и пониманием процессов политического развития, разработкой концептуального аппарата политологии, методологии и методов политологического исследования [1].
|
|
К основным профессиональным компетенциям магистра-политолога можно отнести знание: основных способов и практик управления и принятия решений на различных уровнях от международного до муниципального; особенностей деятельности государств-участников международного общения; способов предупреждения конфликтов между государственной властью, бизнесом и международными институтами; г) способов политического разрешения проблем – в том числе путем переговорных механизмов, посреднических процедур и т.п.; д) методов принятия политических решений и способов регулирования международных проблем [2].
Одним из приоритетных направлений в подготовке современного дипломата является воспитание коммуникативно-компетентной личности – личности, умеющей строить свою речь в соответствии с правилами эффективного общения, аргументировано излагать свою точку зрения, успешно использовать выразительные средства языка, умеющей мыслить самостоятельно. Развитию коммуникативных способностей способствуютдиалоговые формы и методы обучения, позволяющие осуществить систематическую подготовку личности к общению. Наиболее важным показателем коммуникативной культуры студентов является их «диалогическая ориентированность», поэтому оптимальным методом формирования коммуникативной компетентности студентов, на наш взгляд, можно считать дебаты, рамки и форма которых носят подчеркнуто учебный характер, а соревновательный элемент делают дебаты весьма эффективным приемом риторической подготовки студентов.
|
|
Как самостоятельный метод обучения дебаты развивают навыки самостоятельного анализа ситуации, постановки ценностных оснований, формулировки проблем– трёх типов мыслительной работы, которые, на наш взгляд, являются ведущими в управленческой деятельности и при принятии решений. Освоение этих работ в игровом режиме способствует формированию управленческой компетенции политологов и дипломатов. Дебаты позволяют развить умение вести диалог, освоить стратегии и тактики ведения публичного спора, развить навык выступления перед аудиторией, с использованием приемов привлечения внимания, умения удержать интерес слушателей в течение всего времени, отведенного на выступление. Кроме того, дебаты способствуют развитию навыков аргументации, формируют умение внимательно и целенаправленно слушать собеседника, учат корректно и продуманно задавать вопросы, формулировать краткие и точные ответы на них, вести обсуждение в духе толерантности с соблюдением речевых, этикетных и этических форм, что реализует компетенцию политического разрешения проблем путем переговорных механизмов. Участники дебатов учатся находить оптимальную речевую форму для представления аудитории своих идей, практикуются в краткости и точности речи. Дебаты формируют уважительное отношение к оппоненту – лицу, разделяющему противоположную точку зрения [3]. В качестве примеров, можно привести следующие темы: «Эта палата считает, что с государством не нужно бороться, оно разрушается само», «Эта палата полагает, что сильная диктатура лучше, чем слабая демократия», «Эта палата полагает, что незаконное правительство лучше, чем его отсутствие».
В Украине опыт применения дебатов как обучающей технологии при подготовке будущих дипломатов и политиков-международников невелик и сводится практически к проведению дебатных турниров на базе университетов и неправительственных молодёжных организаций. В частности, наибольший опыт организации и проведения таких турниров имеет Всеукраинская молодежная общественная организация «Дебатная академия», которая занимается организацией и проведением подобных мероприятий с 2007 г., также лидирующие позиции занимает Мариупольский государственный университет, на базе которого действует Дебатный клуб и проводятся дебатные турниры различных уровней.
Для сравнения, в число обязательных учебных предметов американских политологических и международных факультетов таких ВУЗов как Джорджтаунский университет, Южно-калифорнийский университет наряду с политэкономией, финансовым менеджментом, социологией, психологией, статистикой и целым рядом других теоретических и прикладных дисциплин входит и прикладная риторика, что есть не что иное, как применение дебатов на практике [4].
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы: дебаты являются способом моделирования типичных ситуаций общения в учебном процессе и создают условия для формирования большинства компетенций будущих дипломатов и политиков-международников (способы и практики управления; принятие решений на различных уровнях; способы политического разрешения проблем), но как педагогическая технология, в украинских ВУЗах используется недостаточно.