III.Формирование фонетико фонематической стороны речи, у дошкольников с детским церебральным параличом

III.1. Задачи и содержание экспериментального обучения.

 

Анализ констатирующего эксперимента показал нам, что у детей с детским церебральным параличом наблюдаются разные по сложности нарушения фонетико – фонематических процессов:

1 – я группа:

К. Кирилл, Ильяс – низкий уровень сформированности фонетико – фонематической стороны речи.

2 – я группа:

П. Кристина, М. Евгении, Саша,– средний уровень сформированности фонетико – фонематической стороны речи.

3 – я группа:

 Т. Ваня, Настя, Костя, Женя, П. Кирилл  - хороший уровень сформированности фонетико – фонематической стороны речи.

  Мы разработали план коррекционных мероприятий по устранению фонетико - фонематических нарушений у детей каждой из подгруппы, применяя средства тактильно - проприоцептивной стимуляции (дифференцированный логопедический массаж, стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры, массаж язычной мускулатуры, пассивная артикуляционная гимнастика); развитием чётких артикуляционных кинестезий (активная, пассивная артикуляционная гимнастика); подключением двигательно-кинестетического (тактильный контроль) и слухо-зрительно-кинестетического контроля (слуховой контроль, зрительный – используется зеркало, тактильный контроль).

Логопедическая работа проводилась по нескольким направлениям:


1. Развитие артикуляционной моторики:

  Работа по развитию артикуляционной моторики проводиться по группам нарушенных звуков у данной группы.

М. Евгения, Саша, П. Кирилл – артикуляционная гимнастика для постановки саноров (звуков Л, Р).

Костя, Кристина, Женя – артикуляционная гимнастика для постановки свистящих (С, З, Ц – построить забор, наказать непослушный язык, лопаточка или блинчик, почисти зубки, песенка водички…);  шипящих (Ш, Щ) - построить заборчик, наказать непослушный язычок, лопаточка, чашечка, лошадка, грибок...)

Ваня артикуляционная гимнастика для свистящих звуков и саноров (построить забор, наказать непослушный язык, лопаточка или блинчик, почисти зубки, песенка водички лопаточка, чашечка, лошадка, грибок...)

К. Кирилл и Ильяс – Артикуляционная гимнастика для всех групп согласных и гласных звуков.

Обращаем внимание на объем движений, точность выполнения, способность к переключению и удержанию позы. Борьба со слюнотечением.ых и гласных звуков.щих и саноровов Л, Р)ам звуковая моторика, пальчиковая моторика) и проанализировав пол   

Со всеми детьми ведем работу по развитию мелкой моторики.

С Ильясом и Кириллом ведем работу по развитию мимической моторики.

М. Евгения, Саша, П. Кирилл – постановка и автоматизация саноров (звуков Л, Р).

Костя, Кристина, Женя – постановка свистящих (С, З, Ц);  шипящих (Ш, Щ). Автоматизация в слогах, словах, предложениях, в связной речи. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Постановка саноров (Р, Л), автоматизация в слогах, словах, в предложениях.

Ваня - постановка и автоматизация свистящих (С, З) и саноров (Р, Л).

К. Кирилл и Ильяс – Постановка, автоматизация, и дифференциация всех свистящих, шипящих звуков. Постановка и автоматизация саноров.


Развитие просодических компонентов речи.

Со всеми детьми проводим работу по развитию темпа, ритма, паузации.

Регулирование дыхания.

Со всеми детьми логопед проводит работу, направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой вдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным.

Со всеми детьми ведется работа по увеличению объема дыхания, по нормализации ритма дыхания, по удлинению ротового выдоха.

С К. Кириллом проводим работу по нормализации носового дыхания и устранению нормализации носового дыхания.

Развитие фонематических процессов.

 При обследовании фонематических процессов мы выявили ряд нарушений и сгруппировали детей на группы. И разработали план устранения фонематических нарушений.

Настя, Саша, Костя, Г. Женя, Ваня, П. Кирилл - составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности.

Настя и Г. Женя -определение первого и последующего звука в словах. 

Саша - определение количества гласных и количество согласных в словах.

Т. Ваня -  подбор слова на заданный звук с указанием его места в слове.

2 – я группа: Кристина и М. Евгения ошибки при фонематическом анализе и синтезе.

П. Кристина - выделение согласного звука в начале слова, в середине слова. Определение первых и последующих звуков в словах.

Составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности.

М. Евгения:

1. Подбор картинок с заданным звуком.

2. Выделение гласных звуков стоящих в начале слова, в середине слова, в конце слова.

3. Выделение согласных звуков в начале слова, в середине слова.

4. Определение первого и последующего звуков в словах.

5. Определение последовательности и количества звуков в слове.

6. Составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности.

3 – я группа. Ильяс и К.Кирилл.

1. Работа над определением наличия или отсутствия заданного звука в словах. Подбор пары картинок к названым словам паронимам.

2. Над выделением гласных и согласных звуков в начале, в середине, в конце слова, определением из скольких звуков состоит слово. Подбор слов на заданный звук.

3. Работа над фонематическим анализом и синтезом:

4. Составление слова из последовательно данных звуков.

5. Составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности.

III.2. Приёмы формирования фонетико- фонематической стороны речи.

 

В своей работе мы использовали следующие приемы логопедической работы:

Массаж.

- Дифференцированный логопедический массаж  (для ослабления проявления расстройств иннервации мышц речевого аппарата). Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мышц в артикуляционный процесс, что в свою очередь повысить качество звуковой системы языка. Необходимо использовать средства, приемы в зависимости от характера нарушения тонуса мышц (расслабляющего или стимулирующего)

- Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры. Применяют в случае повышения тонуса в речевых мышцах(в лицевой, губной, язычной мускулатуре)

- Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры. Осуществляется при гипотонии мышц с целью укрепления мышечного тонуса.

- Массаж язычной мускулатуры. При спастичности языка производят расслабляющий массаж, при гипотонии языка – укрепляющий. Цели массажа – нормализация мышечного тонуса, увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений, уменьшение слюнотечения. Массаж может осуществляться разными способами (зондовый массаж, пальцевый массаж, массаж деревянным или металлическим шпателем, массаж зубными щетками...)

- Пассивная артикуляционная гимнастика. Проводится после массажа. Начало, конец и фиксация не зависят от ребенка, требуя от него зрительного контроля. Цель – включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействовавших, или увеличение интенсивности мышц ранее не включенных.

- Активная артикуляционная гимнастика. Осуществляется принцип компенсации, на первых этапах используют максимальное подключение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Тактильный анализатор играет существенную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой. Для более четких и дифференцированных артикуляционных кинестезий постепенно исключают участие тактильного анализатора, зрения, слуха. При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц; плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: