Цель: Научить ребенка пользоваться голосом различной высоты, формировать умение повышать и понижать голос в пределах фразы. Умение пользоваться мелодико – интонационной стороной речи
* Выделение слова, на которое падает смысловое ударение голосом и движением:
Мама мыла Таню... Мама мыла Таню... Мама мыла Таню...
* Работа над интонацией:
Сказала тетя: (повествовательно)
«Фи, футбол! (восклицательно, с оттенком брезгливости)
Сказала мама (повествовательно)
«Ну, футбол!» (восклицательно, с оттенком растерянности)
А я ответил (повествовательно)
«Во футбол!» (восклицательно, радостно)...
* Одним из средств выражение эмоций является произнесение эмоций:
Ай! (руки прижимает к себе, на лице выражение испуга)
Ай – я – яй! (укоризненно качает головой и грозит пальцем)
Ой! (на лице радость, всплескивает руками и подносит их к лицу)
Эй (радостный окрик, руку вытягивает вверх)
Эй – е - ей! (радостно кричит и приветливо машет рукой)
При формировании мелодико – интонационной стороны речи важным разделом является работа над логическим ударением (выделение слов наиболее важных по смыслу). Необходимо развивать у детей естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг. Развитию мелодико – интонационной стороны речи, гибкости, модуляции голоса способствуют игры – инсценировки и чтение сказок по ролям. В процессе развития просодики проводится работа по формированию и коррекции нарушений темпо – ритмических характеристик речи
|
|
В работе над темпом и ритмом можно использовать такие движения, как хлопки ладошами и притоптывание: отстукивание ритма одной или двумя ногами, отхлопывание в ладоши или одной рукой по телу или столу. При этом ударному слогу соответствует более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному – тихий. Важным разделом работы является восприятие и воспроизведение ритма стихотворений. При работе над темпом речи важно проговаривание речевого материала в заданном темпе
5.Развитие фонематических процессов:
Цель: Развить фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.
Развитие фонематического восприятия:
* Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук «с»:
С Д Т В Р С Л П Н С
* Я буду произносить слоги, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слог со звуком «с»
РА – СА - ТО - СО - ЗУ - СУ - ВЫ - СЫ - БО
*Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «с»
- САНИ - ДИВАН - СЫР - БУКВА - ЛЕС
|
|
- ЛАК - САНИ - ПЕСОК - КОЗА - ЛИСА
* Добавь слог со звуком «с».
добавь слог – СА –
- ко... коле... ли... о.... ро...
добавь слог - СЫ-
- бу... ве... воло... но... рель...
добавь слог – сок-
- ви... ку... ле... но... пе...
* Повтори цепочки слогов со звуком «с».
СА- СО- СУ СО – СУ – СЭ СЫ – СА – СО
СА- СЫ- СЭ СУ – СЫ – СЭ СЫ – СЭ – СО
СО – СА - СЫ СУ – СЭ – СО СЭ – СУ – СА
*Замени в слове первую букву на звук «с». Какое слово у тебя получится?
БОР -...ОР ДОМ -...ОМ ЗУД -... УД КОН -... ОН
ЛУК -... УК ПУП -... УП ТОК -... ОК ТЫН -...ЫН
Развитие фонематического анализа:
*Выдели гласный звук, стоящий в начале слова.
*Выдели гласный звук, стоящий в середине слова (рак, кит…).
*Выдели гласный звук в конце слова (пила, очки…).
*Выдели согласный звук в начале слова (танк, мышь…), в середине слова (бант, белка, груша…).
*Определи первый и последующий звук в слове (корова, лошадь…)
*Определи последовательность и количество звуков в слове (нос, рыба, улитка...)
Развитие фонематического синтеза.
*Составь слово из последовательно данных звуков (К, О, Т,), (Р, У, К, А,), (С, У, М, К, А)
*Составить слово из звуков, данных в нарушенной последовательности. (А, Р, Ш), (Л, А, Н, У), (Д, М, Ы).
III.3 Обсуждение результатов формирующего эксперимента.
Проверка полученных результатов производилась по методике, описанной в главе 2.1.. Результаты констатирующего эксперимента представлены в главе 2.2. и протоколах обследования, см. приложение 1.
Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице № 3.