Работа над просодикой

Цель: Научить ребенка пользоваться голосом различной высоты, формировать умение повышать и понижать голос в пределах фразы. Умение пользоваться мелодико – интонационной стороной речи

* Выделение слова, на которое падает смысловое ударение голосом и движением:

    Мама мыла Таню... Мама мыла Таню... Мама мыла Таню...

* Работа над интонацией:

    Сказала тетя: (повествовательно)

    «Фи, футбол! (восклицательно, с оттенком брезгливости)

    Сказала мама (повествовательно)

    «Ну, футбол!» (восклицательно, с оттенком растерянности)

     А я ответил (повествовательно)

    «Во футбол!» (восклицательно, радостно)...

* Одним из средств выражение эмоций является произнесение эмоций:

    Ай! (руки прижимает к себе, на лице выражение испуга)

    Ай – я – яй! (укоризненно качает головой и грозит пальцем)

    Ой! (на лице радость, всплескивает руками и подносит их к лицу)

Эй (радостный окрик, руку вытягивает вверх)

Эй – е - ей! (радостно кричит и приветливо машет рукой)

При формировании мелодико – интонационной стороны речи важным разделом является работа над логическим ударением (выделение слов наиболее важных по смыслу). Необходимо развивать у детей естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг. Развитию мелодико – интонационной стороны речи, гибкости, модуляции голоса способствуют игры – инсценировки и чтение сказок по ролям. В процессе развития просодики проводится работа по формированию и коррекции нарушений темпо – ритмических характеристик речи

 В работе над темпом и ритмом можно использовать такие движения, как хлопки ладошами и притоптывание: отстукивание ритма одной или двумя ногами, отхлопывание в ладоши или одной рукой по телу или столу. При этом ударному слогу соответствует более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному – тихий. Важным разделом работы является восприятие и воспроизведение ритма стихотворений. При работе над темпом речи важно проговаривание речевого материала в заданном темпе

5.Развитие фонематических процессов:

Цель: Развить фонематическое  восприятие, фонематический анализ и синтез.

                           Развитие фонематического восприятия:

* Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук «с»:

                             С Д Т В Р С Л П Н С

* Я буду произносить слоги, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слог со звуком «с»

                РА – СА - ТО - СО - ЗУ - СУ - ВЫ - СЫ - БО

*Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «с»

- САНИ - ДИВАН - СЫР      - БУКВА - ЛЕС

- ЛАК   - САНИ   - ПЕСОК - КОЗА   - ЛИСА  

* Добавь слог со звуком «с».

                                 добавь слог – СА –

            - ко...       коле...        ли...      о....         ро...

                                 добавь слог - СЫ-

           - бу...        ве...           воло...   но...        рель...

                                 добавь слог – сок-

            - ви...      ку...             ле...       но...         пе...

* Повтори цепочки слогов со звуком «с».

     СА- СО- СУ      СО – СУ – СЭ      СЫ – СА – СО

     СА- СЫ- СЭ         СУ – СЫ – СЭ      СЫ – СЭ – СО

     СО – СА - СЫ     СУ – СЭ – СО       СЭ – СУ – СА

*Замени в слове первую букву на звук «с». Какое слово у тебя получится?

БОР -...ОР  ДОМ -...ОМ ЗУД -... УД КОН -... ОН

          ЛУК -... УК      ПУП -... УП ТОК -... ОК ТЫН -...ЫН

Развитие фонематического анализа:

*Выдели гласный звук, стоящий в начале слова.

*Выдели гласный звук, стоящий в середине слова (рак, кит…).

*Выдели гласный звук в конце слова (пила, очки…).

*Выдели согласный звук в начале слова (танк, мышь…), в середине    слова (бант, белка, груша…).

 *Определи первый и последующий звук в слове (корова, лошадь…)

 *Определи последовательность и количество звуков в слове (нос, рыба, улитка...)

Развитие фонематического синтеза.  

*Составь слово из последовательно данных звуков (К, О, Т,), (Р, У, К, А,), (С, У, М, К, А)

*Составить слово из звуков, данных в нарушенной последовательности.  (А, Р, Ш), (Л, А, Н, У),  (Д, М, Ы).



III.3 Обсуждение результатов формирующего эксперимента.

 

Проверка полученных результатов производилась по   методике, описанной в главе 2.1.. Результаты констатирующего эксперимента представлены в главе 2.2. и протоколах обследования, см.  приложение 1.

Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице № 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: