Методика «рисование истории»

Цель: укрепление связи между консультантом и клиентом (ребёнком), а так же осознание альтернативных чувств и способов поведения в разных жизненных ситуациях.

Материал: карандаши и листы бумаги.

Процедура: консультант на бумаге рисует одну линию и просит ребёнка дополнить это таким образом, что бы возникла картинка. И только тогда, когда рисунок закончен, консультант задает вопросы вроде: «что это?» или «Что здесь происходит, и кого ты изображал?» На следующем этапе уже ребёнок должен нарисовать первый знак, консультант развивает этот знак в рисунок, который является продолжением картинки нарисованной ребёнком. Таким образом, возникает серия рисунков, которые должны уложиться в более полную историю. Когда серия картинок будет закончена и ребёнок расскажет историю о них, стоит рассмотреть их заново и проанализировать. Одновременно стоит намекнуть ребёнку, чтобы он придумал другое завершение истории, которое могло бы быть более красочным. Таким образом, ребёнок сможет осознать существование альтернативных чувств и способов поведения.

Далее представим некоторые примеры игр, в которых ребёнок может выражать свою агрессию в социально приемлемой форме.

Игра - «Ящик с «обидками»

Эту игру можно предложить и девочкам и ребятам.

Цель: посредством активных действий выплеснуть свои негативные переживания.

Материалы: картонный ящик и газета.

Ребёнок комкает куски газеты в шары и кидает их в стену. Они падают, оставаясь на полу, а он продолжает комкать всё новые куски газеты и кидать в стену до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка обидели, то ему можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами, адресованными обидчику.

Когда ребёнок устанет и немного успокоится, можно вместе с ним собрать бумажные комки и сложить их до следующего раза, объясняя ему, что он всегда может ими воспользоваться наедине в своей комнате, когда снова почувствует сильное напряжение и желание злиться.

Игра «крикни громче!»

Цель: посредством создания ситуации принятия, нейтрализовать вербальную агрессию.

Данное упражнение является одним из методов, применяемых, когда ребёнок часто использует ненормативную лексику либо просто обзывается. Методика может быть использована как родителями, так и психологами.

При очередной ситуации, когда ребёнок применил какие либо «обзывательства», родителю (или психологу) обязательно нужно выяснить, насколько ребёнок вообще понимает значение тех слов, которые произносит. Если он понимает их смысл, провести беседу, ответив на вопросы:

Ø Почему он употребляет именно эти слова?

Ø Чем они ему нравятся? Что для него значат?

Ø Объяснить, как чувствуют себя люди, по отношению к которым адресуются ругательства.

Ø Предложить ребёнку решить эту проблему, заинтриговав его тем, что предложить прогуляться в такое место, где он может говорить эти слова, сколько хочет, и его ни кто не будет там за это ругать…

На следующий день или в ближайшее время после такого разговора предложить ему прогуляться в лес. Привести ребёнка на какую-нибудь, достаточно дальнюю полянку (где вас ни кто не сможет услышать), остановившись по середине, объявить, что это то самое место, где он может очень, очень громко произносить все ругательства, какие хочет.

После этого, постараться сделать так, что бы ребёнок произнёс все известные ему негативные слова, причём не один раз, с каждым разом усиливая их громкость. Последним разом считается тот повтор, когда вы почувствуете, что ребёнок уже действительно устал и не хочет больше кричать плохие слова. По окончанию данной процедуры похвалите его за то, что он так громко умеет кричать, и скажите, что вы в месте с ним придёте сюда снова, если у него возникнет желания воспроизвести всё то, что он выкрикивал. Потом просто как будто ничего и не было вернуться домой. Желательно об этом случае не кому не рассказывать, что бы не поставить ребёнка в неприятную, негативно окрашенную ситуацию.

 

Приложение 8

 

Сравнительные результаты опросника Басса–Дарки у подростков

Показатели Игорь А. Евдокия К. Виктор Б. Павел П. Саша П. Сергей М. Евгения М. Вова Э. Вероника Б. Денис К. Женя В.
Физическая Агрессия 7 / 7 7 /3 5 /5 5 /8 4 /1 6 /5 5/ 2 7 /7 4 /5 5 /6 7 /6
Косвенная агрессия 4 / 2 5 /6 7 /5 7 /3 8 /2 8 /3 3 /4 3 /5 6 /5 6 /7 5 /4
Раздражение 9 / 2 4 /8 8 /7 9 /6 8 /3 10 /4 4 /3 7 /8 10 /6 7 /5 4 /8
Негативизм 4 / 3 4 /3 3 /3 2 /2 3 /4 4 /1 4 /1 3 /2 1 /2 3 /4 4 /4
Обида 6 / 6 6 /8 5 /6 6 /5 2 /5 7 /1 7 /1 6 /5 3 /5 6 /8 7 /6
Подозрительность 8 / 6 10 /6 8 /7 3 /5 5 /6 7 /5 7 /6 7 /4 8 /3 10 \6 7 /5
Вербальная агрессия 8 / 7 4 /7 8 /8 7 /7 5 /7 6 /8 7 /5 5 /5 9 \5 6 /5 4 /4
Чувство вины 6 / 7 6 /7 6 /5 8 /8 7 /7 8 /6 8 /6 8 /5 6 /7 7 /6 6 /4

 

Примечание: первая цифра – результат констатирующего этапа, вторая цифра – результат контрольного этапа эксперимента.



Приложение 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: