Расходы предприятия могут быть сокращены двумя основными путями:
1. Интенсивным - сокращением расходов на единицу услуг без изменения объемов услуг
2. Экстенсивным - сокращением объемов оказанных услуг без изменения расходов на единицу услуг.
Рассмотрим возможности сокращения расходов указанными путями (см. таблицу 21, приложение 3).
Структура расходов Пушкинского автобусного парка
Таблица 21
Элемент | 2000 | 2001 | 2002 | |||
тыс. руб. | % | тыс.руб. | % | тыс.руб. | % | |
Социальные перевозки | ||||||
Зарплата с начислениями | 18893,4 | 52,3 | 25 836,2 | 48 | 31 457,8 | 43,2 |
Материальные затраты | 12970 | 35,9 | 20 103,8 | 37,3 | 31 564,2 | 43,3 |
Амортизация | 2 046,6 | 5,7 | 2072 | 3,8 | 3479 | 4,8 |
Налоги | 432 | 1,2 | 1033 | 1,9 | 932 | 1,3 |
Прочие расходы | 943 | 2,6 | 2413 | 4,5 | 1 707 | 2,3 |
Итого социальные перевозки | 35285 | 97,7 | 51458 | 95,5 | 69140 | 94,9 |
Коммерческие перевозки | ||||||
Итого коммерческие перевозки | 838 | 2,3 | 2412 | 4,5 | 3730 | 5,1 |
Итого: | 36123 | 100,0 | 53870 | 100,0 | 72870 | 100,0 |
Интенсивный. Как видно из структуры расходов Пушкинского автобусного парка, основную долю занимают две статьи - материальные затраты (43,2%) и заработная плата (43,3%).
|
|
Проанализируем возможности их сокращения. Материальные затраты Пушкинского автобусного парка - это в первую очередь расходы на горючесмазочные материалы, запчасти, резину. Данные статьи расходов на практике не могут быть сокращены, так как их стоимость является рыночной.
Средняя заработная плата персонала в Пушкинском автобусном парке составляет 2 508 руб., что позволяет сделать вывод об отсутствии резервов ее сокращения. Также отсутствуют резервы сокращения численности работников, о чем свидетельствует и наличие вакансий как обслуживающего персонала, так и водителей и кондукторов в парке. Не могут быть сокращены расходы на амортизацию (4,8%), так как размер этих отчислений установлен нормативными документами.
Размер налоговых отчислений (1,3%) устанавливается на законодательном уровне и соответственно также не может быть сокращен. Единственным элементом затрат, на величину которого парк может оказывать влияние, являются прочие расходы, но их удельный вес составляет всего 2,3% и сократился по сравнению с предыдущими годами, что позволяет сделать вывод об исчерпанности резервов его сокращения.
Таким образом, анализ интенсивного пути сокращения расходов Пушкинского автобусного парка показывает, что он не имеет существенных резервов и составляет менее 2%.
Экстенсивный. Для проведения анализа возможности сокращения расходов экстенсивным путем расходы предприятия подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные.
К условно-переменным расходам отнесем материальные расходы (43,3%), заработную плату с начислениями (43,2%). Общая доля условно-переменных расходов составляет 86,5%.
|
|
К условно-постоянным расходам отнесем амортизационные отчисления (4,8%), налоги (1,3%), прочие расходы (2,3%). Общая доля условно-постоянных расходов составляет,4%.
Существенное преобладание доли условно-переменных расходов над условно-постоянными позволяет сделать вывод о том, что наибольший резерв снижения расходов имеется в сокращении условно-переменных расходов, которое возможно только при сокращении объема оказанных услуг.
Таким образом, можно сделать вывод, что сокращение расходов Пушкинского автобусного парка возможно в основном путем сокращения объема оказанных услуг. Ограничением сокращения объема оказанных услуг выступает их социальная значимость, в связи с чем сокращение объема оказанных услуг может происходить только в пределах достижения границы безубыточности.