Характеристика детей с ярко выраженными агрессивными тенденциями

Из гр. №1 к таким детям можно отнести Сашу М. и Максима С. Рассматривая поведение этих мальчиков в сравнении, я хочу обратить внимание на особенности их агрессивных проявлений, а заодно и объяснить причины их агрессивного поведения. При проявлении своей агрессии по отношению к сверстникам, они действуют, совместно, образуя своеобразный тандем (причем один из них Максим С. является, главным образом инициатором, а Саша М. - исполнителем).

Саша М. - является единственным ребенком в семье и живет с мамой и папой. Родители имеют высшее образование: мама - бухгалтер, отец - экономист. Бытовые условия хорошие (отдельная двухкомнатная квартира). Дошкольное учреждение посещает с трех лет. Очень дружен с Максимом С. Саша М. - рослый, хорошо физически развит, разговорчивый, очень подвижный ребенок. Симпатичная внешность, на лице вечная улыбка, смех громкий, но по многим признакам можно судить, что ребенок в семье заброшен, и там очень, неблагоприятный психологический климат. Бабушки и дедушки живут в другом городе. В глаза бросается его неухоженность, неряшливость в одежде, мятая рубашка, носки в дырках. Не всегда есть сменная одежда на физкультуру. В результате бесед с Сашей и наблюдений за ним выявлено, что речь Саши больше соответствует речи и рассуждениям взрослого мужчины. Например, во время индивидуальной беседы с экспериментатором подошедшей девочке заметил пренебрежительно: “- Ну, как сгинь отсюда, бабе здесь делать нечего!” Практически всегда мальчика в сад приводит отец, и очень часто забирает из сада тоже он, притом вечером бывает в нетрезвом состоянии. Когда Саша одевается, отец, разговаривая с ним как со взрослым, “учит его жизни” и часто тема их разговора далека от детской, скорее напоминает разговор двух взрослых мужчин. Саша М. - самый конфликтный, неуживчивый ребенок в группе. Часто проявляет агрессивные выпады по отношению к сверстникам, используя свое физическое превосходство. Саша без исключения агрессивен одинаково ко всем детям - как к мальчикам, так и к девочкам. Единственный ребенок в группе, который почти не подвержен агрессии Саши - его друг - Максим С., но и ему иногда достается. Саша совершенно игнорирует замечания воспитателей, всегда находит оправдание своим действиям: “Пусть не стоит на дороге”, “Я первый взял” и т.д. Воспитатели отмечают плохие способности к занятиям у Саши, он ничего не доводит до конца, за исключением конструирования.

Анализируя причины агрессивных проявлений Саши М., можно полагать, что корни их лежат в особенностях семейного воспитания, заброшенности ребенка при всем материальном благополучии семьи. Мальчик, вне сада постоянно находится в обществе нетрезвого отца, предоставлен самому себе. Мама с воспитателями вообще не общается и никогда не справляется об успехах или поведении сына. Также на лицо и применение физических наказаний, когда у воспитателя кончается терпение и она грузно выговаривает мальчику, тот весь сжимается и непроизвольно закрывается руками. К чужой боли мальчик равнодушен, если наказывают другого хихикает и дразнится.

В группе его все боятся, в игре “Секрет” он не получил ни одного положительного выбора, только его друг Максим без колебаний отдал ему свой выбор.

Максим С. (экспер. гр. № 1) живет с мамой и папой, в семье из четырех человек, имеет еще маленькую сестренку Кристину, которая ходит в младшую группу.

Бытовые условия хорошие. У папы высшее образование, мама по профессии секретарь, но в данный момент домохозяйка. Папа работает в фирме - экономистом и учится заочно в институте (получает второе высшее образование). Бабушка и дедушка со стороны мамы живут в соседнем доме. Семья Максима живет в трехкомнатной квартире, которую два года назад родители купили. Внешне Максим среднего роста, привлекательной внешности. Аккуратный, опрятно одет. Максим менее активный ребенок, чем Саша - иногда медлителен, но очень хитрый и сообразительный. Папу в саду никогда не видят. Воспитанием детей занимается мама. Успехами сына интересуется всегда. А о поведении (предвидя жалобы) старается не спрашивать. Надо сказать, что воспитатели на поведение Максима жалуются не часто, а если и жалуются то в шутливой форме, т.к. родители Максима никогда не отказываются помочь саду материально и в виде добровольной помощи помыть окна, убрать группу и т.д. Максим очень искусно этим пользуется и когда К.П. ему делает замечание, у него тут-же ответ: “Я больше не буду”. Но, на музыкальных занятиях, он даст выход своей энергии в полную силу: дурачась, корча рожи... Этим он провоцирует на подобное поведение своего друга Сашу М. Чувствуется забота мамы и о внешности Максима, вещи чистые и отглаженные. Игрушки у мальчика дорогие, пользующиеся большой популярностью в группе, но играть ими разрешается только Саше М. Мальчики при всей своей непохожести дружат. Что же их объединяет? Наблюдая за поведением этих детей удалось установить, что в этом “дуэте” Максим - выступает как “мозговой центр”. Он руководит всеми кознями и драками, направляя Сашу, для достижения своих целей самоутверждения. Притом сам Максим чаще всего остается в тени, а если его за что-то и ругают, то он с ангельской улыбкой и чистыми глазами тут же произносит: “Я больше не буду”. На этом инцидент обычно и заканчивается. Больше достается Саше М., он прощения не просит, просто упрямо смотрит в пол, за что бывает и стоит в углу или сидит на стуле по целому часу. И если у Саши агрессия принимает больше физическую форму, то у Максима больше идут в ход оскорбления в адрес других детей (“дурак”, “балда”, “псих”, “сволочь”, “пошел на фиг”).

Оценивая интеллектуальные способности мальчика, воспитатели отмечают хорошие способности к занятиям у Максима. Из выше сказанного можно судить, что агрессивные проявления Максима С., носят косвенный, целенаправленный характер и причины кроются в желании самоутвердиться в группе детского сада.

Андрей К. (экспер. гр. № 2) живет с мамой, отцом и двумя сестрами. Андрей - третий ребенок в семье. Бытовые условия семьи - ниже среднего (семья проживает в двух комнатах коммунальной квартиры). Мама Андрея работает в детском саду нянечкой, отец - строитель. Дошкольное учреждение посещает с двух лет. Дружит с Ваней И. и Сашей П. Мальчик очень нервный, обидчивый, неадекватно относится к действиям других детей. Первая реакция на обиду - стукнуть, толкнуть, чтоб было больно, тому, кто его раздражает. При появлении взрослого, сразу меняется, начинает заискивать, лебезить. Очень боится отца, по собственному признанию ребенка, папа бьет его и очень больно ремнем. Запуган. К матери относится хорошо (“она добрая, не ругает”). Физически мальчик развит хорошо. Агрессия Андрея носит избирательный характер и в основном направлена на мальчиков, соперников по игре. С девочками играть сторонится. По оценке воспитателей интеллектуальный уровень Андрея К. - ниже среднего. Мальчик не может сосредоточиться, отвлекается, нервно хихикает. Можно полагать, что главная причина агрессивного поведения - жесткое обращение отца. По словам воспитателей мальчик не редко приходит в сад в синяках. В агрессивном поведении Андрея преобладает чисто физическая агрессия, она носит аффективный, непроизвольный характер. По данным экспериментальной игры “Секрет” Андрей получил больше всех отрицательных выборов - 8 и 2 положительных от своих друзей. Дети экспериментальной группы мотивировали свои отрицательные выборы Андрею так: “Он всех бьет”, “Он отбирает у меня игрушки”. Причины агрессии Андрея К. кроются в жестоких физических наказаниях в семье со стороны отца. Мальчик получает наглядный пример жестокости.

Кристина Н. (экспер. гр. №2). Живет с мамой, папой и бабушкой. Единственный ребенок в семье. Бытовые условия средние, по признанию родителей Кристины, материальное положение семьи ниже среднего. Мама - воспитатель детского сада, имеет высшее образование, отец - безработный, образование среднее. В данной группе девочка находится 2 года. Девочка рослая, высокая, физически развита хорошо, опрятно одета, аккуратно причесана. Мама Кристины следит за внешним видом дочери. Интеллектуально девочка развита хорошо. Так воспитатели отмечают ее успехи на занятиях по математике, родному языку. Девочка умная, речь развита хорошо, но вместе с тем и очень хитрая - при оправдании своих агрессивных поступков, запутает любого так, что сложно выявить ее виновность - настолько активно и убедительно она доказывает свою невиновность и правоту. Кристина Н. сложная по характеру, но с ней легче договорится, как со взрослой. Дружит Кристина в основном с мальчиками, ее друзья Коля Г., и Вова Г. Кристина Н. очень агрессивна, непослушна, упряма, настойчива в достижении цели. Не смотрит, кто стоит перед ней, мальчик или девочка - бьет, толкает, обзывает, кричит на детей. Никогда не признается в содеянном. Характерен эпизод, когда у Андрея К. пропал солдатик и он, заподозрив Кристину стал ее обыскивать. Реакция Кристины была мгновенной. Размахнувшись, она ударила очень сильно Андрея К. не смотря, что он выше и сильнее ее, и закричала: “- Ну, что пристал! - Я тебе дам обыскивать. Пошел вон, балбес!” Практически все дети не желают связываться с Кристиной. В проведенной игре “Секрет” Кристина получила
7 отрицательных выборов и ни одного положительного. Дети отметили, что Кристина: “- Дерется”, “- Всех обзывает”, “- Хитрая, отнимает игрушки”, и т.д. Сама же Кристина отдала предпочтение в игре “Секрет” исключительно мальчикам и один выбор дала Маше П. В основном Кристина использует средства физической агрессии. Но часто физические и вербальные средства при агрессии используются Кристиной Н. одновременно. В поведении Кристины преобладают такие виды агрессии как инструментальная, произвольная, реактивная.

Подводя итог вышесказанному, нельзя не отметить, что в семье девочки применяются все меры воздействия на ребенка, включая и физические наказания. Причины агрессивного поведения Кристины кроются в примере жестокого обращения матери и вспыльчивости девочки. Мама Кристины очень властная женщина и является главой семьи. Она также громко разговаривает как дочь, кричит на Кристину, не обращая внимания на окружающих людей, иногда может “наподдать” девочке при всех. Кристина следует примеру матери во всем, она подавляет детей своей властью и агрессией.

Вадим Т. (экспер. гр. №2). Живет с мамой и папой. Бытовые условия хорошие, материальное положение стабильное. Вадим Т. - единственный ребенок в семье. Папа имеет высшее, мама средне-специальное образование. Детский сад посещает с 3 лет. Внешне мальчик приятный, невысокий, но крепко сложен. Физически развит хорошо. Всегда опрятно одет. “Интересная личность” - так характеризуют его воспитатели. У мальчика хорошие математические способности, всем интересуется, любит книги. Добросовестно относится к поручениям, но дети не любят его за то, что он “хитрый”. С Андреем К. не уживается, постоянно выясняют отношения. Вадим Т. очень болезненно относится к наказаниям взрослым, хотя физическое наказание в семье не применяется, обидчив. Любое несправедливое обвинение вызывает слезы. Дружит с Андреем Б. и Колей Г. Причина агрессивного поведения, по всей видимости, в повышенной обидчивости, чувствительности ребенка лаже к самым безобидным действиям, словам детей группы. Мальчик неуживчивый, неадекватно реагирующий на ситуации. В его поведении преобладает физические средства агрессии. Мимико-пантомимические агрессивные средства - отсутствуют. Преобладает агрессия аффективная, враждебная, инициативная, прямая, но мальчика отличает большая отходчивость, в игре “Секрет” Вадим Т. получил 4 отрицательных выбора и 2 положительных.

Саша П. (экспер. гр. №2). Живет с мамой, папой, старшим братом, бытовые условия средние, материальное условие удовлетворительное (по признанию родителей Саши П.). Образование родителей среднее. Внешне мальчик не очень привлекателен: угрюмый, плаксивый, медлителен в движениях. Физически плохо развит, неуклюжий. Интеллектуальнее развитие ниже среднего, часто не понимает, о чем его спрашивают. Семейное воспитание не предусматривает наличие в доме книг, развивающих игрушек. Мальчик плохо рисует, конструирует, но очень любит играть с машинами, песком.

Агрессивность Саши П. проявляется только “втихаря”, то есть в тех случаях, когда воспитатель не видит. Как правило, использует физические средства агрессии. Мимико-пантомимическую агрессию не использует. В игре “Секрет” Саше П. отрицательный выбор, так мотивируют свой выборы: “- Я не хочу с ним играть. Он все время мешает”. “- С ним не интересно.” “- Он дерется и всех обижает.” Саша П. может не только ударить, толкнуть сверстника, но и погрозить кулаком, но так, чтобы взрослые не увидели. Причины агрессивного поведения Саши П., как можно полагать, в отношениях между Сашей и его старшим братом, который падает пример жестокого обращения. В силу своего возраста и физического превосходства брат Саши П. подавляет его, нередко сопровождая “свое воспитание” физическими мерами воздействия. Саша П. свою накопившуюся агрессию, которую он не может применить по отношению к старшему брату, как более сильному, вымещает в группе детского сада, используя тот же метод физического воздействия на сверстников. Таким образом агрессивная энергия передается как бы по цепной реакции от сильного к слабым, беззащитным, не умеющим дать отпор детям. Родители Саши П. отмечают, что не всегда могут проконтролировать взаимоотношения между братьями и часто достается обоим. Воспитательным воздействием в семье считаются физическое наказание и эту роль, как правило, выполняет отец Саши П., являясь тем самым и примером для подражания, своим сыновьям. Преобладают такие виды агрессии у Саши П. как аффективная, инициативная, прямая и непроизвольная. Дополнительным отрицательным фактором на агрессивность мальчики является эмоциональное неблагополучие в семье и в группе детского сада среди сверстников - у него низкий уровень игровых навыков и умений, и не владение другими видами детской деятельности.

Алина Я. (экспер. гр. №3) живет с мамой и папой, является единственным ребенком в семье. Бытовые условия хорошие (отдельная квартира). Материальное положение выше среднего (ребенок посещает коммерческую группу, так называемый “Бизнес-класс”). Родители имеют: средне-техническое образование. Дошкольное учреждение Алина Я. посещает с 3 лет. Алина Я. очень маленькая, худенькая девочка. В группе из всех девочек она самая маленькая и хрупкая, но с очень серьезным выражением глаз. Алина всегда очень опрятна, на голове бант или заколка. для волос. Для нее характерен особый интерес к разговорам взрослых. Она внимательно прислушивается к тому, о чем говорят взрослые и всегда старается находиться от них недалеко, чтоб быть в курсе всех дел. Алина Я. любит подслушивать не только чужие разговоры, но и активны и бесцеремонно в них вмешиваться. Девочка очень разговорчива. Ее речь и тон больше соответствуют речи взрослого, где в изобилии слова и фразы, услышанные от старших. Например, на комплимент экспериментатора по поводу ее нарядной одежды, Алина Я. ответила: “- Да. Все просто сходят с ума от меня!”- и кокетливо засмеялась. Возможно она копирует поведение и слова матери. По поводу прошедшего спектакля в детском саду, где были заняты в ролях дети группы, она заметила: “- Да, все очень миленько было!” Алина Я. очень надоедлива, пытается с помощью назойливости и настойчивости быть лидером в игре, но дети не хотят с ней играть и стараются быть от Алины всегда подальше. Несмотря на свой маленький рост, Алина Я. обладает очень зычным голосом. Она любит покрикивать на детей и постоянно жаловаться воспитателям, по поводу того, что с ней не хотят играть. Алина Я. - симпатичная, веселая, жизнерадостная девочки без каких-либо комплексов, самооценка завышенная. Вместе с тем наряду с положительными качествами ей присуща лживость. Алина Я. часто говорит неправду, не всегда поступает честно. В играх конфликтна, но вину перекладывает на других детей. Алина Я. удивительно правдоподобно может убедить взрослого в своей невиновности, при этом она будет смотреть преданно в глаза обеими руками держать ваши руки в своих. Говорит Алина Я, быстро и уверенно, сочиняя на ходу убедительные оправдания. Алина постоянно забирает у детей привлекательные для нее игрушки, без объяснения выталкивает ребенка с понравившегося ей места. На занятиях она всегда старается выкрикнуть ответ первой, даже если этот ответ неправильный и даже если спрашивают не ее. Агрессия ее чаще всего инструментальная - (мотив захватить лучшую игрушку, первую роль), целенаправленная, иногда косвенная, когда она действует обходным путем. Семья у Алины Я. добрая, девочке ни в чем не отказывают. Дома у Алины очень много дорогих игрушек и игр. “Слишком много их”- говорит она, на просьбу перечислить какие игрушки у нее есть. Кроме того она указывает на то, что у нее есть компьютер и много книг, которые ей читает мама. Приводит Алину в детский сад и забирает всегда мама. Алина, копирует свою маму во всем, но только тогда, когда мамы нет рядом. Если мама и Алина вместе, Алину не узнать. Авторитарное воспитание мамы, превращает Алину во всеугодливо-послушного ребенка. При общении с мамой говорит только мама, а Алина является внимательным слушателем, который не может, вернее не успевает, вставить и пол-слова в разговор.

Таким образом находясь дома в обстановке постоянного давления со стороны мамы, Алина испытывает дискомфорт в самореализации, она пытается найти выход своей энергии в игре с детьми, но постоянное противопоставление своего “Я” сверстникам отталкивает от нее детей, и у нее приобретают устойчивость такие средства агрессивного поведения как физическое насилие, вербальные средства, мимико-пантомические и деструктивные действия.

Так как большую часть времени дома Алина Я. уделяет подслушиванию разговоров взрослых, в своем общении с детьми и взрослыми она также часто использует услышанные “взрослые” речевые обороты, слова. В социометрическом эксперименте в игре “Секрет” Алина Я. получила 4 отрицательных выборов, и 1 положительный выбор от
Вероники Н. Постоянных подруг у Алины нет, так как дети не могут долгое время выносить Алинино занудство и назойливость. Так как дома родители в целях воспитания, используют физические наказания, в том числе и битье ремнем, Алина Я. успешно использует пример жестокости, а также авторитарности матери в группе детского сада.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема человеческой агрессии является одной из актуальных глобальных проблем современного мира. Возрастание агрессивных тенденций среди людей пытаются объяснить коммерциализацией общества, ростом конкуренции, бездуховности, враждебности между людьми, а также демонстрацией на телевидении насилия для детей и взрослых, как нечто похвального, дозволенного и нормативного.

Само понятие агрессии, ее механизмы, причины, классификация видов агрессии и путей ее коррекции по-разному трактуется учеными различных научных направлений. Одни из них считают ее врожденным инстинктом, который, якобы, играет свою полезную роль, особенно у представителей мужского пола (психоаналитики). Другие полагают, что агрессия - результат научения, подражания модели (бихевиористская теория). Третьи - рассматривают агрессивность как реакцию человека на фрустрацию (теория фрустрации). У четвертых агрессивность трактуется как результат оценивания субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных (когнитивная теория).

Из двух крайних точек зрения на определение агрессии, одна из которых рассматривает агрессию как действия, наносящие физический и моральный ущерб другому лицу, а другая понимает ее расширительно, как положительную наступательную социальную активность, стремление подчинить себе людей, мы в своем исследовании предпочли первую.

В моем исследовании агрессия определяется как индивидуальные или групповые действия, направленные на нанесение намеренного или ненамеренного вреда или ущерба другому человеку или группе лиц. То есть агрессивными действиями ребенка мы называем все действия, наносящие другому какой-либо вред: моральный, материальный либо физический, даже в тех случаях, когда эти действия недостаточно осознаны, случайны и не носят враждебного характера, а являются инструментальными. Игнорирование взрослыми таких случаев проявлений ребенка, если они приводят к успеху, могут закрепиться в его поведении как постоянные. Поэтому важно как можно раньше воспитать у него отрицательное отношение к агрессии, понимание недозволенности этих действий как антигуманные

При изучении агрессии большое значение имеет адекватный выбор параметров и критериев агрессии и ее классификация. В моем исследовании использовалась модель классификации видов агрессии в зависимости от трех ее компонентов: когнитивного (прямая-косвенная, осознанная-неосознанная агрессия), эмоционального (аффективная-неаффективная, враждебная-инструментальная) и поведенческого, волевого аспекта (произвольная, непроизвольная, инициативная-реактивная).

Кроме классификации видов агрессии была проведена и классификация средств, используемых детьми в агрессивном поведения. К таким средствам я отнесла: 1) физическое насилие; 2) вербальные средства; 3) мимические и пантомимические (когда используются обидчиком угрожающие и оскорбляющие жесты, позы); 4) деструктивные действия, направленные на объекты, представляющие ценность для “жертвы”.

Детально анализировались все виды вербальных и невербальных коммуникативных актов, причем большое внимание уделялось модальности контактов - их доброжелательности или недоброжелательности.

Проведенный теоретический анализ исследований по проблеме агрессивного поведения у детей показал, что на его формирование оказывает влияние целый ряд неблагоприятных условий, имеющих биологическое или социокультурное происхождение. Наиболее значимыми среди них являются характер воспитания ребенка в семье и группе детского сада - первичных институтах социализации ребенка, а также некоторые индивидуальные особенности.

Так отмечается, что агрессивным детям нередко сопутствует плохое здоровье, низкий уровень интеллектуального развития, отсутствие креативности. У детей-дошкольников проявления агрессивности также провоцируются большой возбудимостью, слабостью и истощаемостью нервной системы, то есть нервные процессы у них еще недостаточно зрелы.

М. Раттер, ссылаясь на многочисленные исследования и рассматривая агрессию как эмоциональное расстройство, и нарушение поведения, подчеркивает, что она встречается в той или иной мере у большинства детей дошкольного возраста и составляет неотъемлемую часть их развития. С другой стороны агрессивное поведение служит показателем нарушений механизмов социализации ребенка, дефектом его воспитания и при сохранении неблагоприятных условий развития может привести к формированию агрессивности как личностной черты. Поэтому опытные педагоги, не без основания, считают агрессивность не “болезнью” ребенка, а “болезнью” среды, в которой он воспитывается.

Дефекты воспитания, приводящие к агрессивности, - это в первую очередь нарушение эмоциональных контактов, со взрослыми и сверстниками в семье и детском саду. Условия, при которых нарушаются контакты в семье многообразны: к ним можно отнести отсутствие нормального функционирования семьи, ориентация взрослых на внешнее благополучие, нерешенность эмоциональных проблем самих родителей, эмоциональное неприятие ребенка семьей, отсутствие совместных форм деятельности взрослых и ребенка, а также частые запреты, которые по выражению Ш. Амонашвили, лишь закупоривают кратер вулкана, и у одних детей вызывают пассивность, а у других - агрессивный протест. К эмоциональному неблагополучию как в семье, так и в группе детского сада приводит также авторитарность взрослых и отсутствие у ребенка условий для самоутверждения.

В экспериментальной части работы при исследовании динамики психического развития детей с наиболее ярко выраженными агрессивными тенденциями использовались: наблюдение за их поведением в группах детского сада, изучение свободного контактирования со сверстниками, а также использовался социометрический эксперимент, беседы с родителями и воспитателями и т.п.

Проведенное исследование дало возможность сделать следующие выводы:

1. При изучении психологических особенностей агрессивных проявлений у старших дошкольников была уточнена выдвинутая гипотеза о преобладании у них аффективной и неосознанной агрессии. В подгруппе наших испытуемых чаще всего проявлялись инструментальная агрессия, направленная на достижение определенного результата. Эта агрессия в половине случаев имела аффективную окраску. Среди средств агрессии фиксировались случаи физического насилия, вербальные средства, мимические и пантомимические, а также деструктивные действия. Больше, чем в половине случаев, у старших дошкольников использовалось физическое насилие.

2. Выявились некоторые половые различия. Мальчики чаще применяли физические средства агрессии и деструктивные действия, девочки - вербальные, а также мимические и пантомимические.

3. В качестве мотивов агрессивных проявлений выступили: стремление к усиленному самоутверждению; неуспех в деятельности или ее насильственное прерывание; отсутствие интересной деятельности; желание зло подшутитъ, досадить другому, и, наконец, самый распространенный мотив - это защита себя от агрессии другого или защита товарища, а также нарушение сверстником правил, установленных в детском обществе.

4. Причинами повышенной агрессивности являются длительные и частые фрустрации, примеры агрессивного поведения окружающих взрослых и детей, наглядные образцы насилия и враждебности, которые так часто демонстрируются с экранов телевизоров и которым маленькие дети подражают в сюжетно-ролевых играх и частично в отношениях, главным образом, с детьми слабее себя.

5. Главная же причина агрессивности старших дошкольников - это эмоциональное неблагополучие ребенка в семье и группе детского сада. В семье - отсутствие любви и внимания к дошкольнику, унижения, оскорбления, физические наказания со стороны родителей, конфликтные отношения с членами семьи, что формирует у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира. В детском саду - неприятие сверстниками, неудовлетворение потребности в общении, которая очень велика у агрессивного ребенка, хотя внешне он и может ее не проявлять. Проведенное исследование также подтвердило, что агрессивных детей, также как и неуверенных в себе, больше в семьях авторитарных родителей и в группах авторитарных воспитателей.

Вместе с тем выявлена возможность контролировать проявления агрессии ребенка путем противодействия тем факторам, которые ее провоцируют.

Проведенное исследование в основном подтвердило и конкретизировало выдвинутые гипотезы.

 



ЛИТЕРАТУРА

 

1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М., Просвещение, 1984, с. 16.

2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии // Социальное здоровье России. - М., 1993.

3. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения // Под ред. Петровского А.В., в 2-х томах. 1979. T.1.

4. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Собр. соч. в 6 т.- М., 1983. Т.5.

5. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. - М., 1984. Т.6. С. 91-318.

6. Гаспарова Е.М. Страхи у дошкольников // Дош. воспитание. 1991. № 4. С. 75-80

7. Деятельность и взаимоотношения дошкольников // Под ред. Репиной Т.А. -М., 1987.

8. Ениколопов С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии.-М., 1979.

9. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка. Избр. психол. труды. В 2-х т. T.1. -М., Педагогика, 1986.

10. Кошелева А.Д., Медведева И.Ф. Проявления агрессивного поведения и его причины в младшем дошкольном возрасте: Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психолого-предметном аспекте. - М., 1990.

11. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. -М., 1985.

12. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии. // Вопросы психологии. 1967, № 6, с. 118-130.

13. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М., 1971.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

15. Лисина М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника. - М., 1979.

16. Матейчик 3. Родители и дети. - М., 1992.

17. Немов Р.С. Психология. В 2-х т. T.1. - М.: Просвещение: Владос., 1994.

18. Рояк А.А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста // Вопр. психологии. 1974, № 4.

19. Руманцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопр. психологии. 1992, №5,6.

20. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. -М., 1959. Т. 2.

21. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.

22. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - М., 1986. T. 1, с. 405.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: