Российско-китайское стратегическое партнерство в наши дни

 

Во время визита В. Путина в Китай в июле 2000г. было подписано совместное заявление по ПРО.

В нем, в частности, говорится, что план США создать систему национальной противоракетной обороны на территории страны вызывает глубокую озабоченность Москвы и Пекина.

С 11 по 19 сентября 2000г. успешно прошел визит в Россию председателя ПК ВСНП Ли Пэна. Президент России В. Путин на встрече с Ли Пэном заявил, что российско-китайские отношения находятся «на самом высоком уровне».

С 3 по 4 ноября того же года с официальным визитом в Китае находился премьер-министр России М. Касьянов. С премьером Чжу Жунцзи у него состоялась пятая периодическая встреча. Во время визита М. Касьянова приняли в отдельности Председатель Цзян Цзэминь и председатель ПК ВСНП Ли Пэн. Чжу Жунцзи и М. Касьянов провели переговоры в расширенном и узком составах. Обе стороны обменялись мнениями в основном по вопросам об отношениях между двумя странами, в частности, о дальнейшем развитии сотрудничества двух стран в экономике, науке и технике, энергоисточниках и других областях. В процессе визита обе стороны подписали совместное коммюнике пятой периодической встречи премьеров Китая и России, Протокол четвертого совещания комитета по периодическим встречам премьеров Китая и России. Всего было подписано 14 документов о двустороннем сотрудничестве.

15 ноября Председатель КНР Цзян Цзэминь, участвовавший в неофициальном совещании руководителей Азиатско-Тихоокеанской организации экономического сотрудничества в Брунее лично встретился с президентом В. В. Путиным. Обе стороны обменялись мнениями в основном об отношениях в торгово-экономическом сотрудничестве между странами. Премьер Чжу Жунцзи и премьер-министра России М. Касьянов провели в Пекине пятую периодическую встречу премьеров двух сторон. Все это имело важное влияние на дальнейшее развитие отношений стратегического партнерства между Китаем и Россией.

Между Китаем и Россией налажены обмен и сотрудничества в экономике, науке и технике, военной технике и других областях. Отношения между Китаем и Россией по-прежнему представляют собой нормальные государственные отношения нового типа. Добрососедство и сотрудничество базируется на принципах неприсоединения, непротивостояния и ненаправленности против третьей стороны.

Показателем нового уровня двусторонних отношений стал подписанный президентом России В. В. Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем во время очередной встречи на высшем уровне в Москве в середине июля 2001г. российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

Договор, как и российско-китайское сотрудничество в целом, имеет два аспекта: международный и двусторонний. Практически полное совпадение взглядов двух стран на международные проблемы – важнейший двигатель двусторонних отношений. Лидеры в Пекине и Москве неоднократно заявляли, что российско-китайское сближение не направлено против третьих стран, в том числе и против США, и это совершенно верно в том смысле, что США и Запад в целом не рассматриваются ни Китаем, ни Россией в качестве врага. Напротив обе стороны крайне заинтересованы в экономическом и политическом сотрудничестве с Западом. Оно является важнейшим фактором развития обеих стран и, следовательно, полностью соответствует их стратегическим целям. Однако вероятно и то, что российско-китайское сближение в определенной степени стимулируется рядом негативных (с точки зрения Москвы и Пекина) тенденций международного развития, которые до недавнего времени особенно активно поощрялись Вашингтоном.

Прежде всего, это стремление принизить роль ООН и её органов, попытки НАТО взять на себя функции Совета Безопасности, расширение НАТО, выход США из Договора по ПРО и нежелание американцев присоединяться к ряду других международных соглашений, то и здесь значение договора велико. Для Китая важно выраженное в нем уважение выбора пути развития, что свидетельствует об отказе России поучат Китай относительно почтительности той или иной политической системы или «прав человека».

Интересна статья 8, запрещающая использовании территории России и Китая третьими государствами в ущерб государственному суверенитету, безопасности и территориальной целостности друг друга, также деятельность организации и групп, наносящих такой ущерб. Ясно, что речь здесь идет о важнейшем взаимном интересе обоих государств: борьбе с сепаратистским движением, поддерживаемым международными террористическими организациями или третьими странами.

Тенденция стабилизации экономического роста была закреплена во время визита премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи, который в сентябре 2001г. побывал в Санкт-Петербурге на очередной встрече государств. С китайской точки зрения проблемой двусторонней торговли является повышение китайского импорта над экспортом (соответственно 5,77 млрд. долл. и 2,23 млрд. долл. в 2000г.). Но и Россия не вполне удовлетворена тем, что основу её экспорта составляют вооружения и сырье.

Вооружение составляет 15-20 %. Это не случайно, ведь в этой области Китай может приобрести у России товары такого уровня, доступ которым на западе для него закрыт.

Для России торговля с КНР крайне важна тем, что решает важные социальные проблемы: дает работу и зарплату десяткам тысяч рабочих, обороны предприятий и позволяет развивать сконцентрированный в оборонном секторе технологический потенциал в условиях когда средств собственного государства явно не достаточно.

Россия хотела бы продавать Китаю и гражданскую продукция, к которой тот проявляет гораздо меньший интерес, часто предпочитая приобрести западные образцы, даже несмотря на их более высокую цену. К тому же как и в России, так и за рубежом неоднозначно относятся к продаже передового российского вооружения Китаю. На этот счет существуют самые различные опасения, и с той точки зрения диверсификация российского экспорта имела бы большое значение.

В этой связи крайне важны некоторые документы, подписанные на упомянутые выше шестой, сентябрьской, встречи глав правительств. Во-первых, специальным протоколом была создана подкомиссия по связи и информационным технологиям, которая занимается развитием сотрудничества в этой наиболее современной области.

Во-вторых, что особенно важно, был подписан контракт на покупку КНР пяти российских гражданских самолетов ТУ-204-120. Эта сделка означает прорыв российского гражданского авиастроения на китайский рынок.

Кроме того, во время сентябрьского визита китайского премьера было заключено соглашение о разработке ТЭО проекта нефтепровода из России в Китай. С российской стороны в проекте заняты компании «Транснефть» и «ЮКОС», с китайской – Национальная нефтегазовая корпорация. Начало поставки нефти (20 млн. тонн ежегодно, а в перспективе – 30 млн. тонн) в Китай намечено на 2005г. Сегодня на первый план экономических отношений между странами вышли крупные компании с высоким удельным весом государственной собственности или поддерживаемый государством.

В результате в России появились значительные лоббистские группы, подталкивающие правительство к принятию мер для создания более благоприятных условий торгово-экономического сотрудничества. Российские поставщики, энергетического оборудования, энергоресурсов и вооружений сделали самые серьезные ставки на Китай. В настоящее время освоение китайского рынка для этих групп российского бизнеса является не просто средством зарабатывания денег, но и формой выживания.

Именно эти сферы являются сферами с высоким уровнем государственного регулирования. Поэтому повышение активности государственных органов в сфере российско-китайских экономических отношений все же не является бюрократической компанией, инициированной верхами с целях укрепления политического сотрудничества, а отражает реальное повышения интереса крупного российского бизнеса в расширение экономических связей с Китаем.

По приглашению президента Российской Федерации В. В. Путина Председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао с 26 по 28 мая 2003г. посетил Российскую Федерацию с государственным визитом.

Главы двух государств обсудили развитие двусторонних отношений за последние десятилетие, их современное состояние и перспективы. Они подчеркнули свое единство в том, что какие бы изменения ни происходили в мире, углубление отношений добрососедства, дружбы, взаимовыгодного сотрудничества, партнерства и стратегического взаимодействия между Россией и Китаем будет оставаться приоритетным стратегическим направлением внешней политики двух стран. Стороны заявили, что готовы принять эстафету от предшествующих поколений и пронести её в будущее, прилагать совместные усилия для раскрытия новых перспектив развития российско-китайских отношений.

В этих целях главы государств России и Китая заявили о следующем:

«За последнее десятилетие российско-китайский отношения прошли исторический путь отношений между дружественными государствами, отношений конструктивного партнерства и перешли в стадию отношений партнерства и стратегического взаимодействия.

Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 года концентрированно отразил целый ряд достижений в развитии двусторонних отношений за последние годы, заложил прочную юридическую основу для неуклонного и устойчивого развития отношений между двумя государствами в новом столетии.

Россия и Китай выступают за многополярное, справедливое и демократическое мироустройство на основе общепризнанных принципов международного права».

На пресс-конференции после встречи с В. В. Путиным, отвечая на вопрос: «Почему вы решили совершить первый свой государственный визит в Россию?» Председатель КНР Ху Цзиньтао ответил: «Россия – великая страна, крупнейший сосед Китая, вместе с тем, это крупная держава с мировым авторитетом, огромным мировым вилянием. С начала 90-х годов прошлого века при наших общих усилиях китайско-российские отношения получили развитие в здоровом и успешном направлении.

Успешное развитие китайско-российских отношений приносит не только реальную выгоду народам обеих стран, но и вносит свой важнейший вклад в дело защиты мира, стабильности, способствует развитию и процветанию в регионе и в мире в целом. Руководство Китая придает огромное значение наращиванию китайско-российских отношений. Мы считаем, что надо и дальше ставить китайско-российские отношения на приоритетное место в нашей внешней политике.

Именно исходя из этой важности и значения которое я придаю нашим отношениям, я с большими ожиданиями на их дальнейшее развитие выбрал Россию как первый пункт моей первой зарубежной поездки после назначения на пост председателя КНР.

Я очень надеюсь, что этот визит будет служить дальнейшему укреплению китайско-российского взаимодействия и партнерства, раскрытию новых перспектив наращивания нашего сотрудничества».

Касаясь вопроса об преемственности и стабильности китайско-российских отношений Ху Цзиньтао ответил:

«Во-первых, такое взаимодействие Китая и России отвечает коренным интересам наших государств и является общим чаянием наших народов. Оно соответствует течениям и веяниям эпохи.

Политика, которая отвечает национальным интересам и имеет поддержку народа и отвечает веянию времени, не будет и не может изменяться.

Во-вторых, руководители Китая и России неоднократно заявляли о готовности принять эстафету от наших предшествующих поколений и принести её в будущее, дальше укреплять и развивать взаимодействие двух стран.

В-третьих, мы на этих переговорах выразили приверженность российско-китайскому договору о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, а также духу тех важных политических документов, которые подписаны в последние годы. Мы также подтвердили нашу готовность и дальше выполнять соглашения и договоренности, к которым мы пришли за последние годы.

Все это служит той гарантией, которая может обеспечить преемственность и стабильность развития китайско-российских отношений, гарантией того, что тенденция развития этих отношений не будет меняться только из-за кадровых перестановок.

В-четвертых, мы, с Владимиром Путиным, договорились о том, что мы, учитывая изменения и развитие международной ситуации и дальше будем укреплять наше стратегическое взаимодействие во всех сферах. Это говорит о том, что мы не только намерены укреплять достигнутые результаты, но и не можем быть ими удовлетворены».

«Во внешней политике Китая отношением с Россией отводится значительное место», – заявил председатель КНР Ху Цзиньтао. «Новое руководство страны уделяет большое внимание укреплению взаимовыгодного сотрудничества с Москвой», – сказал он, выступая 28 мая 2003г. перед студентами и преподавателями МГИМО.

Китайский лидер подчеркнул, что Китай никогда не будет заниматься экспансией, даже когда будет более развитой страной. По словам Ху Цзиньтао, российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве позволил заложить основу для долговременных и стабильных отношений, он также отметил, что Китай и дальше продолжит сотрудничество с Россией в рамках Шанхайской организации сотрудничества.

Китай и Россия, по словам китайского лидера являются великими державами, а также постоянными членами Совета Безопасности ООН, поэтому они играют важную роль на международной арене. «Интенсивное взаимодействие между нашими странами способствует поддержанию регионального всеобщего мира и безопасности», – сказал Ху Цзиньтао. По его словам, Россия и Китай поддерживают друг друга в важнейших вопросах, касающихся государственного суверенитета и территориальной целостности обеих стран. Обе стороны придерживаются четкого принципа не враждовать и уважать суверенитет друг друга.

Ху Цзиньтао акцентировал внимание на активном развитие торгово-экономических отношений между странами. Он напомнил, что сторонам удалось повысить двусторонний товарооборот от 6,5 млрд. долл. в 90-х годах до 12 млрд. в 2002г.

Кроме того, вместе с другими странами ШОС стороны активно продвигают региональное взаимодействие, совместно борются с новыми угрозами и вызовами. Ху Цзиньтао также подчеркнул, что Китай решительно осуждает теракты в Чечне. По его словам Китай и Россия будут и дальше взаимно координировать свои позиции, поддерживать друг друга, защищая общие ценности и интересы, содействовать миру, стабильности и развитию во всем мире.

Президент России Владимир Владимирович путин отметил, что «новый уровень в российско-китайском взаимодействии закрепленный в историческом договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, требует значительной активизации работы по ключевым направлениям партнерства» между двумя странами. Об этом говорится в его приветствии прошедшему 10 сентября 2003г. в Пекине заседанию российско-китайского комитета дружбы, мира и развития, которое зачитал полномочный представитель президента России в Сибирском федеральном округе, сопредседатель комитета с российской стороны Леонид Драчевский.

По словам В. В. Путина «комитет призван стать реально работающим механизмом не правительственных обменов и сыграть высокую роль в углублении разнопланового диалога между нашими народами». В свою очередь, в приветствии к участникам заседания Председатель КНР Ху Цзиньтао подчеркнул, что «Китай и Россия – добрые соседи и важные стратегические партнеры, сохраняющие и развивающие долгосрочные стабильные связи добрососедства, дружбы и сотрудничества, которые отвечают коренным интересам народов двух стран, а также способствуют миру, стабильности и развитию во всем мире».




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: