Творческая деятельность школьников на уроках информатики. Развитие творческой активности

 

В данном параграфе проведен анализ компонентов творческой деятельности учащихся на уроках информатики.

Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ученика.

На уроке учитель работает со всем классом, но при этом должен видеть и понимать каждого.

Учитель на уроке – с одной стороны, сообщает, закрепляет, проверяет эффективность усвоения научных знаний, а с другой – находить пути включения каждого ученика в процесс урока, используя его индивидуальные особенности, о которых говорилось выше (Глава I, §1.2.).

Анализ педагогической практики подтверждает, что современный урок стал очень гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств, и все же далеко не всегда урок остается результативным [6]. Урок ориентированный на развитие творческой и познавательной активности личности – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности [6].

Работа с субъективным опытом на уроке предполагает использование различных форм общения, способствующих подлинному сотрудничеству учителя и учащихся, направленному на совместный анализ процесса учебной работы, требует особых форм взаимодействия ученика с учителем. Он должен учитывать не только интеллектуальные, но и эмоционально–волевые, мотивационно – потребностные особенности каждого ученика старших классов. Ученик как носитель субъектного опыта, личностно значимого для него, имеет возможность максимально использовать полученный опыт,

Основной замысел урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием, перевести в соответствующее научное содержание и тем самым добиться не только усвоения материала, но и развития творческой активности.

Профессиональная позиция учителя заключается в знании и уважительном отношении к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. При подготовке к уроку учителю необходимо продумать не только, какой материал будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).

Важной особенностью урока является опора на психофизические предпосылки, обусловливающие ученику возможность успешного овладения материалом.

Учитель принимает на себя роль координатора, организатора диалога, помощника в распределении учащихся по группам с учетом их личностных особенностей (а не только успеваемости) в целях создания максимально благоприятных условий для личностной реализации каждого ученика.

Важным является совместный поиск и анализ оптимальных условий решения проблемных задач. Это предполагает оценку на уроке не только того, что знают, умеют учащиеся, но и того, как они строят свою работу по освоению учебного материала, какими средствами при этом пользуются.

Одним из средств развития творческой активности является создание на уроках информатики таких условий, при которых формируется и удовлетворяется познавательная потребность обучаемых. Педагог стимулирует учащегося к саморазвитию, изучает его познавательные потребности, создает условия творческой деятельности и тем самым формирует познавательные интересы учащихся.

Учителя и ученики чаще всего почти ничего не знают об особенностях своих творческих возможностях, условиях их «использования» и развития. Поэтому, для активизации творческой деятельности обучающихся на уроке информатики необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в наиболее интересно, проблемном виде.

«Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать» – это пословица, которая как нельзя лучше иллюстрирует использование визуального подхода в обучении информатике. Но не менее важным является предоставленная возможность самостоятельно выполнить, то или иное теоретическое описание – в этом заключается деятельностный подход в обучении информатике. В этом случае, помимо знаний появляется умение. Информационные технологии требуют и сормированность навыков и умений, и владение определенным набором знаний. Поэтому на уроках информатики необходимо приоритет сместить именно на формирование практических компетенций учащихся. Наиболее важным моментом выступает результат выполняемых действий. Поэтому результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость. Идеальным средством для решения данной задачи может оказаться метод проектов.

Безусловно, не всякую деятельность возможно или целесообразно трансформировать в проектную. Тогда в целях активизации использовать такие приемы [8]:

¾ особенным образом сформулировать цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность (заинтересованность в отметке; обозначение значимости практической деятельности как очередного этапа в решении более важных задач);

¾ добавить в практическую деятельность игровой, соревновательный момент, тогда она обретет значимость (вместо ответа о графическом интерфейсе организовать театральное представление, где каждый из учеников будет играть свою роль, рассказывая свою “интерфейсную биографию»);

¾ создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным (составить вместе столы и попросить класс решить задачу урока совместно или группами, позволить обсуждение, распределить роли, назначить ответственных и т.п.).

Крайне важно во всем этом не допустить ошибки: практическая деятельность должна нести развивающий характер, поэтому в ней должно быть минимум инструкционизма: большую роль сыграет именно самостоятельная исследовательская, поисковая, аналитическая деятельность, чем выполнение пошаговой работы, когда процесс уже полностью описан. Наконец, для активизации творческой деятельности при изучении сложного или «скучного» материала, каким часто бывает, например, изучение программирования, с самого начала продемонстрировать результаты, которые может предоставить тот или иной изучаемый материал. Возникает вопрос как активизировать творческий интерес обучающихся к другим областям знаний на уроках информатики средствами информационных технологий.

В этом случае необходимо задействовать межпредметные связи. Решение проблем других областей средствами информационных технологий (например, построение динамики популяций животных в MS Excel; рисование топографической карты в графическом редакторе или создание плаката или стенда и т.д.).

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Освоение этого процесса заключается, прежде всего, в разнообразной самостоятельной работе учащихся, организованной в соответствии с особенностью интереса.

Ценным подходом для развития творческой активности выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности.

В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. Средства информатизации все активнее проникают во все сферы образования, становясь инструментом эффективной подготовки компетентных выпускников, способных адаптировать полученные знания в современных социально-экономических условиях [4].

В обучении информатики (на уроках и внеурочно) необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более полно раскрыть свои способности. Для этого на уроках необходимо использовать элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проектный метод, привлекать школьников к самостоятельной научно – исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую и познавательную активность учащихся.

Одними из главных целей образования являются формирование творческого интеллектуального потенциала, общего культурного уровня учащихся, формирование личности способной к самопознанию, саморазвитию, самоопределению. Основной целью курса информатики в школе является необходимость научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера. Современные дети не «боятся» компьютера и готовы осваивать его и дома, и в школе. Формы и методы организации обучения для достижения поставленных целей могут быть самыми разнообразными.

Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности [2].

Проблема мотивации обучения заключается в умении учить так, чтобы было интересно и ученикам и самому учителю. В этом случае изменяется роль учителя. Ему предназначается организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащегося, вооружать его методами и способами познания и добывания знаний, развивать умения применять их на практике [25]. И здесь на помощь приходят цифровые образовательные ресурсы.

Сегодня преподавателю информатики объяснять с мелом в руках, как работает Word, Excel или любая другая программа неэффективно. Работая на доске электронным маркером как мышью, применяя на уроке обучающие презентации и электронные учебники, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы с программой сразу всему классу, а не объяснять то же самое каждому у его компьютера. Одной из форм творческой работы на уроках информатики, учащихся является составление и отгадывание ребусов. И если учащиеся младших классов с увлечением отгадывают ребусы, то учащиеся старших классов получают не меньшее удовольствие от процесса его создания. Разгадывание или составление ребуса – это такая деятельность, которая мотивируется не результатами: дети получают удовольствие от самого процесса работы. А это важное условие формирования полноценной учебной деятельности и,к тому же развития творческой логически мыслящей личности.

Переходя из начальной школы (пропедевтический курс) в среднюю ступень обучения учащиеся знакомятся с программами обработки различных видов информации – редакторами. Среди них: графический редактор (MS Paint), текстовый редактор (MS Word), электронная таблица (MS Excel).

По окончании изучении темы графический редактор учащимся предлагается творческое домашнее задание, реализация которого на компьютере будет на следующем уроке: нарисуйте иллюстрацию к сказке (которую читали, изучали на уроках литературы и пр.) с ее главными героями. При анализе работ, выполненных учащимися, учитывается не только «узнаваемость» героев этой сказки, но то – какими средствами графического редактора пользовался ученик для достижения своей цели: применялись ли такие инструменты как эллипс, прямоугольник, отрезок, ломаная или ученик рисовал только карандашом; использовалась ли заливка некоторых фрагментов изображения и каков спектр цветов; какая часть рабочего листа использовалась для построения изображения и др. Причем свое мнение (иногда и противоречивые) высказывают и сами учащихся.

В конце изучения темы текстовый редактор учащиеся уже имеют навыки набора текста, его редактирования, могут изменить шрифт, его размер, начертание; применяют различные типы выравнивания абзацев (по правому краю, по левому краю, по центру, по ширине); могут использовать в своей работе объект WordArt а также простейшие автофигуры. Для определения готовности деятельности учащихся в нестандартных (новых) условиях предлагается задача, на реализацию которой детям отводится два урока: например, оформить поздравительную открытку к произвольному празднику (Новому Году, 23 февраля, 8 марта, Дню Святого Валентина, Дню рождения и др.). На первом уроке учащиеся создают рисунок будущей открытки, на втором пишут текст поздравления и внедряют изображение в текстовый файл. В результате такой деятельности, когда условие задачи сформулировано недостаточно четко, когда учащимся слабо представляется конечный результат и пути его достижения, можно проследить насколько хорошо ученики усвоили материал. Другими словами могут ли они грамотно и красиво расположить на странице любой текст или готовы действовать только по образцу предложенным учителем.

Формирование навыков работы с электронной таблицей производится с некоторым набором задач следующего содержания.

Сладкоежка Пончик решил испечь на свой день рождения 3 торта: яблочный, ореховый и шоколадный. Для приготовления одного яблочного торта требуется 200г сливочного масла, 200г муки, 2 яйца, 300г сахара и 8 яблок. Для приготовления одного орехового торта надо 200г орехов, 400г муки, 300г сахара, 300г масла и 3 яйца. На один шоколадный торт тратиться 3 шоколадки, 2 яйца, 300г муки, 200г масла и 100г сахара. Масло в цветочном городе стоит 100 монет за кг, сахар – 20 монет за кг, яйца – 20 монет за десяток, мука – 30 монет за кг, орехи – 100 монет за кг, яблоки – 2 монеты за штуку, шоколадки – 10 монет за штуку. Построить электронную таблицу, из которой будет видно, сколько будет стоить каждый торт; сколько продуктов каждого вида Пончик должен купить и сколько это будет стоить; сколько всего денег он должен взять с собой, отправляясь за продуктами в магазин [9].

Для того, чтобы показать необходимость электронных таблиц в пересчете всех результатов при изменении некоторых исходных данных, учащимся задаются дополнительные вопросы, например: сколько будет стоить каждый торт, если на 3 монеты за 1 кг подорожает масло и на 2 монеты за десяток подешевеют яйца, если в шоколадный торт добавить 200г орехов, какие из тортов может приготовить Пончик, если всего с собой у него 150 монет, сколько должны стоить продукты для приготовления тортов, если Пончик располагает суммой в 180 рублей.

И если для решения поставленной задачи ученики еще слабо осознавали важность применения формул (считали на калькуляторе и записывали результат в электронных таблицах), то для ответов на дополнительные вопросы (пересчет всех результатов при изменении любого из условий), они видели необходимость, а самое главное – полезность, в их использовании.

Базовый курс информатики имеет несколько содержательных линий, среди которых есть линия исполнителя, линия алгоритмизации и программирования. Раздел алгоритмизация является самым сложным в курсе информатики – это период формирования логического и алгоритмического мышления. Творческую деятельность учащихся на таких уроках организовать очень нелегко, поскольку необходима очень прочная база, опираясь на которую можно решать нестандартные задачи, задачи повышенной трудности. Имеется четко поставленная задача, для решения которой ученики строят модель, составляют алгоритм решения, записывают алгоритм на понятном компьютеру языке (программа), запускают программу на выполнение, анализируют результат выполнения программы, при необходимости уточняют модель и выполняют операции описанные ранее.

И все же элементы творческой деятельности учащихся можно увидеть, предлагая им самим составить условие задачи после изучения определенной темы (ветвление, выбор, повторение, вспомогательные алгоритмы и др.), а еще лучше, если условие задачи будет сопровождать и ее решение. В результате такой деятельности учащихся учитель может определить: насколько глубоко, полно и правильно ученик понял и усвоил материал; грамотно ли составлена задача и к какому классу сложности относится (в одно, два, три действия); имеет ли «подводные камни» в решении или ее решение достаточно оптимизировано и вызывает интерес других учеников и т.д.

Следующей формой творческой внеурочной (домашней) деятельности учащихся является составление кроссвордов. Работа по составлению кроссворда обеспечивает максимальную сложность при минимальной структуре, причем по внутреннему содержанию это очень серьезная работа, а по внешней форме очень напоминает игру – наиболее близкую и приятную деятельность учащихся. Такая деятельность учащихся очень важна для запоминания понятий и терминов информатики, причем при анализе составленных кроссвордов особое внимание уделяется четкости определения, правильному подбору родового понятия к определяемому слову. Рассматриваются различные виды (с ключевым словом, круговые, образные, линейные, двумерные, японские, скандинавские и др.), жанры (научный, юмористический, профессиональный) и уровни сложности кроссвордов.

В старшей школе значительно глубже рассматривается содержательная линия «информационные технологии». Рассматриваются такие возможности текстового редактора как создание таблиц, различных видов списков, внедрение объектов MS Equation, Graph, Image, слияние нескольких документов, форматирование документов сложной структуры и т.д. Предлагаются задачи следующего содержания: оформить грамоту победителю олимпиады по информатике в произвольной форме; оформить титульную страницу любой книги; оформить произвольное рекламное объявление (формат листа А4); оформить афишу кинотеатра о любом фильме; разработать гипертекстовый документ по одной из тем любого школьного предмета, после вывода темы должно задаваться три тестирующих вопроса, а в случае неверных ответов – выводить справку по данной теме; разработать гипертекстовый документ «Видеотека», в котором содержится список видеофильмов и ссылки на биографии актеров и режиссеров, участвовавших в съемках того или иного фильма. При помощи дизайнера презентаций PowerPoint создать справочник по одной из тем курса информатики или любого школьного предмета. Справочник должен иметь структуру состоящую из нескольких слайдов, причем предусмотреть переход по слайдам в зависимости от выбора того или иного понятия или определения. Слайды должны содержать в себе не только текстовую информацию, но и таблицы, рисунки, диаграммы, а по возможности звуковое сопровождение и (или) видеофрагменты.

Определенным недостатком в работе над развитием творческих способностей школьников можно считать слабое развитие коммуникационных технологий в школе. Поэтому учителю необходимо создавать уроки таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроке, в независмости от того как оборудован кабинет.

Одной из форм творческой деятельности учащихся на уроках информатики является проектная деятельность. Свое применение она находит по завершении изучения учащимися одного из языков программирования (Basic, Pascal). Для решения поставленных задач применяют различные конструкции языка (ветвление, выбор, повторение с предусловием, постусловием, параметром), используют различные типы данных (строка, массив, запись, множество), разбивают задачу на подзадачи (процедуры, функции). Далее учителем предлагается на выбор несколько тем (проектов) для дальнейшей работы, либо тема формулируется самим учащимся. В качестве примеров можно привести некоторые темы проектов: реализовать на компьютере игру крестики-нолики, причем предусмотреть варианты игры: игрок против другого игрока, компьютер против игрока, реализовать демонстрационную работу модели старинной русской задачи о перевозке волка, козы и капусты, разработать программу моделирующую различные физические, химические или биологические процессы (броуновское движение, движение электронов по орбитам, о численности популяций) и др. Работа над проектом осуществляется не только на уроках информатики, но в большей степени самостоятельно. Поэтому конечный результат напрямую зависит от сформированности навыков самостоятельной творческой деятельности. Лучшие из работ учащихся могут быть представлены на конкурс типа «Юный программист», Конкурс проектов, и др. и по рекомендации учителей информатики могут быть засчитаны в качестве экзамена на итоговой аттестации по предмету «Информатика».

В заключении хотелось бы отметить, что организуя подобные формы творческой работы учащихся, имеем возможность использовать результаты детского творчества при обучении. Для учащихся это переход в позицию взрослого который дает очень большой стимул к познанию, ведь в этом случае ученик учится не потому, что так хотят взрослые, а потому что это нужно ему самому, чтобы научить кого-то другого.

1.4 Профессиональнопедагогическая деятельность по развитию творческих способностей учащихся

 

Успешное развитие системы образования предполагает разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний [6]. Основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею. Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например, педагогической, организационно-массовой и др.) Она включает в себя, прежде всего изучение теории, методики и практики и анализа образовательного процесса.

Основные виды методической деятельности:

¾ самообразование;

¾ методическое исследование;

¾ описание и обобщение передового опыта;

¾ создание методической продукции;

¾ обучение педагогических кадров, методическое руководство;

¾ методическая помощь;

¾ методическая коррекция.

Высшая потребность личности - в творчестве. Основной путь для творчества в информатике - решение творческих задач, дающих простор воображению и логике. Результат выявит и интерес к работе и выработанные умения и степень самостоятельности. В процессе решения задач проявляется интерес, и вырабатываются умения самостоятельной деятельности.

 

Следующей задачей выделяемой в процессе развития творческих способностей учащихся является формирование качеств личности, способной к самоопределению, которая заключается в организации таких формирующих ситуаций, где активным звеном выступает совместное творчество руководителя и подростка, что в свою очередь можно реализовать, используя творческие задачи.

Разнообразные глубокие и прочные знания, умения и навыки, устойчивые познавательные интересы, любознательность, инициативность, максимальная целеустремленность и настойчивость в решении задач – это все творческие предпосылки. А сами творческие способности оказываются показателями духовных сил человека. Творческая способность – это способность понять необходимость и возможность создания чего-то нового, способность формулировать проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, подтвердить эту гипотезу теоретически и практически или совсем отказаться от нее, искать и найти решение проблемы, чтобы в результате создать новый оригинальный продукт (научное изобретение, оригинальные решение задачи и т.д.) [6]. Это способность увидеть, точнее, найти проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, способность теоретически и практически проверять ее и в результате создать оригинальный продукт, научное открытие, изобретение, решение задачи и т.п. [1].

Проблема развития творческих способностей школьников в процессе обучения информатике рассматривается разными учеными и учителями–практиками. При ее решении следует учитывать ряд особенностей творчества (объективные и субъективные стороны). Субъективная сторона определяется переживанием самого процесса творчества. Новизна полученного продукта, состояние вдохновения, внезапность догадки могут иметь субъективный характер. Это позволяет развивать творческие способности учащихся, организуя педагогический процесс так, чтобы поставить школьника в положение первооткрывателя того, что учителю уже давно известно, но ново для ученика. Другой особенностью развития творческих способностей является то, что они, как и любые другие способности развиваются в деятельности. Следовательно, главная задача учителя при решении этой проблемы – поиск путей и средств, а также форм организации творческой деятельности учащихся в процессе обучения. Творческий мыслительный процесс связан с особым видом мышления – интуицией, которая формируется скачком. Этапы этого формирования отчетливо не выражены и ученик не может сразу рассказать о том, как он пришел к полученному решению. Этот путь остается не осознанным, а логическое обоснование интуитивной догадки приходит позднее. Теоретическую проблему или практическую задачу можно решить последовательно логическими шагами, применяя знания. Этот процесс называется дискурсивным. Часто встречаются задачи, решаемые и дискурсивно и интуитивно.

Творческие способности, как и другие, развиваются только в деятельности их упражняющей, организации специальных педагогических мероприятий. Мероприятие – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо целей. Мероприятие должно реализовываться, как целенаправленное взаимодействие учителя, классного руководителя, воспитателя с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае само мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы ее организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы [8]. В процессе этой деятельности создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным проявлением воздействуют на личность ребенка [8].

Успешное развитие творческих способностей возможно на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать у них уверенность в своих возможностях. В связи с этим возникает потребность в разработке системы творческих задач, систематическое применение которых на уроках информатики будет развивать творческие способности учащихся, и повысит их интерес к предмету. Система творческих задач на уроках информатики, которые могут быть использованы учителем, организуюет процесс обучения, по развитию творческих способностей и поддержанию творческой активности учащихся.

Регулярное использование на уроках системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет творческие способности школьников, способствует личностному развитию, повышает качество творческой подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать творчество в повседневной жизни.

Чтобы школьник учился в полную силу своих способностей, учителю необходимо вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ученику поверить в себя, в свои способности.

Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

Одним из методов выявления и развития творческих способностей является психологический тренинг. Главное отличие тренинговых от других психологических методов заключается в том, что с их помощью внимание человека переключается с анализа достигнутых результатов на изучение способов осуществления деятельности. При этом оказывается, что способы выполнения одного и того же задания могут быть разными. Переход от одного способа работы к другому по своей психологической сути и является преодолением ранее сложившегося и неосознаваемого стереотипного (привычного) способа деятельности. При этом приобретается психологический опыт по осознанию самого себя, преодолению собственных стереотипов сознания и тем самым – раскрытие творческой активности [12].

Использование различных методов, таких, как тесты, тренинги, особенно подходят для:

¾ выявления скрытых творческих способностей школьников и их развития;

¾ преодоления эмоциональных, личностных и иных психологических барьеров, затрудняющих развитие школьников;

¾ профессиональной и особенно личностной подготовки педагогов и психологов, работающих над повышением творческих способностей школьников.

Использование новых методов и развивающих программ повышает уровень творческого и интеллектуального развития детей, а также повышают личностную самооценку, самоуважение и чувство собственного достоинства [12].

Одно из целей работы учителя – формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика. Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач:

¾создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности школьника, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности;

¾обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащегося;

¾способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе;

¾сформировать круг традиционных дел в классе, позволяющий оптимально распределять учеников по способностям.

При организации процесса обучения информатике с использованием творческих задач необходимо реализовать два условия:

¾обеспечить оптимальное соотношение между имеющейся информацией и информацией необходимой для решения творческих задач;

¾учебной информации должно быть несколько меньше, чем это необходимо для решения творческих задач;

¾занятиям необходимо придать эмоциональную окраску.

Педагогу необходимо научиться относиться к ученикам как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе. Нужно уметь находить в каждом ребенке что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей. Широкие возможности регулярной творческой деятельности на уроках информатики предоставляет применение метода проектов, который более подробно будет рассмотрен в следующем параграфе. Данный метод реализуется в форме выполнения творческих проектов. При этом под творческим проектом понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Качество же выполнения творческого проекта зависит от того, насколько прочны знания, умения и навыки ученика, приобретенные на уроках информатики. Тем самым оно может быть использовано в качестве объективного обобщенного критерия их оценки. При развитии творческих способностей учащихся, удачной является групповая форма работы. Состав класса разбивается на группы, команды, звенья. Данная форма предполагает сотрудничество учащихся в малых группах, причем работа в них строится на принципах самоуправления школьников с менее жестким контролем учителя. Групповая форма организации работы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом «здорового творческого соревнования». Урок информатики можно построить по следующему плану: учитель после объяснения материала у доски, предложить беседу за партами. Ученики в командах пытаются приводить примеры жизненных ситуаций, где можно использовать данный материал. Затрудняется один - приходят на помощь другие. Возникают условия для активного осмысления учебного материала. Учитель, проходя по классу, следит за работой учащихся. Затем в ходе фронтальной беседы разбирает все случаи затруднений и кратко формулирует выводы. Работа по командам оправдывает себя и при повторении ранее изученного материала. Работа учащихся в группах на этом этапе обучения, как и на других, способствует повышению активности учеников. Здесь она дает возможность каждому передать информацию, которую он извлек из источников знаний. Если из четырех учеников, работающих в звене, двое узнали что-то новое из дополнительной литературы, они обогатят этой информацией остальных.

Для эффективного развития творческих способностей учащихся необходимо наличие программно-аппаратного комплекса, позволяющего применять на практике полученные знания и навыки обработки информации.

На первых же уроках можно дать творческое задание: написать сочинение на тему «Зачем я изучаю информатику?». Авторы лучших, самых грамотных сочинений становятся помощниками и консультантами. Эти ученики, уже хорошо владеющие определенными практическими навыками, получают оценку за то, что обучают своих одноклассников. Это ответственно, престижно, интересно, эффективно.

Так, уже с первых уроков необходимо создать атмосферу творчества, т.е. условия для того, чтобы развить творческие способности учащихся. Для этого можно использовать следующие приемы:

¾ соревновательный момент, когда боремся за наивысшую скорость печати;

¾ музыку, когда рисуем на компьютере;

¾ разгадывание и составление кроссвордов с основными понятиями;

¾ упражнения для пальцев, для глаз, дыхательные упражнения для концентрации внимания.

При изучении сложной темы желательно разграничить уровень минимальных знаний, уровень свободного владения материалом и уровень творчества. Важно хвалить учащихся за быстроту и качество печати, за блестящую догадку при составлении алгоритма, за прилежное, красивое и грамотное оформление решения задач и т.д.

Творческие задания можно использовать как отчет об усвоении знаний по теме. Это проекты, рефераты, конкурсы, кроссворды. Одаренные дети на уроке требуют не меньшего внимания, чем слабые ученики. Для них нужно разрабатывать и давать им дополнительные задания повышенной сложности, над которыми они должны подумать в классе или дома.

На уроках информатики применение компьютеров позволяет учащимся (в основном в старших классах) заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (например, физические, математические, экономические задачи). При этом они должны научиться четко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат.

Использование новых информационных технологий позволяет решать некоторые задачи нетрадиционными способами, а также решать прикладные задачи, которые ранее не могли рассматриваться в силу сложности математического аппарата. Так, в школьном курсе математики учащиеся рассматривают уравнения, которые имеют точные решения. Однако в реальной практике решение большинства уравнений не может быть записано в явном виде. Их решение находится только приближенными методами. Ранее способы решения таких уравнений рассматривались после изучения одного из алгоритмических языков. Во-первых, разрабатывали алгоритм метода решения (например, итерации, половинного деления). Во-вторых, составляли программу и использовали ее для получения решения и его исследования. Труднее было при изучении темы "Моделирование", когда рассматривали задачи оптимизации. Задачи должны были быть довольно простыми, допускающими только одну поисковую переменную. Например, задача минимизации расходов рейса морского судна и выбор оптимальной скорости, задача о перевозках и др.

Использование программы обработки числовых данных, например, EXCEL позволяет решать уравнения приближенными методами и задачи оптимизации со многими переменными и ограничениями. Причем, это становится доступным и детям, владеющим программированием недостаточно хорошо. Главным этапом становится не столько разработка программы, а постановка задачи (запись критерия, ограничений, задание точности решения) сколько умение сформулировать и осуществить исследование полученных результатов. Учащиеся выполняют исследовательскую, творческую работу, а ее рутинную часть выполняет компьютер.

В данном параграфе были рассмотрены педагогическая и методическая деятельность учителя информатики по обучению с использованием творческих задач. В заключении хотелось бы отметить, что учет и реализация на практике вышеназванных задач будет способствовать: развитию практических умений и творчества учащихся общеобразовательных школ в системе теория - практика; совершенствованию учебно-методической, научно-методической деятельности учителей, внедрению инновационных технологий в образование; внедрению в школьную практику новых типов технических и информационных средств обучения, современных технологий организации образовательного процесса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: