Понятие творческой деятельности, пути и способы реализации творческой деятельности

В данном параграфе рассмотрены вопросы, связанные с определением понятия творческая деятельность, путями и способами ее реализации. Проведен анализ научной и педагогической литературы по вопросам учета в процессе обучения школьников индивидуальных особенностей их мыслительной деятельности. Рассмотрены требования, предъявляемые к общеобразовательной школе на сегодняшний день, и на основе этого сделаны выводы – как должен быть построен процесс обучения с использованием творческих задач, в чем его специфика.

Новые требования, предъявляемые сегодня к общеобразовательной школе, которые определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, ориентируются, прежде всего, на формирование конкурентоспособной личности, свободно адаптирующейся в быстро меняющихся социально-экономических, политических, жизненных условиях.

Образовательный процесс включает в себя три основных компонента: процесс обучения, процесс воспитания и процесс развития. Рассматривая творческую деятельность школьника, необходимо учитывать, что каждый ученик обладает личностно – ориентированным набором творческих способностей. Специфика организации обучения в творчестве состоит в том, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ученику и создать такие условия, в которых ученик мог раскрыть свои личностные качества в полной степени. Использование творческой деятельности на уроке информатики способствует не только накоплению суммы знаний, умений и навыков, но и подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности.

Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения важность и необходимость подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умением самостоятельно и гибко мыслить, интенсивно творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

Традиционные технологии апробированы годами, их использование позволило за сравнительно короткий промежуток времени воспитать поколение грамотных людей, обладающих определенными знаниями и навыками.

В настоящее время общество, как уже было сказано выше, изменило свои приоритеты, оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

¾ ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, осуществлять обучение на протяжении всей жизни;

¾ самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;

¾ четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены;

¾ быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

¾ активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности.

При традиционном подходе к образованию возникают трудности в воспитании такой личности, которая удовлетворяет перечисленным требованиям.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели переводят процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя исключить и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи достаточно устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичным видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения учебного материала.

Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения учебного материала к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возможностью повторения виртуального эксперимента с измененными начальными параметрами.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса информатики.

В этом случае каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, появляется возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Бесспорно, в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной творческой активности учащихся.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями позволяют добиться решения основных задач развития творческого потенциала личности: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.

В исследованиях, направленных на изучение образовательного процесса [5,6,7], доказано что дальнейшее совершенствование обучения не может быть осуществлено при ориентации на один, пусть даже очень эффективный, психолого – педагогический принцип. В современных условиях развития системы образования необходима реализация всей системы принципов, отбор и использование которых определяются спецификой самого продуктивного и творческого мышления, особенностями генетически заложенных способностей школьников.

Творческое обучение [3] считается и обучение проблемное, то есть, такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения задач–проблем под общим руководством учителя.

Также, анализируя различные научно-педагогические источники, под термином творческое обучение в разное время понимали:

¾ обучение с использованием различных творческих игр, упражнений (например, с целью разрядки) [2];

¾ развитие творческих способностей учащихся с помощью различных психологических подходов [1];

¾ методика, при которой знания применяются в неожиданном контексте [4].

В.В.Шахгулари в своей работе о подготовке будущих учителей к творческой деятельности [25] отмечает, что «… очень многие творческие люди, особенно изобретатели, извлекают идеи из самых разных областей. Когда мы учимся чему-то, мы привязываем это знание к соответствующему контексту. Но если мы видим, как можно применить это умение в других обстоятельствах, наше понимание становится более глубоким». В процессе творческого обучения предусматривается решение различных проблемных ситуаций. Происходит формирование таких качеств как креативное мышление любознательность, эмоциональность, диалектичность, системность, вариативность, оригинальность, логичность, познавательной активности [1].

Процесс творческого обучения практически всегда носит поисковый, исследовательский характер. Именно выбор характера образовательной деятельности влияет на ее конечный результат – уровень приобретенных знаний, умений и навыков.

В теории и практике обучения информатике недостаточно внимания уделяется организации творческого обучения учащихся. В основе данного направления обучения лежит постановка и решение самых разнообразных задач. Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли [2].

Однако в практике школьного обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, не позволяющие активизировать его мыслительную деятельность. По данным некоторых исследователей [5] лишь 10% задач вызывают сенсорные продуктивные процессы творческого видения, самостоятельного наблюдения, обращения внимания, быстроты охватывания. К этим задачам относятся и те, которые стимулируют познавательную активность школьников, содержат элементы неизвестности, противоречия, т.е. задачи творческого уровня.

Анализ школьной практики показывает, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко вызывают у школьников трудности. Такая ситуация возникает в результате того, что обучение решению нестандартных творческих задач, в массовой школе, практически отсутствует. Между тем еще немецкий педагог Дистервег –последователь Песталоцци писал, что «… больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов одной стороны» [8]. Разумеется, увидеть объект изучения по–новому, не так, как все, и не так, как его рассматривали раньше, – очень не простая задача. Этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся с помощью использования системы познавательных задач, при решении которых у ребят появляется интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска решения. Не рекомендуется подбирать творческие задачи персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой подход к индивидуализации формирует на уроке неравные условия и делит учащихся на способных и неспособных. Задания творческого характера должны предлагаться учащимся всего класса. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель может разглядеть индивидуальность. Американский ученый Розенталь утверждал [8], что «… в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными». Уровень развития творческих способностей зависит от системы обучения в школе. Использование разнообразных методов обучения, в том числе и игровых, позволяет систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учит их рассуждать, не столько заучивать, сколько мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д. Одним из значимых значений для развития творческих способностей является уровень развития внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов [5] являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей учащихся и повышает творческо-поисковую активность, а значит оптимально строиться и весь процесс творческого обучения.

В практике творческого обучения можно использовать разные виды заданий, которые по–разному влияют на развитие творческого мышления школьников. Творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели. Одной из частных целей настоящего исследования является: определение вида творческих заданий, которые лучше всего использовать на уроках информатики, для формирования творческого мышления учащихся. Например: сформулировать вопрос к содержанию текста, картины, задать дополнительный вопрос к отвечающему ученику. Для формирования гибкости мышления на одном уроке решать задачи и примеры различных типов, причем, обязательно разбирать их и обсуждать особенности решения. При решении новой задачи необходимо сравнивать ее решение с решениями предыдущих задач, выделять в этом решении новые элементы, которых не было в задачах, решенных раннее. Все это благоприятно сказывается на результатах обучения информатике. Развитию у учащихся нешаблонного анализа способствуют такие задания, как решение задач с недостающими (или вообще отсутствующими) данными.

Выбор задач для творческого обучения, прежде всего, зависит от специфики их содержания. Материал описательного характера, подлежащий усвоению, вряд ли может служить средством такого обучения. Возможно, использование творческих задач в условиях применения уже известных закономерностей в относительно новых условиях, таких, которые предполагают более или менее значительное преобразование знакомых способов решения, выбор из многих возможных вариантов наиболее рационального способа действия, применение общих теоретических положений, принципов решений в реальных практических условиях. Наибольший эффект дают задачи, предполагающие открытие новых для учащихся причинно–следственных связей, закономерностей, общих признаков решения целого класса задач, в основе которых лежат еще не известные субъекту отношения между определенными компонентами исследуемых конкретных ситуаций. Задачу необходимо выбирать в зависимости от наличия у школьников необходимого минимума знаний (включая и их операционную сторону) или возможности за относительно короткий срок до постановки проблемы ознакомить учащихся с необходимыми для самостоятельного решения сведениями. Вместе с тем надо помнить, что эти знания должны служить опорой для поисков пути решения, а не «наводить», не подсказывать этот путь, иначе задача перестанет быть проблемной [4].

Степень сложности задачи, определяется числом существенных взаимосвязей в ее условии, числом преобразований, приводящих к нахождению искомого. Степень сложности зависит и от уровня сформированности самостоятельности при постановке и решении проблемы Наименьшая самостоятельность требуется от учащихся тогда, когда учитель сам ставит проблему и намечает основные способы ее решения, привлекая школьников лишь в отдельные моменты рассуждений, приводящих к определению искомого результата. Обычно, таким образом организован урок проблемного типа на начальном этапе работы над принципиально новым для школьников разделом программы, когда базис для решения такого рода проблем еще не сформирован. Проблемные задачи, проблемные ситуации, проблемные вопросы позволяют организовать творческое обучение.

По мере накопления исходных знаний степень самостоятельности поисков решения должна нарастать. Учитель формулирует проблему и ограничивается пояснениями ложных ходов мысли при попытках школьников найти решение. Наконец, когда у школьников в изучаемой области накопились необходимые знания и навыки, следует предоставить им возможность самостоятельно увидеть в предполагаемых исходных ситуациях новую для себя проблему, сформулировать ее и найти способ решения, а педагог лишь в крайнем случае, если сами учащиеся в рассуждениях зашли в тупик, оказывает им минимальную помощь, намекая, как можно выйти из него.

Таковы некоторые наиболее внешние, поддающиеся объективной оценке условия, определяющие проблемность задач. Однако следует особо подчеркнуть, что даже полностью отвечающая указанным условиям задача может не стать для школьников проблемной, если при ознакомлении с ней учителю не удастся создать «проблемной ситуации». Проблемная ситуация отражает субъективное принятие задачи, реальное участие каждого школьника в процессе ее решения. Важно, чтобы ученик имел возможность самостоятельно задуматься над сформулированной в классе проблемой, сам себе задал тот же вопрос и попытался дать на него ответ.

Наиболее эффективное средства для создания у школьников проблемных ситуаций — использование противоречий, конфликта между усвоенными знаниями, знакомыми способами решения определенного класса задач и теми требованиями, которые предъявляет новая задача; школьники должны убедиться в том, что решение задач на основе уже имеющихся знаний приводит к ошибкам. Учитель сознательно заостряет конфликт, подчеркивает возникающее противоречие, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения, разрешить противоречие.

Отличительной чертой творческого обучения является то, что учитель должен побуждать учащихся не только к самостоятельному решению, но и к самостоятельной проверке результатов работы. В этой ситуации наиболее правильными будут проблемные вопросы: как самостоятельно проверить задачу?. Кто догадался как надо проверить задачу?

Важную роль имеют наводящие вопросы учителя. Например: какими средствами необходимо воспользоваться для решения той или иной задачи? Что приведет к более быстрому получению правильного результата? Необходимо включать в структуру уроков подобные задания, это позволяет вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, и является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников.

В тех случаях, когда перед учителем стоит задача: заинтересовать ученика, пробудить в нем творческие способности, а затем всячески их развивать, главное не эпизодическое решение более или менее творческих задач, а организация такой деятельности на каждом уроке, в условиях которой они вынуждены творить, быть может, не осознанно, не замечая этого.

В традиционной урочной деятельности, чтобы процесс обучения сделать интересным, в каждой работе на уроке, в домашнем задании необходимо предлагать задачи, не имевшие аналога в классе, чтобы учащиеся имели возможность самостоятельно думать, находить решение. Есть две возможности формирования творческих способностей в повседневной работе учителя. Условно первую из них назовем «Придумай задачи», а вторую – «Сделай выбор». Каждая из этих возможностей, ставит ребенка в такую ситуацию, когда репродуктивная деятельность не дает правильного решения. И придумать, и выбрать – это творчество. Так, на уроке мы показываем, комментируем разные подходы к решению задач, а в домашней работе ученики в аналогичных примерах выбирают тот способ решения, который им доступнее. Кроме этого, сам выбор примеров для самостоятельной работы в классе уже в какой–то степени творческая процедура. Поэтому даже в задании на «удовлетворительно» по уровню трудности можно предложить ученику примеров больше, чем нужно для оценки его знаний – пусть выбирает сам. Прекрасно, если есть доступное для детей изложение нового материала, отличное от приведенного в учебнике. И вовсе не потому, что в учебнике «плохо». Но именно для того, чтобы обеспечить учащимся возможность выбора. Очевидно, что, пробуждая творческую активность ученика, могут возникнуть определенные трудности. Сложнее становится с распределением времени урока – ведь все идеи, предложения и способы решения надо выслушать, проанализировать и оценить. Иногда меняется весь план хода урока и остается только импровизация. Очень много приходится выслушать предложений, порой неудачных, и необходимо терпимо относиться к любым ошибкам. Если дети будут бояться ошибиться, то атмосфера подлинного творчества вряд ли будет возможна на уроке. Ведь проблема выбора, как известно, – одна из труднейших творческих проблем.

В основе творческого обучения также можно выделить индивидуальную исследовательскую работу с учеником. Многие учащиеся не всегда могут в процессе обучения на уроке проявить себя в силу своих личных особенностей. Когда же они работают самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, то могут раскрыть свои творческие возможности. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме. А если ученику предлагается возможность выбора, то формируется самостоятельность и ответственность.

В данном параграфе проанализированы подходы к определению такого понятия как творческое обучение. В результате проведенного анализа, можно сделать вывод, что построение процесса обучения на уроках информатики с использованием творческих задач приведет к тому, что ученики будут с желанием и интересом изучать материал и, воспринимать его в полном объеме. Но обучение – это, прежде всего, процесс, а это значит, что необходимо создавать специальные условия для его реализации. Следующий этап исследования заключается в выявлении психолого-педагогических аспектов организации творческого обучения и условий его реализации.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: