Психолого-педагогические аспекты организации обучения с использованием творческих задач, условия для его реализации

урок информатика школа педагогический творческий

В данном параграфе рассмотрены психолого – педагогические аспекты организации творческой деятельности, проведен анализ, в результате которого выявлено, какие необходимо создать условия для ее реализации, так чтобы у школьников возникла заинтересованность в учебе, проанализированы возрастные особенности юношеского возраста, так как именно к этому возрасту относятся ученики средней школы.

Юность, по мнению психолога Немова Р.С., завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста – саморофлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни» [25]. Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, – характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацию выбора [20]. Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния.   Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально – личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой. Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста. В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим). Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира [25].

Главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению [25].

Ведущая деятельность – учебно – профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию.

Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется интерес к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств [25]. Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстрактно – логическое мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, неприятие лицемерия, ханжества, грубости.

Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение со сверстниками – это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта. При построении процесса обучения необходимо учитывать особенности юношеского возраста, чтобы создавать на уроке для учащихся комфортную атмосферу.

Творчество, как процесс имеет разные уровни. Для одного уровня характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения, на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний [4]. Творчество имеет и психологический аспект – личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым происходит становление личности, отличающейся новизной, оригинальностью, уникальностью мышления. В творчестве особое место занимает творческое воображение. Наряду с воображением, творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. [4].

«Творчество – условный термин для обозначения психологического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в относительно новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности» [1].

Педагоги школы считают, что освоение окружающей среды должно осуществляться творчески, поскольку «значение творчества для нашей современности едва ли надо доказывать» [1]. Исходя из того, что «элементы творчества могут быть развиты в личности только в условиях достаточной свободы и инициативы, школа должна «передать в руки» ребят возможно большее количество таких дел, которые требуют инициативы, организации и творчества» [1].

Источником становления личности в развивающей среде, по мнению В.А.Сухомлинского [6], должна быть созданная целостная система принципов, приемов и средств, реализация которых потребует новых концептуальных подходов ко всему процессу организации жизнедеятельности детей и взрослых:

¾ доверительное, активное, творческое взаимодействие педагогов и воспитанников, создающее «коллективную духовную жизнь школы»;

¾ развитие дарований, воспитание разума и творческих способностей каждой личности, поскольку «всякий ребенок по-своему уникален»;

¾ умение педагога «увидеть одаренность ребенка, определить сферу приложения его интеллектуальных и творческих сил»;

¾ предоставление личности огромного выбора возможностей для индивидуального развития и самосовершенствования, создания «атмосферы разнообразного творческого труда»;

¾ максимальное использование специфических возможностей социокультурной среды для решения задач становления личности.

Таким образом, повышение результативности педагогической деятельности возможно при создании эмоционально–нравственной атмосферы официальных и неофициальных отношений педагогического и детских коллективов, организации образовательных занятий, развитие способностей и дарований детей, создания условий для проявления творческого потенциала школьника.

Воображение взаимосвязано с мышлением. Эти два интеллектуальных процесса тесно переплетаются в творчестве. Подобно воображению мышление позволяет прогнозировать конечный продукт творчества. Также, как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; также, как и мышление, оно мотивируется потребностями личности.

В проблемной ситуации, с которой начинается творческая деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая деятельность осуществляется в следующем направлении – система образов и понятий также связана с выбором способа действия, которые осуществляются путем логических рассуждений о представлении того, как будет осуществляться данное действие. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Однако, при наличии весьма приближенных сведений о ситуации, достаточно трудно получить ответ с помощью мышления – тогда, решение получают используя такое качество человека как фантазию.

Следовательно, фантазия в определенной степени включена в творческую деятельность. Однако далеко не всегда процесс воображения (фантазирования) немедленно реализуется в практических действиях человека. Нередко этот процесс принимает, форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Такие образы желаемого будущего называют мечтой.

Многие школьники пропускают или бегло просматривают в книгах описание природы, интерьера или городского пейзажа, словесный портрет персонажа. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют художественное восприятие и эмоциональное развитие своей личности – фантазия не успевает развернуть перед ними яркие и красочные картины.

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности [2].

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды творческого воображения преобладают в ее структуре. Если у подростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне творчества.

Кроме того, творчество всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для школьников, познавших радость и удовольствие от созидательного творческого труда. Яркие эмоции становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, главное, в осуществлении самого этого процесса в известной мере независимо от решения частных, утилитарных задач. Таким образом, эмоциональная насыщенность творческого обучения ведет к интенсификации развития новых мотивов деятельности школьников, что существенно перестраивает мотивационно – эмоциональную сферу ученика.

Определив, что у истоков творчества стоят эмоции, мышление, воображение и фантазия, и, ознакомившись с их способностью влиять на творческую деятельность и стремления к ней, можно сделать следующий вывод. Для активизации указанных процессов у учащихся необходимо вовлечение школьников в процесс творческого обучения. Активное участие учеников в образовательном процессе предусматривает наличие положительной мотивации к обучению. В качестве таковой должны выступать именно познавательные мотивы. Это может быть непосредственный интерес к учению или опосредованный интерес к учебе, связанный с более или менее ясным сознанием того, что она дает.

Непосредственный интерес к учебе (интерес к занятиям, любознательность, стремление повысить культурный уровень) представляет собой внутренний мотив, он побуждает к учению как к достижению определенной цели.

При опосредованном интересе к учебе или внешнем мотиве (наказание и награда, осознание необходимости, давление группы и д.р.) знания и умения выступают лишь средством достижения других основных целей. При таких мотивах сама цель учения может носить вынужденный характер. Внешне мотивированная деятельность вызывает интеллектуальную активность на стимульно – продуктивном, или пассивном уровне. Внутренне мотивационная деятельность вызывает интеллектуальную активность и инициативу на эвристическом и креативном уровне.

Из выше сказанного ясно, что наиболее результативно обучение строится на внутренних мотивах. Но, независимо от того, какой мотив будет выступать в роли ведущего стимула к учению, творчество будет выступать как следствие интереса к учению, а вот качество обучения имеет зависимость от рода мотива. В виду ряда причин, ученик, в отношении к разным предметам не может руководствоваться равной любознательностью. В связи с чем, мотивы, которые определяют преобладание интереса ученика к тому или иному предмету, многообразны. Но в своем большинстве они сводятся к следующим:

¾ непосредственный интерес к самому содержанию предмета, к тому содержанию действительности, которое в нем отражается;

¾ интерес вызывает характер той умственной деятельности, которой требует предмет;

¾ в некоторых случаях интерес вызывается или, по крайней мере, подкрепляет, соответствием склонностям подростка, а также тем, что данные дисциплины хорошо ему даются;

¾ опосредованный интерес к предмету вызывается, далее, связью его с намеченной в будущем практической деятельностью;

¾ в других случаях появление одних интересов исчезновение других мотивируется качеством преподавания.

На становление ведущей мотивации обучения свое непосредственное воздействие оказывает педагог, в ходе своей педагогической деятельности стимулируя мотивацию учения.

Существенная задача педагога заключается в том, чтобы найти наиболее адекватные для учащегося мотивы, для того, чтобы сделать процесс активного включения обучаемых в учебу более эффективным [6], была выделенная группа методов обучения, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых, которая включает в себя две подгруппы:

1. Методы стимулирования и мотивации интереса к учению:

¾ создание эмоциональных, нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности;

¾ познавательные игры;

¾ театрализации и драматизации;

¾ дискуссии, анализ жизненных ситуаций;

¾ создание ситуации успеха в учении

2. Методы стимулирования долга и ответственности:

¾ разъяснение личностной и общественной значимости учения;

¾ требования;

¾ поощрения и наказания.

Стимулируя интерес к учебе, преподаватель стимулирует желание к самостоятельному изучению теоретического материала, решению задач и применению знаний на практике. Известно, что творчество учащихся предполагает элементы самостоятельного поиска, предвидения и прогнозирования (как результатов решений, так и способов деятельности, процессов деятельности) с целью все также самостоятельного усвоения теоретического материала и решение задач по применению знаний на практике. Бесспорным представляется факт, что повышению степени самостоятельности школьников в учебной деятельности способствует переход от задач репродуктивного характера к задачам творческим.

По П.И.Пидкасистому [18] прогнозирование информации – конструирование знаний, а также путей их получения в своем сознании, в своей внешней речи и дальнейшее сверка на правильность с эталонными.

«Уровень творчества» (П.И.Пидкасистый [18]) определяется отношением суммы прогнозируемой информации к сумме всей информации, усваиваемой учеником за единицу времени (урок). Это отношение можно назвать коэффициентом прогнозирования. Если сумму информации, которую ученикам предстоит изучить за урок, условно принять за 100%, то коэффициент ее прогнозирования может колебаться от нуля до единицы. Если вся информация изучается в готовом виде, то коэффициент прогнозирования приближается к нулю; если же половина ее воссоздается на основе поиска, то он составит 50%.

Коэффициент прогнозируемой информации, в том числе и о способах деятельности, можно принять за показатель уровня творческой познавательной деятельности учащихся. Чем больше величина коэффициента прогноза, тем выше уровень творчества и наоборот, чем меньше величина коэффициента прогнозируемой информации, тем меньше вероятность ошибок, но и тем ниже уровень творческой деятельности.

Условием к формированию мотивации творческого обучения выступает индивидуальный подход. Творчество ученика выступает не на пустом месте, оно есть проекция творчества учителя. Совместное творчество преподавателя и ученика воплощается через сотрудничество, поэтому в процессе работы учителю необходимо:

¾ увлечь ребят перспективой совместной деятельности;

¾ определить индивидуальные зоны творческого развития коллектива и его членов в отдельности;

¾ использовать общие подходы к предстоящей деятельности;

¾ находить варианты оптимальных решений;

¾ совместно обсуждать условия предстоящей деятельности и предложенные варианты решения задач в ситуации психологического равновесия учителя и учащихся;

¾ проявлять уважительное отношение к разнообразным подходам к проблеме, выдвигаемых в ходе совместного творчества, обязательно обсуждать каждое мнение;

¾ организовывать творческий обмен идеями, способами работы;

¾ в процессе диалога обеспечить возможность самовыражение личности школьника в творчестве.

Подобные действия со стороны преподавателя способствуют проявлению детского творчества и укреплению детской одаренности.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод, который заключается в необходимости развивать опыт ученика, позволяющий создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Развитие воображения не только значительно повышает интеллект, концентрацию внимания – оно крайне важно в подростковом возрасте для успешного разрешения жизненных конфликтов.

В следующем параграфе необходимо определить особенности уроков информатики, на основе использования творческих задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: