Особенности расчетов платежными картами в Европейских странах

 

В Европе развиты как национальные, так и международные платежные системы, при этом внедрение платежных карт происходило как замещение чековой системы с акцентом на дебетовые схемы. Платежные системы на основе банковских карт в Еврозоне.

В 2008 году в ЕС использовалось более 350 млн. карт, количество безналичных платежей по которым превышают 12 млрд., а количество операций по снятия наличных в банкоматах составляет около 6 млрд. В то же время, современный рынок платежных карт в Европейском Союзе характеризуется высоким уровнем национальной раздробленности. Платежные системы в Еврозоне представлены четырех- и трехсторонними схемами организации. «Четырехсторонние системы включают банк-эмитент, банк-эквайер, держателя карты и предприятие торговли. В трехсторонних системах функции эмитента и эквайера совмещает один банк. Четырехсторонние системы могут быть подразделены на национальные и международные».

Национальные четырехсторонние системы:

Данные системы обслуживают национальные рынки платежей. В Еврозоне существует, по меньшей мере, одна национальная карточная система в каждой стране, например Cartes Bancaires во Франции, Electronic Cash в Германии, GOGEBAN в Италии. В тоже время в Испании действуют три национальные платежные системы.

Национальные платежные системы принадлежат напрямую или косвенно кредитным организациям. Выпускаемые карты могут быть использованы только на территории страны, за исключением случаев выпуска национальных дебетовых карт под брендами Visa (Visa Electron или V-Pay) или MasterCard (Maestro).

Как правило, такая процедура используется для кредитных карт. В связи с этим утверждение о высокой раздробленности карточного рынка более справедливо для рынка дебетовых карт, чем для рынка кредитных карт.

Рассмотрим действие европейских национальных систем на примере Cartes Bancaires (Франция) и GeldKarte (Германия).

Cartes Bancaires

История французской национальной платежной системы Cartes Bancaires восходит к 1967 году, когда шестью банками (BNP, CCF, Credit du Nord, CIC, Credit Lyonnais, Societe Generate) была создана система Carte Bleue. В 1973 году Carte Bleue и Bank Americard (Ibanco, в будущем Visa International) подписали соглашение о выпуске совместного продукта, что позволило клиентам Carte Bleue пользоваться картами за границей Франции. В 1976 году была внедрена дополнительная платежная система EuroCard France, аффилированная с Interbank-Masterchange (в будущем MasterCard).

Группа Cartes Bancaires (СВ) создана в 1984 г. с целью кооперации французских банков на финансовом уровне. В 1986 году были внедрены первые смарт-карты. К функциями группы относятся: определение общих правил и норм взаимоотношений участников, определение некоторых (минимальных) условий соглашений банков с торговцами и держателями карточек, а также ставок по межбанковским услугам. Последняя функция является главной. Все регулирующие функции группы не вторгаются в сферу конкуренции услуг. Группа СВ является исключительно внутри-французской организацией и никак не ограничивает возможности банков по работе с международными платежными системами: банки-члены СВ могут сотрудничать с ассоциациями VISA (через Carte Bleue) и Europay (через Europay France).

В 1992 году все карты группы Cartes Bancaires имели микропроцессор. В 2002 году количество карт в обращении достигло 45 млн. В 2005 году СВ представила новую процессинговую систему. В 2008-2010 группа активно участвовает в единого платежного пространства SEPA.

Кроме ко-брендинга с международными платежными системами СВ использует технологию электронного кошелька как дополнение к Carte Bleue — "Moneo". Причем при использовании совмещенной с Visa карты СВ фактически функционируют 3 системы на одной карте. При оплате покупки стоимостью ниже 10 евро, оплата происходит с помощью электронного кошелька (при использовании обыкновенной карты СВ покупки стоимостью ниже 10 евро невозможны).

Если сумма операции находится в пределах от 10 до 30 евро, держатель карты может выбрать, каким образом совершить операцию: с помощью Моnео или СВ. Если же стоимость покупки превышает 30 евро, по источником средств служит банковский счет. Карта Моnео может также служить в качестве неперсонифицированного кошелька, т.е. она позволяет любому человеку пользоваться системой Моnео без необходимости самостоятельно иметь банковский счет в каком либо банке. На микросхеме карты Моnео может находиться максимальная сумма в 100 Евро. Оплачивать можно покупки, сумма которых не превышает 30 Евро. И ПИН-код по этим операциям не вводится. Эта карта предназначена, прежде всего, для детей, молодых людей и туристов. Для пополнения карты Моnео, необходима любая кредитная карточка. За открытие карты Моnео держатель карты платит от 10 до 15 Евро (в зависимости от банка эмитента). Но есть во Франции банки, которые предлагают это бесплатно. При этом, французская система микроплатежей Моnео совместима по технологии с аналогичными системами в Германии "GeldKarte" и в Люксембурге "MiniCash". Отличие только в том, что по системе "MiniCash" и "GeldKarte" в предприятиях торговли (при оплате товаров и услуг) вводится ПИН-код, а по Моnео не вводится никогда, но все эти карты принимаются на одном терминальном оборудовании.

Система управления платежной системой состоит из управляющего директора, совета директоров, пяти комитетов (бизнес и стратегия, риск-менеджмент, исследования и технологии, информационные системы, государственное регулирование), а также дополнительных групп.

Важная особенность СВ - два ее уровня. В ассоциации есть основные члены - 11 крупных банков, которые принимают принципиальные решения о развитии системы. На сегодняшний день основные члены представлены следующими банками: La Banque Populaire, La Banque Postale, BNP Paribas, Caisses d'Epargne, CIC, Credit Agricole, Credit du Nord, Credit Mutuel, HSBC, LCL (Le Credit Lyonnais) и Societe Generale. Любая новая организация, которая вступает в ассоциацию, должна представляться одним из основных членов – фактически членов начальной олигополии и может стать лишь ассоциированным членом, но не основным членом. Некоторые ассоциированные банки жалуются на недостаток информации по основным проектам платежной системы и невозможность влиять на процесс принятия решений. Основные члены имеют минимальные обязательства по отношению к банкам, которые они представляют (оплата членских взносов, одобрение межбанковских правил, доступ к клиринговой системе). Для того чтобы стать членом СВ, банку необходимо внести членский взнос в размере 50 тыс. евро. Члены СВ самостоятельно выпускают карты, предоставляют предприятиям торговли технологические решения для приема карт к платежу, устанавливают банкоматы. При этом банки имеют право развивать свои собственные рекламные и маркетинговые программы по продвижению банковских карт и расширению эквайринговой сети.

В основе платежной системы СВ лежит концепция межбанковских отношений, основу которой составляют общие принципы и правила - эмитент или эквайер предоставляет услуги того же качества как клиентам конкурентов, так и собственным клиентам. Данные принципы имеют следующие важные последствия для платежной системы:

- владельцы карт могут использовать их в любом терминале продавца или в банкомате без какой-либо дискриминации и бесплатно;

- продавцы заключают только один контракт с банком-эквайером согласно модели, определяемой руководством организации;

- банки не имеют права изменять терминалы и программное обеспечение без разрешения остальных членов ассоциации.

Cartes Bancaires (СВ) является частной некоммерческой организацией группы ведущих французских банков. С экономической точки зрения СВ похожа на Visa International. Французскую систему можно сравнить с VisaNet за исключением того, что она не поддерживает клиринг.

В 2007 году активность по картам группы СВ характеризовалась следующими цифрами:

-выпущено 55.7 млн карт;

-5.85 млрд. платежей по картам СВ в 2007 году, что превышает количество платежей с помощью чеков во всей Европе. Сумма платежей составила 283.3 млрд. евро.

-1.41 млрд. операций по снятию наличных на общую сумму 98.5 млдр. евро.

GeldKarte

Пластиковая система GeldKarte, разработанная компанией Geiseke&Devrient в 1996 г. и поддерживаемая всем немецким банковским сектором, используется в Гермшши, Франции, Австрии и Иславдии. В 2002 году была совершена первая операция по карте GeldKarte через Интернет.

Платежная система GeldKarte не требует выпуска дополнительной карты. В большинстве случаев она реализуется как дополнительная функция для существующей банковской карты. По аналогии с системой Moneo, GeldKarte также можно использовать как отдельный инструмент без привязки к какому-либо персональному банковскому счету. Пополнить такую карту можно как переводом с банковского счета, так и наличными. Для этих целей во многих банках и предприятиях торговли установлены специальные терминалы. В дополнение к функциям платежного инструмента GeldKarte может использоваться в качестве электронного билета, для оплаты парковки (с подсчетом времени), для хранения бонусов, в качестве туристической карты. Максимальная сумма, размещаемая на карте, не может превышать 200 евро, а максимальный платеж - 10 евро.

Система GeldKarte основывается на открытых стандартах, поэтому любая заинтересованная компания может разработать на основе спецификаций программные или аппаратные решения для работы системы. Решения по развитию системы принимаются четырьмя немецкими банковскими ассоциациями - BVR, BdB, VOB, DSGV - и ZKA (Zentrale Kreditausschuss) — центральным органом банковского сектора Германии.

Чип GeldKarte встроен в 70% банковских дебетовых карт. В 2007 году количество карт с чипом GeldKarte превысило 68 млн. Электронные кошельки были использованы для совершения 40 млн. платежей в 600 тыс. точках приема. Средняя сумма денежных средств на карте составила 25 евро, а средний платеж - 2.40 евро.

Международные четырехсторонние системы

К международным четырехсторонним системам относятся Visa и MasterCard используются для совершения платежей за границей, как на территории Европейского Союза, так и по всему миру. В таких случаях национальные карты совмещаются с международными брендами (ко-брендинг), что означает наличие на карте логотипов обеих платежных систем. При использовании карты на территории страны банка-эмитента действует национальная платежная система, а при совершении операции за границей активизируется международная система. Visa Europe Visa Europe - подразделение Visa International, которое, в отличие от подразделений в других регионах, сохранило свою членскую структуру после преобразования Visa International в публичную компанию.

В то же время доля платежной системы в различных европейских странах существенно колеблется. Страны, где значительно присутствие платежной системы Visa Europe, включают Данию, Финляндию, Францию, Исландию, Ирландию, Норвегию, Португалию, Испанию, Швецию и Великобританию. Австрия, Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Швейцария отличаются хорошо развитыми национальными платежными системами.

В начале 2007 года Visa Europe подтвердила полное соответствие требованиям SEPA, а именно:

- были устранены различия между локальными или трансграничными операциями и установлены единые тарифы внутри платежной системы

- были разделены межбанковский процессинг и расчетные технологии. Теперь члены платежной системы могут свободно выбирать время и способ использования различных услуг - с использованием отдельной процессинговой платформы в Европе, не связанной с глобальными системами Visa, платежная система смогла выполнить требования о защите данных

MasterCard

Основным конкурентом Visa Europe является MasterCard Europe, которая управляет бизнесом MasterCard Worldwide на территории Европы. MasterCard Europe работает с 51 страной, головной офис находится в Ватерлоо, в Бельгии.

MasterCrared развивает новые рыночные решения, производит процессинг свыше 16 млрд. операций ежегодно и предлагает консультационные услуги финансовым институтам, клиентам и предприятиям торговли.

MasterCard постоянно работает над тем, чтобы её дебетовая карта Maestro - 287 млн. карт на руках у европейцев - соответствовала всем требованиям SEPA (Единое Европейское Платёжное Пространство), что создаёт основу для плавного перехода к реализации концепции SEPA с января 2008 года.

К 31 марта 2007 г. финансовые учреждения, являющиеся партнерами MasterCard, выпустили в Европе 156 млн. карт MasterCard, общее количество точек приёма карт в Европе осталось на цифре 7,8 млн. Количество карт Maestro и Cirrus в регионе выросло до 287 млн., при этом сеть приёма карт насчитывает 6,47 млн. точек.

В начале мая 2007 года в прессе появилась информация о намерениях крупнейших банков Евросоюза создать единую платежную систему на основе унифицированной дебетовой карточки. По данным Lafferty, европейские кредитные организации, а вместе с ними и регулятивные органы ЕС опасаются Visa и MasterCard. В список банков, озабоченных деятельностью Visa и активностью MasterCard с развивающимся платежным проектом Maestro, входят такие кредитные организации, как Societe Generale, Deutsche Bank, Dresdner Bank, Commerzbank, UniCredit, ABN Amro, ING и Rabobank. На данный момент создана межбанковская рабочая группа, которая рассматривает возможность использовать Евроальянс платежных схем (EAPS) в качестве основы для формирования новой структуры.

Сегодня проект EAPS уже имеет поддержку ряда карточных систем Европы, в числе которых германская ZKA, итальянская Cogeban и испанская Еuro6000. Однако сроки реализации проекта неизвестны, создание Евроальянса находится на этапе обсуждения.

Кроме четырехсторонних национальных и международных систем, широкоприменяются международные трехсторонние системы (American Express, Diners и JCB), которые используются для проведения операций по всему миру. В данном случае ко-брендинг не используется.

Раздробленность национальных платежных систем привела к появлению различий в стандартах и методах ведения бизнеса. Тем не менее, большинство национальных платежных систем предлагают качественные услуги по низкой цене. Данное преимущество ЕЦБ планирует использовать при реформировании платежных систем в Еврозоне.

Трехсторонние платежные системы

В Европе широко применяются международные трехсторонние системы (American Express, Diners и JCB), которые используются для проведения операций по всему миру. В данном случае ко-брендинг не используется.

Раздробленность национальных платежных систем привела к появлению различий в стандартах и методах ведения бизнеса. Тем не менее, большинство национальных платежных систем предлагают качественные услуги по низкой цене. Данное преимущество ЕЦБ планирует использовать при реформировании платежных систем в Еврозоне.

Реформирование платежных систем в Еврозоне

Работа над объединением европейских платежных систем началась в 1993 году, когда Европейский валютный институт (предшественник ЕЦБ) подготовил отчет по минимальным общим условиям. В этом документе были изложены основные принципы, необходимые для организации общей системы расчетов и платежей. Они предназначались для создания одинаковых условий для всех участников (доступ в систему, предотвращение риска, правовые вопросы, стандарты цен на услуги, операционное время).

«В мае 2002 года Европейский платежный совет (ЕРС - European Payment Council) поставил целью создание к 2010 году единой европейской системы расчетов. В сентябре 2005 года ЕПС одобрил единые принципы расчетов с использованием платежных карт и ввел стандарты кредитных переводов и прямых списаний денежных средств. В декабре 2005 года ЕК приняла директиву по оказанию платежных услуг, которая устраняет правовые разногласия при осуществлении расчетов».

Основным направлением реформирования платежной и расчетной системы Евросоюза является создание унифицированной системы европейского платежного пространства (SEPA - Single Euro Payment Area43), которая преследует цели упрощения платежного оборота и упрочение финансовой независимости от США.

Развитие платежей с использованием карт регулируется отдельной директивой по картам внутри системы SEPA (SCF - SEPA Cards Framework). SCF предлагает 3 возможных пути развития карточных платежных системна пути к созданию единого платежного пространства на территории валютного союза:

1. замена национальных платежных систем на международную систему. В данном случае не потребуется дальнейшего использования ко-брендинга. На сегодняшний день на территории Евросоюза банки эмитируют карты двух международных платежных систем — Visa и MasterCard. При этом ЕЦБ (Европейский Центральный Банк) подчеркивает, что конкуренция, ограниченная только двумя платежными системами со сходной структурой и высокими комиссиями, может привести к невозможности поддержания в будущем низкого уровня комиссий за платежи в Европе. Дополнительным моментом, вызывающим беспокойство ЕЦБ, является неопределенность управления в существующих международных платежных системах. MasterCard и Visa (за исключением Visa Europe) отказались от политики, направленной на удовлетворение желаний пользователей, в пользу интересов акционеров. При недостаточном уровне конкуренции подобные решения могут привести к повышению комиссий за обслуживание.

2. развитие через объединение (создание альянса) с другими карточными платежными системами или экспансия существующего бренда на всю еврозону.

При этом допускается создание нового карточного бренда, принимаемого участниками альянса. Использование данных схем рассматривается ЕЦБ как наиболее подходящий вариант развития единого платежного пространства.

3. ко-брендинг с международной платежной системой (уже существует во многих странах на базе MasterCard и Visa), соответствующей требованиям SCF. ЕЦБ признает данное решение наименее приемлемым в современных условиях и невозможности его реализации в долгосрочной перспективе в связи с тем, что оно не приведет ни к экономии на масштабах для SEP А, ни к развитию конкуренции. Тем не менее, данный путь считается возможным для выполнения европейскими банками краткосрочных требований SEP А, поставленных на 2008 и 2010 гг.

Реформирование платежных систем Евросоюза и создание SEPA в разрезе расчетов картами основывается на решении следующих ключевых вопросов:

взаимные комиссии, поощрение конкуренции, практики эквайринга и приема карт к платежу, процессинг, стандартизация, защита информации, мошенничество, мониторинг комиссий за платежи, соответствие требованиям SEPA.

Комиссии

ЕЦБ создал специальную Комиссию для изучения вопроса о комиссиях, уплачиваемых банком-эквайером эмитенту карт, а предприятиями торговли - банку-эквайеру. С одной стороны, комиссии являются эффективным инструментом продвижения платежных карт со стороны эмитента. С другой стороны, они могут оказаться препятствием для развития конкуренции, так как они снижают возможность торговых точек обсуждать размер платежей с банком-эквайером. В результате, Комиссия представила отчет, где сообщается о возможность отмены комиссий. В скором будущем будет разработана политика относительно отмены комиссий в условиях SEPA, при этом ЕЦБ предполагает установить переходный период, чтобы избежать разрушения рынка карточных платежей.

Поощрение конкуренции

Поощрение конкуренции преследует две основные цели: улучшить качество платежных услуг и снизить их стоимость для общества. Предполагается стимулирование конкуренции в трех сферах: между банками-эквайерами и банками-эмитентами; между различными платежными системами; между процессинговыми центрами, проводящими карточные платежи.

Практика эквайринга и приема карт к платежу

На сегодняшний день пока не приняты четкие положения реформирование эквайринга. Специально созданная Комиссия должна уточнить следующие моменты организации SEPA:

- ограничения для эквайринга за границей с помощью комиссий

- позиция по отношению к различным схемам, используемым эквайерами для сокрытия реальных комиссий, уплачиваемых предприятием торговли. Вышеупомянутые «скрытые» комиссии негативно отражаются на конкуренции в отрасли

- запрет на повышение цены товара предприятиями торговли при совершении платежа по карте

- правило «принятиек платежу всех карт», которое обязывает предприятие торговли обслуживать все карты, выпущенные под брендом

Процессинг

SFC предполагает выбор банками способа процессинга карточных платежей.

При этом предъявляются определенные требования к эффективной организации процессинга, такие как недопущение требований платежной системы об использовании банками определенного процессингового канала или перекрестного субсидирования между процессинговыми центрами и платежными системами.

Стандартизация

Стандартизация предполагает работу по исчезновению технологических барьеров при приеме карт SEPA, прежде всего это касается переоборудования торговых точек. Стандарты разрабатываются для каждой фазы технологической цепочки (держатель карты - терминал, терминал - эквайер, эквайер - эмитент). Инструментом развития стандартизации является использование сертификатов.

Причем орган сертификации предполагает быть независимым от платежной системы.

ЕРС проводит исследование о том, каким образом требования SCF, особенно возможность взаимодействия сетей, могут быть представлены в стандартах, разрабатываемых в настоящее время.

Защита информации

Так как совершение платежа по карте требует передачи существенной персональной информации. В связи с этим предполагается разработать процедуру передачи данных за пределы Европейского Союза. При этом исключается возможность передачи неагрегированных данных для целей статистики и маркетинга за пределы Европейского Союза.

Мошенничество

На борьбу с мошенничеством направлено соглашение о внедрении EMV технологии. Дополнительно к этому ЕРС разрабатывает стратегию по борьбе с мошенническими операциями, уделяя особое внимание операциям при пересечении границы государств внутри ЕС.

Мониторинг комиссий за платежи

ЕЦБ выражает обеспокоенность, что выполнение требований перехода на SEPA приведет к увеличению цен. Кроме того, в условиях отсутствия необходимой статистики клиенты некоторых банков могут почувствовать повышение комиссий при понижении их общего уровня. В результате было принято решение о внедрении мониторинга за комиссиями по картам в ближайшее время.

Соответствие требованиям SEPA

Европейским Центральным Банком был разработан перечень требований к банкам при работе с создаваемой в результате реформы карточной платежной системе:

- предложение одинаковых условия для торговых точек и держателей карт вне зависимости от места проведения операция внутри еврозоны. Дополнительные платежи и надбавки запрещены

- установление единственной суммы комиссии за проведение операции для всей еврозоны внутри бренда

- определять и публично раскрывать средне и долгосрочную стратегию развития, согласующуюся с целями SEPA

- раскрывать комиссии за проведение операций и их методологию расчета, а также предоставлять их на рассмотрение в соответствующие органы

- соблюдать требования, которые будут разработаны Европейской Комиссией, в целях поощрения конкуренции и прозрачности бизнеса

- эффективно разделять управление карточными программами и процессинговыми услугами для исключения возникновения конкурентных преимуществ при пользовании услугами собственного процессингового центра

- участвовать в создании стандартов при своевременном их внедрении

- избегать передачи любой персональной информации о платежах в неагрегированной форме странам, не входящим в состав ЕС

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: