Пластиковые карты в Казахстане

 

Платежные карты занимают второе место среди используемых платежных инструментов физическими лицами после переводов. Казахстанский рынок платежных карт характеризуется высокими темпами увеличения количества платежных карт в обращении и сумм проводимых операций.

В то же время, хотя количество выпущенных банковских карт и растет рекордными темпами. По состоянию на 1 апреля 2010 года банками Казахстана выпущено 7,837 млн платежных карточек, а количество держателей карт составило 7,387 млн человек. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года зафиксирован рост на 12,4% и 12,8% соответственно, на основании этого показателя нельзя делать окончательные выводы о росте рынка, так как существует значительное количество действующих, но не используемых банковских карт. (См. Таблицу 2)

Наиболее распространенными в республике платежными картами остаются карты международных систем, их доля составляет 97,9%, доля карт локальных систем - 2,1%. На 1 апреля 2009 года данное соотношение составляло 97,6% и 2,4% соответственно. В Казахстане на начало апреля текущего года установлено 7 110 банкоматов, что на 8,9% больше, чем на 1 апреля 2009 года. Количество POS-терминалов увеличилось на 8,5% - до 23 154 единиц.

В марте 2010 года объемы транзакций с использованием платежных карт казахстанских эмитентов составили 258,6 млрд тенге (рост по сравнению с мартом 2009 года составил 25,3%). Количество транзакций за март 2010 года составило 11,8 млн и увеличилось по сравнению с мартом 2009 года на 17,4%. При этом рост количества и суммы безналичных платежей составил 35,1% (2,2 млн транзакций) и 53,3% (33,4 млрд тенге), а операций по снятию наличных денег 13,9% (9,5 млн транзакций) и 22% (225,1 млрд тенге) соответственно. В процентном соотношении составляет безналичные платежи 65,9%, а операции по снятиям наличных 34,1%. (См. рисунок 2.5)

Казахстанский рынок банковских карт, несмотря на кризисные явления в мировой экономике, продолжает демонстрировать рост по сравнению с предыдущими годами и является одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных сегментов финансового рынка в Казахстане. На рынке представлены большой ассортимент услуг и значительное количество разнообразных карточных программ. По данным Национального банка, в настоящее время в Казахстане в среднем на двух человек приходится одна платежная карточка. Тогда как еще в 2004 году одна карта приходилась в среднем на 6 человек. Количество платежных карт, находящихся в обращении, за последние 10 лет в Казахстане увеличилось более чем в 8 раз и составляет в настоящий момент более 7,6 млн. ед. При этом, соответственно, в 8,2 раза возросло число держателей платежных карточек. Так, по состоянию на 1 ноября 2010 года количество держателей платежных карточек составило 7,9 млн. человек по сравнению с 860 тыс. человек в 2000 году.

Сегодня выпуск платежных карточек фактически осуществляют 20 банков и АО «Казпочта». Банками второго уровня выпускаются платежные карточки локальных систем: Altyn Card – АО «Народный Банк Казахстана»; SmartAlemCard –АО «БТА Банк» и локальная карточка Ситибанка Казахстан - АО «Ситибанк Казахстан». Кроме того, банками Казахстана выпускаются и распространяются платежные карточки международных систем: VISA International, Europay International, American Express International, China Union Pay и Diners Club International. Наиболее распространенными платежными карточками являются карточки международных систем, их доля составляет 97,9%, доля карточек локальных систем - 2,1%. При этом следует отметить, что в основном банками Казахстана выпускаются дебитные платежные карточки (90,8%), доля кредитных карточек составляет - 9,1%, предоплаченных карточек 0,1%. Небольшая доля кредитных карточек связана как с ценой их обслуживания, так и с возможностью установления кредитного лимита по дебитным карточкам. Следует отметить тенденцию сохранения стабильного развития рынка платежных карт. Вместе с тем характерная особенность казахстанского рынка платежных карт - это выраженный дисбаланс в пользу операций снятия наличных через банкоматы при незначительной доле транзакций, совершаемых через торговые терминалы.


Рисунок 2.5 Структура операций по картам в Казахстане, %

 

Таблица 2. Показатели карточек в Казахстане

Показатели на 01.01.08 на 01.01.09 на 01.01.10 на 01.01.11
Количество карточек в обращении (тыс.ед.), в т.ч. 5 616.0 7 173.0 7 614.6 8 392.2
- локальные системы 202.1 181.3 158.0 171.7
- международные системы, в том числе: 5 413.9 6 991.7 7 456.5 8 220.5
- Visa International 4 172.5 5 612.6 6 046.0 6 855.7
- Europay International 1 239.7 1 372.8 1 402.5 1 353.3
Количество держателей карточек (тыс.чел.), в т.ч. 5 334.7 6 642.6 7 135.7 7 817.3
- локальные системы 191.5 150.9 150.2 163.9
- международные системы, в том числе: 5 143.2 6 491.8 6 985.5 7 653.4
- Visa International 3 939.9 5 185.4 5 627.8 6 338.9
- Europay International 1 201.8 1 300.3 1 349.9 1 303.3
Количество использованных карточек (тыс.ед.), в т.ч. 2 971.1 3 218.7 3 694.4 4 271.9
- локальные системы 107.8 54.9 91.0 97.2
- международные системы, в том числе: 2 863.3 3 163.8 3 603.4 4 174.7
- Visa International 2 191.3 2 476.3 2 835.9 3 453.5
Продолжение таблицы 2        
Показатели на 01.01.08 на 01.01.09 на 01.01.10 на 01.01.11
- Europay International 671.2 684.4 763.1 714.8
Количество POS - терминалов (шт.), в т.ч. 16 412 20 442 22 913 25 914
у торговых предприятий 13 143 16 325 18 445 21 156
в банках 3 269 4 117 4 468 4 758
Количество импринтеров (шт.), в т.ч. 1 033 883 831 711
у торговых предприятий 592 480 441 401
в банках 441 403 390 310
Количество банкоматов (шт.) 4 364 6 234 6 956 7 605
Количество торговых предприятий (ед.) 7 391 9 030 10 089 10 721
Среднемесячные остатки на карт-счетах (млн.тг.) 81 135.8 111 724.2 120 381.8 153 939.1

Примечание – составлено автором по источнику www.nationalbank.kz

 

Вместе с тем характерная особенность казахстанского рынка платежных карт - это выраженный дисбаланс в пользу операций снятия наличных через банкоматы при незначительной доле транзакций, совершаемых через торговые терминалы. Это обусловлено прежде всего недостаточной развитостью сети предприятий торговли и сервиса, принимающих к оплате банковские карты, а также привычкой населения рассчитываться наличными.

Кроме того, очевидным является наличие диспропорций в региональном разрезе республики в использовании платежных карт. Наибольший объем безналичных платежей, приходящихся в среднем на одного держателя карточки, наблюдается в Алматы, Алматинской и Северо-Казахстанской областях. Наименьшее использование карточек в безналичных расчетах наблюдается в Жамбылской и Карагандинской областях. Повсеместное распространение платежных карточек затрудняет неравномерный уровень социально-экономического развития регионов Казахстана. Одним из главных условий для вовлечения экономически активного населения в рынок платежных карточек является наличие постоянного дохода, не ниже определенного уровня. В противном случае выпуск и обслуживание данной карточки для банка не будет являться эффективным из-за редкого его использования держателем карточки.

Сдерживающим фактором развития безналичных расчетов с использованием карт в сфере розничных платежей являются различия в технологических платформах платежных систем, функционирующих на территории Республики Казахстан. Это препятствует формированию единой инфраструктуры, обеспечивающей взаимный прием и обслуживание карт банков - участников различных платежных систем. Отсутствие технического взаимодействия между процессинговыми центрами этих систем приводит не только к локализации предложений в сфере розничных услуг в границах области (района, города), но и к удорожанию инфраструктуры, обслуживающей розничный платежный оборот.

Среди других проблем, препятствующих дальнейшему успешному развитию карточного бизнеса, можно назвать: недостаточное развитие платежной инфраструктуры и ее неравномерное региональное распределение; несовершенство законодательной базы; стремительное развитие карточного мошенничества; быстрое распространение небанковских сетей самообслуживания; существующая тарифная политика платежных систем (платежи за инкассацию наличных денег ниже, чем комиссии, установленные платежными системами за безналичные расчеты); низкий̆ уровень качества обслуживания держателей̆ карт, в том числе реализованных в рамках зарплатных проектов; недостаточность сведений о месторасположении устройств по приему платежных сервисов и недостаточная информированность населения о преимуществах их использования при безналичных расчетах; отсутствие национальной̆ платежной̆ системы и единой̆ концепции развития платежного рынка.

Однако есть основания предполагать, что с развитием сети POS-терминалов доля оплаты товаров в структуре карточных транзакций будет увеличиваться и достигнет значений, соответствующих уровню стран Восточной Европы (40-50%). Однако в настоящий момент в Казахстане данный показатель составляет около 15%. В Казахстане заложен фундамент для построения эффективно функционирующей системы электронных платежей. Однако участникам отрасли необходимо принять совместные решения относительно того, как развивать платежные системы, чтобы в конечном итоге они удовлетворяли требованиям массового рынка, и какие шаги необходимо предпринять для ускорения этого процесса. Это позволит Казахстану реализовать потенциал платежных систем мирового класса, который необходимо использовать для повышения эффективности национальной экономики и финансового сектора.

Мощным толчком к внедрению «карточных» программ стало создание в 90-х годах в Республике Казахстан большого числа коммерческих банков и, как следствие, возникновение конкуренции в сфере банковских услуг. С другой стороны, развитие рыночных преобразований в казахстанском обществе способствовало созданию слоя людей, нуждающихся в широком спектре банковских услуг, реализовать которые с использованием традиционных методов и технологий было бы просто невозможно. Иными словами, банки должны были пойти на внедрение новых информационных технологий, чтобы отвечать требованиям времени.

На рынке пластиковых карт в Казахстане, пять наиболее крупных банков активно предлагают свои услуги на рынке банковских карточек. Карточки предлагаются следующими банками: АО "Казкоммерцбанк" (ККБ), АО "Народный банк Казахстана" (Халык Банк), АО "Альянс Банк", АО "Банк БТА", АО "Темiрбанк".

Данные пять банков предлагают одинаковые карты международной платежной системы Visa и MacterCard. Такие карты как:

· Электронные: Visa Electron Instant, Visa Electron, Maestro International

· Классические: Visa Classic, MasterCard Standard

· Золотые: Visa Gold, MasterCard Gold

· Платиновые: Visa Platinum, MasterCard Platinum

· Виртуальная Visa Virtuon (Reference Card)

· Зарплатные карты

Наиболее известных казахстанскому потребителю, - карточки VISA. Данный сектор рынка является наиболее широко представленным банками и наиболее старым в Казахстане. На нем находятся все банки, занимающиеся эмиссией карточек. Банками предлагаются следующие типы карточек:

· VISA Electron    

· VISA Classic

· VISA Business

· VISA GOLD

В среднем стоимость выпуска карточки с годовой комиссией по банкам одинакова, однако некоторые банки разделяют эту сумму. А некоторые годовое обслуживание вносят в стоимость выпуска карточки. В основном стоимость карточек отличается по страховому депозиту и по стоимости изготовления дополнительной карточки.

Карточки Еurocard/MasterCard (ЕС/МС) еще плохо развиты на нашем рынке. Это связано прежде всего с тем, что процесс вхождения в эту систему и сертификация в ней более сложны, чем вхождение и сертификация в VISA. В Казахстане эти карточки предлагаются только АО «Казкоммерцбанк» и АО «Народный банк Казахстана». Банки предлагают следующие типы карточек:

· Cirrus/Maestro

· ЕС/МС Маss

· ЕС/МС Вusiness

· ЕС/МС Gold

Ситуация по стоимости карточек аналогична ситуации с карточками VISA. Стоимость выпуска карточки и годовой комиссии приблизительно одинакова, основное различие - в величине страхового депозита. Выпуская карточки, каждый банк имеет и свои специфические продукты, отличающиеся от стандартного набора, но все же наследующие основные принципы политики банка.

Кроме изготовления карточек, банки снимают комиссии за:

· взносы наличными на карточный счет;

· взносы безналичными на карточный счет;     

· выдачу наличных;

· конвертацию средств на карточных счетах;

· перевод денежных средств с карточных счетов на другие счета;

· предоставление архивных выписок;

· блокирование карточек.

Тенденции развития Казахстанского рынка платежных карт

В банковском деле последние два десятка лет происходят интенсивные изменения, которые связаны с бумом IТ-технологий. В результате чего меняется банковское производство, а именно:

1. дешевеет оборудование, наращивается производительность, увеличивается пропускная способность коммуникационных каналов, таким образом, снижается экономический порог вхождения в бизнес и время, необходимое для его организации;

2. бизнес-среда становится более конкурентной;

3. развивается специализация и аутсорсинг.

4. происходит интеграция и поиск дополнительных рынков сбыта среди клиентов небанковских и нефинансовых структур. Примером могут служить многочисленных совместные программы, в частности, со страховыми компаниями, совместный маркетинг, различные дисконтные программы;

5. появление новых каналов связи с клиентом: банкомат, интернет-банкинг, мобильный банк; стремление максимально удовлетворить потребности клиента.

Среди тенденций, характерных непосредственно для российского рынка платежных карт можно назвать: увеличение количества платежных карт, экспансию международных платежных систем, рост конкуренции, региональную экспансию, развитие ко-брендинговых проектов, а также продуктов сегмента премиум, разработку и внедрение систем дистанционного управления счетом.

Рост рынка происходит за счет развития зарплатных проектов и рынка кредитных карт. Стоит отметить, что возросшая конкуренция все больше заставляет банки ориентироваться на качественные, а не на количественные показатели. То есть не на количество выпущенных карт, а на объем средств, хранящихся на карточных счетах в банке. Чтобы увеличить этот объем, банки активно продвигают пластиковую карту как средство расчета при совершении покупок.

Экспансия международных платежных систем — еще одна из тенденций,

характерных не только для Казахстана. Национальные карточные продукты оказываются неконкурентоспособны с картами международных систем. По сути, на данный момент сформирован олигополистический рынок платежных карт. Ущемление конкуренции несет свои негативные последствия, основным из которых является высокий уровень тарифов за услуги. Так как международные платежные системы уже не являются объединением банков, а представляют собой коммерческие организации, то контроль за огромным рынком розничных безналичных платежей со их стороны вызывает опасения в банковском сообществе.

Тенденция, связанная с внедрением совместных продуктов, обусловлена успешной практикой сотрудничества между банками и предприятиями торговли.

Развитие аффинити-проектов направлено на удовлетворение потребностей потребителя и стимулирование роста платежей в предприятиях торговли и, соответственно, на увеличение дохода банка от эквайринговых операций. Однако качество предоставляемых дополнительных возможностей является дискуссионным вопросом. Несмотря на то, что совместные продукты предлагают практически все банки, эмитирующие платежные карты, данные услуги не востребованы клиентами и не являются фактором, определяющим выбор кредитной организации или продукта. Дело в том, что предприятия торговли, как правило, предлагают более выгодные условия для постоянных клиентов, чем для держателей аффинити-карт. Небольшие размеры скидок и бонусов также снижают востребованность таких продуктов. Большинство клиентов не владеют информацией о возможностях, которые предоставляет их платежная карта.

Активное развитие сегмента премиум и привлечение клиентов на индивидуальное обслуживание (private banking) - еще одна тенденция рынка платежных карт в Казахстане. Банки заинтересованы в работе с клиентами, имеющими высокий доход с силу ряда факторов, среди которых установление корпоративных контактов, возможность продать дополнительные услуги (особенно в части инвестиционных продуктов), значительная сумма средств, размещаемая клиентом на счете, а также высокий доход, получаемый от работы с данным клиентом.

Private banking находится в стадии активного роста в Казахстане, так как увеличиваются суммы, переданные в управление состоятельными людьми, растет число клиентов. В то же время казахстанский рынок услуг private banking все еще формируется.

Это видно хотя бы по тому, что понимание термина private banking имеет разную интерпретацию на этом рынке. Иногда под этим термином подразумевается чистое управление активами, в других случаях так называют VIP- обслуживание клиентов коммерческих банков. Безусловно, private banking — это комплекс различных, порой достаточно далеко стоящих друг от друга услуг.

Спектр предоставляемых продуктов и услуг напрямую зависит от профиля банка, его глобальных и локальных возможностей, наличия инвестиционно-банковского и корпоративного направлений, наличия платформ ≪открытой архитектуры≫, возможностей по структурированию состояний и, безусловно, по финансированию.

Для полноценной работы с VIP-клиентами банкам необходимо предоставлять полный перечень услуг для физических лиц, в том числе выпуск и обслуживание платежных, в том числе кредитных, карт. Международные платежные системы предлагают продукты класса премиум с более высоким уровнем обслуживания, дополнительными услугами по более высокой цене. Эти платежные карты подчеркивают особый статус их владельца. В Казахстане именно статус продукта играет основную роль, так как другие преимущества не играют такой роли при выборе платежной карты.

Развитие систем дистанционного управления счетом, среди которых Интернет- банкинг, мобильный банк, а также электронные Интернет-платежи, также является одной из тенденций развития высокотехнологичного рынка безналичных платежей. Особую актуальность и дискуссионность данному вопросу придает возможность в будущем уйти от наличных платежей и перевести все расчеты в безналичные. Высокий уровень мошенничества и ненадежности электронной информации, а также развитие анонимных операций вызывает законное беспокойство регулирующих органов.

Достаточно широкая распространенность платежных карт, возможность оплаты практически в любой валюте мира, простота использования, неопределенный статус платежных систем, оперирующих цифровой наличностью и в совокупности с растущим карточным рынком Казахстана — все эти факторы могут привести к быстрому росту карточных электронных платежных систем в нашей стране. Понимая это, многие интернет-магазины стремятся организовать прием карт как средства оплаты. Вместе с тем, для реализации этого необходимо выбрать соответствующую платежную систему, а также банк, который будет непосредственно осуществлять интернет-эквайринг. Но эта задача комплексная, и банки-эквайеры в большинстве случаев очень придирчивы к своим партнерам в реализации электронных платежей. Высокие риски и невысокая доходность на рынке интернет-эквайринга приводят к тому, что количество банков, оказывающих соответствующие услуги, ограничено. На сегодняшний день в Казахстане только несколько банков осуществляют Интернет-эквайринг.

В отношении используемых платежных инструментов, стоит отметить, что их перечень постоянно расширяется, развитие происходит по основным двум направлениям:

- использование новых технологий, которое приводит к созданию новых платежных инструментов

- модернизация уже существующих платежных инструментов, характеризующаяся появлением новых возможностей использования

Для карточного платежного оборота характерна именно модификация существующих инструментов — платежных карт - по основным направлениям, описанным ниже. Во-первых, это изменение применяемых технологий, например переход от использования магнитной полосы к чиповым решениям. Во-вторых, расширение возможностей дистанционного управления движением денежных средств: совершение операций по номеру карты без ее фактического наличия, использование интернет-банкига и мобильного-банкинга. Не менее важным является развитие кооперации банков и платежных систем с другими субъектами экономики, проявляющееся во внедрении бонусных схем, и стимулировании спроса на продукты. Также стоит отметить изменение характера самих инструментов, которые могут быть как дебетовыми, так и кредитными и комбинированными.

Карты становятся все более востребованными при использовании различных финансовых инструментов, таких как паевые фонды и инвестиции в ценные бумаги. Разнообразие счетов, предлагаемых для открытия клиентам, также открывает дополнительные возможности для использования платежных карт.

Таким образом, платежные карты с их практически неограниченными возможностями после внедрения чиповых технологий все шире приникают в платежный оборот, в результате которого возникают гибридные инструменты используемые в смежных сферах. Карты могут использоваться как для очень крупных, так и для очень мелких покупок, многообразие инструментов позволяет подобрать практически индивидуальный продукт для клиента.

По мнению автора диссертации, наиболее яркой тенденцией, способной кардинально изменить карточный платежный оборот является растущая индивидуализация платежных карт, которую необходимо развивать для достижения цели снижения наличного обращения в платежном обороте.

Развитие карточного платежного оборота невозможно без соответствующего распгарения платежных инфрастуктур, которые должны обеспечивать обширную, надежную сеть покрытия для расчетов платежными картами. В настоящее время, особенно в развивающихся странах, происходит быстрый рост точек приема платежных карт, как ПОС-терминалов на предприятиях торговли, так и банкоматов. Но в то же время все большее значение приобретает операционная устойчивость платежных инфраструктур, надежность каналов связи, минимизация операционных рисков, технических сбоев и борьба с мошенничеством. Платежная инфраструктура играет ключевую роль в развитии карточного платежного оборота и усилении его роли в совокупном платежном обороте. Платежные инфраструктуры используются для инициирования и клиринга платежных инструментов, обработки и передачи информации, а также перевода денежных средств между участниками расчетов, то есть завершения расчетов. В настоящее время к платежным инфраструктурам применяются требования по соблюдению скорости расчетов, снижению операционных рисков и повышению надежности, а также сохранению конфиденциальности информации при передаче и хранении данных.

Основные тенденции, связанные с развитием платежных инфраструктур, включают в себя: увеличение скорости расчетов, повышение контроля за расчетами со стороны регулирующих организаций и участников платежных систем, минимизацию операционных рисков, внедрение новых технологий и расширение зоны покрытия. Данные тенденции объясняются потребностями в дальнейшем развитии карточных платежей и усилиями участников, направленных на изменение структуры расчетов в пользу безналичного платежного оборота. Также одной из тенденций является расширение понятия финансовые учреждения, принимающие участие в совершении карточных платежей. Одновременно наблюдается тенденция усиления контроля над такого рода учреждениями, что объясняется как спецификой их работы с чужими денежными средствами, так и требованиями к тщательному мониторингу операций на предмет выявления попыток легализации доходов, полученных преступным путем, и пресечения финансирования терроризма.

Роль финансовых учреждений невозможно переоценить, так как именно они предоставляют услуги, связанные с расчетами платежными картами, разрабатывают новые продукты и инвестируют в расширение и модернизацию существующей инфраструктуры. Финансовое положение посреднических организаций особенно при отсутствии значительной государственной поддержки всегда отражается на положении клиентов, доверяющих им свои денежные средства, поэтому тенденция усиления контроля и необходимость поддержания ликвидности финансовых учреждений полностью оправдана в современных условиях. Слишком рискованная продуктовая политика или недостаточное внимание к операционным рискам может подорвать не только деятельность конкретного банка, но также отразится и на его клиентах и контрагентах, для которых он является посредником. Рыночное взаимодействие осуществляется через соглашения, договоренности или договоры по созданию различных платежных инструментов и услуг, формированию цен на них, а также их предоставлению и приобретению.

Ценообразование приобретает особое звучание в виду существования олигополии на казахстанском рынке платежных карт. В тоже время недостаточность информации о предоставляемых услугах, приводит к возникновению недовольства среди клиентов банков, что ярко проявилось на первоначальном этапе развития рынка кредитных карт в Казахстане.

Развитие координации действий и одинакового понимания процессов является необходимым условием существования эффективных карточных платежных систем и расширения карточного платежного оборота. Поэтому рыночное взаимодействие играет столь важную роль, но для его развития требуются усилия не только со стороны пользователей услуг, но и со стороны регулирующих органов, занимающихся реформированием законодательства, регулированием правил работы на рынке и контролем за финансовыми учреждениями.

Потребность в дальнейшем развитии рыночного взаимодействия проявляется в организации конференций и семинаров, как национальных, так и международных, как на уровне регулирующих органов, так и между непосредственными участниками расчетов.

Консультации с заинтересованными сторонами являются важным инструментом стратегического планирования и развития эффективных рынков платежных услуг. Они способствуют получению информации для центральных банков и иных ключевых заинтересованных сторон о возникающих тенденциях и процессах развития. Важными заинтересованными сторонами, вовлеченными в консультационный процесс, помимо центрального банка могут быть:

- банковские и платежные ассоциации, ассоциации по ценным бумагам, а также некоторые из их основных отраслевых участников;

- организации финансовой инфраструктуры, такие, как операторы платежных систем, и, по ряду вопросов, операторы фондовых бирж и систем расчетов по ценным бумагам;

- потребительские, розничные ассоциации, ассоциации частного и государственного секторов по казначейским операциям.

На современном этапе развития карточного платежного оборота можно отметить основную тенденцию, связанную с расширением и увеличение числа заинтересованных сторон, что объясняется более обширным использованием платежных карт в обороте и все возрастающей универсальностью продукта. Так уже сейчас платежные карты позволяют производить уплату платежей в бюджет, управление инвестиционными счетами и т.п. Но в виду определенной специфики некоторых инструментов, например участия в паевых фондах или реализация социальных программ с использованием платежных карт требуются расширенные консультации с заинтересованными сторонами, направленные на минимизацию будущих ошибок.       

Совершенствование нормативно-правовой базы карточных платежных систем и регулирование платежного оборота снижает правовую неопределенность и риск для участников платежных инфраструктур и рынков услуг. В настоящее время правовая основа как правило не успевает за меняющимся платежным оборотом, на практике используются инструменты, нормативная база для которых до сих пор окончательно не определенна. Например, в Казахстане практически не регулируются платежные организации, дистанционно принимающие от клиентов платежи за услуги третьих лиц, в то время как они с каждым годом играют все большую роль в платежном обороте. В связи с этим одной из тенденций карточного платежного оборота является постоянное изменение/дополнение нормативно-правовой базы, регулирующей его, что, несомненно, является положительной тенденций, хотя и создает определенные проблемы на практике.

Наиболее важной тенденцией в области наблюдении и государственной политики в Казахстане является разработка новой методики по выявлению и идентификации частных платежных систем, по оценке их рисков и эффективности функционирования, а также оценке правил их деятельности. Национальный Банк уделяет особое внимание концептуальным основам проектов нормативных актов и документов инструктивно-методического характера, регламентирующих порядок проведения наблюдения за частными платежными системами, вопросам разработки показателей отчетности и апробации указанных документов в регионах.

Факторами, препятствующими развитию рынка безналичных платежей посредством банковских карт, по мнению автора, являются: недоразвитость инфраструктуры; психологические барьеры, связанные со стереотипом о низком уровне безопасности платежных карт и развитием мошенничества; высокая стратификация доходов населения; отсутствие полноценной государственной политики в отношении рынка платежных карт и электронных платежей и систем.

Для развития карточного платежного оборота в Казахстане требуется в первую очередь решить экономические проблемы страны, среди которых различный уровень благосостояния и развития в регионах, низкий уровень финансовой грамотности населения, высокий уровень бедности. Средний класс в Казахстане фактически не сформирован, что сказывается на уровне спроса на банковские услуги.

В настоящее время распространение карт происходит ≪насильственным≫ путем через зарплатные проекты и не направлено на удовлетворение потребностей держателей карт.

Эволюция мошенничества с пластиковыми картами шла одновременно с совершенствование самих карт и методов расчетов на и основе. Суть мошеннических операций состоит в выяснении номеров счетов/карт, изготовлении фальшивых карт, перекачивании денег с их помощью со счетов истинных владельцев на счета подставных фирм или физических лиц.

Теоретически мошенничество может произойти на любой стадии выпуска и функционирования карты: в банке-эмитенте; в банке, обслуживающем торгово-сервисную сеть; в торгово-сервисной сети; непосредственно в среде держателей карт; в компаниях, обслуживающий информационный обмен между участниками платежной системы. Но основные потери от мошенничества с пластиковыми картами несут банки-эмитенты (а на практике, клиенты банка), так как практически все известные методы мошенничества построены именно на несанкционированном списании средств со счетов клиентов эмитента. Данный факт сдерживает развитие использования платежных карт для оплаты товаров и услуг, особенно в сфере Интернет-платежей. Особую обеспокоенность вызывает отсутствие полноценной государственной политики в отношении рынка платежных карт, которая предусматривала бы как законодательное регулирование всего комплекса отношений между участниками рынка, так и разработку программ поддержки отечественных инновационных решений в области расчетов платежными картами. На сегодняшний день не разработаны методические рекомендации для банков, отсутствует единый подход к регулированию рынка платежей со стороны Центрального Банка и государства (примером может служить регулирование деятельности платежных терминалов), не разработаны нормы для электронных платежных систем. Таким образом, рынок развивается значительно быстрее законодательства, что приводит к возникновению дополнительных рисков во всей платежной системе.

Дальнейшие возможности развития рынка платежных карт в Казахстане связаны со следующими факторами:

1. развитие менеджмента и маркетинга. Качественное управление на всех стадиях жизненного цикла продукта, в том числе продуманные рекламные и бонусные программы, направленные на привлечение новых клиентов будут играть основную роль для построения успешного карточного бизнеса в кредитной организации.

2. массовое распространение кредитных и в особенности смарт-карт, позволяющих комбинировать различные продукты, в том числе небанковские. Причем, развитие кредитных карт необходимо соизмерять с уровнем принимаемого риска для избежания возникновения финансовых кризисов.

3. Развитие расчетных и кредитных продуктов на базе банковских карт для предприятий малого бизнеса. Также одним из нереализованных перспективных проектов являются корпоративные карты.

4. Будущее платежных карт невозможно представить без использования новых технологий. Уже сейчас существует возможность бесконтактной оплаты товаров и услуг. В скором платежные карты должны полностью вытеснить наличные средства, в связи с этим бесконтактные технологии и смарт-карты должны получить новое развитие совместно с модернизацией дистанционных сервисов управления счетом. Использование новых технологий поставит вопрос об их применимости в рамках существующей инфраструктуры по приему карт, что приведет к модернизации оборудования, либо его замене.

5. Отдельным вопросом является конкурентная среда на рынке платежных карт и вопрос об ее эффективности. Перспективы развития платежного оборота связаны с изменением структуры рынка, так как в настоящий момент она не является оптимальной.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: