Основные направления реформирования платежной системы Казахстана

 

Развитие казахстанского рынка платежных карт является одним из важнейших факторов при решении задач по сокращению расчетов наличными деньгами и развитию безналичных расчетов в области розничных платежей.

Развитие карточной индустрии обеспечивает повышение прозрачности финансовых операций, прирост налоговых поступлений, существенно снижает издержки, связанные с обслуживанием наличного денежного оборота, ведет к увеличению объема привлеченных денежных средств в банковскую сферу и, соответственно, кредитных возможностей банков, а также во многом способствует активному развитию смежных сфер деятельности, таких как производственная, социальная и сфера занятости.

Одним из ключевых вопросов, связанных с анализом перспектив платежного оборота посредством банковских карт, является вопрос реформирования существующей системы. Особую роль здесь играет возможность создания национальной платежной системы и значение конкуренции для эффективного функционирования рынка платежей.

Основными причинами необходимости реформирования рынка являются то, что на данный момент рынок носит олигополистический характер, что негативно отражается на цене услуг. В то же время вопрос о возможности развития конкуренции в сфере карточных платежей, способной нивелировать последствия контроля рынка двух международных платежных систем, является дискуссионным.

Это связано с высоким уровнем развития инфраструктуры по приему и эмиссии карт Visa и MasterCard, известностью брендов, надежность операций и четкими правилами работы. Искусственное создание национальных платежных систем, в том числе с поддержкой государство, может не дать значительного положительного эффекта для развития конкуренции на рынке, повышения качества услуг и снижения цен.

Дело в том, что, несмотря на ориентированность кредитных организаций на выпуск карт международных платежных систем, почти все операции с их использованием совершаются на территории Казахстана. В этой связи, в целях гармонизации национального рынка розничных платежных услуг и выработки базовых предпосылок для разработки финансового инструмента, удовлетворяющего интересам как поставщиков услуг (банков), так и потребителей (держателей платежных карт, предприятий торговли, услуг), актуальным вопросом является создание национальной системы платежных карт. Экономическими и политическими предпосылками построения такой системы является необходимость комплексного решения задач по эффективному позиционированию казахстанского банковского сектора на международных рынках, обеспечению государственных интересов, доступности и безопасности розничных платежных услуг, снижению их стоимости, повышению уровня защищенности персональных данных держателей платежных карт, а также сокращению расчетов наличными деньгами.

Ярким доказательством необходимости развития национальной платежной системы послужило решение MasterCard установить единые комиссии за проведение операций для банков участников с 1.10.2009. В связи с этим как минимум 50% увеличение расходов банков, так как 90% операций в настоящее время совершается на территории Казахстана, где до нововведения комиссии были существенно ниже.

Для анализа возможностей создания национальной платежной системы целесообразно рассмотреть вопрос о характере рынка платежей подробнее, а точнее оценить уровень конкуренции рынка карточных платежей.

То, что на сегодняшний день рынок носит олигополистический характер, не подлежит сомнению. В задачу автора входит анализ возможностей иной структуры рынка. Для этого проведем оценку по пяти основным группам сил, определяющих конкурентный климат:

1. Угроза появления новых конкурентов. На сегодняшний момент международные платежные системы монополизировали рынок. Возможность появления новых игроков оценивается как невысокая, но в то же время при вмешательстве государства в его поддержке, возникновение новых игроков на рынке вполне реально.

2. Способность поставщиков торговаться — невысокая, количество фирм, производящих оборудование для обработки платежей достаточно велико, что не позволяет диктовать цены покупателям.

3. Способность покупателей торговаться - низкая. Покупателями в данном случае являются банки, а конечными потребителями - клиенты кредитных организаций. Взаимоотношения с платежными системами построены на четко прописанных правилах работы, что не позволяет покупателю диктовать свои условия.

4. Угроза появления товаров-заменителей — высокая. Современные технологии направлены на развитие информатизации общества и, скорее всего, приведут к появлению новых платежных инструментов, более надежных и простых в использовании. В то же время, сами платежные организации инвестируют в развитие новых продуктов, чтобы не быть вытесненными с рынка платежей. Значительные финансовые возможности международных платежных систем предоставляют им конкурентные преимущества по разработке, приобретению и внедрению новых технологий. Здесь стоит отметить, что платежные организации не заинтересованы во внедрении прорывных технологий, способных кардинально изменить рынок платежей, что связано с большими инвестициями уже осуществленными в инфраструктуру и отлаженной работой по существующим методикам.

5. Соперничество между имеющимися конкурентами — относительно высокое. Платежные организации не соперничают за работу с кредитными организациями, так как банки предпочитают предлагать клиенту полный перечень услуг с возможность выпуска карт различных платежных систем. Однако, конкуренция за конечного потребителя достаточно высока, что вынуждает компании к разработке новых продуктов и проведению активных маркетинговых компаний.

Рассмотрев вышеперечисленные группы факторов, определяющих конкурентный климат рынка платежей, можно сделать вывод, что несмотря на то, что на рынке доминируют несколько игроков, существует возможность развития монополистической нишевой конкуренции. То есть, при анализе возможностей развития новой платежной системы необходимо избежать прямой конкуренции с основными игроками и найти свою нишу для успешного ведения бизнеса. Для того, чтобы определить эту нишу в отношении национальной платежной системы требуется провести анализ рынка и прежде всего маркетинговое исследование потребностей потребителей услуг, то есть существующих и потенциальных держателей платежных карт.

Для держателя платежной карты, прежде всего, имеет значение возможность использования карты в месте нахождения. В свете глобализации современного мирового сообщества и возрастающему международному потоку капиталов, товаров и миграции населения конкурентоспособная платежная организация должна иметь развитую инфраструктуру по обслуживанию выпускаемых под ее логотипом платежных карт. Для анализа перспектив развития национальной платежной системы необходимо провести исследование о масштабах территории, на которой потребуется развивать инфраструктуру по приему карт.

Вторым по важности является качество предоставляемого продукта. Например, клиенту необходимо иметь смарт-карту или максимально возможную кредитную линию, либо статусный продукт с многообразными дополнительными услугами. То есть необходимо ранжировать клиентов по их потребностям, чтобы уточнить потенциальных держателей карт национальной платежной системы и определить востребованные характеристики выпускаемых платежных карт. Таким образом, полученная сегментация рынка может помочь в решении вопроса о востребованности карт, эмитированных национальными платежными системами.

Выход на рынке кредитных карт, а также классических и VIP-карт представляется спорным ввиду высокой конкуренции и невозможности обеспечения аналогичного качества услуг по сравнению с международными платежными системами в первую очередь из-за недостаточно развитой инфраструктуры. Развитие же подобной инфраструктуры за рубежом и выход на международные рынки для казахстанской платежной системы не представляется возможным в ближайшем будущем.

С другой стороны здесь возможно использование ко-брендинговых проектов с международными платежными системами. Но в данном случае должны выполняться условия по более выгодному выпуску данных карт для кредитных организаций (более низкий уровень комиссий и членских взносов), а также более выгодные условия для клиентов (прежде всего дополнительные услуги и более низкая стоимость обслуживания). Если стоимость будет аналогична участию в международных платежных системах или карта не будет обладать преимуществами для клиента, то спрос на продукт национальной платежной системы окажется невысоким.

У международных платежных систем клиент, как правило, имеет более сложные потребности, выходящие за рамки обналичивания зарплаты и оплаты коммунальных платежей. В то же время по данным Нац.Банка 98% расчетов по платежным картам, выпущенным казахстанскими банками, осуществляется в Казахстане, что создает потенциальную возможность для развития национальной платежной системы, работа с которой оказалась бы более дешевой для клиента и для банка.

При реформировании карточного платежного оборота в Казахстане необходимо учитывать и международный опыт, из которого по мнению автора целесообразно заимствовать следующее:

1. В Европейских странах широко используется ко-брендинг национальных платежных систем с международными системами, что позволяет совместить более выгодные условия работы в рамках национальных систем и возможностью расплачиваться картами по всему миру. В Казахстане большинство национальных платежных систем существует независимо, что приводит к небольшой зоне приема карт, а также к невысокой доле рынка в связи с недостаточной востребованностью продукта. Использование ко-брендинга в казахстанской практике после создания национальной платежной системы может стать стимулом к развитию независимости в расчетах на территории страны и снижению стоимости операций.

2. Создание независимой процессинговой платформы, не связанной с глобальными платежными системами для обеспечения безопасности хранения данных об совершаемых операциях и держателях карт.

3. Разделение регулирования, управления и проведения операций внутри платежных систем. Данные функции не должны консолидироваться платежной системой.

4. Контроль за существующими комиссиями по платежным картам, выработка стратегии, направленной на минимизацию межбанковских комиссий и впоследствии возможную их полную отмену. Данная инициатива окажет влияние не только на цену расчетов, но положительно скажется на цене товаров и услуг, удешевив расходы торговых точек на совершение платежей с использованием карт

5. Развитие конкуренции между банками, платежными системами, процессинговыми центрами

6. В области эквайринга необходимо усилить контроль за комиссиями, особенно скрытыми, запретить предприятиям торговли включать комиссию за эквайринг в цену товара (несмотря на то, что подобные операции в Казахстане запрещены, отсутствие наказания приводит к тому, что некоторые предприятия торговли продолжают продавать товар по увеличенной цене владельцам карт)

7. Создание независимого от платежной системы органа сертификации

8. Создание стандартов по передаче информации за пределы Казахстана

9. Переход на EMV-технологии

10. Контроль за рисками участников системы: кредитным, ликвидности, операционным со стороны платежной системы и регулирующих органов.

По мнению автора, целью реформирования карточного платежного оборота в Казахстана должно стать создание четырехсторонней национальной платежной системы. Автором были выделены основные элементы создаваемой платежной системы, представленные ниже.

1. Принципы:

- Адекватная правовая основа

- Соблюдение высокой скорости расчетов

- Минимизация рисков в процессе расчетов

- Безопасность и гарантия завершения расчетов

- Эффективные средства платежа и инструменты расчетов

- Публичность информации

- Прозрачное, эффективное и подотчетное управление

Адекватная правовая основа существования платежной системы подразумевает четкое определение лиц ответственных за разработку правил, кто выдачу лицензий и осуществление надзора, а также ясный процесс регулирования порядка расчетов. Предполагается, что в новой национальной платежной системе правила разрабатываются платежной организацией при аудите со стороны Национального банка. Лицензия на проведение расчетов по картам выдается Национальным банком, при этом платежная организация может установить дополнительные требования к банкам при вступлении в платежную систему. Так как охватить множество банком даже на территории Казахстана, не считая СНГ для одной организации проблематично, предлагается создание территориальных органов контроля за кредитными организациями участниками системы. Предлагается более широкое вовлечение Центрального банка как органа контроля за платежными системами, а не только банками.

Принцип минимизации рисков, прежде всего, относится к риску ликвидности в процессе расчетов и предполагает предоставление полной информации участникам о существующих финансовых рисках в системе. Так как даже при ежедневном клиринге существует определенный лаг во времени между совершением операции торговой точной и фактической передачей данных в банк, то необходимо создание гарантийного резерва платежной организацией для избегания разрывов ликвидности, которые потенциально могут обрушить систему расчетов. Четырехсторонние системы включают банк-эмитент, банк-эквайер, держателя карты и предприятие торговли.

В трехсторонних системах функции эмитента и эквайера совмещает один банк.

Необходимо выделение организации-гаранта расчетов и установление минимальных требований по остаткам на счетах для банков участников. При использовании карт с кредитными лимитами риск ликвидности дополнительно увеличивается, что требует не только проведения продуманной политики со стороны банка, выпускающего карты, но соответствующие требования к самому банку и его финансовому положению.

Платежная система должна обеспечивать завершение расчетов, даже если один из участников не может выполнить свои обязательства. Гарантом расчетов должна выступать платежная организация. Также целесообразно предусмотреть возможность выделения стабилизационного кредита от Национального Банка.

По мнению автора, окончательные расчеты должны производиться через счета, открытые в Национальном Банке для минимизации риска неисполнения обязательств, особенно в условиях финансовой нестабильности.

Условия вступления в систему должны быть публичными, даже при существовании двухуровневой системы информация, предоставляемая ассоциированным членам должна быть полной и достоверной Управление платежной системой должно быть эффективным, прозрачным и подотчетным. Соблюдение четких границ ответственности между участниками системы, между различными органами платежной организации, а также во взаимоотношениях с Национальным Банком. Справедливое распределение голосов между банками, возможность влиять на принятие решений участниками с небольшим количеством голосов. Создание при необходимости рабочих групп для решения возникающих проблем.

2. Участники новой национальной платежной системы:

- национальный банк как регулирующий орган и организация, проводящая аудит правил платежной системы и лицензирующий орган для банков.

- платежная организация, которая устанавливает правила вхождения в платежную систему и совершения расчетов, а также является гарантом завершения расчетов.

Управление платежной организацией должно осуществляться независимым советом директоров, избираемым путем голосования банками-участниками. Платежная организация несет ответственность за установление стандартов работы

- независимый сертификационный орган, который на периодической основе выдает и пересматривает сертификаты соответствия требованиям платежной системы, выдаваемых банкам-участникам

- банки-участники, получившие лицензию Центрального банка, вступившие в платежную систему, соответствующие требованиям платежной организации и соблюдающие установленные правила

- клиенты, которыми могут выступать как физические, так и юридические лица

3. Платежная инфраструктура.

Новая платежная система должна основываться на существующей инфраструктуре, то есть карты, выпускаемые должны быть универсальными и использоваться на существующем оборудовании. В то же время предлагается расширить существующую платежную инфраструктуру, особенно в регионах, путем расширения банкоматной сети, предоставляющей возможность оплаты услуг третьих лиц, когда платеж не связан с одновременным потреблением услуги (телефония, Интернет, коммунальные услуги, внесение платежа по кредиту, оплата абонементов куда-либо), расширения Интернет-платежей с использованием платежных карт, а также автоматов, принимающих карты (парковки, продажа напитков, газет, автоматические театральные и кино-кассы и т.п.)

4. Платежные инструменты

Платежным инструментом в национальной платежной системе должна стать платежная банковская карта. Как рассматривалось в первой главе, карта одновременно является инструментом расчетов, банковским продуктом и средством хранения информации. При реформировании платежной системы целесообразно максимально использовать все возможности платежной карты. Как инструмент расчетов карта национальной платежной системы должна базироваться на следующем:

- Территория приема — Казахстан и СНГ, предусмотрена работа по ко –брендингу с международными платежными системами при совершении операции за границей

- Валюта карты - тенге, что обусловлено территорией приема кары. Карты в других валютах, скорее всего не будут востребованы рынком

- Тип карты - смарт-карты.

- Комиссии за проведение операций с клиента не взимаются, комиссия за годовое обслуживание зависит от типа карты и является ниже по сравнению с международными платежными системами.

- Карты принимаются в банкоматах, предприятиях торговли, автоматических магазинах, при расчетах через Интернет.

Как банковский продукт карта новой национальной платежной системы предоставляет клиенту доступ различным программам кредитования, в том числе позволяет открытие кредитного лимита по самой карте для совершения расчетов, дает возможность получать процентный доход на остаток денежных средств на карте, позволяет упростить доступ к инвестиционным продуктам банка - ПИФы и брокерское обслуживание. При этом карта может являться продуктом сразу нескольких банков, т. е. должна существовать возможность ≪подключения≫ дополнительных возможностей к карте, допустим открытие кредитного лимита в другом банке.

Особая роль отводится банковской карте как средству хранения информации. Чиповые технологии делают возможности платежных карт практически неограниченными. Карта должна стать не просто средством платежа, но и удобным инструментом в повседневной жизни. На карте можно хранить информацию о личности клиента, она может стать своего рода удостоверением, карта может содержать данные о имеющихся программах страхования, а также электронные документы на транспортное средство. Дополнительно может накапливаться информация и дисконтных программах, к которым есть доступ у клиента.

Все это позволит совместить огромное количество документов и различных карт на одной карте национальной платежной системы.

Особенно важным параметром для обеспечения конкурентоспособности продукта является возможность ежемесячного получения дохода на выпущенную карту по желанию клиента. На карты необходимо переводить не только заработную плату, но и различные социальные выплаты. Причем должна поддерживаться связанность продукта, то есть при смене работы или места жительства не должно возникать необходимости перевыпускать карту на новую или эмитировать дополнительно еще одну. Одним из преимуществ должна стать универсальность продукта. Данную универсальность позволяют поддерживать системы дистанционного доступа.

Создание подобной национальной платежной системы позволит создать универсальный платежный инструмент с расширенными функциями, который будет иметь ряд преимуществ перед международными платежными системами.

5. Механизм расчетов

Механизм расчетов строится на проведении операций ≪off-line≫ по смарт-картам. В то же время в первое время необходимо предусмотреть возможность использования магнитной полосы, так как не все предприятия торговли принимают к оплате смарт-карты. Так как это четырехсторонняя система, то эквайринг и эмиссия карт могут осуществляться различными банками. Расчеты предлагается основывать на каждодневной клиринговой основе. Причем процессинг предпочтительнее осуществлять через независимую от платежной организации компанию.

На сегодняшний день накоплен достаточный опыт по проведению операций по платежным картам, и было бы неразумно пренебречь им. Но необходимо соблюдение всех вышеупомянутых принципов, особенно минимизации риска ликвидности и безопасности расчетов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: