Стены из кирпича и легкобетонных камней

 

Кирпичные стены выкладывают из керамического кирпича
размерами 250 х 120 х 65 мм. Кирпичи укладывают на растворе плашмя и
с перевязкой швов, толщина которых равна 10 мм. Толщина кирпичных
стен кратна половине кирпича (120 мм — полкирпича, 250 мм один
кирпич, 380 мм — полтора кирпича, 510 мм — два кирпича).

На чертежах разрезов зданий, выполненных в масштабе 1: 5 и
мельче, каменную кладку заштриховывают тонкими линиями,
наклонными под углом 450, или обводят по контуру сплошной основной
линией.

Стены каменной кладки и другие конструктивные элементы
показывают на чертежах, называемыми порядковыми 1:10, 1:20.

 

Урок первый.

Тема урока: «Строительное черчение. Экскурсия в историю».

Цели урока:

Обучающая: знакомство с историей, историей края, с терминологией строительного черчения.


Развивающая:   развитие кругозора.

Воспитывающая: воспитать патриотизм, любовь к родному краю.

Тип урока: сообщение нового материала.

Оборудование.

Для учителя: классный журнал, альбом с наглядностями, доска, мел.

Для учеников: тетради для конспектов.

План урока:

1. Организационная часть — 2 минуты

2. Объяснение нового материала — 35 минут.

3. Подведение итогов и домашнее задание — 8 минут.

 

Конспект урока:

1. Организа-ционный-  мо-- мент.   Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы начинаем новую тему «Строительное черчение», она довольно большая, но мы должны её пройти в течение трёх уроков. Поэтому работа будет напряжённой, и нужно быть кней готовым, чтобы не отвлекаться. У каждого на парте должны быть ручки и тетрадь для конспектов. Откройте их и запишите дату и тему «Строительное черчение». Ниже подтему «Экскурсия в историю». А теперь послушайте меня.  
2. Новый материал.   Издавна человечество нуждалось в жилье, поэтому машиностроительное черчение зародилось гораздо позже строительного, ведь машины появились позже, чем дома. И мы сделаем небольшую экскурсию в историю. Возьмём за пример наш город. Скажите, на каких улицах мы можем увидеть старые дома? Улица Ленина, К. Маркса, Бушуева, Петровская, Аникеева. Правильно. На каждом шагу можно встретить лёгкие кружевные козырьки подъездов, балконные решётки, ажурные кованые оградки особняков и домов. Изящным рисунком металлические кружева подчёркивают красоту зданий и придают им оригинальность. В Златоусте ещё осталось много памятников кузнечного искусства и архитектурного ремесла 18 — 19 веков. Под ударами молотов талантливых русских мастеров рождались ограды особняков. Сотни различных завитков оковывали кузнецы и кропотливо собирали во фрагменты и звенья оград. Используя растительные мотивы, отковали кузнецы ворота, балкон и козырьки особняка купца третьей гильдии Шишкина. Рисунок симметричен и составлен из спиралевидных извивов (завитков) — излюбленный мотив русского декоративного искусства XIX века. А узлы переплетения закрыты штампованными розетками. Но кто были эти кузнецы, остаётся тайной. Много красивого можно встретить в этой части города. Все дома подстать друг другу и в тоже время в каждом есть изюминка, правда? Гармонично вписывается и наш особняк в облик центральной улицы. Он был построен 1861 году по индивидуальному проекту. Здание надстраивалось и перестраивалось. А к 1930 году были сохранены даже почти все интерьеры. Давайте посмотрим, каким был особняк Шишкина. Для начала скажите, что такое фасад здании? Фасады здания — виды здания спереди, сбоку, сзади. Вид спереди со стороны улицы называется главным. У нашего здания главный фасад выходит на улицу Бушуева и отличается красивым декором. Над венчающим здание карнизом разных форм расположены лепные орнаментальные украшения, и ажурная кованая решётка описывает крышу, она сейчас утрачена. Стены украшены рельефными, лепными украшениями. Стены главного фасада по первому этажу, для создания впечатления массивности, здания отделаны под кирпич. Балкон весь украшен ажурными коваными решётками. Боковой фасад здания выходит на улицу Аникеева. Окна украшены наличниками. Между окнами рельефные украшения. Подоконники тоже были украшены рельефами. Ажурный балкон состоит из ажурных решёток. Фасад сзади ещёназывается дворовым и, ксожалению, вся декоративная отделка стен утрачена. Архитектурные и конструктивные чертежи. Мы с вами можем заглянуть и внутрь здания. Как это сделать? (предлагаются ответы). Для этого нужно просто мысленно снять крышу. Представили, а теперь посмотрим на расположение комнат. Ведь в этом доме жила лишь одна семья, да не каждый может себе это позволить в наше время, а единицы. И вот то, что мы сейчас посмотрели, называется планом. Это горизонтальный разрез здания. А вид сверху как называется? Просто план крыши. В этом особняке находилось четыре камина для его отопления с отделкой изразцовой плиткой, выполненной по индивидуальному проекту бордового и зелёного цветов. Но они были взорваны в 1970 году. Стены были также украшены росписью маслом в виде геометрических фигур и растительного орнамента, что тоже не сохранилось. А сколько всего утрачено: и деревянная входная дверь, и деревянная веранда с резьбой, и каменные выездные ворота с ажурной решёткой, и это лишь небольшое перечисление, на самом деле гораздо больше. Но я забыла сказать, что рядом с домом был построен ещё флигель. Датируют его просто конец XIXвека. В 1930 году он был объединён с основным зданием. И это всё было украшено коваными решётчатыми и рельефными орнаментами, ксожалению, ничего тоже не сохранилось. На фотографиях вы можете видеть плачевный вид здания в наши дни. Представляете, какая бы красота была, если бы здание было сохранено? Сейчас ещё не поздно его отреставрировать, но видимо людям сейчас не до этого, у каждого голова болит о чём-то своём. Вы вырастите, но, пожалуйста, не забывайте, что слова «мы старый мир разрушим до основания, а затем мы наш, мы новый мир построим», вовсе не лозунг, и построить новый мир сил может не хватить. Так что давайте беречь то, что нам осталось от предков. Ведь много таких ещё памятников старины и все они не в лучшем виде. Надеюсь, мой рассказ тронул, ваши сердечки и не хотелось, заканчивать на грустной ноте.  
3. Подведе- ние итогов и домашнее задание.   Даже сейчас в ваших силах помочь истории. Не ломайте старые дома, ограды! Какие есть ко мне вопросы, на основании сказанного, может кто-то хочет чем-то поделиться? Мы продолжим на следующем уроке. Зарисовать фрагменты. Записать слова. На следующий урок, откройте дневники и запишите, понадобятся чертёжные принадлежности, конспекты. Всем до свидания.  

 

Урок второй.

Тема урока: «Строительное черчение. Виды планов и их оформление».

Цели урока:

Обучающая: научить вычерчивать планы здания и умению оформлять чертежи с учетом нового ГОСТа.

Развивающая: развить навыки работы с чертежными инструментами.

Воспитывающая: воспитание активности и самостоятельности.

Оборудование.

Для учителя: классный журнал, альбом с наглядностями, карточки, доска, мел.

Для учеников: тетради для конспектов, чертёжные инструменты.

План урока.

1. Организационная часть — 2 минуты.

2. Повторение темы — 5 минут.

3. Объяснение нового материала — 15 минут.

4. Практическая часть — 15 минут.

5. Закрепление пройденного материала — 5 минут

6. Подведение итогов — 1 минута.

7. Домашнее задание — 1минута.

Конспект урока.

1. Организа- ционный момент Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодня на уроке вам нужна, будет рабочая тетрадь, чертёжные инструменты. Приготовьте всё необходимое.  
2. Повторе- ние мате- риала. А сейчас вспомним материал прошлого урока. Я, вам раздаю карточки с заданием, вам необходимо ответить на вопросы или дополнить предложение. Итак, закончили. Все сдали свою работу.
3. Объясне- ние нового материала.   Так, открываем тетради — записываем тему урока «Строительное черчение. Виды планов и их оформление». Всё убрали из рук. Сели прямо, спины выпрямили. Вспомните и скажите, как вы понимаете, что называется планом здания? (Дети высказывают свои предложения). Молодцы! А сейчас попробуем обобщить и записать формулировку в тетрадь. План здания — это горизонтальный разрез здания на уровне немного выше подоконников. Ребята, а какое представление дает план здания? План здания даёт представление о форме здания и взаимном расположении отдельных помещений. А что изображают на плане здания? На плане здания показывают оконные и дверные проёмы, расположение перегородок и капитальных стен. (Объяснение сопровождается показом на плакате, где изображён особняк купца третьей гильдии Шишкина). План располагается над фасадом в проекционной связи с ним. Однако из-за больших размеров изображений планы обычно помещают на отдельных листах, при этом длинная сторона их размещается вдоль листа, Посмотрите на чертеж — план особняка, и скажите, какие отличительные особенности вы видите при проставлении размеров? (Объяснение сопровождается показом на плакате «План особняка»). На плане проставляют размеры, которые дают возможность судить о величине всех помещений и размерах конструктивных элементов здания. Размеры наносят в соответствии с гостом ГОСТ 2.307-68. и ГОСТ 21.105-79. Для нанесения размеров пользуются общим правилом. Положение всех конструктивных элементов на плане здания определяются их привязкой к координационным осям. На плане зданий проводят внешние размерные линии (от одной до четырёх) с расстоянием 7 мм. Эти линии проводят слева и снизу, вне контура плана. При этом первую размерную линию проводят на расстоянии не менее 10 мм от контура, чтобы не затруднять его чтение. На первой размерной линии наносят размеры оконных и дверных проёмов и простенков между ними, на второй— размеры между смежными осями, и на третьей — размеры между крайними осями. Внутренние размеры помещений, толщины перегородок и внутренних стен проставляют на внутренних размерных линиях. Внутреннюю размерную линию проводят на расстоянии не менее 8 — 10 мм от стены или перегородки. Если дом многоэтажный и размещение помещений не одинаково, то изображают план каждого этажа. В данном случае особняк двухэтажный, и видим, что расположение комнат одинаковое, но в угловой части здания можно выследить изменения, поэтому чертится два этажа. На планах показывают взаимное расположение помещений, в том числе лестничных клеток, расположение окон и дверей, толщину стен и перегородок. Условное изображение на строительных чертежах. Отдельные элементы здания (лестничные клетки, оконные и дверные проёмы) показывают на чертежах при помощи графических изображений — обозначений. Стены изображаются сплошными основными линиями, оконные проёмы — сплошными тонкими линиями, на месте дверных проёмов в плане линии не проводят, но показывают полотно двери и её направление открывания. На вертикальных разрезах в местах дверных проёмов наносят тонкие линии. Тонкими волнистыми показывают обрыв стен. Отопительные устройства на плане и дымоходы изображают прямоугольниками, половина которых по диагоналям зачерчена. У вентиляционных каналов эту половину не зачерняют. Печь изображают в виде прямоугольника, чёрточкой показывают топку. Печь на газе показывают прямоугольником. Плита — прямоугольник с двумя кружками.  
4. Практиче- ская часть.   Итак, открыли тетради. Повторяя за мной вычерчиваем план здания. План здания вычерчивается так: проводят продольные и поперечные координационные оси; вычерчивают все наружные и внутренние стены, перегородки. Проводят разбивку оконных и дверных проёмов в наружных и внутренних стенах, условно показывают открывание дверей и наносят необходимые выносные и размерные линии; проставляют на чертеже все размеры, делают соответствующие надписи и проверяют чертёж. Далее контуры размеров и сечений на чертежах выполняют сплошной основной линией. Далее класс делится на два варианта, я даю на каждый вариант задание вычертить план здания. Два ученика выполняют чертёж на доске. Во время практической части ведётся индивидуальная и фронтальная работа.  
5. Закрепле- ние пройден- ного мате - риала.   Молодцы! А сейчас давайте закрепим пройденный материал. Ответы на мои вопросы не выкрикиваем, а поднимаем руку. 1. Что называется планом? 2. Какое представление даёт план здания? 3. Где на чертеже располагают план? 4. Как необходимо проставлять размеры? 5. Порядок вычерчивания плана?  
6, Итог урока. Подведём итоги урока. Сегодня на уроке познакомились с планом здания. В основном все справились. Кто запомнил не всё, повторите по конспекту.  
7. Домашнее задание.   Вычертить дома на формате А4 план своего дома или квартиры (без размеров).

 

Урок третий.

Тема урока: «Строительное черчение. Разрез здания.

Цели урока:

Обучающая: научить вычерчивать разрез здания по плану здания.

Развивающая: развить навыки работы с чертёжными инструментами.

Воспитывающая: воспитывать эстетичесое отношение к своей работе.

Оборудование.

Для учителя: классный журнал, альбом с наглядностями, карточки, доска, мел.

Для учеников: тетради для конспектов, чертежные инструменты.

План урока.
1. Организационная часть — 2 минуты.
2. Повторение темы — 5 минут.
3. Объяснение нового материала — 14 минут.
4. Практическая часть — 15 минут
5. Закрепление пройденного материала. — 5 минут
6. Подведение итогов — 1 минута.

7. Домашнее задание — 2 минуты.

Конспект урока.

1. Организа- ционный мо- мент.   Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодня на уроке вам нужна, будет рабочая тетрадь, чертёжные инструменты. Приготовьте всё необходимое.
2. Повторе- ние мате- риала. Для повторения темы я каждому раздам карточку с заданием. Вам, необходимо будет дать ответ или что-то вычертить. Итак, закончили.  
3. Объясне- ние  нового материала.   Так, открываем тетради — записываем тему урока «Строительное черчение. Виды разрезов и их выполнение». Скажите, что называется разрезом? Молодцы! Посмотрите на плакат (особняк Шишкина). На начальной стадии проектирования, что бы выявить внутренний вид помещения и расположение архитектурных элементов интерьера, составляют архитектурные или конструктивные разрезы здания, на которых не показывают конструкции фундаментов, перекрытий, стропил и других элементов, но проставляют размеры и высотные отметки, которые необходимы для проработки фасада. На стадии разработки рабочих чертежей выполняют конструктивные разрезы здания, на которых показывают конструктивные элементы здания (фундамент, стропила, перекрытия). Конструктивные элементы. (При раскрытии понятия «конструктивные элементы» ведётся показ по чертежу особняка). Конструктивным элементом называется отдельная часть здания или сооружения. Фундамент — подземная часть здания или опоры, через которую передаётся нагрузка на грунт. Фундамент бывает ленточный, его закладывают сплошным по всему периметру стены, и столбчатый в виде отдельных столбов. Подумайте и скажите, какой фундамент может быть под особняком? Стены по назначению и расположению в здании разделяют на наружные, которые ограждают помещение от внешней среды и защищают от атмосферных воздействий и внутренние, которые отделяют одни помещения от других. Стены бывают несущие, самонесущие и навесные. Несущие стены передают на фундамент нагрузку от собственного веса и от веса перекрытий и крыши, самонесущие — только от собственного веса. Перегородки — внутренние ограждающие конструкции, разделяющие смежные помещения в здании. Цоколь — нижняя часть наружной стены, которая лежит непосредственно на фундаменте и предохраняет стены от повреждений. Перекрытия — внутренняя горизонтальная ограждающая конструкция, разделяющая здание по высоте на этажи. Кровля —верхний водоизолирующий слой покрытия или крыши здания. Стропила — несущие конструкции кровельного покрытия, которые представляют собой балку, опирающуюся на стены и внутренние опоры. Проём — сквозное отверстие в стене, предназначенное для установки окон, дверей, ворот и других целей. Оконный блок — заполнение оконного проёма оконными переплётами с коробкой. Дверной блок —заполнение дверным полотном с коробкой. Лестничнъгй марш — наклонный элемент лестницы со ступенями. Лестничная площадка — горизонтальный элемент лестницы между маршами. Различают основные лестничные площадки на уровнях этажей и промежуточные для перехода с одного марша на другой. По виду несущего острова различают две основные конструктивные схемы здания с несущими стенами и каркасную. В здании с несущими стенами нагрузку от перекрытий и крыши воспринимают стены. В каркасных зданиях вся нагрузка передаётся на каркас, то есть на систему связанных между собой вертикальных опор. В рабочих чертежах направление взгляда для разрезов принимают, как правило, по плану — снизу вверх и справа налево. На разрезах наносят размеры между координационными осями, высоты оконных и дверных проёмов показывают отметки уровня земли (Ур. 3.).  
Работа в тет- радях   Построение и вычерчивание разреза — познакомимся на примере «Старинного особняка» Шишкина. Вычерчивание разреза выполняем за мной. Все построения выполняются в тонких линиях. 1. Проводят вертикальные координационные оси основных и несущих конструкций. 2. Перпендикулярно координационным осям чертят горизонтальные линии уровней поверхностей земли — пола этажей. 3. Наносят тонкими линиями контуры наружных и вертикальных стен, перегородок. 4. Намечают в наружных и внутренних стенах дверные проёмы. 5. Проводят выносные и размерные линии. 6. Обводка толстыми линиями основных линий. Построение лестничной клетки. Вертикальную плоскость ступеней называют подступенком, а горизонтальную плоскость   проступью. Если посмотреть на чертёж, то проступь последней ступени каждого марша совпадает с уровнем площадки и включается в неё, то в плане каждого марша  число проступеней будет меньше числа ступеней на одну. Далее число лесенок выстраивают на разрезе. Вычерчивают стены, отмечают уровни лестничных площадок. Затем откладывают на горизонтальные линии разрез от внутренней стены и через полученные точки проводят тонкие вертикальные линии для разбивки ступеней. Откладывают ширину одной ступени и соединяют наклонной прямой. Обводят толстой основной линией.  
4. Практиче- ская часть.   Класс делится на два варианта каждому варианту, даётся задание, вычертить разрез здания. Два ученика вычерчивают разрез здания на доске. Во время практической работы ведётся индивидуальная и фронтальная работа.  
5. Закрепле- ние пройден- ного мате- риала.   А теперь давайте закрепим материал. Ответьте на мои вопросы: 1. Что называется конструктивными элементами? 2. Какие конструктивные элементы вы знаете? Покажите их на чертеже?  
6. Итоги урока.   Подведём итог урока. Сегодня на уроке познакомились с разрезом здания, конструктивными элементами. Если кому-то что-то не понятно – просмотрите конспект.  
7. Домашнее задание.   По плану вычерченному к прошлому занятию вычертить разрез.  

 

 

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: