Список использованных источников

 

1. Федеральный закон РФ № 39-ФЗ от 25.02.1999 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/online.htm, свободный.

2. Население. Демографическая ситуация. Рынок труда (по состоянию на 1 января 2007 года) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.e-nizhnekamsk.ru, свободный.

3. Отчет социально-экономического развития Нижнекамского муниципального района от 14.02.08 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.e-nizhnekamsk.ru, свободный.

4. Материалы государственной некоммерческой организации «Инвестиционный венчурный фонд РТ» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ivfrt.ru/fond_i_smi/innovacion.htm свободный.

5. Комитет по поддержке и развитию отечественного товаропроизводителя. Привлечение инвестиционных средств в экономику Муниципального образования: рекомендации для региональных торгово-промышленных палат. – Москва, 2005. – 54 с.

6. Беломестнов В.Г. Управление инвестиционными процессами / В.Г. Беломестнов. – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2005. – 172 с.

7. Булочников, П.А. Совершенствование механизма формирования инвестиционного климата в регионе: автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 27.07.2007 / Санкт-Петербургский гос ун-т кино и телевидения. – Санкт-Петербург, 2007. – 22 с.

8. Бутенин, А. Управление информационным обеспечением государственной (муниципальной) инвестиционной политики /А. Бутенин // Муниципальнаявласть. – 2007. – № 2. – С. 70-72.

9. Быстрова, Т.Ю. Пути и следствия формирования позитивного имиджа города / Т.Ю. Быстрова. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.marketologi.ru, свободный.

10. Валитов, Ш.М. Инвестиционная привлекательность Татарстана: проблемы, тенденции и перспективы / Ш.М. Валитов, Л.Ф. Мухаметшина // проблемы современной экономики. – 2007. – № 4. С. 253-255.

11. Ветров, Г.Ю. Управление муниципальным экономическим развитием / Г.Ю. Ветров. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2006. – 426 с.

12. Власова, М.А. Анализ существующих методов оценки инвестиционного климата региона / М.А. Власова // Промышленная политика в РФ. – 2005. – № 9. – С. 27-31

13. Гаенский, А.Ю. Самоучитель работы в Microsoft Office / А.Ю. Гаенский. – К: А.С.К., 2002. – 480 с.

14. Гордеев, Л.А. Инвестиционная привлекательность территории: составляющие, характеристики и механизм реализации. / Л.А. Гордеев. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.chinazone.ru, свободный.

15. Губина, Н.В. выпускная квалификационная работа по специальности «Государственное и муниципальное управление» / Н.В. Губина, А.И. Мухаметова. – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 104 с.

16. Гудброд, М. Инвестиционный паспорт – инструмент привлечения инвестиций // Материалы XI Петербургского международного экономического форума: специальный выпуск / Институт прямых инвестиций. – Москва, 2007. – С. 14.

17. Дадышев, А.З. Тенденции и факторы инвестиционной активности: региональный аспект / А.З. Дадышев, А.Б. Басс // Региональная экономика: Теория и практика. – 2009. – №9. – С.28-35.

18. Иванов, Е.Г. Организационно-экономический механизм управления инвестиционными процессами на территории муниципального образования / Е.Г. Иванов: автореф. дис. на соискание ученой степени к.э.н. 26.09.2007 / Уральский государственный университет. – Екатеринбург, 2007. – 27 с.

19. Игонина, Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2003. – 478 с.

20. Инвестиции: учеб. /С.В. Валдайцев, П.П. Воробьев [и др.]; под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – 440 с.

21. Инвестиции в 2007 году [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.e-nizhnekamsk.ru, свободный.

22. Инвестиционные возможности России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ivr.ru/page.htm, свободный.

23. «Капитал страны». Инвестиционный климат РТ [Электронный ресурс] / «Капитал страны». – Режим доступа: http://kapital-rus.ru.htm, свободный.

24. Ковалев В.В. Инвестиции / В.В. Ковалев, В.В. Иванов, В.А. Лялин. – М.: Р-Проспект, 2005. – 240 с.

25. Колчина, О.А. Разработка методики оценки инвестиционного климата муниципального образования / О.А Колчина // Муниципальная власть. – 2006. –№3. – С. 77-86.

26. Колчина, О.А. Совершенствование процесса формирования и реализации инвестиционной политики в системе комплексного социально-экономического развития муниципального образования: автореф. дис. на соискание ученой степени к.э.н.: 10.11.2006 / Таганрогский государственный радиотехнический университет, 2006. – 25 с.

27. Комаров, А.Д. Инвестиционная активность в регионах [Электронный ресурс] / А.Д. Комаров. – Режим доступа: http://www.akmrating.ru.html, свободный.

28. Корчагин, Ю.А. Инвестиционная стратегия / Ю.А. Корчагин. – Ростов н/Д: феникс, 2006. – 316 с.

29. Коссов В.В. Проблемы инвестиционной политики в регионах РФ / В.В. Косов // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2007. - №1. – С.12-18.

30. Коссов, В.В. Потребность субъектов РФ в привлечении инвестиций / В.В. Коссов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2007. – № 4. – 20-24.

31. Костянова Л.В. Критерии и показатели инвестиционной привлекательности объектов инвестирования / [Электронный ресурс] / Л.В. Костянова. – Режим доступа: http://www.fin-izdat.ru, свободный.

32. Кузнецов, А. Федеральные инвестиции в регионах: актуальные проблемы и подходы к их решению / А. Кузнецов // Российский экономический журнал. – 2006. – № 9-10. – С. 28-39.

33. Кузьменко Т.В., Шумакова Н.И. Муниципальная составляющая совершенствования региональной инвестиционной политики [Электронный ресурс] / Т.В. Кузьменко. – Режим доступа: http://www.ibm24.ru, свободный.

34. Литвинова, Л. Борис Павлов: «2006 год – первый год, когда Татарстан начал свое дальнейшее развитие» [Электронный ресурс] / Л. Литвинова. – Режим доступа: http://mert.tatar.ru/rus/file.doc, свободный.

35. Лукашин, Ю. Факторы инвестиционной привлекательности регионов России / Ю. Лукашин // МЭМО. – 2006. – № 3. – С. 87-94.

36. Маренков, Н.Л. Инвестиции. Серия «Учебники МГУ». Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 448 с.

37. Машкин, В. Управление инвестициями в реальный сектор [Электронный ресурс] / В. Машкин. – Режим доступа: http://www.akdi.ru/avt-upr/invest/1.htm, свободный.

38. Машкин, В. Сущность инвестиционного процесса [Электронный ресурс] / В. Машкин. – Режим доступа: http://www.akdi.ru/avt-upr/invest/2.htm, свободный.

39. Мочиев, М.Б. Экономическое содержание инвестиций и их классификация / М.Б. Мочиев // Экономический анализ. – 2005. – №23. – С. 7-12

40. Муравьев, А.Е. Управление инвестиционной привлекательностью региона / А.Е. Муравьев [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.m-economy.ru, свободный.

41. Никонов, Ю.С. Практические рекомендации по привлечению инвестиций в муниципальное образование / Ю.С. Никонов. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dis.ru, свободный.

42. О национальном инвестиционном портале [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.webplan.ru/public.htm, свободный.

43. Попов, В.Е. Инвестиции в инфраструктуру и экономический рост: региональный аспект / В.Е. Попов // Региональная экономика: Теория и практика. – 2009. – №1. – С.59-68.

44. Правительство РТ. Герман Греф: «Татарстан – самое надежное место для вложения инвестиций» [Электронный ресурс] / Правительство РТ. – Режим доступа: http://prav.tatar.ru/rus/index.htm, свободный.

45. Райская, Н.Н. Кластерный анализ регионов России по уровню инвестиционного потенциала/ Н.Н. Райская // Вопросы статистики. – 2007. – № 5. – С. 3-9.

46. Салимов, Л.Н. Методологические основы активизации региональных инвестиций [Электронный ресурс] / Л.Н. Салимов. – Режим доступа: http://www.tisbi.ru/science/4.html, свободный.

47. Скопина, И.В. Инвестиционный климат территории: мировой и национальный взгляд / И.В.Скопина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. – №2. – С. 34-40.

48. Степанов, А. Инвестиционная активность региона: проблемы и перспективы / А. Степанов // Проблемы управления и практики. – 2006. – №11. – С. 35-42.

49. Татар-информ. На прошедшей коллегии Министерства торговли РТ обсуждены вопросы об инвестиционном климате РТ, о развитии выставочно-ярмарочной деятельности [Электронный ресурс] / Татар-информ. – Режим доступа: http://www.rt-online.ru/news.htm, свободный.

50. Терещенко, Л.К. Информационное обеспечение органами исполнительной власти инвестиционной деятельности [Электронный ресурс] / Л.К. Терещенко. – Режим доступа: http://www.infolaw.ru/lib.htm, свободный.

51. Фархутдинов, И.З. Инвестиционное право: учеб.- практ. Пособие / И.З. Фархутдинов, В.А. Трапезникова. – М.: «Волтерс Клувер», 2006. – 287 с.

52. Чуб, Б.А. Система инвестиционных взаимоотношений в регионе на примере Республики Татарстан / Б.А. Чуб, А.В. Бандурин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2001. – 242 с.

53. Шпаньков, И. Описание браузера Opera [Электронный ресурс] / И. Шпаньков. – Режим доступа: http://www.myopera.net/descraibe.htm, свободный.

 


 

Приложение А

 

Концепция инвестиционной политики НМР на период до 2015 года

 


Введение

 

Главное направление деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан - обеспечение социально-экономического развития и повышение качества жизни населения.

В настоящее время возможности неинвестиционного роста производства за счет использования внутренних резервов предприятий, вовлечения незагруженных мощностей в хозяйственный оборот практически полностью исчерпали себя.

Для решения стратегических задач структурной перестройки экономики муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан требуется мобилизация весьма значительных инвестиционных ресурсов. Это предопределяет необходимость перехода к целенаправленной политике по развитию инвестиционного процесса в экономике муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан.

Настоящая Концепция определяет систему стратегических целей в области улучшения инвестиционного климата и роста инвестиционной активности.

В данной Концепции проведена оценка инвестиционного климата муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан, выявлены основные направления инвестиционной политики, разработка которых в настоящее время представляется наиболее актуальной.

На основе анализа этих факторов оценивалась текущая ситуация и разрабатывались предложения и мероприятия, направленные на активизацию инвестиционного процесса.

Инвестиционная политика муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан рассчитана на использование, в первую очередь, внутреннего инвестиционного потенциала (средств предприятий, кредитующих организаций, населения и др.), формирование благоприятного инвестиционного имиджа муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан, которые, в свою очередь, создадут предпосылки для привлечения внешних инвестиций. С этой целью предполагается разработка портфеля инвестиционных проектов и их продвижение путем включения в инвестиционную программу муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан, оказания содействия в поиске инвесторов и в реализации проектов.

Концепция разработана с учетом анализа развития промышленности и предпринимательства, уровня инвестиционной активности в 2010 - 2015 годах. При подготовке Концепции были использованы документы федерального, республиканского и городского уровней. В процессе работы широко использовались разработки и рекомендации Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, был изучен опыт аналогичных разработок в других регионах и городах России.

 


1. Обоснование необходимости принятия Концепции

 

Инвестиционная политика является составной частью социально - экономической политики муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан. Необходимость разработки Концепции связана с пониманием того, что основой динамичного развития экономики является привлечение инвестиций. Имеющий место недостаток инвестиционных ресурсов отрицательно сказывается на темпах структурных изменений в экономическом комплексе муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан, не позволяет достичь желаемых результатов экономического роста. В конечном счете, резко сужаются возможности решения проблем социальной сферы.

Необходимость разработки Концепции связана также с возрастающей конкуренцией между городами в привлечении инвестиций.

Республика Татарстан и муниципальное образование «Нижнекамский муниципальный район» входят в состав Приволжского федерального округа, к экономике которого в настоящее время проявляется большой интерес со стороны как отечественных, так и иностранных инвесторов. В каждом регионе сложилась своя инвестиционная обстановка. Регионы, муниципальные образования имеют различный кадровый потенциал, потенциал природных ресурсов, уровень развития промышленности, строительного комплекса, транспортной инфраструктуры и т.д. В связи с этим принципиально важным является то, что инвесторы придут в те регионы, отрасли, где смогут получить наибольшие инвестиционные возможности, защищенность и экономическую эффективность.

Муниципальное образование «Нижнекамский муниципальный район» по своим инвестиционным возможностям не уступает многим городам. Однако потенциальные инвесторы недостаточно информированы о городе, его бизнесе и возможностях. В инвестиционном процессе, как и в любой другой области экономики, есть элементы конкуренции. Если не удастся городу заинтересовать инвесторов, то инвестиции уйдут в другие регионы. Формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район», как элемент местной экономической политики, связанный с имиджем города и его бизнеса, требует точного определения проблем, выбора и обоснования системы развития, разработки комплексных мер, направленных на привлечение средств отечественных и зарубежных инвесторов, эффективное использование местных инвестиционных ресурсов.

Настоящая Концепция основывается на анализе инвестиционного климата муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан и уровня развития экономики и представляет основные направления инвестиционной политики, что необходимо сделать в муниципальном образовании для привлечения инвестиций, развивающих экономику города, какие нужно предпринять меры, чтобы муниципальное образование стало комфортным для инвестиционных ресурсов. В этой связи Концепция станет важным элементом делового имиджа муниципального образования.

Цель реализации данной Концепции - достижение устойчивого социально-экономического развития муниципального образования, повышение уровня жизни населения.

 


2. Инвестиционная характеристика муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан

 

Мощным финансовым инструментом для развития малого бизнеса является ГУ «Инвестиционное агентство», которое проводит проверку финансового состояния коммерческих предприятий, заинтересованных в приобретении бюджетного кредита. Кроме благоприятных показателей финансово-хозяйственной деятельности, преимущества имеют те предприятия, которые вносят вклад в развитие инфраструктуры и социальной сферы города.

В целях повышения уровня финансовой обеспеченности большинства из субъектов малого бизнеса, кредитные учреждения города начали сотрудничать с предпринимателями и малыми предприятиями. Реализуются программы среднесрочного микрокредитования субъектов малого бизнеса.

С февраля 2005 года в г. Нижнекамске начал работу филиал Центра Микрофинансирования малого бизнеса и физических лиц. Сроки рассмотрения заявки клиента и выдача займа осуществляется в течение одного-двух дней. Динамично развиваются системы лизинга. Через созданную в октябре 2004 года в г. Нижнекамске компанию «Кама-лизинг» появилась возможность приобретения автотранспорта и оборудования любых типов и марок и любых производителей. Компания «Кама-лизинг» работает как с предприятиями всех форм собственности, так и с предпринимателями.

Весомый вклад в экономику муниципального образования вносят субъекты малого и среднего бизнеса. На 1 января 2008 года общее количество субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных в Нижнекамском муниципальном районе, составляет 8006 единиц (7659 в 2006 г.)

Потребительский рынок Нижнекамского муниципального района в 2007 г. оставался стабильным, отличался высокой насыщенностью и разнообразием ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров.

Количество стационарных торговых предприятий (без отделов в магазинах) – составляет 646 единиц, из них – 243 продовольственные, остальные – непродовольственные и смешанные. Количество работающих в торговле составляет – 7280 человек. Средняя заработная плата работающих в торговле составляет 7700 руб. Оборот розничной торговли составил 11010028,7 тыс. руб. (105% по сравнению с 2006 г.). Оборот продовольственных товаров составил 6055516,4 тыс. руб., 4954512,3 тыс. руб. оборот непродовольственных товаров. Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей составляет 305,7 м2.

Динамика объема бытовых услуг за период 2003-2007 гг. практически была такой же позитивной, как в целом по платным услугам. Опережающими темпами в 2007 г. росли услуги по ремонту и строительству жилья (на 4,8% выше уровня 2006 г.), по ремонту и техобслуживанию автомототранспортных средств, машин и оборудования (на 2,3%) и услуги фотоателье, фотолабораторий (на 2,6%).

В отчетном году 253 предприятий оказывали бытовые услуги населению. Общее количество точек бытового обслуживания составляло 346 единиц, численность работающих - 2095 человека. Объем реализации бытовых услуг населению города составил 144,2 млн. рублей, темпы роста - 108% по сравнению с 2006 годом, общая площадь предприятий превышает 408400 м2.

В Нижнекамском муниципальном районе:

- по подпрограмме «Социальная ипотека Государственного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан» реализовано – 1044 квартир, в том числе в 2005 г. – 148, в 2006 г. – 522, в 2007 г. – 569.

- по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» реализовано – 433 квартиры, в том числе в 2004 г. – 116, в 2005 г. – 179, в 2006 г. – 22, в 2007 г. – 126.

- по программе «Развитие Агропромышленного комплекса» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности» сдано в эксплуатацию 19 жилых домов общей площадью 1,6 тыс.м².

В 2007 г. в эксплуатацию сдано 127,8 тыс. м² жилья, что составляет 118,3 % от установленного годового задания.

Основными заказчиками рынка жилья в Нижнекамском муниципальном районе являются ООО «Жилищная инвестиционная компания», ОАО «Нижнекамскнефтехим».

Инвестиции в 2007 году возросли. Крупными и средними предприятиями и организациями освоено около 15 млрд. руб. инвестиций.

Наиболее крупными предприятиями города, инвестирующими собственные средства в основной капитал, являются: ОАО Нижнекамскнефтехим», ОАО «Татнефть», ООО «Химокам-Агро» и др.

В структуре инвестиций в основной капитал на строительно-монтажные работы приходится 64% инвестиций, на приобретение машин и оборудования, инструмента и инвентаря - 32%. По источникам финансирования за счет собственных средств использовано инвестиций на 27,1%, привлеченных средств - 72,9%.

В обрабатывающий сектор направлено 89% инвестиций, в производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 2,3%.

Транспортная система города Нижнекамска включает 7 трамвайных, 16 городских автобусных маршрута. Регулярно работают 25 междугородных, 13 межобластных, 14 пригородных и 13 специальных маршрутов в промышленную зону. Ежегодно в летнее время 16 сезонных маршрута осуществляют перевозку горожан в сады-огороды. Общая протяженность трамвайных путей и автобусных маршрутов города составляет 390 километров, пригородных маршрутов - 440 километров.

Предприятиями пассажирского транспорта ежедневно перевозится около 170 тыс. пассажиров. Автобусный парк общего пользования насчитывает 533 единиц, сосредоточенных в трех транспортных предприятиях, городской электротранспорт имеет 72 вагона трамвая.

За 2007 год городским общественным транспортом общего пользования перевезено более 84,6 млн. человек, в том числе электротранспортом - 34,1 млн. человек, автобусами – 50,5 млн. человек.

В настоящее время в Нижнекамском муниципальном районе зарегистрировано 63862 единицы автомототранспорта, из которых лишь 5213 находятся в собственности предприятий и организаций, остальные 58649 - в собственности граждан.

В городе продолжают развиваться таксомоторные перевозки частными перевозчиками, где задействовано более 800 единиц транспорта индивидуальных владельцев. С ростом благосостояния населения спрос на этот вид услуг растет. Создано некоммерческое партнерство «Ассоциация такси», в состав которой входит 21 фирма.

На 22.08.2007 год на налоговом учете в МРИ ФНС №11 по РТ состоит 20 банков, 19 страховых компаний и 6 107 частных предпринимателей. В прошлом же году состояло на налоговом учете 3607 юридических лица, среди которых 13 банков, 19 страховых компаний и 5 330 частных предпринимателей.

На территории Нижнекамского муниципального района функционирует 4 городских, 2 участковых больницы, 5 врачебных амбулаторий, родильный дом, 5 диспансеров, детский терапевтический санаторий, 41 здравпункт, 25 фельдшерско-акушерских пунктов на 2189 койках круглосуточного стационара и 456 койках дневного пребывания, Женская консультация, 2 стоматологические поликлиники, станция скорой медицинской помощи, станция переливания крови. А так же 7 городских и 5 сельских поликлиник.

С 1 июля 2007г. были объединены в единое управление все дошкольные учреждения Нижнекамского муниципального района (66 в городе и 23 на селе). Все эти учреждения посещают 13 тыс. 985 детей. Количество дошкольных образовательных учреждений в г. Нижнекамске составляет 688. С 1 сентября 2007 года в 76 общеобразовательных учреждениях обучаются и воспитываются 28032 ученика. Всего в районе профильным обучением в 10–11 классах охвачено 2917 учащихся. Предпрофильное обучение в 7-9 классах охватывает 1946 учащихся

 


3. Анализ инвестиционной деятельности в муниципальном образовании «Нижнекамский муниципальный район» РТ

 

Муниципальное образование «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан является одним из наиболее экономически развитых районов республики. Промышленный профиль района определяют топливная и нефтехимическая отрасли: это производство синтетического каучука, шин, технического углерода, полиэтилена и широкого спектра продуктов переработки нефти.

В 2004 году Нижнекамскому району и городу Нижнекамску были присвоены следующие рейтинги: долгосрочный Moody's Interfax Rating Agency А2 (rus) и краткосрочный Moody's Interfax Rating Agency RUS-2. Кредитный рейтинг муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики татарстан поддерживается значительным налоговым потенциалом города и независимостью от дотаций на бюджетное выравнивание, а также хорошей кредитной историей и низким объемом долга.

Нижнекамск является крупным промышленным центром, в котором сконцентрирована значительная часть нефтехимической промышленности России. Наличие таких крупных налогоплательщиков, как ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Нижнекамскшина», обусловливает значительный налоговый потенциал бюджета Нижнекамска. Благодаря этому Нижнекамск не зависит от дотаций на бюджетное выравнивание. Рост промышленного производства и повышение уровня жизни населения в муниципальном образовании «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан будут поддерживаться реализацией нескольких крупных проектов в нефтехимии и смежных отраслях. Кроме того достаточно быстрыми темпами расширяется сфера услуг.

Нижнекамск отличает хорошая кредитная история и низкий объем как накопленного, так и прямого долга. На конец 2003 года прямой долг составлял 2,6% от доходов бюджета, общий долг – 9,5% от доходов. На протяжении последних лет город привлекал краткосрочные банковские кредиты для финансирования кассовых разрывов, однако в дальнейшем предполагается снижение банковского кредитования. Рейтинг Нижнекамска ограничивается высокой концентрацией доходов бюджета на двух ключевых налогоплательщиках, суммарная доля которых в налоговых доходах составляет около 49%.

Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывает также низкая гибкость доходов бюджета в связи с доминированием Правительства Татарстана в формировании структуры налоговых доходов. В нынешней системе межбюджетных отношений нормативы распределения регулирующих налогов между муниципальным образованием «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан и республикой в большой степени определяются Правительством Татарстана. В свою очередь, Татарстан, как и другие субъекты РФ, находится под давлением федерального центра, на протяжении последних лет осуществившего масштабную налоговую реформу.

Долгосрочный рейтинг А2 (rus) по национальной шкале Moody's Interfax Rating Agency отражает высокую кредитоспособность относительно других российских заемщиков (заимствований). Краткосрочный рейтинг RUS-2 по национальной шкале Moody's Interfax Rating Agency отражает высокую кредитоспособность по краткосрочным обязательствам относительно других российских заемщиков (заимствований).

Мощным финансовым инструментом для развития малого бизнеса является ГУ «Инвестиционное агентство» Исполнительного комитета муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан, которое проводит проверку финансового состояния коммерческих предприятий, заинтересованных в приобретении бюджетного кредита. Кроме благоприятных показателей финансово-хозяйственной деятельности, преимущества имеют те предприятия, которые вносят вклад в развитие инфраструктуры и социальной сферы города.

В целях повышения уровня финансовой обеспеченности большинства из субъектов малого бизнеса, кредитные учреждения города начали сотрудничать с предпринимателями и малыми предприятиями. Процентные ставки по кредитованию составляют от 6 до 18% годовых в зависимости от суммы и срока предоставляемого кредита. Реализуются программы среднесрочного микрокредитования субъектов малого бизнеса. Всего за период с января по ноябрь 2005 года кредитными учреждениями, действующими на территории муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан, малым предприятиям и предпринимателям выдано 824 кредита на сумму более 2 млн. 200 тыс. руб.

С февраля 2005 года в городе Нижнекамске начал работу филиал Центра Микрофинансирования малого бизнеса и физических лиц. Сроки рассмотрения заявки клиента и выдача займа осуществляется в течение одного-двух дней. Динамично развиваются системы лизинга. Через созданную в октябре 2004 года в городе Нижнекамске компанию «Кама-лизинг» появилась возможность приобретения автотранспорта и оборудования любых типов и марок и любых производителей. Компания «Кама-лизинг» работает как с предприятиями всех форм собственности, так и с предпринимателями.

Одними из показателей благоприятного или неблагоприятного инвестиционного климата является количество отгруженной продукции и индекс промышленного производства. Динамику изменения этих показателей за последние 3 года можно проследить в таблице А.1. Цифры говорят о том, что в ходе такого изменения объем отгруженной продукции и индекс промышленного производства увеличились. Изменение индекса промышленного производства произошло, как правило, за счет отрасли производства нефтепродуктов.

Важнейшей составляющей благоприятного социально-экономического развития района является привлечение инвестиций в основной капитал. Инвестиции выступают первостепенным источником благосостояния и необходимым условием воспроизводства и основой укрепления финансовой устойчивости предприятий и организаций.

Общий объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий города и района за счет различных источников финансирования, на основе статистических данных за 2005 год сформирован в размере 10 082,4 млн. руб. В 2006 году этот показатель составил уже 13 559,0 млн. руб., что в 1,3 раза превышает уровень прошлого года. В расчете на душу населения в этот период приходится 51,1 тыс. руб. инвестиций в основной капитал. За счет собственных средств инвестиции составили 3254,1 млн. руб., что составляет 24,0% от общего объема инвестиций (76,5% к соответствующему периоду 2005г.).

Итак, в период за 2005-2007 года происходит стремительное увеличение основных показателей социально-экономического и инвестиционного климата. В данной работе большее внимание уделено развитию инвестирования в 2007 году. В этом году крупными и средними предприятиями и организациями освоено около 15 млрд. руб. инвестиций. В структуре инвестиций в основной капитал на строительно-монтажные работы приходится 64% инвестиций, на приобретение машин и оборудования, инструмента и инвентаря – 32%. По источникам финансирования за счет собственных средств использовано инвестиций на 27,1%, привлеченных средств – 72,9%. В обрабатывающий сектор направлено 89% инвестиций, в производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 2,3%.

Развитие нефтегазохимической отрасли является одним из решающих факторов экономической стабильности, как республики, так и муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан. ОАО «Нижнекамскнефтехим» является крупнейшим производителем нефтехимической продукции в Российской Федерации. Для решения вопроса по дальнейшему укреплению позиций акционерного общества на нефтехимическом рынке, в ОАО «Нижнекамскнефтехим» разработана инвестиционная программа до 2012 года, которая предусматривает вложения в развитие действующего производства и создание новых высокоэффективных нефтехимических комплексов. В настоящее время ведется строительство производства полиэтилена мощностью 230 тысяч тонн в год. Ввод объекта в эксплуатацию планируется в 2008 году.

Успешно реализуются программы наращивания мощностей производства полибутадиенового и бутилового каучуков. Продолжается модернизация этиленового комплекса с целью наращивания мощности до 600 тысяч тонн в год. В рамках программы наращивания суммарной мощности по производству бутилового и галобутилового каучуков до 120 тысяч тонн в год, в 2007 году введена в эксплуатацию вторая линия «Вэлдинг-2» мощностью 25 тысяч тонн в год галобутилкаучука. В дальнейшие планы акционерного общества входит организация на базе завода полистиролов выпуска вспенивающегося полистирола. В 2007 году введена в эксплуатацию собственная газотурбинная установка.

Объем инвестиций в основной капитал за счет собственных и заемных средств составил более 5,5 млрд. рублей.

Большой объем работ проводится по модернизации и расширению производства, строительству новых производственных объектов на ОАО «ТАИФ-НК». В объединении в 2007 году проведена модернизация имеющейся установки гидроочистки керосина, которая позволила расширить ассортимент выпускаемой продукции. В сентябре 2007 года на нефтеперерабатывающем заводе ОАО «ТАИФ-НК» завершено строительство и пущено в эксплуатацию производство окисленных дорожных битумов мощностью 145 тысяч тонн в год. В ноябре сдана в эксплуатацию установка сероочистки сжиженных углеводородных газов мощностью 308 тысяч тонн в год.

В ООО «Завод «Эластик» продолжаются работы по организации производства нетканого материала «спанбонд», который широко применяется в производстве санитарно-гигиенической и медицинской продукции.

Огромный вклад в развитие нефтехимического комплекса на территории муниципального района вносит ОАО «Татнефть». Акционерным обществом в 2007 году направлено инвестиций в основной капитал в сумме 898 млн. руб. В 2007 году введено в эксплуатацию новое производство резиновых смесей в ОАО «Нижнекамскшина», что стало завершающим этапом полного цикла производства высокоэффективных легковых шин по технологии фирмы «Pirelli». Начато строительство завода по выпуску цельнометаллокордных шин.

В соответствии с Программой развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан, предусматривающий удвоение объема переработки нефти с 7 до 14 миллионов тонн в год, продолжается реализация проекта строительства «Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов» в Нижнекамской промышленной зоне. На строительство комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств, в 2007 году инвестировано около 6 млрд. руб. В настоящее время в отношении строительства комплекса нефтеперерабатывающего и нефтехимического завода решены вопросы по выбору оборудования, партнеров и путей финансирования.

На долю сельского хозяйства в структуре инвестиций приходится около 2,3%. В развитие сельского хозяйства в 2007 году вложено средств на сумму 324,4 млн. руб., в том числе по национальному проекту «Развитие АПК» 182,9 млн. руб. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в Нижнекамском муниципальном районе предусмотрена реконструкция и модернизация животноводческих комплексов и строительство свиноводческого комплекса на 28 тысяч голов.

ООО «Бахетле-Агро» для строительства свинокомплекса привлекло кредитные средства на сумму 204 млн. руб. В 2007 году на строительстве данного объекта освоено средств на 143 млн. руб. Ввод в эксплуатацию планируется в 2008 году. Для реконструкции и модернизации 5 животноводческих комплексов общим поголовьем 5700 голов коров, производительностью 19200 тонн молока получено 150 млн. руб. кредита. 3 комплекса введены в эксплуатацию. В 2007 году освоено средств на 8 млн. руб. В целом за 2007 год хозяйством освоено инвестиций на 223 млн. руб. Большие инвестиции на развитие хозяйства вложены в ООО «Химокам-Агро». В 2007 году за счет средств инвестора, собственных средств и по национальному проекту «Развитие АПК» приобретено различной сельскохозяйственной техники и оборудования на сумму 77,2 млн. руб.

СХ ООО «Шинник-Агро» и СХ ООО «Прикамский» за счет средств инвестора ООО «Союз-Агро» проведена реконструкция свиноводческого комплекса с заменой оборудования и реконструкция телятников на сумму более 6 млн. рублей.

В ООО «Нефтехимагропром» по «Программе-100» проведена реконструкция молочной фермы на 5,3 млн. руб., закуплено доильное оборудование «Делаваль» на 5,2 млн. руб. Всего освоено средств на 17,2 млн. руб.

Инвестиции в социальную сферу производятся в форме целевых программ соответствующих уровней бюджетов. Каждая программа преследует какие-то определенные цели, потому расходы на ее реализацию отделены от текущего содержания. По итогам 2007 года, в Нижнекамском муниципальном районе активно действуют 17 республиканских целевых и ведомственных программ, 3 федеральных и 2 программы Нижнекамского муниципального района. Из республиканских программ 7 направлены на здравоохранение, 3 – межотраслевых (это «Дети Татарстана» – 4 отрасли, «Профилактика наркотизации в РТ» – 2 отрасли и «Развитие национальных языков в РТ» – 2 отрасли).

В частности, по отрасли «Спорт и молодежная политика» объем инвестиций по итогам 2007 года превысил 15 млн. руб., что на 13,4% опережает показатель 2006 года за сопоставимый период. В отрасли реализуются 3 республиканских программы («Организация отдыха и оздоровления детей», «Развитие детского хоккея» и «Профилактика наркотизации») и 1 – программа Нижнекамского муниципального района («Профилактика наркотизации в Нижнекамском муниципальном районе»). Весь объем инвестиций направлен из бюджета РТ.

По отрасли «Образование» объем инвестиций по итогам 2007 года составил около 40 млн. руб., что на 4,3% отстает от уровня 2006 года. Всего в отрасли реализуются мероприятия 3 республиканских целевых программ – «Развитие начального профессионального образования», «Развитие национальных языков в РТ» и «Дети Татарстана». Мероприятия программ на 61,2% финансируются из средств федерального бюджета, на 30,2% – бюджета Республики Татарстан и на 7,7% – бюджета Нижнекамского муниципального района РТ. Еще 0,9% приходятся на другие источники.

По отрасли «ЖКХ и благоустройство» объем инвестиций составил немногим более полумиллиарда рублей за 2007 год, что на 43% опережает 2006 год за сопоставимый период. Весь объем освоен в рамках целевой программы Нижнекамского муниципального района «Питьевая вода». Причем на 36,7% мероприятия программы профинансированы из средств бюджета Нижнекамского муниципального района, остальное – из собственных средств предприятий.

В отрасли «Социальная защита» в рамках программы «Профилактика наркотизации в РТ» объем инвестиций составил более 177 млн. руб. в 2007 году, причем в данной отрасли эта программа работала первый год.

В отрасли «Культура» в 2007 году проведены мероприятия двух республиканских целевых программ и одной федеральной программы, на общую сумму более 1,3 млрд. руб., что на 9,5% ниже уровня 2007 года. По всем программам средства поступили из бюджета Республики Татарстан. Кроме того, в 2006 году была профинансирована часть расходов по завершению строительства Нижнекамского культурного центра на сумму 2 млн. руб. из средств федерального бюджета в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы РФ.

В отрасли «Здравоохранение» по итогам 2007 года проведены мероприятия 15-ти целевых программ, в том числе одной федеральной (остальные – республиканские), всего на сумму около 236 млн. руб., что на 2,3% ниже уровня 2006 года. Структура инвестиций составила: 73,1% – федеральный бюджет, 15,9% – бюджет РТ, 8,8% – бюджет Нижнекамского муниципального района и на 2,2% приходятся другие источники.

 


4. Цели и задачи инвестиционной политики

 

Основной целью инвестиционной политики является обеспечение экономического подъема за счет привлечения инвестиций в экономику муниципального образования.

К основным задачам инвестиционной политики муниципального образования относятся:

· формирование привлекательного инвестиционного имиджа муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район»;

· создание и развитие законодательного, организационного, инфраструктурного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности муниципального образования;

· мобилизация инвестиционных ресурсов и обеспечение их эффективного использования путем формирования инвестиционной программы для реализации приоритетных и социально значимых направлений развития муниципального образования;

· обеспечение участия муниципального образования в федеральных, региональных инвестиционных программах, национальных проектах, конкурсах на гранты в различных областях;

· обеспечение продвижения инвестиционных проектов предприятий муниципального образования на российский и мировой рынки инвестиционных проектов;

· содействие предприятиям муниципального образования в привлечении инвестиций.

Принципы деятельности по привлечению инвестиций:

· соответствие основных целей, направлений и приоритетов инвестиционной деятельности интересам населения;

· гарантии, дающие инвестору определенную уверенность в защищенности его вложений в связи с возможными изменениями законодательства;

· равноправие инвесторов;

· доброжелательность в отношениях с инвесторами и взаимная ответственность участников инвестиционного процесса;

· презумпция добросовестности инвесторов;

· открытость и доступность информации для всех инвесторов;

· объективность и экономический смысл принимаемых решений.

Приоритетные направления инвестиционной деятельности:

· инвестиции с целью увеличения объемов производства товаров и услуг, создания новых рабочих мест, повышения качества и уровня жизни населения;

· инвестиции в объекты жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования, привлекаемые, в том числе, с целью внедрения новых энергосберегающих технологий и модернизации инженерной инфраструктуры муниципального образования;

· инвестиции в социальную инфраструктуру муниципального образования;

· инвестиции, направленные на благоустройство муниципального образования.

 


5. Основные направления совершенствования инвестиционной политики

 

5.1 Формирование привлекательного инвестиционного имиджа муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан

 

Формирование привлекательного инвестиционного имиджа муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» является условием активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности за счет расширения возможностей распространения достоверной и систематизированной информации, необходимой как соискателям инвестиций, так и потенциальным инвесторам.

Основными направлениями деятельности по созданию привлекательного инвестиционного имиджа города являются:

· распространение информации о преимуществах города (промышленном, туристическом, научном и кадровом потенциале и др.), инвестиционной правовой основе муниципального образования, инвестиционных проектах и предложениях, объектах инвестиционной инфраструктуры; презентация муниципального образования и отдельных инвестиционных проектов, распространение информационно-рекламных материалов;

· привлечение к работе на территории муниципального образования организаций и программ с иностранным участием, международных банков, инвесторов;

· развитие отношений с посольствами и торговыми представительствами зарубежных государств, международными организациями, средствами массовой информации;

· участие в инвестиционных семинарах, выставках, ярмарках; подключение к электронным базам данных, содержащим информацию о потенциальных зарубежных инвесторах;

· разработка презентационных материалов о муниципальном образовании в книжном варианте и в виде компакт-дисков;

· работа с министерствами Российской Федерации и другими организациями с целью продвижения муниципальных инвестиционных проектов, привлечения к их реализации дополнительных источников финансовых средств.

Формированию положительного инвестиционного имиджа муниципального образования будет способствовать также развитие смежных направлений муниципальной политики, таких как культура, туризм.

 

5.2 Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности и ее совершенствование

 

Основу законодательной базы регулирования инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» составляют:

· Конституция Российской Федерации;

· Налоговый кодекс Российской Федерации;

· Гражданский кодекс Российской Федерации;

· Бюджетный кодекс Российской Федерации;

· Федеральный закон от 25.02.99 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

· Закон РСФСР от 26.06.91 №1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»;

· Федеральный закон от 09.07.99 №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

· Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;

· Закон РТ от 19 июля 1994г. №2180-XII «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан» (с изм. от 27 июня 2001 г., от 23 сентября 2003 г.)

· Закон РТ от 25 ноября 1998 г. № 1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан» (с изм. и доп. от 24 июня 2003 г., 18.07.05)

· Постановление Кабинета министров РТ от 11 марта 2001 г. №123 «О дополнительных мерах по государственной поддержке предприятий (организаций) Республики Татарстан, реализующих инвестиционные проекты» (с изм. от 15 июня, 26 ноября 2001 г., 28 декабря 20 02 г.)

· Постановление Кабинета министров РТ от 16 октября 1997 г. № 780 «О дополнительных мерах по повышению инвестиционной привлекательности ведущих предприятий Республики Татарстан».

Для создания благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании, привлечения в экономику отечественных и зарубежных инвестиций, способствующих экономическому росту и повышению уровня жизни населения, необходимо совершенствование нормативной базы, определяющей условия осуществления инвестиционной деятельности.

В частности, необходимо:

· определить порядок формирования муниципальной инвестиционной программы, которая должна разрабатываться на каждый финансовый год и служить основой для определения размера сумм, закладываемых в бюджет города;

· разработать Положение о порядке предоставления инвесторами, получающими муниципальную поддержку инвестиционной деятельности, отчетности о реализации инвестиционных проектов;

· разработать Порядок предоставления инвесторам субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для реализации инвестиционных проектов, поддержанных органами местного самоуправления Нижнекамского муниципального района;

· разработать Порядок предоставления инвесторам субсидий на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным для реализации инвестиционных проектов, поддержанных органами местного самоуправления НМР:

· разработать адресную инвестиционную муниципальную программу;

· разработать Комплексную программу развития туризма в НМР на 2010-2015 годы;

· проанализировать законодательную базу по инвестиционной деятельности и внести изменения, которые упростят условия для участия субъектов малого предпринимательства в инвестиционной деятельности.

 

5.3 Мобилизация инвестиционных ресурсов для реализации инвестиционных программ и обеспечение их эффективного использования

 

В соответствии с основной целью инвестиционной политики, определенной настоящей Концепцией, инвестиционные ресурсы НМР будут направляться, в первую очередь, на реализацию эффективных быстроокупаемых инвестиционных проектов. Поддержка перспективных инвестиционных проектов по причине длительного срока окупаемости будет осуществляться посредством оказания содействия в поиске инвесторов, выделении земельных участков под строительство и других мер поддержки.

По мере формирования инвестиционного потенциала НМР приоритеты и подходы поддержки инвестиционной деятельности могут быть переориентированы на поддержку конкретных целей.

В качестве источников финансирования инвестиционных проектов, включенных в муниципальную инвестиционную программу НМР, рассматриваются собственные средства предприятий, частные инвестиции, средства бюджета муниципального образования и другие средства.

Основным источником финансирования должны стать собственные средства предприятий. Формирование собственных инвестиционных средств предприятий в данный период происходит в основном из двух источников: прибыли и амортизационных отчислений, для организаций коммунального комплекса – тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры и инвестиционные надбавки к ценам (тарифам). В соответствии с инвестиционной политикой при реализации инвестиционных проектов на первый план выходит задача стимулирования привлечения средств частного капитала (как отечественного, так и иностранного), а также поиск новых форм совместного (муниципального и частного) инвестирования в перспективные проекты.

В целях формирования системы обслуживания инвестиционного процесса будут активно привлекаться финансово- кредитные, консалтинговые и другие организации к реализации инвестиционной политики на территории муниципального образования НМР на конкурсной основе.

Для усиления влияния органов местного самоуправления НМР на муниципальное хозяйство необходимо продолжить перестройку структуры управления коммунальным хозяйством города. Важно развивать рынок недвижимости и проводить активную инвестиционную политику, обеспечивающую привлечение доходов населения в развитие перспективных секторов экономики. Надо создавать условия для привлечения новых налогоплательщиков, поощрять развитие малого и среднего предпринимательства.

 

5.4 Поддержка предприятий в привлечении капитала

 

Для определения перспектив развития экономики муниципального образования особое внимание необходимо уделить работе с предприятиями. В частности, целесообразно оценить все действующие предприятия по уровню технологии, организации производства, экономическому состоянию, конкурентоспособности выпускаемой продукции и разделить их на три группы:

1. Предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию, экономически устойчивые и обладающие высокими технологиями. Политика органов местного самоуправления муниципального образования НМР в отношении таких предприятий должна быть направлена на поддержку их деятельности, привлечение к исполнению муниципального заказа.

2. Предприятия, имеющие перспективы стабилизации и развития, составляют и защищают собственные программы выхода из кризиса и дальнейшего развития. Органы местного самоуправления НМР могут оказать содействие в реализации таких программ путем предоставления гарантий, налоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов и др.

3. Предприятия, потенциально неконкурентоспособные, могут быть подвергнуты процедуре банкротства либо приватизации. В каждом конкретном случае органы местного самоуправления рассматривают предложения по повышению финансовой устойчивости таких предприятий.

Кроме поддержки действующих предприятий органы местного самоуправления муниципального образования Нижнекамский муниципальный район должны способствовать созданию на своей территории новых приоритетных производств. Поддержка может быть в форме предоставления льгот по уплате местных налогов, инвестиционного налогового кредита, возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для реализации инвестиционного проекта, в том числе процентов по кредитам по договорам лизинга, предоставления муниципальных гарантий под заемные средства для реализации инвестиционного проекта, участия Администрации муниципального образования в уставном капитале вновь создаваемых организаций путем предоставления объектов недвижимости, иных основных фондов и имущественных прав, предоставления в аренду объектов муниципального нежилого фонда.

Особое внимание следует уделять инновационным проектам, содействовать внедрению наукоемких разработок. Органы местного самоуправления Нижнекамского муниципального района должны создать эффективный механизм управления муниципальными предприятиями, а также пакетами акций (долями, паями), закрепленными в муниципальной собственности. Целесообразно принять меры по повышению ответственности руководителей муниципальных предприятий за принимаемые управленческие решения, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, финансово - хозяйственные результаты его деятельности.

 

5.5 Развитие инвестиционной инфраструктуры

 

Успех инвестиционной деятельности определяется уровнем развития инфраструктуры. Наличие развитой инвестиционной инфраструктуры является необходимым условием привлечения инвестиций в муниципальное образование «Нижнекамский муниципальный район».

В настоящее время инвестиционную инфраструктуру города составляют:

· Администрация города в лице ряда своих структурных подразделений – экономического анализа и транспорта, торговли и потребительских услуг, управления земельных и имущественных отношений, департамента по бюджету и финансам и др.

· предприятия муниципального образования;

· банки муниципального образования и филиалы коммерческих банков других регионов;

· страховые компании;

· профессиональные участники рынка ценных бумаг, инвестиционные фонды;

· аудиторские компании;

· консалтинговые компании;

· риэлтерские фирмы;

· вузы и средние специальные заведения, занимающиеся подготовкой специалистов соответствующего уровня;

· профессиональные объединения (ассоциации) строителей, промышленников и т.д.;

· другие организации.

Согласование деятельности вышеперечисленных структур является одной из основных задач Администрации муниципального образования.

По отношению к институтам инвестиционной инфраструктуры, усилия органов местного самоуправления муниципального образования должны быть направлены на консолидацию инвестиционного потенциала в целях реализации инвестиционных программ.

Создание эффективной рыночной инфраструктуры - один из главных приоритетов.

Проблема нехватки финансовых средств для функционирования и развития бизнеса может быть решена двумя способами - привлечением средств из внешних источников (акционеры, инвесторы, кредиторы) и поиском внутренних резервов, т.е. путем реструктуризации предприятий. При проведении реструктуризации необходимы услуги аудиторских и консалтинговых организаций. Профессиональный консалтинг является неотъемлемым элементом инфраструктуры бизнеса и необходим как для крупных, так и для малых предприятий. В данный момент в деятельности аудиторских организаций преобладает проверка финансово - хозяйственной деятельности предприятий, правильности налоговых расчетов; невостребованным остается анализ показателей финансового состояния и реального положения дел на предприятии с точки зрения возможности вложения в него инвестиций. Также недостаточно развит управленческий консалтинг и практически отсутствуют услуги по маркетингу.

В муниципальном образовании необходимо иметь базу данных по инвестиционным проектам и потенциальным инвесторам. Предоставление проектов потенциальному инвестору для финансирования предполагает разработку бизнес - планов, отвечающих требованиям международной практики, а также адаптированных к местным экономическим условиям.

Одним из приоритетных направлений поддержки инвестиционной деятельности является развитие финансового лизинга, который также является важным элементом системы, ориентированной на работу с инвестиционными проектами. Лизинговые организации в целом ряде случаев представляют собой оптимальную организационную форму для продвижения инвестиционных средств, в том числе и кредитов зарубежных банков, в конкретные инвестиционные проекты. Проблема нехватки у предприятий высокотехнологичных основных фондов может быть решена именно на основе финансовой аренды (лизинга) оборудования. Преимущество лизинга по сравнению с другими способами инвестирования состоит в том, что предприятиям предоставляются не денежные средства, контроль за обоснованным расходованием которых не всегда возможен, а средства производства. Заинтересованность в лизинге проявляют представители бизнеса, которые, не имея достаточных средств и не прибегая к привлечению кредитов, могут в этом случае использовать в производстве новое прогрессивное оборудование и технологии. Для развития лизинга в Нижнекамском муниципальном районе необходимо исследование потребности в том или ином производственном оборудовании, а также содействие органов местного самоуправления в накоплении инвестиционного потенциала организациями, предоставляющими услуги по финансовому лизингу.

Большую роль в привлечении частных инвестиций и сбережений населения могут сыграть паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании. Для развития данной сферы необходимо изучение реальных доходов населения и его готовности к сбережениям. Данная сфера инвестиционной деятельности полностью зависит от последовательного улучшения инвестиционного климата в регионе и стране в целом.

В будущем все большее распространение получат ипотечные кредиты, предоставляемые под залог имеющейся у населения собственности (приватизированные квартиры, дачи, земельные участки, приобретаемое или сооружаемое жилье).

Важную роль в повышении инвестиционной активности и обеспечении экономического роста призваны сыграть банки, которые могут стать аккумулятором инвестиционных ресурсов и их эффективным оператором.

В целях развития местного страхового рынка необходимо изучить проблемы страхового рынка в городе, создать условия, направленные на обеспечение, с одной стороны, страховой защиты инвесторов и объектов инвестиционной деятельности, а с другой, на обеспечение притока инвестиционных ресурсов от страховых компаний.

Банкам, работающим на территории города, необходимо создать условия для более активного привлечения сбережений населения в экономику города.

 

5.6 Иностранные и отечественные инвестиции

 

Объем отечественных и иностранных инвестиций находится в прямой зависимости от инвестиционного климата региона, существующих политических и экономических условий, а также социального климата региона.

В рамках настоящей Концепции предполагается развитие следующих видов иностранных инвестиций:

· привлечение средств иностранных инвестиционных фондов, осуществляющих как прямые, так и портфельные инвестиции;

· получение иностранных кредитов;

· получение иностранного оборудования на основе лизинга;

· привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания СП с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвесторам акций;

· международная кооперация производства, сопровождающаяся передачей технологии, созданием совместной собственности;

· создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

· сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе контракта (договора) без создания юридического лица;

· привлечение иностранного капитала на основе концессионного соглашения.

В рамках настоящей Концепции планируется проведение следующих мероприятий, направленных на привлечение отечественных и иностранных инвестиций:

· формирование портфеля инвестиционных предложений в электронном виде и книжном варианте;

· размещение инвестиционных предложений на сайтах муниципальной и региональной администраций;

· анализ инвестиционной деятельности отечественных и иностранных компаний, работающих на российском рынке, с целью выявления потенциальных отечественных и иностранных инвесторов;

· электронная и почтовая рассылка инвестиционных предложений потенциальным отечественным и иностранным инвесторам, представительствам иностранных государств, а также публикация в средствах массовой информации;

· проведение переговоров с отечественными и иностранными лизинговыми компаниями и другими инвесторами;

· разработка системы предоставления гарантий и страхования инвестиций, в том числе и иностранных;

· участие в российских и международных выставках и др.

 

5.7 Мониторинг инвестиционной деятельности

 

Проведение эффективной инвестиционной политики строится на основе непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в инвестиционной сфере и анализа происходящих в ней изменений.

Мониторинг инвестиционной деятельности является необходимым условием для активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности за счет расширения возможностей распространения достоверной и систематизированной информации, требующейся как соискателям инвестиций, так и потенциальным инвесторам.

Мониторинг инвестиционной деятельности должен стать основой совершенствования прогнозирования социально - экономического развития муниципального образования НМР.

В целях осуществления мониторинга инвестиционной деятельности создается единая информационная база данных инвестиционных проектов и формируется банк данных о потенциальных инвесторах.

6. Источники инвестиций

В рамках настоящей Концепции инвестиционной политики предполагается использовать следующие источники инвестиций:

· собственные средства предприятий;

· ресурсы бюджетов всех уровней;

· банковские вложения;

· средства лизинговых компаний;

· сбережения населения;

· активы коллективных инвесторов (страховых компаний; паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и др.);

· иностранные и отечественные инвестиции;

· прочие.

В настоящее время в структуре инвестиций предприятий муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» основная роль принадлежит собственным средствам предприятий, в меньшей степени используются привлеченные средства, в том числе бюджетные инвестиции и банковские вложения, доля же активов коллективных и иностранных инвесторов, лизинговых компаний пока незначительна.

Создание благоприятных условий для развития традиционных и освоения новых источников инвестиций является одной из наиболее важных задач данной Концепции.

 


Заключение

 

Успешное выполнение мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией, значительно повысит привлекательность муниципального образования для инвесторов, подтвердит надежность его экономического состояния, усилит стабильность социально - экономической обстановки, послужит залогом привлечения дополнительных средств для инвестиционной деятельности в муниципальном образовании «Нижнекамский муниципальный район». Активизация инвестиционной деятельности в муниципальном образовании укрепит экономическое состояние предприятий, что, в свою очередь, позволит достичь устойчивого социально-экономического развития НМР, приведет к повышению уровня жизни населения.











Приложение Б


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: