Налоговое регулирование рыночной экономики Республики Казахстан

 

Итак, одним из основных элементов экономической политики является налоговая политика, которая проводится государством. Только налоговая политика определяет объем и структуру расходов государственного бюдже­та, затем - уточняет и устанавливает налоги, их ставки и льготы, вводит новые платежи, от­меняет старые. Налоговая политика осуществ­ляется государством посредством комплекса мер в области налогового регулирования. На­логовой политике необходимо обеспечить по­ступление денежных средств в государственный бюджет в целях реализации государством со­циальных, политических, экономических про­грамм.

Государство не может существовать, не про­водя эффективной налоговой политики. Разви­тие эффективной налоговой политики Респуб­лики Казахстан является одной из основных про­блем современного государства, разработка ко­торой требует решения очень сложных задач. Государство стремится любым путем и любыми способами, как можно более максимально по­полнить свой бюджет. Государственный бюджет, являясь основным планом в области финансов, главным средством аккумулирования денежных ресурсов, дает политической власти возможность реально осуществлять властные полномочия, а государству — реальную политическую и эконо­мическую власть.

Участие государства в проведении налоговой политики, в регулировании экономики осуще­ствляется с помощью налоговых инструментов, таких, как ставка налога, налоговая льгота, на­логовая база и др. От результатов проводимой государством налоговой политики зависит и то, какие изменения необходимо внести государству в свою экономическую политику.

Очень большое количество налогов и их вы­сокие ставки приводят не только к сокращению объема поступлений денежных ресурсов в бюд­жет государства, но и к снижению активного стимула трудовой, а также предпринимательской деятельности. Т. е. необходимо проводить такую налоговую политику, которая соединяла бы ин­тересы государства и граждан. Налоговой поли­тикой учитываются политические, экономичес­кие, а также социальные потребности населения, поэтому гражданин республики должен помнить о своих обязанностях внесения обязательных платежей в бюджет государства, которые предус­мотрены Налоговым кодексом Республики Ка­захстан, так как налог является основным ис­точником формирования государственного бюд­жета.[7]

С введением нового Налогового кодекса ут­верждается новая налоговая политика государ­ства. Налоговый кодекс необходимо строить на принципах справедливости, удобства и стабиль­ности.

Эффективность налоговой политики опреде­ляется использованием модели налоговой сис­темы, которая должна соответствовать реалиям и условиям нашего государства. В Казахстане используется модель, где объектами обложения налогом являются доход и расход.

С каждым днем вопросы налоговой полити­ки в республике приобретают все более выра­женный политический и социальный характер. Содержание и цели налоговой политики обус­ловлены социально-экономическим строем общества, общей направленностью экономичес­кой политики, а также конкретными методами налоговой политики, которые зависят от тех це­лей, которых стремится достичь государство, проводя указанную политику.

Политика уменьшения налогов — это, с од­ной стороны, стремление граждан избежать на­лога, а, с другой — стремление государства не допустить сокращения поступлений налоговых сумм в бюджет. Стремление граждан не платить налоги или платить их в малом размере, суще­ствовало, существует и будет существовать до тех пор, пока будет существовать государство, и на­логи будут являться основным источником формирования государственного бюджета. Полити­ка уменьшения налогов - это действия граждан, которые избегают уплаты налогов или стремят­ся уменьшить выплаты в бюджет государства. При политике уменьшении налогов действия граж­дан можно характеризовать следующими призна­ками:

- активные, волевые и осознанные действия;

- действия, направленные на снижение раз­мера сумм налога.[8]

При политике уменьшения налогов граждане действуют целенаправленно, предпринимают определенные действия, в результате происхо­дит экономия налогов. Граждане должны зара­нее осознавать характер своих действий, желая наступления определенного результата и созна­тельно допуская его.

Массовое уклонение от уплаты налогов, а так­же проблема криминогенности в налоговой сфере во всех странах всегда актуальны. Причин, под­талкивающих предпринимателей к уклонению от уплаты налогов, очень много. Основной причи­ной налоговой преступности является нравствен­но-психологическое состояние граждан, которое характеризуется негативным отношением к на­логовой системе государства, низким уровнем правовой культуры, а также корыстной мотива­цией.

Политика уменьшения налогов представляет собой методы и действия налогоплательщика по налоговой минимизации. Их можно подразде­лить на две категории.

К первой категории политики налоговой ми­нимизации относятся: незаконное уменьшение налогов; уклонение от уплаты налогов; некри­минальное и криминальное уклонение от упла­ты налогов.

При некриминальном уклонении от уплаты налогов действия граждан направлены на избе­жание или снижение налоговых выплат в бюд­жет в результате нарушения налоговой ответ­ственности. При криминальном уклонении от уплаты налогов гражданами совершаются про­тивозаконные действия, направленные на избе­жание налога или снижение его размера, кото­рые нарушают нормы налогового и уголовного законодательства.

Вторая категория — законное уменьшение налогов или политика налоговой оптимизации, т. е. уменьшение размера налоговых обязательств через целенаправленные правомерные действия плательщика, которые включают в себя исполь­зование предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других закон­ных приемов и способов. Также, это деятельность предприятий, при которой налоги сводятся к минимуму законно, без нарушения норм нало­гового и уголовного законодательства. В отли­чие от первой, при данной категории не нарушаются законные интересы бюджета. Следова­тельно, отсюда вытекает главное отличие поли­тики налоговой оптимизации от политики ук­лонения от налогов - граждане, не нарушая за­кон, используют разрешенные законодательством способы уменьшения налоговых платежей. Та­ким образом, действия плательщика не относят­ся к преступлению или правонарушению, сле­довательно, не влекут за собой неблагоприятных последствий, таких, как доначисление налогов, взыскание пени и налоговых санкций. Налоги нужно не только минимизировать, нужна и оп­тимизация налогов.

Незаконное уменьшение налогов, или укло­нение от них, влечет последствия для государ­ства. При этом государственный бюджет недо­получает причитающиеся ему средства, следова­тельно, ему приходиться ограничивать расходы. Вследствие этого, приостанавливается реализа­ция некоторых государственных программ, вып­лата заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий.

Политические причины подталкивают граж­дан к уклонению от уплаты налогов тогда, ког­да налоги начинают использоваться государ­ством не только для покрытия своих расходов, или обеспечения своего функционирования, но и как инструмент социальной или экономичес­кой политики, что случается довольно часто. Таким образом, необходимо обеспечить своев­ременное поступление платежей в бюджет, а также справедливое их перераспределение. Только в этом случае государство может сво­евременно выплачивать пенсии, пособия, а также оказывать материальную помощь безра­ботным.

Важной задачей налоговой политики являет­ся преодоление социальной ущербности рыноч­ной экономики. "Общество, в котором неболь­шая группа богатых сильно оторвана от большой группы бедных людей, — констатирует Прези­дент в своем послании народу Казахстана, - никогда не выживет и не будет процветать".[9]

Разрабатывая конкретные направления нало­говой политики, государство должно обеспечить решение следующих основных задач:

— социальные задачи по обеспечению заня­тости, стимулированию роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение националь­ного дохода в интересах наименее защищенных слоев населения;

— задачи оптимизации налоговых изъятий, т. е. достижение паритета между общественны­ми, корпоративными и личными интересами в области налогообложения.

Основные направления налоговой политики государства включают:

— построение стабильной налоговой систе­мы в Республике Казахстан;

— сокращение числа налогов путем их укруп­нения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений;

— увеличение роли экологических налогов.

Основными направлениями налоговой поли­тики государства являются: построение стабиль­ной налоговой системы в Республике Казахстан; сокращение числа налогов путем отмены видов налогов, не дающих значительных поступлений в бюджет государства, или их укрупнения; об­легчение налогового бремени производителей продукции и устранение двойного налогообло­жения.

Итак, идеальная налоговая политика является меч­той любого государства и общества, которую пока еще никто не достиг. К этой цели человеческая цивилизация идет уже столетия, и впереди у нас еще очень долгий путь. В конечном итоге зак­репление в налоговом законодательстве принци­па справедливого налогообложения не только позволит сделать налоговую систему эффектив­ной, но и будет способствовать установлению налоговой дисциплины и воспитанию цивили­зованного и добросовестного гражданина.



Заключение

 

Таким образом, в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед государством, является совершенствование системы налогооб­ложения. Одним из важнейших элементов этой системы, помимо контроля своевременности, пол­ноты и правильности уплаты налогов, является ус­тановление, а точнее сказать, регулирование на­логовых ставок. Именно регулирование, потому как опыт экономически развитых стран показыва­ет, что фиксация налоговых ставок на длитель­ном временном интервале ведет к снижению эф­фективности функционирования экономики.

Налоговым кодексом Казахстана закреплен порядок исчисления и уплаты в государственный бюджет сборов, плат, государственных пошлин. Почти по всем сборам и платам ставки устанавливаются правительством, в отдельных случаях (плата за размещение наружной (визуальной) рекламы, плата за использование особо охраняемых природных территорий, плата за лесные пользования) такое право предоставляется местным представительным или исполнительным органам.

Основным направлением совершенствования налогового законодательства республики является усиление администрирования сбора налогов, что позволит идти по пути дальнейшего снижения налогового бремени и обеспечения экономи­ческой и политической стабильности государства, улучшения инвестиционного климата в стране. В целях улучшения методов налогового администрирования с помощью новых информационных технологий в налоговой системе Казахстана продолжается внедрение и развитие основных информационных систем по элект­ронной обработке налоговой отчетности, автоматическому ведению лицевых счетов налогоплательщиков, учету объектов налогообложения с целью контроля над правильностью исчисления налогов.

Казахстан первым из стран СНГ разработал и ввел прогрессивное налоговое законодательство. Важным отличительным нововведением стала отмена с июля 1997 г. кассового метода в налоговом учете и переход на метод начислений, который ужесточил финансовую дисциплину и создал условия для сокращения доли зачетных схем расчетов с бюджетом, а затем - и для отказа от них.

Следует подчеркнуть, что структура налогов, которая была заложена в 1995 г., легла в основу нового Налогового кодекса. Принятие его было обусловлено необходимостью систематизации всех положений и норм о налогах, регулирующих налоговые отношения в стране, усиления правовых аспектов взаимоотношений между государствен­ными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными органами и налогоплательщиками.

Анализируя процессы экономического развития Казахстана: высокие темпы экономического роста, опережающий рост инвестиций в основной капитал, укрепление финансового потенциала, сокращение безработицы и повышение реальных доходов населения можно сказать, что во многом это связано с совер­шенствованием налоговой системы республики.


Список использованной литературы:

 

1. Акатаев М. Совершенствование налогового контроля в Казахстане// Бухгалтер и налоги. - А., 2003. - №1. – 19 - 21.

2. Искаков М. Развитие налоговой системы Казахстана//Экономист. - М., 2003. - № 11. - С. 79 – 88.

3. Карасев А.В. Налоговая система и развитие фондового рынка//Экономика строительства. - М., 2003. - № 4. - С. 55 - 60.

4. Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет": (Налоговый кодекс). - Алматы: ИД "Бико", 2005. - 142 с.

5. Кодекс Республики Казахстан о налогах и других обязатель­ных платежах в бюджет//БД «Юрист», 2005.

6. Мамыров Н.К. Менеджмент и рынок: казахстанская модель. - Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 1998. - 432 с.

7. Мельников В. Д. Финансы: Учебник/ В. Д. Мельников, К. К. Ильясов. - Алматы, 2001. - 512 с.

8. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030 //БД «Юрист», 2005.

9. Налоги в Казахстане: Учеб. пособие/ Сост. Р. К. Баймурзаева, Сост. Л. Б. Аносова, Сост. Г. Н. Жарылгасимова. - Алматы: Жеті жарғы, 2002.

10. Налоговая политика Республики Казахстан и социальная защита населения//Саясат. – 2003. - № 1. – С. 64.

11. Прохоров Е.В. Права и обязанности налогоплательщика. - Алматы, 1999. - 40 с.

12. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 408 с.

13. Райзберг Б.А. Курс управления экономикой. - СПб.: Питер, 2003. - 528 с.

14. Рахимбаев А. Налоги и налоговая политика государства в условиях развития информационных технологий// Бухгалтер и налоги. - 2003. - №5. – 20 - 21.

15. Рогачева Т.М. Экономические компоненты качества жизни населения// Алматы: Евразия, 1999. С. 84.

16. Садырбаева Г. Цели экономической политики государства в рыночной экономике //Транзитная экономика. - 2004. - № 6. - С. 5 - 15.

17. Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане. Сущность налогообложения и сравнение с действующим законодательством: Учеб. пособие. - Алматы: Lem, 2002. - 160 с.

18. Сейдахметова Ф.    Налоги и сборы в Казахстане. - Алматы: "Бухгалтер", "БИКО", 1999. - 40 с.

 

 

 

 


[1] Мамыров Н.К. Менеджмент и рынок: казахстанская модель. - Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 1998. - 432 с.

 

[2] Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане. Сущность налогообложения и сравнение с действующим законодательством: Учеб. пособие. - Алматы: Lem, 2002. - 160 с.

 

[3] Мельников В. Д. Финансы: Учебник/ В. Д. Мельников, К. К. Ильясов. - Алматы, 2001. - 512 с.

 

[4] Мельников В. Д. Финансы: Учебник/ В. Д. Мельников, К. К. Ильясов. - Алматы, 2001. - 512 с.

 

[5] Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане. Сущность налогообложения и сравнение с действующим законодательством: Учеб. пособие. - Алматы: Lem, 2002. - 160 с.

 

[6] Искаков М. Развитие налоговой системы Казахстана//Экономист. - М., 2003. - № 11. - С. 79 – 88.

 

[7] Кодекс Республики Казахстан о налогах и других обязатель­ных платежах в бюджет//БД «Юрист», 2005.

 

[8] Садырбаева Г. Цели экономической политики государства в рыночной экономике //Транзитная экономика. - 2004. - № 6. - С. 5 - 15.

 

[9] Назарбаев Н.А. Казахстан-2030 //БД «Юрист», 2005.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: