Показатель рентабельности продукции находится в прямой зависимости от объёма реализуемой продукции, себестоимости этой продукции и полученной в результате этого прибыли.
В связи с этим, по нашему мнению, определение резервов роста рентабельности необходимо проводить по двум направлениям:
1) увеличение прибыли (выручки от продаж);
2) снижение издержек производства.
Хотя, безусловно, эти два направления достаточно условны, поскольку, например, снижение издержек уже и само по себе приведёт к увеличению прибыли.
Резервы роста прибыли – это имеющиеся реальные возможности её увеличения за счёт роста объёма реализации продукции, уменьшение затрат на её производство и реализацию, недопущения внереализационных убытков, совершенствования структуры производимой продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчёта, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный.
|
|
На первом этапе выделяют и количественно оценивают резервы; на втором – разрабатывают комплекс инженерно – технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.[24]
При подсчёте резервов роста прибыли за счёт возможного увеличения объёма реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции.
Одним из наиболее очевидных резервов увеличения прибыли на предприятии, по нашему мнению, является сокращение дебиторской задолженности. В рассматриваемом нами периоде увеличение дебиторской задолженности составило: в 2006 году – 2823 тыс. руб. или 18,7 %, в 2007 году – 5150 тыс. руб. или 28,74%.
Таким образом, очевидно, что с каждым годом всё большее количество средств, потенциальной выручки от продажи, переходит в разряд дебиторской задолженности. В то же время ежегодно увеличивается сумма списанной безнадёжной дебиторской задолженности или задолженности, по которой истёк срок исковой давности. Другими словами, предприятие не только получает полагающиеся за реализованную продукцию денежные средства с опозданием (что в условиях высокой инфляции достаточно существенный отрицательный момент), но и несёт прямые убытки из – за непоступления средств от некоторых покупателей.
Значительное воздействие на рост денежной выручки оказывают факторы внешней среды, под влиянием которых изменениям могут подвергнуться эффективность функционирования предприятия и устойчивость его финансово-хозяйственной деятельности. В целях предотвращения каких-либо негативных последствий для конкретного предприятия, необходимо выявить и определить внешние факторы, имеющие свою классификацию[25].
|
|
Таблица 3.1.1.
Факторы роста денежной выручки
Фактор | Проявление | Возможные решения предприятия |
Экономические | ||
Резкое повышение жизненного уровня населения | Повышение уровня использования железнодорожного транспорта | Гибкость цен, введение дополнительных услуг, оказываемых данным транспортом |
Проблема неплатежей | Дебиторская задолженность | Выход предприятия из создавшейся ситуации путем применения юридических санкций (претензионные акты) и методом взаимозачетов |
Увеличение рекламной деятельности | Возможность размещения рекламы на радио и телевидении | Сделать ставку на другие каналы, влияющие на повышение спроса на лесопроизводственные работы |
Политические | ||
Переход государства на рыночную форму хозяйствования экономики | Разнообразие планового механизма распределения работ, услуг => повышение производства и рост финансов | Создание на предприятии эффективной и самостоятельной службы маркетинга с целью изучения конъюнктуры рынков |
Технологические | ||
Тенденция роста значимости денежной выручки предприятий | Снижение необходимости поиска финансовых средств в целях разработки новых видов услуг, работ | Оказание услуг, пользующихся наиболее высоким спросом на рынке сбыта |
Совокупность внешних факторов, сложившихся в настоящее время, оказывают значительное влияние на возможные направления развития предприятия в текущих условиях. Наиболее важными факторами можно считать такие, как резкое повышение жизненного уровня населения, платёжеспособность, значительная роль государства в политике ценообразования.