На сегодняшний день существуют следующие медиа-образования, ответственные за распространение массовой информации: печатная периодика, радио, телевидение, интернет. Однако стремительное развитие интернета поставило перед исследователями важный вопрос, на который до сих никто не может дать ответа: что же среди множества сайтов является средством массовой информации?
Сотрудники факультета журналистики МГУ имени М. В Ломоносова провели опрос среди экспертов в области интернета, которым предложили ответить, что для них является интернет-СМИ [18, с. 33]. Результаты оказались следующими:
• новостные ресурсы (50%);
• регулярно обновляемые ресурсы (25%);
• ресурсы, зарегистрированные как СМИ (11%);
• все интернет-ресурсы (7%);
• сайты оффлайновых СМИ (5%);
• затруднились ответить (1%).
Исторически сложилось, что под средствами массовой информации понимаются специализированные организации, работники которых заняты профессиональной деятельностью по сбору, обработке и распространению массовой информации. Однако, помимо профессионализма, для выделения СМИ существенна еще и новизна содержания, регулярность обновления ресурса, а также достоверное освещение интересующих общество процессов.
К примеру, презентационный сайт какой-либо компании может иметь собственный уникальный контент и регулярно обновляться, предоставляя новую информацию о данной организации. Тем не менее, его нельзя отнести к СМИ, поскольку основная задача такого ресурса — формирование имиджа, а не освещение социально значимых проблем.
Для того чтобы выяснить, какие из интернет-ресурсов следует отнести к СМИ, группа исследователей факультета журналистики МГУ совместно с Российским общественным центром интернет-технологий (РОЦИТ) и Rambler Group в 2003 году провела исследование «Создание методики описания интернет-СМИ», в результате которого была апробирована методика описания интернет-СМИ, разработанная с учетом признаков, характерных как для всех средств массовой информации, так и набора дополнительных, специфических признаков этого нового медиаканала.
Мониторингу подверглись все ресурсы категорий «СМИ», «Телевидение» и «Радиовещание», входящих в каталог «Рамблер. Мониторинг». Всего был описан 141 сайт [18, с. 54].
В результате исследования к числу признаков, существенных для отнесения ресурса к СМИ, был отнесен профессиональный характер производства информации и специализация производителей на данном виде деятельности. При этом учитывалась стремление самих информационных ресурсов позиционировать себя как СМИ, что можно сделать с помощью профессиональных журналистских слов в названии ресурса, логотипе или слогане — «газета», «радио», «журнал», «редакция» и т.п., а также в самих текстах — «программа», «интервью», «сюжет», «корреспондент», «редактор» и т.п.
Кроме того, многие онлайновые информационные ресурсы указывают на свою принадлежность к СМИ, публикуя на сайте так называемые «выходные данные» редакции (рубрики «about», «о проекте», «о сайте» и т.п.), которые, как и в традиционных СМИ, включают информацию об учредителе/создателе, руководстве редакции и его авторском коллективе, полные реквизиты редакции с адресом и контактными телефонами.
В то же время в интернете любой сайт при желании можно рассматривать как СМИ, а можно и лишить его такого статуса.
Тем не менее, среди информационных ресурсов, позиционирующих себя как СМИ, следует выделить те, которые существуют только в интернете и не имеют печатных аналогов, онлайн-версии печатных изданий и смешанные ресурсы, которые производят собственные оригинальные материалы и перепечатывают информацию, ранее опубликованную в бумажной версии «материнского» журнала или газеты.
Сугубо онлайновые информационные ресурсы можно классифицировать по сходности с их традиционными аналогами.
1. Интернет-газеты — часто обновляемые издания, специализирующиеся в основном на информационных жанрах.
2. Интернет-журналы — издания аналитического и/или развлекательного характера как тематические.
3. Интернет-радио — онлайн-радиостанции.
4. Интернет-телевидение — развивающееся интерактивное телевидение.
5. Информационные агентства — ресурсы, поставляющие информацию с телетайпных лент.
Как показал мониторинг тематики, проведенный исследователями МГУ, онлайновые ресурсы балансируют между универсализмом и узкой специализацией. Группы универсальных и специализированных изданий распределяются примерно в равных долях: соответственно 49% и 51% из попавших в выборку изданий. В белорусском сегменте интернета к универсальным по тематике изданиям можно наиболее популярные онлайновые ресурсы — tut.by, naviny.by, ej.by.
Специализированные ресурсы ориентируются, как правило, на аудиторию с определенными интересами: финансово-экономическими, автомобильными, спортивными, религиозными и др. Зачастую дополнительные, специализированные рубрики создаются и на универсальных ресурсах. Например, на сайте tut.by можно найти отдельные разделы, посвященные IT-тематике и финансам
Сайты оффлайновых СМИ зачастую вовсе не считают полноценным средством массовой информации и относят к группе презентационных корпоративных сайтов с имиджевой функцией.
Как правило, «материнские» оффлайновые издания переносят периодичность обновления содержания (ежедневную, еженедельную, ежемесячную) на свои онлайновые версии, хотя иногда на таких ресурсах появляются новые рубрики, которые обновляются в более оперативном режиме, например, лента новостей.
Электронная версия не всегда является копией бумажного издания. Иногда редакции подходят к своим информационных ресурсам более прогрессивно и практикуют публикацию текстов, существующих только в электронном виде, создавая таким образом ресурс смешанного типа.
Считается, что многочисленные клоны бумажных изданий в интернете долго не продержатся и в скором времени будут преобразованы в полнофункциональные онлайновые ресурсы. Причины неуспеха онлайн-версий печатных изданий, как правило, связаны с игнорированием редакторами гипертекста и ссылок, а также использованием примитивных технологий, из-за которых возникают ошибки в проектировании, проблемы с навигацией (перемещением) по сайту и т.п. [13, с. 24].
Как альтернатива онлайновым информационным ресурсам, где производителем информации является штат профессиональных журналистов, в интернете появились авторские проекты и блоги.
Авторский проект — это популярный, хорошо посещаемый ресурс, который создается и поддерживается усилиями одного человека и в котором появляются продукты его творчества.
Авторские проекты стали первым опытом онлайн-журналистики, однако их значение пока слабо изучено. По мнению некоторых экспертов, причины малоизученности авторских проектов состоят в том, что научный инструментарий, используемый для исследования журналистского творчества, для интернет-журналистики применим весьма ограниченно, поэтому достаточно сложно доказать, что такие проекты являются СМИ [13, с. 10-11]
Блогом (сокр. от англ. weblog) принято называть онлайн-журнал (дневник), представляющий собой страницу с короткими сообщениями и комментариями. Как правило, блогеры пишут в своих дневниках о том, что с ними происходит, высказывают свои мнения по поводу тех или иных политических и культурных событий, публикаций в СМИ, а порой делятся оперативной и эксклюзивной информацией, которой нет у журналистов.
Таким образом, несмотря на широкое распространение онлайновых информационных ресурсов, в их классификации остается еще много вопросов. До сих пор точно не определено, какие именно ресурсы стоит относить к средствам массовой информации, и являются ли таковыми онлайновые клоны традиционных (настоящих) СМИ.
Тем не менее, все перечисленные в этой главе виды онлайновых информационных ресурсов (и профессиональные журналистские, и альтернативные) участвуют в производстве информации и имеют возможность публиковать видео-, аудио-, фото- и текстовые данные, что имеет большое значение для дальнейшего исследования темы использования мультимедийных жанров.