Особенности мультимедийных жанров журналистики

 

С каждым годом технологические возможности интернета улучшаются, провайдеры увеличивают скорость доступа к сети и уменьшают стоимость абонементов, что делает интернет более доступным для населения. А это значит, что у пользователей появилось больше возможностей посещать веб-страницы с размещенными на них большими качественными фотоснимками и просматривать видеоролики. Для информационных ресурсов это стало стимулом для более активного использования на своих страницах возможностей мультимедиа и созданию новых жанров.

Мультимедийный жанр — это новый жанр журнаналистики, в основе которого лежит мультимедийная информация (фото, видео, аудио).

Эксперты американского агентства Associated Press сравнивают доставку информации из интернет-СМИ в новостные агрегаторы и сборку историй с движением атомов, а сами жанры — с инфомолекулами. Такой же метод в описании производства мультимедийных историй используется и в РИА «Новости». Например, одна фотография — условный «инфоатом». Она может быть самостоятельным элементом и рассказать довольно много пользователю. Три или пять фотографий, собранные в слайдшоу, — это уже «инфомолекула», тоже самодостаточная. Но при соединении такой «инфомолекулы» слайд-шоу с «инфомолекулой» текста, «молекулой» видеоиллюстрации или видеосюжета, «инфомолекулой» графики получается «тело» мультимедийного материала [15, с. 131].

Самые распространенные виды «инфомолекул»:

Статичная иллюстрация — классическая иллюстрация в мультимедийной истории. Она несет практически те же функции, что любая фотоиллюстрация в традиционном СМИ: отражает суть происходящего, расширяет информацию, помогает выстроить визуальный ряд. В идеале это кадры с места событий или архивные снимки абсолютно релевантные сути истории. В мультимедийной заметке также часто приходится использовать коллажи и другие «хитрые» решения иллюстрирования, если документальной иллюстрации нет. Статичная иллюстрация не обязательно фотография. Это может быть стоп-кадр из видео, «превью» к инфографике (уменьшенный или специально подготовленный кадр), фрагмент карты, карикатура и так далее.

Фотоленты, фоторепортажи, фотогалереи — производные рассказа о событии с помощью фотографий. Это может быть подборка снимков, построенная по классическим канонам фоторепортажа — и мы увидим последовательно разворачивающиеся события. Это может быть и микс разных иллюстраций, относящихся к общей теме. По-разному здесь организуется и навигация: в одном случае пользователь листает картинку за картинкой, в другом — выбирает из «превью». Одним из популярных вариантов фотогалерей может быть подборка «Фото дня» или «Фото недели».

Фотолента может быть самостоятельной «инфомолекулой», самодостаточным рассказом, в котором будут только «технические» подписи (кто, где, когда) или минимальные комментарии, а может стать только частью большой мультимедийной истории. В зависимости от особенностей верстки, фотолента может быть представлена в статье одной фотографией — «превью», и полностью открываться в отдельном окне, а может иметь механизм «листания» прямо в теле мультимедийной заметки.

Слайд-шоу отличается от фотоленты прежде всего тем, что картинки «перелистываются» сами в режиме «фотофильма» и часто очень похожи на видео. Иногда эта схожесть так принципиальна, что, например, по правилам организаторов некоторых крупных соревнований и шоу-событий, СМИ не имеют права собирать слайд-шоу, чтобы не нарушить права вещателей. Но не обязательно все кадры слайд-шоу должны принадлежать одному моменту. Иногда, напротив, важно собрать картинки, разного времени и разных граней события.

Карикатура — традиционный жанр — получает новое дыхание в конвергентном СМИ. В первую очередь потому, что она становится анимационной, в ней можно заложить движение, действие и даже звук.

Подкаст — (от англ. podcasting, от iPod и англ. Broadcasting — повсеместное, широкоформатное вещание) — звуковой файл, передача, законченный сюжет. Как правило, выложенный в Интернете фрагмент радийной программы или начитанный текст сообщений. Подка́стом называется либо отдельный файл, либо регулярно обновляемая серия таких файлов. Чаще всего этот жанр используют радиостанции, но иногда и другие онлайн-СМИ — в байнете это 34mag.net, onliner.by и др.

Аудиоиллюстрация — фрагмент аудиозаписи, относящийся к определенной части текста. Может быть не законченным, минимально коротким (2-3 секунды). Призван проиллюстрировать ту часть сообщения, в которой звуковая составляющая несет смысловую или эмоциональную нагрузку. Например: звук редкого музыкального инструмента, смех знаменитости, рев огня на беспрецедентном пожаре или аудиоцитата ньюзмейкера, когда тон, экспрессия, эмоция, с которой он произносит ключевые вещи, играют роль не меньшую, чем собственно слова.

Аудиоверсия текста — начитанный диктором или электронным диктором текст сообщения. В определенный момент в некоторых странах были очень популярны аудиоверсии целой газеты. Аудиоверсия не может быть полноценной альтернативой радиопотоку, так как не включает «живые голоса», «синхроны», «интершум» и все то, что делает звуковую версию «живой».

Аудиосюжет похож на классический радиосюжет. Здесь не только текст, начитанный голосом диктора, но и цитаты ньюзмейкера, и интершум. Оптимальная продолжительность аудиосюжета в мультимедийной заметке не более 60 секунд.

Видеоиллюстрация — фрагмент видео, имеющий отношение к определенной части текста, инфографики или мультимедийной статьи. Может также стоять главной иллюстрацией к заметке. Видеоиллюстрация не имеет законченного сюжета, может быть короткой (от 3 до 20 секунд). Она не должна иметь заставок и рекламы. Сплэш (заглавный кадр) видеоиллюстрации должен выполнять роль статической иллюстрации.

Видеосюжет — законченное видеосообщение, имеющее свою завязку, кульминацию и развязку. В отличие от телевизионного сюжета, видеосюжет в конвергентном СМИ не должен включать информацию, носящую факультативный характер. Лучше избегать «говорящих голов» и стендапов (кроме случаев, когда присутствие корреспондента в кадре является частью драматургии). Оптимальная продолжительность видеосюжета для новостного конвергентного СМИ — 60-90 секунд. Видеосюжет может содержать рекламу и заставку. Может быть размещен как отдельный самодостаточный материал (на него могут вести гиперссылки из мультимедийного материала), так и в теле мультимедийной статьи.

Потоковое видео с места событий. Интернет-СМИ позволяет предлагать пользователям несколько прямых эфиров одновременно, конечно, если это имеет смысл. Плеер с потоковым видео может стать главной иллюстрацией сайта, иллюстрацией в разделе, в теле статьи. Он может быть отнесен в специальный раздел или стать дополнительной картинкой в сюжете. Потоковое видео можно использовать и в репортаже с места происшествия, и с пресс-конференции и массовых мероприятий (что часто делает портал tut.by), создавая эффект максимального присутствия, синхронизации события и информации о нем. Потоковое видео позволяет организовывать «ток-шоу в прямом эфире». Потоковое видео имеет несколько «жизней» — как прямой эфир события и как сырье для производных видеоиллюстраций, видеосюжетов, мультискрипта и проч.

Видеоколонка, видеоочерк, видеокомментарий — жанр, в основе своей пришедший из телевизионных студий и, скорее всего, промежуточный этап перед тем как превратиться в интерактивную видеоколонку, которая будет представляться в мультиэкранном плеере, иметь большое количество «ответвлений» и станет вариантом синтетического жанра, в котором «говорящая голова» будет сведена до минимума. [15, 132-135]

Таким образом, новые возможности интернета, широкое использование фото-, видео- и аудиоматериалов привело к возникновению мультимедийных жанров журналистики. У редакций появилась возможность создавать разные жанры из одной и той же информации. Одни и те же фотографии можно опубликовать как фотофакт, фоторепортаж или слайдшоу. Набирает популярность аудиоинформация, поскольку зачастую ее можно слушать, параллельно занимаясь другими делами. А с помощью видеороликов можно визуально ознакомиться с обстоятельствами того или иного события, интервью с тем или иным человеком.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: