Понятие жанра в журналистике
Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется на жанры на основе целого ряда принципов. «Журналистский жанр — это элемент метаязыка интегрированных социальных коммуникаций или современный код, с помощью которого шифруется массовая информация СМИ и дешифруется аудиторией» [13, с. 8].
Понятие жанр происходит от французского слово «genre», что означает в дословном переводе — род, вид. Жанр — эта форма, в которой читателю (зрителю, слушателю) представляется подготовленный материал. Однако единого определения понятия жанр не существует, как и единой системы жанрового деления. Причин этому несколько: жанр, вид и род являются смежными понятиями, в результате чего их путают; жанры менялись, исчезали и появлялись в процессе исторического развития искусства, литературы и журналистики, поэтому границы между ними порой весьма расплывчаты; некоторые ученые выделяют несколько плоскостей жанровой дифференциации, каждая из которых отвечает какой-либо грани сложного строения и функционирования художественного произведения.
|
|
Многообразие и взаимопересечение принципов деления на жанры объясняет то, что до конца так и не прояснен вопрос: является ли жанр категорией содержания или категорией формы.
Как известно, любой текст характеризуется как минимум двумя параметрами: содержанием (контентом) и формой (дизайном). Выражением типологии форм принято считать жанр.
Различают три базовых способа отображения реальности: 1) фактографический, 2) аналитический, 3) образный. [13, 72]
Фактография фиксирует события и преобразует их в факты, которые отвечают на вопросы: где, что и когда произошло.
Аналитика фиксирует связи между фактами с целью выявления и представления закономерностей, разного уровня обобщения, а также прогнозирования возможных событий (фактов).
Образотворчество создает максимально емкое обобщенное представление в форме художественного образа целых классов и категорий явлений действительности. Нередко это обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической (или даже художественной) типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой.
Жанр определяется совокупностью структурно-композиционных средств, особенностями языка и стиля. Каждому жанру свойственен свой объем информативности и уровень обобщения фактов.
Л. Кройчик предлагает разделить журналистские тексты на пять групп:
1) оперативно-новостные — заметка во всех ее разновидностях;
2) оперативно-исследовательские — интервью, репортажи, отчеты;
3) исследовательско-новостные — корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;
4) исследовательские — статья, письмо, обозрение;
5) исследовательско-образные (художественно-публицистические) — очерк, эссе, фельетон, памфлет.
Таким образом, журналистские жанры можно охарактеризовать по тексту объему информативности и уровню обобщения фактов, в связи с чем можно выделить пять жанровых групп: оперативно-новостные, оперативно-исследовательские, исследовательско-новостные, исследовательские, исследовательско-образные.