Предпосылки и факторы роста прибыли на предприятии

 

Изменение социально-экономического развития государства в период перехода к рыночным отношениям приводит к качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обуславливает неизменный рост денежных накоплений и главным образом прибыли предприятий различных форм собственности.

Важнейшими факторами роста прибыли на предприятиях связи является рост объема предоставляемых услуг. В условиях рыночной экономики эффективная работа предприятий не возможна без ориентации на максимальное удовлетворение спроса на создаваемую продукцию и услуги. Поэтому одним из важнейших аспектов деятельности предприятий становится исследование рынка услуг связи, главная цель которого состоит в оценке существующей ситуации (конъюнктуры), сложившейся на рынке, и разработке прогноза его развития на перспективу.

Под рынком услуг связи в общем случае понимается совокупность экономических отношений по поводу производства и потребления услуг, а также механизм взаимодействия между производителями услуг и их потребителями, основанный на отношении спроса и предложения.

Многономенклатурный характер производства в телекоммуникационном секторе обусловливает правомерность использования понятия «рынок услуг» применительно к отдельным подотраслям и конкретным услугам, которые в своей совокупности и образуют общий рынок услуг связи. Так, рынок услуг электросвязи делится на более мелкие рынки (телеграфной, междугородной телефонной связи, местной телефонной связи и др.), в рамках каждого из которых могут быть выделены сегменты или самостоятельные так называемые товарные рынки, характеризующие соотношения спроса и предложения на конкретные услуги.

Комплексное исследование рынка услуг связи – сложная экономическая проблема, решаемая в рамках маркетинговой деятельности предприятий. В основе ее решения лежит проведение специальных исследований услуг, характера производства, сегмента пользователей и других факторов. Программа проведения исследования рынка услуг связи, как правило, включает следующие направления:

– анализ общих характеристик рынка, определение его потенциальной емкости по отдельным видам традиционных и новых услуг;

– изучение потребителей, их поведение на рынке и отношения к конкретным видам услуг;

– анализ рыночной сегментации по различным признакам и сферам применения услуг;

– оценка существующего и прогнозируемого спроса, изучение факторов, определяющих его величину;

– анализ условий конкуренции и деятельности альтернативных операторов.

Для получения объективной информации о конъюнктуре рынка необходимо использовать отчетные статистические данные предприятий связи, статистических и финансовых органов в регионах, отчетные и прогнозные материалы Госкомсвязи и МАП России, Министерства экономики и Министерства финансов РФ. Однако этих данных как правило бывает недостаточно для прогнозирования состояния рынка в будущем периоде, поэтому маркетинговые исследования предусматривают социологические обследования в общем состоянии рынка. Такая информация, полученная непосредственно от потребителей, называется «первичной», тогда как данные, собранные из статистических источников, относятся к «вторичной» информации.

Группы главных потребителей в каждом сегменте рынка являются объектом исследования спроса. Целью исследования спроса является определение требуемого объема услуг конкретного вида, которое предприятие связи должно произвести в определенные промежутки времени текущего и перспективного периода, с тем, чтобы все услуги нашли своих потребителей, а производитель, реализуя их, мог эффективно работать и развиваться.

Горизонты прогнозирования могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. При краткосрочном прогнозе (квартал, полугодие) необходимо учитывать все факторы, влияющие на спрос – от временных и случайных, до постоянных и циклических.

При среднесрочном прогнозе (год, два года) можно пренебречь сезонными, временными и случайными воздействиями. Наибольшее внимание при этом следует уделять внутренним факторам, которые должны согласовываться с изменением внешних условий развития спроса. Целесообразно при этом проанализировать прогнозируемое потребление и влияние тарифов на спрос среди взаимозаменяемых и взаимодополняемых услуг.

Для долгосрочного прогноза (более двух лет) потребуется отказаться от учета циклических факторов, оставив в программе обследования лишь наиболее общие, усредненные, относительно усредненные во всем прогнозируемом периоде из них.

Рост прибыли зависит прежде всего от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.

Затраты на производство и реализацию продукции, определяющие ее себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных затрат.

Состав и структура затрат зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотношении материальных и трудовых затрат и других факторов.

Затраты на производство и реализацию продукции – один из важнейших качественных показателей коммерческой деятельности.

Одним из направлений экономии затрат на производство услуг связи на данный момент является оптимизация численности персонала. Совершенствование технологий в области эксплуатации сетей и реорганизация процессов продаж и обслуживания – достаточно капиталоемкие направления, однако именно по ним ожидается наибольшая экономия затрат на персонал.

С целью повышения эффективности деятельности Бурятского филиала разработана программа по оптимизации численности на период 2007–2009 год.

Являясь частью национального производственно-экономического потенциала, связь Российской Федерации за годы перехода к рыночным отношениям испытывала на себе все трудности, связанные с реформированием экономической и политической системы, негативные последствия острых социальных проблем, которые привели к снижению спроса на многие виды услуг связи из-за низкой платежеспособности потребителей.

Документальная электросвязь развивается в направлении совершенствования процессов передачи сообщений улучшения их качества. Телеграфная сеть общего пользования переведена на систему коммутации сообщений. В настоящее время на территории Российской Федерации действует 14 центров коммутации сообщений на базе ЕС ЭВМ, расположенных в крупных городах страны. Разветвленность этой сети обеспечивается малыми центрами и концентраторами коммутации сообщений, которых насчитывается более 150.

Сеть абонентского телеграфа (АТ) базируется в основном на координатных станциях, не обеспечивающих достаточный уровень качества, предъявляемый абонентами делового сектора. В последние годы введено в эксплуатацию 12 электронных коммутационных станций, заменивших морально устаревшее коммутационное оборудование. Для удовлетворения потребностей абонентов АТ услугами международной связи во всех регионах страны проведена работа по объединению сетей абонентского телеграфа и службы «Телекс».

Служба передачи данных включает коммутируемую сеть, насчитывающую около 100 тыс. абонентов, и службу передачи данных с коммутацией пакетов. Последняя базируется на сетях «Спринт, «Роспак», «Роснет», «Инфотел» и других и насчитывает примерно 30 тыс. абонентов.

Междугородная телефонная связь Российской Федерации, включая международную, представляет собой современный стабильно функционирующий телекоммуникационный комплекс, технический уровень которого в основном соответствует предъявляемым к нему требованиям международным стандартам. В настоящее время на телефонной сети общего пользования функционирует 126 автоматических междугородных телефонных станций (АМТС) и узлов автоматической коммутации (УАК), в том числе 60 цифровых. Протяженность междугородных телефонных каналов на магистральных и внутризоновых сетях достигает 420 млн. кан.-км, почти половина из которых образована цифровыми системами передачи. Если в 1991 г. Весь бывший СССР имел только одну международную телефонную станцию (МНТС) емкостью 4 тыс. каналов и 1100 международных каналов связи, то в настоящее время международную связь обеспечивает 10 цифровых МНТС общей монтированной емкостью около 110 тыс. каналов, а техническая емкость международных линий, которой располагает страна, превышает 70 тыс. цифровых каналов. По оценке специалистов, вопросы доступа абонентов к международной связи полностью решены не только в отношении текущего спроса, но и на ближайшие 10….15 лет.

Важнейшим перспективным направлением развития данной подотрасли является создание цифровой сети связи общего пользования (ЦСС ОП), наложенной на существующую телефонную коммутируемую сеть. Она должна обеспечить пользователям разговорные тракты высокого качества для осуществления междугородных разговоров, обмена различными видами документальных сообщений. Совершенствование технико-технологической базы телефонной связи позволит перейти к качественно новому уровню обслуживания потребителей – созданию интеллектуальной сети (ИС). Такие сети образуются в результате добавления к сетям электрической связи системы «интеллектуальных» узлов, оборудованных мощными ЭВМ, которые имеют широкие возможности обработки информации. Имея доступ к ИС, абонент получает возможность пользоваться большим количеством новых услуг, а также может сам управлять предоставляемыми услугами, заказывать их на определенное время, изменять по своему усмотрению некоторые параметры обслуживания.

Преимущества, заложенные в современных средствах междугородной связи, могут быть в полной мере реализованы только в случае достаточного развития местных телефонных сетей. Сеть местной (городской и сельской) телефонной связи Российской Федерации является одной из крупнейших в мире. В то же время по телефонной плотности, характеризующейся количеством телефонных аппаратов на 100 жителей, Россия значительно отстает от промышленно развитых стран. Еще одной проблемой, остро стоящей перед местной телефонной связью, является наличие в эксплуатации большого количества морально и физически устаревшего оборудования и аппаратуры, часто выработавшего свой срок службы. Доля станций декадно-шаговой и координатной систем на местных телефонных сетях составляет в настоящее время более 80%, примерно такая же ситуация имеет место и по линейным сооружениям. Модернизация местных телефонных сетей, так же и их дальнейшее развитие, требует значительных капиталовложений. В то же время действующая система тарификации услуг не обеспечивает операторам электросвязи возмещение расходов, связанных с расширением и эксплуатацией местных телефонных сетей, особенно в сельской местности, что снижает темпы их развития и не позволяет в полной мере осуществлять мероприятия по улучшению качества услуг.

В качестве одной из задач ближайших лет следует выделить переход местных телефонных сетей на систему повременного учета стоимости разговоров. Такая система, широко применяемая в странах с развитыми сетями телекоммуникаций, в России используется только в 21-м городе, при этом оборудованием, позволяющим осуществлять повременный учет, снабжено только 27% монтированной емкости. Преимущества повременного учета продолжительности местных разговоров состоят в том, что эта система позволяет улучшить сетевой контроль качества обслуживания, диагностику оборудования местных телефонных сетей, обеспечить защиту от незаконных подключений, ввести научно обоснованную систему расчетов с потребителями.

Ускоренными темпами развиваются пункты общего пользования местной телефонной связи – таксофоны. Их количество составляет около 200 тыс., в том числе почти 3 тыс. универсальных, с помощью которых предоставляются услуги местной, междугородной и международной связи.

Высокая конкуренция в рассматриваемом секторе рынка услуг связи приводит к постоянному и ощутимому снижению тарифов, делает подвижную связь все более доступной для абонентов, а использование на телефонных сетях общего пользования оборудования беспроводной связи поможет более успешно решать проблемы телефонизации.

Являясь транспортной системой информационного пространства, система телекоммуникаций должна соответствовать предъявляемым к ней требованиям высококачественной и бесперебойной передачи информации. При этом следует учитывать, что развитие рыночных структур, создание в стране большого числа совместных предприятий, зон свободного предпринимательства, приток иностранного капитала повышают потребность в средствах и услугах связи, имеющих повышенные потребительские свойства. Органы управления и регулирования в отрасли связи строят техническую политику в области развития телекоммуникаций России с учетом этих требований. Наиболее полное выражение они нашли в Концепции Программы Российской Федерации в области связи до 2010 г., основными положениями которой являются:

– обеспечение приоритетности развития отрасли связи и установление поощрительной государственной политики в этой области;

– создание правовых основ развития связи в стране, а также правовых гарантий, обеспечивающих привлечение к инвестиционной деятельности отечественных и иностранных предпринимателей;

– использование всех форм собственности в отрасли и регулируемая демонополизация в предоставлении услуг связи, создание условий для добросовестной конкуренции;

– совершенствование тарифной политики на услуги связи;

– внедрение новых механизмов взаиморасчетов между предприятиями связи за взаимно предоставляемые сетевые ресурсы и услуги.

Реализация этой программы будет способствовать стабилизации и росту количественных и качественных показателей деятельности связи, привлечению в развитие сетей значительных объемов инвестиций, в том числе и иностранных. Это обеспечит сокращение разрыва между потребностями общества в высококачественных услугах связи и возможностями предприятий отрасли по их удовлетворению. Высокими темпами будет снижаться отставание российских телекоммуникаций от сетей связи промышленно развитых странах, а применение отечественных сетях современных технологий обеспечит их гармоничное вхождение в мировое телекоммуникационное пространство. Все эти мероприятия будут способствовать росту прибыли на предприятиях связи и ее дальнейшему развитию.

Таким образом, изучив теоретические основы формирования и использования прибыли предприятия, перейдем к анализу формирования и использования прибыли. Для анализа формирования и использования прибыли предприятия используем статистическую и годовую отчетность предприятия в нашем случае Бурятского филиала ОАО «Сибирьтелеком»

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: