Анализ финансовых результатов

 

В процессе анализа действующей системы образования прибыли необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плановых показателей – при осуществлении процесса планирования финансовых результатов на предприятии.

При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого показатели, необходимые для расчета прибыли нужно привести в сопоставимые цены при помощи индекса-дефлятора.

Анализ системы образования прибыли целесообразно начинать с анализа структуры и динамики балансовой прибыли. Рассмотрим динамику балансовой прибыли в разрезе по составляющим за анализируемый период (таблица 2.10.).

За анализируемый период с 2005 по 2007 годы балансовая прибыль увеличилась на 168,8 млн. руб. или в 6,1 раза. Сравним темпы роста балансовой прибыли 2007 года к 2006 году, 2006 года к 2005 году.

Троста 2007 = 1,6 раза.

Троста 2006 = 3,9 раза.

Как видно из расчетов – темпы роста балансовой прибыли имеют хаотичный характер: если в 2006 году балансовая прибыль увеличилась в 3,9 раза по сравнению с 2005 годом, в 2007 году балансовая прибыль увеличилась по сравнению с 2006 годом уже в 1,6 раза.

 

Таблица 2.10. Анализ динамики структуры балансовой прибыли Бурятского филиала ОАО «Сибирьтелеком» за период с 2005 по 2007 гг.

Показатели

2005

2006

2007

Изменение

2007 к 2005

абсол. +,- отн. %
Прибыль от реализации услуг связи 100335,1 156824 245828 145493 245
Прочие операционные доходы 45678 55678 76890 31212 168,3
Прочие операционные расходы 41230 52678 67890 26660 164,7
Внереализационные доходы 12345 11340 14324 1979 116
Внереализационные расходы 35456 44040 67573 32117 190,6
Чрезвычайные расходы 48881,3        
Балансовая прибыль 32790,8 127124,1 201579 168788,2 614,7
Выручка от реализации услуг 401887,1 559576 789543 387655,9 196,5
Себестоимость услуг 301552 402752 543715 242163 180,3
Прибыль от прочей реализации 4448 3000 9000 4552 202,3
Прибыль от вне реализационных результатов -23111 -32700 -53249 -30138 230,4

 

Рассмотрим темпы роста прибыли от продажи услуг связи. Данные таблицы 2.10. показывают, что прибыль от продажи услуг связи в динамике за три года имеет тенденцию к увеличению и за анализируемый период с 2005 по 2007 годы увеличилась на 145,5 млн. руб. или в 2,5 раза.

Важными факторами роста прибыли от продажи услуг связи являются: рост объема предоставляемых услуг связи, улучшение качества предоставляемых услуг, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.

После формирования балансовой прибыли предприятие уплачивает налоги в бюджет государства.

Как видно из таблицы 2.11., что при ставке налога на прибыль в размере 24% сумма налога по годам составила; 2005 г. – 7869,8 тыс. руб., 2006 г. – 30510 тыс. руб., 2007 г.. – 48379 тыс. руб. Динамика налога на прибыль за 2005–2006 годы имеет тенденцию к увеличению за счет увеличения величины прибыли до налогообложения.

 

Таблица 2.11. Расчет налогооблагаемой прибыли Бурятского филиала ОАО «Сибирьтелеком» за 2005–2007 годы

Показатели

2005

2006

2007

Изменение

2007 к 2005

абсол. +,- отн. %
Выручка от реализации услуг 401887,1 559576 789543 387655,9 196,5
Себестоимость услуг 301552 402752 543715 242163 180,3
Прибыль от продаж услуг связи 100335,1 156824 245828 145493 245
Прибыль от прочей реализации -18663 -29700 -44249 -25586 237,1
Прибыль до налогообложения 32790,8 127124,1 201579 168788,2 614,7
Сумма налога на прибыль 7869,8 30510 48379 40509 614,7
Чистая прибыль 24921 96614,1 153200 128279 614,7

 

Чистая прибыль распределяется в соответствии с Уставом предприятия. За счет чистой прибыли создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала. (Рисунок 4.) В процессе формирования и использования фондов специального назначения за счет прибыли реализуется ее стимулирующая роль.

Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный год по сравнению с прошлым годом. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.

Анализ распределения и использования прибыли проводится в следующем порядке:

1. дается оценка изменений суммы средств по каждому направлению использования прибыли по сравнению с отчетным и базисным периодом;

2. проводится факторный анализ образования фондов;

3. дается оценка эффективности использования фондов накопления и потребления в соответствии с показателями эффективности экономического потенциала.

Рассмотрим на примере Бурятского филиала ОАО «Сибирьтелеком» анализ распределения и использования прибыли.

 

 


Рис. 4. Схема распределения чистой прибыли

 

Анализируя распределение чистой прибыли в фонды специального назначения, необходимо знать факторы формирования этих фондов. Основным фактором является 1) – чистая прибыль, 2) коэффициент отчислений прибыли. Принять данные коэффициенты отчислений в фонды (см. Таблицу 2.12.) было решено на собрании учредителей.

 

Таблица 2.12. Данные об использовании чистой прибыли, тыс. руб.

Показатель 2006 год 2007 год Отклонения (+, -)
1. Чистая прибыль 96614 153200 56586
2. Распределение чистой прибыли:      
в фонд накопления 61833 56684 -5149
в фонд потребления 28018 79664 51646
в фонд социальной сферы 6768 16852 10084
3. Доля в чистой прибыли, %      
фонда накопления 64% 37% – 27%
фонда потребления 29% 52% + 23%
в фонд социальной сферы 7% 11% + 4%

Рассмотрим в таблице 2.13. влияние факторов – суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли на отчисления в фонды.

Изменение отчислений в фонды специального назначения за счет изменения чистой прибыли можно рассчитать по формуле:

 

ΔФн (П) = ΔПч ∙ К0,

 

ΔФн (П) = +56586 тыс. руб. * 64% = 3622 тыс. руб. – фонд накопления

ΔФп (П) = +56586 тыс. руб. * 29% = 1641 тыс. руб. – фонд потребления

ΔФс (П) = +56586 тыс. руб. * 7% = 396 тыс. руб. – фонд соц. сферы

где ΔФн (П) – приращение фонда накопления (потребления) за счет изменения чистой прибыли; ΔПч – приращение суммы чистой прибыли; К0 – коэффициент отчислений от чистой прибыли в соответствующий фонд.

Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора умножаем на базисный (2006 г.) коэффициент отчислений в соответствующий фонд.

На размер отчислений в фонды оказывают влияние и изменения коэффициента отчислений от чистой прибыли. Уровень его влияния рассчитывается по формуле:

 

ΔФн (К) = (К1 – К0)· Пч1, где

 

ΔФн (К) – приращение фонда потребления (накопления) от изменения коэффициента отчислений; К1, К0 – фактический и базисный коэффициенты отчислений в фонды потребления (накопления); Пч1 – чистая прибыль за отчетный период.

ΔФн (К) = (0.52–0.29) * 153200 тыс. руб. = 35236 тыс. руб. – фонд потребления

ΔФн (К) = (0.37–0.64) * 153200 тыс. руб. = – 41364 тыс. руб. – фонд накопления

ΔФн (К) = (0.11–0.07) * 153200 тыс. руб. = 6128 тыс. руб. – фонд соц. сферы

Таблица 2.13. Расчет влияния факторов (суммы чистой прибыли и коэффициента отчисления) на размер отчислений в фонды предприятия

Вид фонда

Сумма распределяемой прибыли, млн. руб.

Доля отчислений,

%

Сумма отчислений, тыс. руб.

    всего

Отклонение

в том числе за счет

  2006 2007 2006 2007 2006 2007 Откл. ЧП Котч
Накопления 96,6 153,2 64 37 61,8 56,7 -5,1 3,6 35,2
Потребления 96,6 153,2 29 52 28 79,7 51,7 1,6 -41,4
Соц. сферы 96,6 153,2 7 11 6,8 16,8 10 4,0 6,1

Из приведенных расчетов таблицы 2.13. следует, что на уменьшение удельного веса суммы отчислений в фонд накопления повлияло уменьшение коэффициента отчислений на 35,2 млн. руб., а за счет влияния чистой прибыли отчисления в фонд накопления увеличились на 3,6 млн руб.

Изменения отчислений в фонд потребления увеличились за счет влияния чистой прибыли на 1.6 млн. руб. и за счет коэффициента уменьшились на 41,4 млн. руб.

Изменения отчислений в фонд социальной сферы увеличились за счет влияния чистой прибыли на 4 млн. руб. и за счет коэффициента на 6,1 млн. руб.

Соотношение использования прибыли на накопление и потребление оказывает влияние на финансовое положение предприятия. Недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах. Анализ использования прибыли выявляет, насколько эффективно распределялись средства на накопление и потребление.

Верхнюю границу потенциального развития предприятия определяет рентабельность собственных средств, которая показывает эффективность использования собственного капитала. Рентабельность собственных средств можно представить как отношение суммы средств, направленных на накопление и потребление, к величине собственных средств.

 

Rcс = (ЧПн+ЧПп / Собственный капитал) * 100%,

 

В таблице 2.14. представлены размеры собственных и заемных средств на предприятии. Собственные средства в динамике за три года уменьшились на 5494,0 тыс. руб. или на 3,1%.

Далее произведем расчеты рентабельности собственного капитала за период с 2005 по 2007 годы.

Рентабельность собственных средств показывает эффективность использования собственного капитала, указывает на величину прибыли полученной с каждого рубля, вложенного в предприятия, собственниками. Для достижения высоких темпов роста оборота нужно повышать возможности увеличения рентабельности собственных средств.

 

Таблица 2.14. Собственные и заемные средства

Источник

капитала

Наличие средств, тыс. руб.

Структура средств, %

2005 г. 2006 г. 2007 г. измене- ние 2005 г. 2006 г. 2007 изме нение
Собственный капитал 179807 174313 174313 0 66,6 54,4 61,4 +7
Заемный капитал 90199 146242 109802 -36440 33,4 45,6 38,6 -7
Итого 270006 320555 284115 -36440 100 100 100 0

 


В таблице 2.15. представлены расчеты рентабельности собственного капитала

 

Таблица 2.15. Расчет динамики рентабельности собственного капитала

Рентабельность собственного капитала 2006 г., % Рентабельность собственного капитала 2007 г., % Отклонение, %
89851 / 174313 * 100% = 51,5 136348 / 174313 * 100% = 78,2 + 26,7%

Из таблицы 2.15. видно, что рентабельность собственного капитала увеличилась, по сравнению с прошлым годом на 26,7%

Отношение фонда накопления к величине собственного капитала определяет внутренние темпы роста, т.е. темпы увеличения активов.

 

Rcc= Фн / СК,

 

где Фн – фонд накопления, СК – собственный капитал

 

Таблица 2.16. Расчет динамики темпов увеличения активов

Темп увеличения активов 2006 г. Темп увеличения активов 2007 г. Отклонение
61833 /174313 = 35% 56684 / 174313 = 32,5% -2,5%

Внутренние темпы роста, т.е. темпы увеличения активов, уменьшились по сравнению 2006 г. на 2,5%. Отношение фонда потребления к размеру собственного капитала составляет уровень потребления.

 

Rcc= Фп / СК,

 

Где Фп – фонд потребления, СК – собственный капитал.


Таблица 2.17. Расчет динамики уровня потребления

Уровень потребления 2006 г. Уровень потребления 2007 г. Отклонение
28018 / 174313 = 16,1% 79664 / 174313 = 45,7% + 29,6%

Согласно приведенных данных можно сделать соответствующие выводы, что внутренние темпы роста увеличились на 29,6% в 2007 году по сравнении с 2006 годом, значит политика распределения прибыли выбрана правильно.

Характеристика показателей прибыльности предприятия будет неполной без факторного анализа рентабельности.

По данным «Отчета о прибылях и убытках» можно проанализировать динамику рентабельности продаж, рентабельность отчетного периода, а также влияние факторов на изменение этих показателей.

Рентабельность продаж (RI) – это соотношение суммы прибыли от реализации к объему реализованной продукции:

 

RI = {(В-С – КР – УР) / В} * 100% = (Пр / В) * 100%,

 

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от реализации. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, осуществим следующие расчеты.

1. Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж:

 

D Rd(В) = [{(В2007 – С2006 – Кр2006 – Ур2006) / В2007} – {(В2006 – С2006 – Кр2006 – Ур2006) / В2006}] * 100%,]

 

где С2007 и С2006 – отчетная и базисная себестоимость;

КР2007 и КР2006 – отчетные и базисные коммерческие расходы;

УР2007 и УР2006 – отчетные и базисные управленческие расходы.

D R2007(В) = [{(789543 тыс. руб. – 402752 тыс. руб. –0 тыс. руб. – 0 тыс. руб.) / 789543 тыс. руб.} – (559576 тыс. руб. – 402752 тыс. руб. – 0 тыс. руб.) / 789543 тыс. руб.}] * 100% = 0,303 * 100% = + 29%

2. Влияние изменения себестоимости реализации на рентабельность продаж:

 

D R2006(С) = [{(В2007 – С2007 – Кр2005 – Ур2005) / В2007} – {(В2007 – С2006 – Кр2006 – Ур2005) / В2007}] * 100%,

 

D R2006(С) = [{(789543 тыс. руб. – 543715 тыс. руб. / 789543 тыс. руб.) – {(789543 тыс. руб. – 402752 тыс. руб.) / 789543 тыс. руб.}] * 100% = (– 0,307) * 100% = 11,2%

Совокупное влияние факторов составляет:

 

D R12006 = D R2006(В) + D R2006(С),

D R12006 = + 29% + 11,2% = 40,2%

 

Таким образом, рентабельность реализации отчетного периода увеличилась по сравнению с рентабельностью прошедшего периода на 40,2%. Наибольшее влияние на повышение рентабельности оказал такой фактор как выручка реализованной продукции.

По результатам анализа, проведенного во второй главе можно сделать соответствующие выводы:

1. За анализируемый период с 2005 по 2007 годы балансовая прибыль увеличилась на 168,8 млн. руб. или в 6,1 раза.

2. Прибыль от продаж услуг связи в динамике за три года имеет тенденцию к увеличению и за анализируемый период с 2005 по 2007 годы увеличилась на 168,8 млн. руб. или на 245%.

3. При ставке налога на прибыль в размере 24% сумма налога по годам составила; 2005 г. – 7,9 млн. руб., 2006 г. – 30,5 млн. руб., 2007 г. – 48,4 млн. руб. Динамика налога на прибыль за 2005–2007 годы имеет тенденцию к увеличению за счет увеличения величины прибыли до налогообложения.

4. Абсолютное увеличение чистой прибыли за период с 2005 по 2007 годы составило 128,3 млн. руб. или 6,1 раза.

5. Уровень себестоимости в выручке в 2007 году по сравнению с аналогичным показателем 2005 года понизился на 0,4%.

6 Рентабельность собственного капитала увеличилась, по сравнению с прошлым годом на 26,7%, это свидетельствует о достаточно эффективном использования собственного капитала

7. Внутренние темпы роста, т.е. темпы роста увеличения активов уменьшились на 2,5%, этот факт свидетельствует о том, что политика распределения прибыли выбрана правильно.

8. Рентабельность реализации отчетного периода снизилась по сравнению с рентабельностью прошедшего периода на 40,2%. Наибольшее влияние на снижение рентабельности оказал такой фактор как выручка от реализованной продукции связи.

 

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: