Индексы конкурентоспособности позволяют определить степень удовлетворения потребностей покупателей по сравнению с какой-либо базой. В качестве базы используют товары основных конкурентов, товар-образец (наиболее полно удовлетворяющий требования покупателей на данном этапе) или "идеальное изделие" (соответствующее на 100%).
В нашем исследовании индексы конкурентоспособности рассчитаны по отношению к "идеальному изделию" и продукции магазинов «Крестьянское подворье» по следующим формулам:
J ид = Бк / Б ид и J к = Б к1 / Б к2,
где J ид — индекс конкурентоспособности по отношению к идеальному изделию;
Jк — индекс конкурентоспособности по отношению к ООО «Мегапол»;
Б ид — балльная оценка конкурентоспособности "идеального изделия";
Б к1 — средний балл конкурентоспособности товара анализируемого предприятия;
Б к2 — средний балл конкурентоспособности товара конкурента.
Вино-водочная продукция:
«Мегапол» Jд= 7,15/4 = 0,79
«Крестьянское подворье» Jд = 8 / 9 = 0,89
Jк = 8 / 7,15 = 1,12
|
|
Полученные значения свидетельствуют о том, что желания потребителей удовлетворяются вино-водочной продукцией магазинов «Крестьянское подворье» на 89%, а ООО «Мегапол» только на 79%, потому конкурентоспособность продукции фирмы «Крестьянское подворье» по сравнению с товарами конкурента в 1, 12 раза (или на 12%) выше.
Колбасная продукция:
«Мегапол» Jид = 7,49/9 = 0,83
«Крестьянское подворье» Jид = 7,73 /9 =0,86
Jк = 7,72 / 7,49 = 1,03
По колбасной продукции фирма «Крестьянское подворье» удовлетворяет желания потребителя на 86%, а ООО «Мегапол» — на 83%, в результате конкурентоспособность товара нашего предприятия в 1,03 раза (на 3%) выше продукции конкурента.
Итак, после выполнения анализа на I и II этапах выяснилось что сеть магазинов «Крестьянское подворье» продает более конкурентоспособные товары по сравнению с изделиями основного конкурента ООО «Мегапол», что обусловлено, главным образом, продажей товаров по более благоприятным для потребителей ценам. Для поддержания и роста конкурентоспособности продукции «Крестьянское подворье» необходимо разработать эффективный комплекс маркетинга.
Средства повышения конкурентоспособности магазинов фирмы «Крестьянское подворье»