Оценка конкурентоспособности торговой фирмы

«Крестьянское подворье»

 

Следует отметить уровень острой конкуренции на рынке продовольственной продукции в г. Йошкар-Ола. Как было выявлено выше, основными конкурентами сети магазинов «Крестьянское подворье» являются следующие торгово-посреднические фирмы: ООО «Мегапол», ООО «Марийская фруктовая компания», ЗАО «Бакалея» и др.

Проведем балльный (по 9-ти бальной шкале) сравнительный анализ показателей ведущих конкурентов с собственной деятельностью предприятия (табл. 3.4).

 Таблица 3.4

Анализ конкурентоспособности по баллам

 

 

Факторы конкурентоспособности

предприятия

Балльная оценка фирм

«Крестьянское подворье»

«Мегапол»

«Бакалея»

1

2

3

4

Продукт

Качество

7

9

8

Престиж торговой марки

5

8

6

Срок реализации

9

9

9

Многовариантность в использовании

9

9

8

Уникальность

5

6

6

Защищенность патентом

5

6

5

Надежность

8

7

6

Сумма баллов

48

54

47

Средний балл

6,9

7,7

6,7

2. Цена

Прейскурантная

7

4

5

Процент скидки с цены

7

3

4

Срок платежа

6

5

5

Условия кредита

4

4

4

Сумма баллов

24

16

18

Средний балл

6,0

4,0

4,5

3. Каналы сбыта

 
Степень охвата рынка

6

2

7  
Размещение складских помещений

8

4

5  
Система контрольных запасов

8

4

5  
Система транспортировки

7

7

5  
Формы сбыта:

 

 

   
торговые представители

7

8

6  
оптовые посредники

5

7

5  
Сумма баллов

41

32

33  
Средний балл

6,8

5,3

5,5  

4. Продвижение продуктов на рынке

 
Реклама

5

8

7  
Индивидуальная продажа

9

7

6  
Продвижение продуктов по каналам торговли

7

7

6  
Упоминание об изделиях в СМИ

4

8

6  
Сумма баллов

25

30

25  
Средний балл

6,3

7,5

6,3  
ИТОГО СУММА БАЛЛОВ

138

132

123  
             

По средним значениям факторов конкурентоспособности предприятия строим "многогранник конкурентоспособности" для каждого предприятия.

Определим показатель уровня конкурентоспособности сети магазинов «Крестьянское подворье» относительно предприятий - конкурентов как отношение площадей «многогранника конкурентоспособности» данной фирмы к площади «многогранника конкурентоспособности» сети магазинов «Крестьянское подворье».

S Крест. подворье (6,9*6,0) + (6,0*6,8) + (6,8*6,3) + (6,3*6,9) 168,51

 = = = 1,13

 S Мегапол (7,7*4,0) + (4,0*5,3) + (5,3*7,5) + (7,5*7,7) 149,5

 

S Крест. подворье (6,9*6,0) + (6,0*6,8) + (6,8*6,3) + (6,3*6,9) 168,51

 = = = 1,27

 S Бакалея (6,7*4,5) + (4,5*5,5) + (5,5*6,3) + (6,3*6,7) 131,76


 

 __ Крестьянское подворье - - - - Мегапол ……. Бакалея

 

Рис. 3.3. Многогранник конкурентоспособности предприятий

 

Вывод: Торговая фирма «Крестьянское подворье» в 1,13 раза конкурентоспособнее фирмы «Мегапол» и в 1,27 раз конкурентоспособнее фирмы «Бакалея».

По данным табл. 3.5 можно сделать определенный вывод о слабых и сильных сторонах сети магазинов «Крестьянское подворье». Сильной стороной здесь является фактор цены. По остальным факторам предприятие проигрывает, хотя и незначительно. Данные показатели являются резервами повышения конкурентоспособности анализируемого предприятия.

 

Таблица 3.5

 

Резервы реализации повы­шения конкурентоспособ­ности товара фирмы

Характеристики конкурентоспособности товара фирмы с низкими баллами (по отношению к товарам-конкурентам) Направления реалии-зации выявленных резервов повы­шения конкурентоспособ­ности товара фирмы Разработка путей и методов реализации выявленных ресурсов
Престиж торговой марки   Фирме следует приобрести известность в деловых кругах республики и у населения.   Необходимо провести активную рек-ламную кампанию. Возможно прове-дение комбинированной рекламы. Фирма должна выпол-нять заказы достаточно качественно и стараться соблюдать сроки выполнения.
Условия финансирования в случае покупки В будущем фирма должна предоставлять льготы и скидки клиентам. Планируется снизить предоплату заказов.  

 

Можно значительно улучшить качество и престиж торговой марки. При внедрении новых технологий обслуживания покупателей и использовании высококачественной продукции значительно повысить спрос на продукцию предприятия.

Определение относительных преимуществ торгового предприятия «Крестьянское подворье» в конкуренции представлено в приложении 3.

В результате данного исследования можно придти к выводу, что позиции предприятия на рынке достаточно устойчивы. Однако если не продолжать развитие торгового процесса и внедрение новейших технологий, на предприятии будет происходить спад производства.

Конкурентоспособность товара - это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента, ради которых потребитель отдает предпочтение именно данной продукции.

Конкурентоспособность товара во многом определяет конкурентоспо-собность предприятия, выпускающего этот товар, поэтому этот блок анализа играет очень важную роль в нашем маркетинговом исследовании.

Проведем исследование конкурентоспособности товара сети магазинов «Крестьянское подворье».

При изучении продукции мы должны проанализировать соответствие требований наших клиентов характеристикам продукции, реализуемой торговой фирмой «Крестьянское подворье». Такой анализ позволит нам понять мотивы покупателей, предпочитающих наш товар, а не товар конкурентов (табл. 3.6).

 

Таблица 3.6

Оценка соответствия характеристик продукции сети магазинов «Крестьянское подворье» требованиям потребителей

Показатели

Степень соответствия характеристик товара требованиям покупателей

  Хуже       Лучше  
  1 2 3 4 5  
1.качество продукции         х о  
2.цена       о х  
4.срок реализации       х о    
5.сервис     х о    
6.другие     х о    

 

х - требования потребителей

о - характеристики продукции, реализуемой фирмой «Крестьянское подворье»

 

Из таблицы 3.6. видно, что характеристики товаров нашего предприятия полностью отвечают требованиям покупателей.

Далее проведем оценку нашего товара относительно товара конкурента.

Существует несколько методов оценки конкурентоспособности продукции. Общее во всех этих методиках - товар рассматривается с точки зрения потребителя, а не производителя.

При исследовании конкурентоспособности продовольственной продукции (в качестве примера возьмем вино-водочную и колбасную продукцию) сети магазинов «Крестьянское подворье» мы придерживались такого же подхода.

Исследование проводилось в два этапа:

I. Получение балльной оценки конкурентоспособности товара.

II. Расчет индексов конкурентоспособности.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: