Исправление осужденного

 

В качестве второй цели уголовного наказания в законе называется исправление осужденного, которое заключатся в принуждении осужденного с помощью карательно-воспитательного воздействия воздерживаться после отбытия наказания от совершения новых преступлений. Цель исправления осужденного также указана в ч. 1 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

В толковом словаре русского языка Ожегова С.И. исправление – исправить, значит, установить, в чем неисправность; исправиться – освободиться от каких-нибудь недостатков, измениться к лучшему.

Согласно толкованию Даля В.И., исправить, исправлять, значит, переправлять, изменять, улучшая, переделывать на лучший лад.

В Российском законодательстве легальное определение исправления дается в ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса: «Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения». Более того, на развитии данного понятия (точнее исправительного процесса) основано большинство норм уголовно – исполнительного законодательства. По-сути все средства исполнения уголовного наказания, заложенные в нормах уголовно-исполнительного права, направлены на достижение указанного результата.

Учебники по уголовно-исполнительному праву и комментарии УИК РФ обоснованно считают, что в этой ст. 9 УИК речь идет не только о юридическом исправлении осужденного, когда он не совершает нового преступления, а и о более сложном явлении – нравственном исправлении, когда ценности человеческого общежития осужденный соблюдает глубоко и осознано, а не из-за боязни нового наказания.

Цель исправления осуждённого заключается в том, чтобы лицо, в отношении которого применяется наказание, стало добропорядочным членом общества, уважающим его законы, реальная же задача которую можно решить в ходе исправления заключается в том, чтобы убедить и заставить осужденного хотя бы под страхом наказания не нарушать уголовный закон, т.е. не совершать в будущем новых преступлений. Исправление осужденных это генеральная линия законодательства об исполнении уголовных наказаний (кроме смертной казни), она вытекает также из требований международных стандартов обращения с осужденными и выступает непосредственной задачей учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание и иные меры уголовно-правового характера.

В Российском уголовном праве определение исправлению как цели наказание было дано в «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года, мера наказания соизмерялась со степенью умысла, по Уложению эта цель заключалась в том, что наказание должно было вызвать «нравственное и религиозное сознание из мертвенного усыпления». Наказание при этом, сохраняя постоянный характер принуждения, становилось насильственным воспитанием.

Особое место в реализации цели исправления осужденного необходимо уделить такому виду наказания как лишение свободы. На протяжении не одного столетия содержание уголовно-исправительной системы Российского государства определялось произволом местной власти в лице ее представителей-смотрителей и начальников тюрем.

«Тюрьма старого времени, - писал С.В. Познышев, - не преследовала, да и не могла преследовать ни каких исправительных целей. Она должна была сохранять в своих стенах преступника впредь до истребования его властью, а иногда и всю жизнь.

По поводу произвола тюремной администрации и несносных условий содержания арестантов в российских тюрьмах секретарь Говардского общества Виллиам Таллаки направил начальнику Главного тюремного управления письмо в котором, в котором писал: «Позвольте мне выразить надежду, что Русское правительство примет какие-либо меры к тому, чтобы его тюремная система не навлекла бы как ныне на Ваше Государство стыд и позор перед всем цивилизованным миром…».

Постоянный рост общественной напряженности, превращение тюрем в рассадник преступности, а с увеличением численности политических заключенных - в своеобразную школу политического воспитания, заставили правительство пересмотреть свою позицию по отношению к определению целей исполнения уголовного наказания.

В XX столетие места заключения вошли с качественно новой концепцией об исполнении уголовных наказаний. «Явилось убеждение, что наказание не достигает своей цели, если преследует только возмездие и не содержит в способах исполнения элементов исправительных, возбуждающих в преступнике желание достигнуть лучшей участи хорошим поведением и отучающих его от праздности», к такому выводу пришли члены Комиссии по тюремному преобразованию, определяя основные цели наказания и содержание тюремной реформы.

Это принципиальное положение нашло свое правовое закрепление в Уставе о содержащихся под стражей 1890 г. Перед тюремными комитетами и отделениями в качестве главной была поставлена задача исправления нравственности заключенных. В отношении задач исправительных арестантских отделений было сказано, что начальникам этих учреждений вменяется в обязанность «стараться о нравственном исправлении арестантов». Надзор за исполнением арестантами «священных обязанностей веры», постоянный контроль за их поведением и внушение им надежды, что с нравственным исправлением они будут постепенно получать облегчение в части исполнения наказания – главнейшие, согласно Уставу, средства воздействия на арестантов.

Комитетам и отделениям Общества Попечительного о тюрьмах вменялось содействовать тюремной администрации в том, чтобы «заключение вело к нравственному исправлению, а не служило к ожесточению»; духовенство же обязывалось подготавливать арестантов «к перенесению заслуженного наказания с христианскою покорностью и раскаянием».

На цель исправления обращается внимание в постановлении Пленума Верховного Суда от 11.07.1972 г. №5 «О практике применения судами исправительных работ без лишения свободы» - наказание в виде исправительных работ имеет важное предупредительное и воспитательное значение в отношении лиц, совершивших менее опасные преступления, исправление которых возможно без изоляции их от общества; подчёркивается, что назначение этого наказания является эффективным средством исправления правонарушителей.

А в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 19.10.1971 года «О судебной практике условно-досрочного освобождения осуждённых от наказания и замены не отбытой части наказания более мягким» имеются указания – в пункте 2 говориться, что «доказательством исправления осуждённого служат примерное поведение и честное отношение к труду, а для несовершеннолетних – и к обучению». Такие цели, как перевоспитание осужденного в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам общежития были закреплены в УК РСФСР 1960 года.

Как известно, в отличии от декларируемой ранее в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР цели перевоспитание осужденных, новый УИК РФ дает более точное понятие желаемого от уголовного наказания результата – исправление осужденных.

Новый УК 1996 года не связывает цель исправления с перевоспитанием, т.к. воспитание – это длительный процесс, который длится всю жизнь и поэтому нереально ожидать от осуждённого перевоспитания за 3-5 лет, понятно, что в приведенной законом формулировке отражались явно завышенные требования к воспитательному воздействию наказания, также очевидно, что применением существующих мер исправительного воздействия в принципе не возможно достичь такого результата, так в 2000 г. в Росси удельный вес лиц, ранее свершивших преступление, составил 29,8%. Судебная статистика, научные труды в области уголовно-исполнительного права, а также опыт работы автора в уголовно-исполнительной системе Минюстаголовно-исполнительной и уголовно-исполнительного права, а также опыт работы автора в системе енная власть, ия, т.е. для винов показывает, что доля ранее судимых (учитывая лиц с погашенной судимостью) среди осужденных за последние 10 лет в среднем составляет около 35%. Пенитенциарный рецидив составляет в среднем около 17%, отбывающими наказание в виде лишения свободы – 2,5%.

Отметим, что в некоторых учебниках моральное и юридическое исправление смешиваются. Например, в одном из них читаем: «Цель наказания… достигается в тех случаях, когда обеспечивается правомерное поведение граждан и соблюдение правопорядка». А далее уже более правильно утверждается, что цель исправления – это специальное предупреждение, и она достигается, когда осужденный не совершает новых преступлений.

Лишению свободы, как инструменту достижения цели исправления, следует уделить особое внимание, по меткому утверждению российского пенетенциариста Б.С. Утевского, «колония, тюрьма – самое не благоприятное место для воспитательной работы, да и нельзя одновременно карать и воспитывать людей. Действительно лица, которым назначается наказание на срок менее трех лет лишения свободы, обычно осуждаются за деяния пусть формально и отнесенные к тяжким преступлениям, но по существу эти деяния серьезной опасности для общества не представляют. Например, в городе - кража магнитофона из квартиры, а в деревне тайное хищение свиньи сбежавшей из хлева в коридор. Направлять подобных «воришек» сразу в исправительную колонию, пусть и на краткий срок, означает разрушить целый комплекс социально-экономических связей, на восстановление которого спустя месяцы потребуются уже годы, да и средств уйдет в несколько сот раз больше, чем стоили эти «злополучные» для кого-то магнитофон или поросенок, а цель исправление осужденного скорее всего достигнута не будет».

Таким образом, цель наказания в виде исправления считается реализованной, если осужденный перестает быть рецидивоопасным. Уголовно-исполнительное исправление выступает средством достижения данной цели, важно, чтобы осужденный не совершал новых преступлений, а по какой причине – из-за боязни наказания или в силу внутренней нравственной переоценки – не столь важно.

Исправление осужденного является сложными многоэтапным процессом, зависящим от многих факторов, идеологи воспитания считают эту цель вполне достижимой. На практике же цель исправления осужденного путем применения к нему имеющихся уголовно-правовых мер (наказания) как правило к желаемому результату не приводит, а в некоторых случаях достигает противоположного результата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: