Детский сад №2523 г. Москва, находясь в системе российского дошкольного образования, испытывает те же самые проблемы, о которых говорилось ранее. Проанализируем деятельность данного учреждения более подробно.
Функционирует государственное дошкольное образовательное учреждение №2523 Западного окружного управления образования Департамента образования г. Москва с сентября 1985 года. Детский сад осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном учреждении, Уставом дошкольного образовательного учреждения. ДОУ №2523 прошло государственную аккредитацию и в соответствии с присвоенным ему статусом реализует образовательные программы дошкольного образования. Детский сад имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности сроком до 26 марта 2014 г.
В ДОУ №2523 работают группы дошкольного образования и группы кратковременного пребывания. Комплектование групп происходит по возрастному принципу, детьми от 2 до 7 лет. Характеристика групп приведена в таблицах 1 и 2. Режим работы детского сада – 12-часовой (с 7.00 до 19.00) при 5-дневной рабочей неделе (понедельник – пятница). Прием в ДОУ осуществляется в соответствии с Уставом ДОУ и нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность дошкольного учреждения.
|
|
Преимущественным правом приема в детский сад пользуются дети:
- работающих одиноких родителей;
- учащихся матерей;
- инвалидов первой и второй групп;
- из многодетных семей;
- находящиеся под опекой;
- родители (один из родителей) которых находится на военной службе;
- безработных (оба родителя);
- беженцев и вынужденных переселенцев;
- работников дошкольных образовательных учреждений.
Таблица 1 – Характеристика групп дошкольного образования
Название группы | Возрастная категория | Возраст детей | Программы |
№1 | Первая младшая группа | 3 – 4 | Программа воспитания и обучения в детском саду Парциальная программа дошкольного образования «Театр – Творчество – Дети» |
№2, №3 | Средняя группа | 4 – 5 | Программа воспитания и обучения в детском саду Парциальная программа дошкольного образования «Юный эколог» |
№4, №5 | Старшая группа | 5 – 6 | Программа воспитания и обучения в детском саду Парциальная программа дошкольного образования «Конструирование и ручной труд в детском саду» |
№6, №7, №8, №9 | Подготовительная | 6 – 7 | Программа воспитания и обучения в детском саду Парциальная программа дошкольного образования «Театр – Творчество – Дети» Коррекционная программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (подготовительная к школе группа) |
Таблица 2 – Характеристика групп кратковременного пребывания
|
|
Название группы | Направленность группы | Возраст детей | Время работы | Программы |
«Адаптация» №10, №11 | Адаптационная группа | 2 – 3 | вторник, четверг 9:30 – 12:30 | Программа воспитания и обучения в детском саду |
«Развитие» №12 | Группа развития | 3 – 4 | I неделя: 9:30 – 12:30 понедельник, среда, пятница. II неделя: 16:30 – 18:30 понедельник, среда, пятница | Программа воспитания и обучения в детском саду |
«Играя, обучаюсь» №13 | Группа обучения | 4 – 6 | I неделя: 16:30 – 18:30 понедельник, среда, пятница. II неделя: 9:30 – 12:30 понедельник, среда, пятница. | Программа воспитания и обучения в детском саду |
Как видно из представленных данных, политика детского сада является личностно-ориентированной, программы обучения строятся на основе стандартных национальных.
Детский сад №2523 расположен в Западном Административном округе Москвы, в районе Раменки. Округ считается самым престижным и одним из самых экологически чистых в городе. В районе располагаются иностранные посольства, институты и университеты, а также зона престижной коттеджной застройки. В этом же районе находятся еще 5 государственных детских садов, несколько общеобразовательных школ, школа с углубленным изучением иностранного языка, центр образования. Однако наполняемость данного дошкольного учреждения достаточно высока. Это объясняется наличием сравнительно хорошей материальной базы, высоким профессионализмом педагогов и дополнительным набором образовательных услуг (театрализованная и изобразительная деятельность, коррекционная работа учителей-логопедов и педагога-психолога). Кроме того, повышенная наполняемость детского сада – это проявление общероссийской тенденции с нехваткой мест в дошкольных учреждениях. Как видно из таблиц 3 и 4, в группах дошкольного образования 206 детей, в группах кратковременного пребывания 71 ребенок. Фактическое количество воспитанников в группах ДОУ превышает плановое на 41 человек.
Места сверх нормы согласованы с местным муниципалитетом, для детей организованы спальные места в игровой комнате, на раскладушках. Раскладушки и постельные принадлежности, как правило, приобретаются родителями.
Рядом с детским садом расположена детская поликлиника №86, средние школы №668, 683, гимназия №184, спортивный стадион «Молния», детская хоровая школа №6, Центр молодежного творчества «Гермес», Центр социальной помощи семье и детям «Дмитровский», досуговый клуб «Радуга». Это создает благоприятные возможности для обогащения деятельности в ДОУ, расширяет спектр возможностей по организации физкультурно-оздоровительной, коррекционной работы и художественно – эстетической деятельности детей, помогает осуществлению сотрудничества между педагогическими коллективами данных учреждений. Однако данное сотрудничество осуществляется не в полной мере.
Таблица 3 – Численность воспитанников в группах дошкольного образования
Название группы | Количество детей | Всего детей в группах данной категории | ||
плановое | фактическое | по плану | по факту | |
№1 | 15 | 26 | 15 | 26 |
№2, №3 | 15 | 24 | 30 | 48 |
№4, №5 | 20 | 24 | 40 | 48 |
№6, №7, №8, №9 | 20 | 21 | 80 | 84 |
итого |
|
| 165 | 206 |
Таблица 4 – Численность воспитанников в группах кратковременного пребывания
Название группы | Количество детей в группе | Всего детей |
«Адаптация» №10, №11 | 17 | 34 |
«Развитие» №12 | 19 | 19 |
«Играя, обучаюсь» №13 | 18 | 18 |
итого |
| 71 |
Дошкольное учреждение расположено в 3 корпусах, к главному корпусу пристроен бассейн и хозяйственные постройки. Заведующей детского сада является Воробьева Маргарита Владимировна, заслуженный учитель РФ, Почетный работник общего образования РФ. Педагогический коллектив состоит из 43 сотрудников, характеристика коллектива представлена в таблице 5. В приложении 1 представлены фотографии детского сада №2523.
|
|
Таблица 5 – Характеристика педагогического коллектива детского сада
| Всего педагогов | Имеют | Присвоена квалификационная категория | |||
высшее образование | ученую степень | высшая | первая | вторая | ||
чел. | 43 | 30 | 3 | 5 | 8 | 23 |
% от штата |
| 70 | 7 | 12 | 19 | 53 |
Управление ДОУ осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании» по принципу единоначалия – заведующей ДОУ и самоуправления – Совет педагогов, общее собрание, собрание родительского комитета. Связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией и координацией. Эта структура управления учитывает адаптивный характер деятельности ДОУ и включает в процесс управления представителей общественности, педагогов и родителей. Однако, как правило, стратегической и текущей деятельностью детского сада руководит заведующая, взаимодействие с родителями воспитанников не налажено.
Работа в детском саду строится на основе «Образовательной программы», «Программы развития», годового плана, и городской целевой программы развития образования «Столичное образование – 5». Базисной программой является Программа воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А. Васильевой). Наряду с ней также используются парциальные программы и технологии, обеспечивающие максимальное развитие психологических и физических возможностей и личностного потенциала дошкольников (таблицы 1,2).
Повышению качества образовательной работы с детьми способствует рационально организованная в группах развивающая среда, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов и позволяющая варьировать способы и формы организации их жизнедеятельности. Эффект и поддержка положительного эмоционального фона создается за счет рационального использования всех помещений детского сада.
|
|
В детском саду используются разные формы организации обучения: занятия проводятся фронтально, по подгруппам, индивидуально, что позволяет педагогам добиваться высоких результатов при обучении детей. Приоритет в работе с дошкольниками отдается игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к знаниям и стимулирующим познавательную активность детей.
В своей деятельности учреждение стремится создать условия для развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальным развитием путем реализации личностно-ориентированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса. Среди задач на 2011 год – создание банка данных об уровне развития и здоровья ребёнка на момент поступления в детский сад, систематическое наблюдение за его развитием, фиксация достижений и трудностей, выработка рекомендаций педагогам по постройке учебно-воспитательного процесса, а родителям по организации воспитания ребёнка в семье. В настоящее время информация о воспитанниках хранится хаотично. Хотя связь с выпускниками ДОУ не теряет, старается отслеживать их дальнейшее развитие. Учителями школ, куда приходят выпускники ДОУ №2523, отмечается высокий уровень развития у детей произвольности психических процессов, способности к саморегуляции поведения, самооценке. Дети обладают достаточным объемом знаний для последующего освоения школьной программы.
Данные о выпускниках представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Характеристика выпускников ДОУ №2523
год выпуска | количество выпускников | в обычные школы | с углубленным изучением предмета | учатся на «Отлично» | учатся на «Хорошо» | учатся на «Удовлетв.» |
2009 | 81 | 65 (81%) | 16 (19%) | 20 (25%) | 56 (69%) | 5 (6%) |
2010 | 83 | 69 (84%) | 14 (16%) |
|
|
|
Результативность работы ДОУ отслеживается с помощью регулярной внешней диагностики (на начало и конец учебного года), проводимой муниципалитетом. Диагностическая информация свидетельствует об устойчивости показателей умственного и физического развития детей. Однако системы внутренних критериев качества работы в детском саду не существует.
В 2010 году заболеваемость в детоднях на 1 ребенка составила 24,8%, причем простудная заболеваемость – 78,2%. Количество часто болеющих детей составляет 25,9%, детей с хроническими заболеваниями – 6,6%. Эти данные свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии здоровья детей и требуют мероприятий, проводимых совместно с родителями. Учитывая показатели здоровья детей, задачи программы «Столичное образование – 5», программы «Воспитания и обучения в детском саду» необходимо много внимания уделять физкультурно-оздоровительной деятельности.
В детском саду созданы благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, налажена организация правильного и рационального питания детей на основе примерного 20-ти дневного меню.Выдача и получение пищи производится в соответствии с графиком. В меню детей включаются блюда из овощей, свежие фрукты, проводится витаминизация третьих блюд. Периодически представители родительского комитета и сотрудники присутствуют при закладке основных продуктов, а старшая медсестра проверяет готовые блюда. В этом направлении рекомендуется изучить опыт других дошкольных образовательных учреждений для оптимизации условий пребывания детей.
Финансирование дошкольного учреждения осуществляется из бюджета города Москвы, через централизованную бухгалтерию №9 Западного окружного управления образования. Бюджетные средства расходуются на:
- заработную плату;
- коммунальные услуги;
- налоги на имущество;
- услуги по содержанию имущества;
- услуги связи;
- текущий ремонт;
- приобретение оборудования;
- приобретение материалов (моющие средства, медикаменты);
- приобретение учебных пособий;
- приобретение продуктов питания.
Однако недофинансирование детского сада ощущается, руководство учреждения вынуждено постоянно просить финансовой помощи у родителей воспитанников.
Таким образом, характеризуя деятельность дошкольного образовательного учреждения №2523 г. Москва, можно сформулировать следующие тезисы:
- В своей деятельности учреждение стремится создать условия для развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальным развитием путем реализации личностно-ориентированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса.
- Работа в детском саду строится на основе национальных нормативных документов и образовательных программ, а также инновационных программ и технологий, обеспечивающих максимальное развитие психологических и физических возможностей и личностного потенциала дошкольников.
- Финансирование дошкольного учреждения осуществляется из бюджета города Москвы, однако оно недостаточно для обеспечения высокого уровня качества образования в данном учреждении.
- В нормативных документах обозначено активное взаимодействие родителей и ДОУ, однако в реалии это взаимодействие сводится к нулю. Родительский комитет не функционирует.
- Инфраструктура района расположения учреждения создает благоприятные условия для обогащения деятельности в ДОУ, расширяет спектр возможностей по организации физкультурно-оздоровительной, коррекционной работы и художественно – эстетической деятельности детей, помогает осуществлению сотрудничества между педагогическими коллективами данных учреждений. Однако данное сотрудничество осуществляется не в полной мере, а имеющиеся программы взаимодействия требуются в доработке.
- Наполняемость детского сада выше нормы. Фактическое количество воспитанников в группах ДОУ превышает плановое на 41 человек.
- Среди задач на 2011 год – создание банка данных об уровне развития и здоровья ребёнка на момент поступления в детский сад, систематическое наблюдение за его развитием, фиксация достижений и трудностей, выработка рекомендаций педагогам по постройке учебно-воспитательного процесса, а родителям по организации воспитания ребёнка в семье.
- Результативность работы ДОУ отслеживается с помощью регулярной внешней диагностики (на начало и конец учебного года), проводимой муниципалитетом. Диагностическая информация свидетельствует об устойчивости показателей умственного и физического развития детей. Однако системы внутренних критериев качества работы в детском саду не существует.
- В детском саду созданы благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, налажена организация правильного и рационального питания детей на основе примерного 20-ти дневного меню. Однако состояние здоровья детей неудовлетворительное, очень многие дети постоянно болеют. Эта ситуация требует мероприятий, направленных на обучение родителей основам оздоровительной деятельности и здорового образа жизни, а также проведения мероприятий по оздоровлению в группах.
Таким образом, необходимо детально исследовать каждую из перечисленных проблем и разработать мероприятия по их ликвидации.