Анализ проблем и их разрешение средствами городского социума в дошкольном образовательном учреждении №2523

 

Детский сад №2523 г. Москва, находясь в системе российского дошкольного образования, испытывает те же самые проблемы, о которых говорилось ранее. Проанализируем деятельность данного учреждения более подробно.

Функционирует государственное дошкольное образовательное учреждение №2523 Западного окружного управления образования Департамента образования г. Москва с сентября 1985 года. Детский сад осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном учреждении, Уставом дошкольного образовательного учреждения. ДОУ №2523 прошло государственную аккредитацию и в соответствии с присвоенным ему статусом реализует образовательные программы дошкольного образования. Детский сад имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности сроком до 26 марта 2014 г.

В ДОУ №2523 работают группы дошкольного образования и группы кратковременного пребывания. Комплектование групп происходит по возрастному принципу, детьми от 2 до 7 лет. Характеристика групп приведена в таблицах 1 и 2. Режим работы детского сада – 12-часовой (с 7.00 до 19.00) при 5-дневной рабочей неделе (понедельник – пятница). Прием в ДОУ осуществляется в соответствии с Уставом ДОУ и нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность дошкольного учреждения.

Преимущественным правом приема в детский сад пользуются дети:

- работающих одиноких родителей;

- учащихся матерей;

- инвалидов первой и второй групп;

- из многодетных семей;

- находящиеся под опекой;

- родители (один из родителей) которых находится на военной службе;

- безработных (оба родителя);

- беженцев и вынужденных переселенцев;

- работников дошкольных образовательных учреждений.

 

Таблица 1 – Характеристика групп дошкольного образования

Название группы

Возрастная категория

Возраст детей

Программы

№1

Первая младшая группа

3 – 4

Программа воспитания и обучения в детском саду Парциальная программа дошкольного образования «Театр – Творчество – Дети»

№2, №3

Средняя группа

4 – 5

Программа воспитания и обучения в детском саду Парциальная программа дошкольного образования «Юный эколог»

№4, №5

Старшая группа

5 – 6

Программа воспитания и обучения в детском саду Парциальная программа дошкольного образования «Конструирование и ручной труд в детском саду»

№6, №7,

№8, №9

Подготовительная

6 – 7

Программа воспитания и обучения в детском саду Парциальная программа дошкольного образования «Театр – Творчество – Дети» Коррекционная программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (подготовительная к школе группа)

Таблица 2 – Характеристика групп кратковременного пребывания

Название группы

Направленность группы

Возраст детей

Время работы

Программы

«Адаптация» №10, №11

Адаптационная группа

2 – 3

вторник, четверг 9:30 – 12:30 Программа воспитания и обучения в детском саду

«Развитие»

№12

Группа развития

3 – 4

I неделя: 9:30 – 12:30 понедельник, среда, пятница. II неделя: 16:30 – 18:30 понедельник, среда, пятница Программа воспитания и обучения в детском саду

«Играя, обучаюсь»

№13

Группа обучения

4 – 6

I неделя: 16:30 – 18:30 понедельник, среда, пятница. II неделя: 9:30 – 12:30 понедельник, среда, пятница.

Программа воспитания и обучения в детском саду

 

Как видно из представленных данных, политика детского сада является личностно-ориентированной, программы обучения строятся на основе стандартных национальных.

Детский сад №2523 расположен в Западном Административном округе Москвы, в районе Раменки. Округ считается самым престижным и одним из самых экологически чистых в городе. В районе располагаются иностранные посольства, институты и университеты, а также зона престижной коттеджной застройки. В этом же районе находятся еще 5 государственных детских садов, несколько общеобразовательных школ, школа с углубленным изучением иностранного языка, центр образования. Однако наполняемость данного дошкольного учреждения достаточно высока. Это объясняется наличием сравнительно хорошей материальной базы, высоким профессионализмом педагогов и дополнительным набором образовательных услуг (театрализованная и изобразительная деятельность, коррекционная работа учителей-логопедов и педагога-психолога). Кроме того, повышенная наполняемость детского сада – это проявление общероссийской тенденции с нехваткой мест в дошкольных учреждениях. Как видно из таблиц 3 и 4, в группах дошкольного образования 206 детей, в группах кратковременного пребывания 71 ребенок. Фактическое количество воспитанников в группах ДОУ превышает плановое на 41 человек.

Места сверх нормы согласованы с местным муниципалитетом, для детей организованы спальные места в игровой комнате, на раскладушках. Раскладушки и постельные принадлежности, как правило, приобретаются родителями.

Рядом с детским садом расположена детская поликлиника №86, средние школы №668, 683, гимназия №184, спортивный стадион «Молния», детская хоровая школа №6, Центр молодежного творчества «Гермес», Центр социальной помощи семье и детям «Дмитровский», досуговый клуб «Радуга». Это создает благоприятные возможности для обогащения деятельности в ДОУ, расширяет спектр возможностей по организации физкультурно-оздоровительной, коррекционной работы и художественно – эстетической деятельности детей, помогает осуществлению сотрудничества между педагогическими коллективами данных учреждений. Однако данное сотрудничество осуществляется не в полной мере.

 

Таблица 3 – Численность воспитанников в группах дошкольного образования

Название группы

Количество детей

Всего детей в группах данной категории

плановое

фактическое

по плану

по факту

№1

15

26

15

26

№2, №3

15

24

30

48

№4, №5

20

24

40

48

№6, №7, №8, №9

20

21

80

84

итого

 

 

165

206

 

 


Таблица 4 – Численность воспитанников в группах кратковременного пребывания

Название группы

Количество детей в группе

Всего детей

«Адаптация» №10, №11

17

34

«Развитие» №12

19

19

«Играя, обучаюсь» №13

18

18

итого

 

71

 

Дошкольное учреждение расположено в 3 корпусах, к главному корпусу пристроен бассейн и хозяйственные постройки. Заведующей детского сада является Воробьева Маргарита Владимировна, заслуженный учитель РФ, Почетный работник общего образования РФ. Педагогический коллектив состоит из 43 сотрудников, характеристика коллектива представлена в таблице 5. В приложении 1 представлены фотографии детского сада №2523.

 

Таблица 5 – Характеристика педагогического коллектива детского сада

 

Всего педагогов

Имеют

Присвоена квалификационная категория

высшее

образование

ученую

степень

высшая

первая

вторая

чел.

43

30

3

5

8

23

% от штата

 

70

7

12

19

53

 

Управление ДОУ осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании» по принципу единоначалия – заведующей ДОУ и самоуправления – Совет педагогов, общее собрание, собрание родительского комитета. Связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией и координацией. Эта структура управления учитывает адаптивный характер деятельности ДОУ и включает в процесс управления представителей общественности, педагогов и родителей. Однако, как правило, стратегической и текущей деятельностью детского сада руководит заведующая, взаимодействие с родителями воспитанников не налажено.

Работа в детском саду строится на основе «Образовательной программы», «Программы развития», годового плана, и городской целевой программы развития образования «Столичное образование – 5». Базисной программой является Программа воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А. Васильевой). Наряду с ней также используются парциальные программы и технологии, обеспечивающие максимальное развитие психологических и физических возможностей и личностного потенциала дошкольников (таблицы 1,2).

Повышению качества образовательной работы с детьми способствует рационально организованная в группах развивающая среда, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов и позволяющая варьировать способы и формы организации их жизнедеятельности. Эффект и поддержка положительного эмоционального фона создается за счет рационального использования всех помещений детского сада.

В детском саду используются разные формы организации обучения: занятия проводятся фронтально, по подгруппам, индивидуально, что позволяет педагогам добиваться высоких результатов при обучении детей. Приоритет в работе с дошкольниками отдается игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к знаниям и стимулирующим познавательную активность детей.

В своей деятельности учреждение стремится создать условия для развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальным развитием путем реализации личностно-ориентированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса. Среди задач на 2011 год – создание банка данных об уровне развития и здоровья ребёнка на момент поступления в детский сад, систематическое наблюдение за его развитием, фиксация достижений и трудностей, выработка рекомендаций педагогам по постройке учебно-воспитательного процесса, а родителям по организации воспитания ребёнка в семье. В настоящее время информация о воспитанниках хранится хаотично. Хотя связь с выпускниками ДОУ не теряет, старается отслеживать их дальнейшее развитие. Учителями школ, куда приходят выпускники ДОУ №2523, отмечается высокий уровень развития у детей произвольности психических процессов, способности к саморегуляции поведения, самооценке. Дети обладают достаточным объемом знаний для последующего освоения школьной программы.

Данные о выпускниках представлены в таблице 6.

 

Таблица 6 – Характеристика выпускников ДОУ №2523

год выпуска

количество выпускников в обычные школы с углубленным изучением предмета учатся на «Отлично» учатся на «Хорошо» учатся на «Удовлетв.»

2009

81

65 (81%)

16 (19%)

20 (25%)

56 (69%)

5 (6%)

2010

83

69 (84%)

14 (16%)

 

 

 

 

Результативность работы ДОУ отслеживается с помощью регулярной внешней диагностики (на начало и конец учебного года), проводимой муниципалитетом. Диагностическая информация свидетельствует об устойчивости показателей умственного и физического развития детей. Однако системы внутренних критериев качества работы в детском саду не существует.

В 2010 году заболеваемость в детоднях на 1 ребенка составила 24,8%, причем простудная заболеваемость – 78,2%. Количество часто болеющих детей составляет 25,9%, детей с хроническими заболеваниями – 6,6%. Эти данные свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии здоровья детей и требуют мероприятий, проводимых совместно с родителями. Учитывая показатели здоровья детей, задачи программы «Столичное образование – 5», программы «Воспитания и обучения в детском саду» необходимо много внимания уделять физкультурно-оздоровительной деятельности.

В детском саду созданы благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, налажена организация правильного и рационального питания детей на основе примерного 20-ти дневного меню.Выдача и получение пищи производится в соответствии с графиком. В меню детей включаются блюда из овощей, свежие фрукты, проводится витаминизация третьих блюд. Периодически представители родительского комитета и сотрудники присутствуют при закладке основных продуктов, а старшая медсестра проверяет готовые блюда. В этом направлении рекомендуется изучить опыт других дошкольных образовательных учреждений для оптимизации условий пребывания детей.

Финансирование дошкольного учреждения осуществляется из бюджета города Москвы, через централизованную бухгалтерию №9 Западного окружного управления образования. Бюджетные средства расходуются на:

- заработную плату;

- коммунальные услуги;

- налоги на имущество;

- услуги по содержанию имущества;

- услуги связи;

- текущий ремонт;

- приобретение оборудования;

- приобретение материалов (моющие средства, медикаменты);

- приобретение учебных пособий;

- приобретение продуктов питания.

Однако недофинансирование детского сада ощущается, руководство учреждения вынуждено постоянно просить финансовой помощи у родителей воспитанников.

Таким образом, характеризуя деятельность дошкольного образовательного учреждения №2523 г. Москва, можно сформулировать следующие тезисы:

- В своей деятельности учреждение стремится создать условия для развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальным развитием путем реализации личностно-ориентированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса.

- Работа в детском саду строится на основе национальных нормативных документов и образовательных программ, а также инновационных программ и технологий, обеспечивающих максимальное развитие психологических и физических возможностей и личностного потенциала дошкольников.

- Финансирование дошкольного учреждения осуществляется из бюджета города Москвы, однако оно недостаточно для обеспечения высокого уровня качества образования в данном учреждении.

- В нормативных документах обозначено активное взаимодействие родителей и ДОУ, однако в реалии это взаимодействие сводится к нулю. Родительский комитет не функционирует.

- Инфраструктура района расположения учреждения создает благоприятные условия для обогащения деятельности в ДОУ, расширяет спектр возможностей по организации физкультурно-оздоровительной, коррекционной работы и художественно – эстетической деятельности детей, помогает осуществлению сотрудничества между педагогическими коллективами данных учреждений. Однако данное сотрудничество осуществляется не в полной мере, а имеющиеся программы взаимодействия требуются в доработке.

- Наполняемость детского сада выше нормы. Фактическое количество воспитанников в группах ДОУ превышает плановое на 41 человек.

- Среди задач на 2011 год – создание банка данных об уровне развития и здоровья ребёнка на момент поступления в детский сад, систематическое наблюдение за его развитием, фиксация достижений и трудностей, выработка рекомендаций педагогам по постройке учебно-воспитательного процесса, а родителям по организации воспитания ребёнка в семье.

- Результативность работы ДОУ отслеживается с помощью регулярной внешней диагностики (на начало и конец учебного года), проводимой муниципалитетом. Диагностическая информация свидетельствует об устойчивости показателей умственного и физического развития детей. Однако системы внутренних критериев качества работы в детском саду не существует.

- В детском саду созданы благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, налажена организация правильного и рационального питания детей на основе примерного 20-ти дневного меню. Однако состояние здоровья детей неудовлетворительное, очень многие дети постоянно болеют. Эта ситуация требует мероприятий, направленных на обучение родителей основам оздоровительной деятельности и здорового образа жизни, а также проведения мероприятий по оздоровлению в группах.

Таким образом, необходимо детально исследовать каждую из перечисленных проблем и разработать мероприятия по их ликвидации.

 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: