Программа опытно-экспериментальной работы по разрешению проблем дошкольного воспитания средствами городского социума

 

Цель программы опытно-экспериментальной работы – формирование модели педагогического процесса, повышающего качество обучения и воспитания в ДОУ, воспитывающую гармонично развитую личность, сохраняя и укрепляя физическое и психическое здоровье ребенка.

Задачи программы опытно-экспериментальной работы:

- укрепление психологического и физического здоровья детей, развитие индивидуальных особенностей, корректировка недостатков развития, оказание психологической помощи ребенку и его семье;

- коррекционно-реабилитационные мероприятия по оздоровлению и развитию детей;

- обучение детей культуре здоровья и привитие навыков ведения здорового образа жизни, используя деятельностные технологии, ОБЖ;

- обучение детей основам экологической культуры;

- создание базы данных состояния здоровья воспитанников ДОУ;

- проведение профилактических мероприятий по оптимизации адаптации детей к образовательной среде ДОУ;

- комфортность в ДОУ для педагогов, детей; отношение родителей к детям;

- психологическая защищенность детей.

Главная задача коллектива детского сада не только максимальное развитие каждого воспитанника, но и формирование его готовности к дальнейшему росту. Инструментом решения задачи может быть воспитательная система детского сада.

Принципы организации воспитательного процесса в рамках опытно-экспериментальной программы:

1. Принцип личностного подхода в воспитании

Каждый воспитанник независимо от индивидуальных способностей находит свое место в системе воспитательного процесса в ДОУ. Каждый ребенок – личность, которую уважают и принимают. В ДОУ обеспечивается психологическая комфортность воспитанников, которая предполагает отсутствие стрессообразующих факторов, создание атмосферы оптимизма, ориентации на мотивацию успешности. Создание условий для сохранения и укрепление здоровья воспитанников.

2. Принцип деятельного подхода

Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей развитие человека происходит только в деятельности, воспитательно-образовательная работа помогает выявить и развивать способности детей, предоставляет возможности к самореализации.

Программа разрешения проблем дошкольного воспитания, реализуемая ДОУ 2523, была составлена по основным линиям развития ребенка – физическое развитие и оздоровление, познавательное развитие, социально-нравственное развитие, художественно-эстетическое развитие. Каждая линия развития содержит набор определенных мероприятий, осуществляемых в течение каждого дня недели. Схема организации учебно-воспитательного процесса по данной программе представлена в таблице 4.

 

Таблица 4 – Организация учебно-воспитательной работы в ДОУ 2523 для младшей группы

Линия развития 1 половина дня 2 половина дня
1 Физическое развитие и оздоровление · Прием детей на воздухе в теплое время года · Утренняя гимнастика · Гигиенические процедуры · Закаливание · Физкультминутки на занятиях · Занятия физкультурой · Занятия в бассейне · Прогулки в двигательной активности · Гимнастика после сна · Закаливание · Физкультурные досуги · Самостоятельная двигательная активность · Прогулка
2 Познавательное развитие · Занятия познавательного цикла · Дидактические игры · Наблюдения в природе · Беседы · Целевые экскурсии по территории детского сада · Исследовательская работа · Занятия, игры · Досуги познавательного характера · Индивидуальная работа
3 Социально-нравственное развитие · Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы · Оценка эмоционального состояния детей с последующей коррекцией плана работы. · Формирование навыков культуры еды. · Формирование навыков культуры общения. · Формирование навыков самообслуживания и предпосылок трудовой деятельности. · Театрализованные игры. · Сюжетно-ролевые игры. · Индивидуальная работа · Эстетика быта · Трудовые поручения · Формирование навыков культуры еды · Формирование навыков культуры общения · Формирование навыков самообслуживания · Игры с ряжением · Сюжетно-ролевые игры · Работа в книжном уголке · Общение младших и старших детей
4 Художественно-эстетическое развитие · Занятия художественно-эстетической направленности · Эстетика быта · Экскурсии в природу · Целевые прогулки · Работа в уголке изодеятельности · Занятия художественно-эстетической направленности · Занятие в Леготеке · Музыкально-художественные досуги · Театрализованная деятельность · Коллективная творческая деятельность младших и старших групп · Индивидуальная работа

 

Из широкого спектра альтернативных и инновационных программ внимание сконцентрировано на программах, которые ориентированы на развитие памяти, внимания, формирования учебных навыков, пропедевтическое обучение математике и чтению. В стороне остаётся творческое, моторное, речевое и личностное развитие ребёнка. В современных социокультурных условиях изменяются критерии, формы, методы работы, уровни взаимоотношений между родителями, педагогами и детьми. Современные тенденции дошкольного образования содержат права детей на полноценное развитие. Программы обучения и воспитания детей должны ориентироваться на активизацию коммуникативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и двигательной сторон психического развития. Необходимо увеличивать время занятий музыкой, ритмикой, театрализованной, изобразительной, художественно-речевой деятельности. Это позволяет максимально реализовать возможности детей, адаптироваться в современной социокультурной среде.

В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника, программа обеспечивает главным образом развитие образных форм познания мира – наглядно-образного мышления и воображения. Развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширения круга объектов познания (люди и их отношения, мир предметов, трудовая деятельность, природа, искусство).

На занятиях, предусмотренных программой обучения и воспитания в детском саду, ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего развития ребенка. В детском саду дети помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в ДОУ в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерное, целенаправленное, педагогически обоснованное всестороннее развитие ребенка.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: