Учётная политика по учёту материально производственных запасов

 

В качестве материально - производственных запасов (далее – МПЗ) в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, признаются активы:

- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

- предназначенные для продажи;

- используемые для управленческих нужд.

Готовая продукция является частью МПЗ, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Товары являются частью МПЗ, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.

Предметы, срок службы которых менее одного года, необходимо учитывать в качестве материалов и списывать на затраты производства или расходы на продажу после передачи в производство (эксплуатацию).

К материалам можно отнести канцелярские принадлежности (ручки, блокноты и т.п.), расходные материалы (бумагу для факсов, картриджи для принтеров и т.п.), а также объекты основных средств стоимостью до 20 000 рублей за единицу.

Материалы можно учитывать по фактической себестоимости, либо по учетным ценам (с последующей корректировкой возникающих отклонений между учетными ценами и фактической себестоимостью).

Порядок учета материалов должен быть закреплен в учетной политике организации.

Синтетический учет материалов, в зависимости от выбранного варианта производится на активных синтетических счетах 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".

Материалы учитываются на счете 10 "Материалы" по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам.

При учете материалов по учетным ценам разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения ценностей отражается на счете 16 "Отклонение в стоимости материалов".

В случае использования организацией счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков делается запись по дебету счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".

В случае если организацией не используются счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", оприходование материалов отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Фактическая себестоимость материалов, приобретенных за плату, складывается из всех затрат по их покупке.

К таким затратам, в частности, относят:

- суммы, уплаченные в соответствии с договором продавцу;

- расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию (расходы по доработке и обработке материалов, не связанные с производственным процессом);

- транспортно-заготовительные расходы.

Транспортно-заготовительные расходы можно учитывать одним из трех способов:

1) включать в фактическую себестоимость материалов (то есть учитывать эти расходы на том же субсчете счета 10, что и сами материалы);

2) отражать на отдельном субсчете счета 10;

3) учитывать на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".

Организация может выбрать любой из этих способов учета транспортно-заготовительных расходов. Этот выбор нужно отразить в учетной политике.

В соответствии с принятой учетной политикой в ОАО "Воронежэнергоремонт" материалы учитываются на счете 10 "Материалы" рабочего плана счетов по учетным ценам. Поступление материалов отражается с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" рабочего плана счетов.

Синтетический учет производственных запасов ведут на синтетическом счете 10 "Материалы". Каждая группа материалов учитывается на соответствующем субсчете. В Плане счетов бухгалтерского учета с этой целью предусмотрены счета и субсчета, приведенные в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1 - Открытие субсчетов к счету 10 "Материалы"

Синтетические счета

Субсчета

Наименование   Наименование

10 Материалы

1 Сырье и материалы
2 Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали
3 Топливо
4 Тара и тарные материалы
5 Запасные части
6 Прочие материалы
7 Материалы, переданные в переработку на сторону
8 Строительные материалы
9 Инвентарь и хозяйственные принадлежности
10 Спецодежда на складе
11 Спецодежда в эксплуатации

 

Балансовый счет материалов 10 - активный, характеризует состояние хозяйственных средств организации.

Согласно учетной политике ОАО "Воронежэнергоремонт" материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. При учете материалов по фактической себестоимости в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению.

Для учета материалов используется только счет 10 "Материалы", именно на нем формируется фактическая себестоимость приобретенных материалов.

При продаже материалов на сторону составляют следующие бухгалтерские записи:

Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" Кредит счет 10 "Материалы" - на стоимость материалов;

Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы" - на продажную стоимость материалов;

Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" - на сумму НДС по проданным материалам.

Финансовый результат реализации материалов списывают со счета 91 на счет 99 "Прибыли и убытки".

3.3 Учётная политика по учёту затрат ОАО "Воронежэнергоремонт"

 

Затраты на производство продукции (работ, услуг) группируются по элементам и статьям, формируются по месту возникновения, объектам учета, планирования и калькулирования себестоимости. Под элементами затрат понимаются затраты, однородные по своему экономическому содержанию, а под статьями понимаются затраты, включающие один или несколько элементов. По характеру участия в процессе производства затраты делятся на основные и накладные. Основные затраты непосредственно связаны с производством продукции, они могут быть прямыми и косвенными. Накладные расходы связаны с обслуживанием подразделений (бригад, цехов, ферм, арендных коллективов) или хозяйства в целом, управлением ими.

По способу включения в себестоимость конечного продукта затраты для целей бухгалтерского и налогового учета группируются на прямые и косвенные. В бухгалтерском учете решение об отнесении расходов к прямым или косвенным принимает сама организация с учетом своих особенностей.

Прямые затраты – это расходы, связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть непосредственно (прямо) включены в их себестоимость. Косвенные затраты – это расходы, связанные с производством нескольких видов продукции, включаемые в их себестоимость с помощью специальных методов, то есть косвенные затраты распределяются между объектами калькулирования и тем самым включаются в фактическую себестоимость единицы продукции, работы, услуги. В результате формируется полная фактическая производственная себестоимость объекта калькулирования или технико-экономических факторов, обусловливающих изменение уровня затрат. При этом затраты группируются путем расчленения всей их совокупности на условно-постоянные и условно-переменные и выявления связи последних с условиями производства или изменениями в его технике, технологии и организации (то есть технико-экономическими факторами). Условно-переменные затраты – это расходы, размер которых возрастает или уменьшается в соответствии с изменением объема выпуска продукции. Условно-постоянные затраты – это расходы, абсолютная величина которых при изменении объема выпуска продукции существенно не изменяется. В конце отчетного периода условно-постоянные затраты (в частности, относящиеся к общехозяйственным расходам) учитываются в зависимости от учетной политики, а именно:

1) в полной сумме включаются в себестоимость продукции, работ, услуг, то есть формируется полная фактическая себестоимость объекта калькулирования;

2) в полной сумме списываются на уменьшение выручки от реализации (продаж) продукции, работ, услуг, то есть формируется неполная фактическая себестоимость объекта калькулирования.

Для целей бухгалтерского учета под прямыми затратами понимаются затраты, непосредственно связанные с конкретным объектом калькуляции (видом изделия или группой однородных изделий, работ, услуг). Прямые затраты учитываются на синтетическом счете 20 "Основное производство". По данному счету для целей бухгалтерского учета организация может утвердить необходимое количество уровней субсчетов или обеспечить обособленный учет прямых затрат по какому-то утвержденному критерию.

Затраты, связанные с производством и реализацией продукции, при планировании, учете и калькулировании себестоимости продукции группируются по статьям затрат. В основу такой группировки расходов положено отношение затрат к способу их включения в себестоимость (прямо, непосредственно или косвенно, путем отнесения их пропорционально выбранной на предприятии базе). Для обобщения информации о затратах производства (работы, услуги) предназначен счет 20. Этот счет используется для учета затрат по выполняемым на ОАО "Воронежэнергоремонт" ремонтным работам. По дебету счета 20 отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются в дебет счета 20 с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. проводками:

- себестоимость материалов, переданных в производство для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг:

Дебет счета 20 "Основное производство" Кредит счета 10 "Материалы";

- суммы оплаты труда, причитающиеся работникам:

Дебет счета 20 "Основное производство" Кредит счета 70 "Расчеты с персоналом по отплате труда";

- суммы единого социального налога и взносов по страхованию от несчастных случаев, начисленные от суммы оплаты труда, причитающейся работникам и отнесенной в дебет счета 20:

Дебет счета 20 "Основное производство" Кредит счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".

В бухгалтерском учете себестоимость продукции можно рассчитать одним из трех методов:

 

Таблица 3.2 - Методы расчета себестоимости продукции в бухгалтерском учете

Варианты Комментарии
1.По производственной себестоимости. В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются прямые расходы, которые числятся на счетах 20, 23, 25. Общехозяйственные расходы и коммерческие расходы, которые отражены на счетах 26 и 44, полностью списываются в отчетном периоде на счет реализации (счет 90).
2. По полной производственной себестоимости. В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются расходы, которые числятся на счетах 20, 23, 25, 26. Коммерческие расходы, которые отражены на счете 44, полностью списываются в отчетном периоде на счет реализации (счет 90).
3. По полной коммерческой себестоимости. В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются все расходы, которые числятся на счетах 20, 23, 25, 26, 44.

 

Организация (по своему усмотрению) принимает решение о выборе приема калькулирования себестоимости единицы продукции. В настоящее время в практической деятельности применяются следующие способы калькулирования:

- способ суммирования затрат;

- способ прямого расчета;

- способ пропорционального распределения затрат;

- способ исключения затрат на побочную продукцию;

- коэффициентный;

- комбинированный.

Характеристика способов приведена в таблице 3.3.

 

Таблица 3.3 - Способы калькулирования себестоимости единицы продукции.

Варианты Комментарии
1. Способ суммирования затрат. Фактическая себестоимость ед. продукции определяется путем суммирования затрат, учтенных по процессам, участкам, цехам и деления суммы на количество выпущенных ед. продукции.
2. Способ прямого расчета. Предполагает деление всех затрат на количество выпущенных изделий.
3. Способ пропорционального распределения затрат. Приемлем для организаций, когда в одном производственном цикле одновременно получают несколько видов продукции. Тогда затраты распределяются пропорционально экономически обоснованной базе (натуральным показателям).
4. Способ исключения затрат на побочную продукцию. Распространен в химической, нефтедобывающей, пищевой промышленности, черной и цветной металлургии и других отраслях, имеющих побочные продукты производства. Из всех затрат вычитается стоимость побочных продуктов.
5. Коэффициентный. Применяется в случае, когда объектом калькулирования является группа однородных изделий и учет организован по нормативному методу. Основанием для распределения затрат будет являться нормативная себестоимость.
6. Комбинированный. Представляет собой сочетание нескольких из рассмотренных способов.

 

При формировании себестоимости продукции (работ, услуг) многономенклатурных производств возникает проблема учета и распределения расходов, которые нельзя или нецелесообразно относить непосредственно на конкретный вид продукции, работ или услуг - косвенных расходов. Их распределение, как правило, производится пропорционально избранной в учетной политике организации базе. В части учета и распределения косвенных расходов учетная политика должна раскрывать следующие моменты:

- учет и распределение расходов вспомогательных производств;

- учет и распределение расходов обслуживающих производств и хозяйств;

- учет и распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

При выборе способа распределения указанных расходов необходимо руководствоваться следующим принципом: результаты распределения должны быть максимально приближены к фактическому потреблению ресурсов на данный вид продукции, работ или услуг. Это оказывает серьезное влияние на достоверность определения их себестоимости и на принятие управленческих решений. Кроме того, выбранный способ распределения должен соответствовать существующим в организации технологическим процессам, а также должен быть простым и нетрудоемким. Иногда сложная база распределения просто экономически невыгодна. Поэтому необходимо придерживаться законодательного требования о рациональности учета, принимая во внимание, что предложить идеальную базу для распределения косвенных расходов невозможно в принципе.

Обычно выбирают одну из следующих баз для распределения:

- пропорционально заработной плате основного производственного персонала;

- пропорционально стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, отпущенных на производство;

- пропорционально количеству отработанных машино-часов;

- пропорционально объему выпущенной продукции и т.д.

Любая организация, прежде чем закрепить тот или иной способ распределения в своей учетной политике, должна изучить отраслевые методические рекомендации по учету, планированию и калькулированию себестоимости. Что касается распределения общехозяйственных расходов, то п.9 ПБУ 10/99 предлагает следующие варианты:

1) суммы, собранные за определенный период по дебету счета 26, могут списываться традиционным способом в дебет счетов:

20 "Основное производство";

23 "Вспомогательные производства" (если они производили изделия, выполняли работы и оказывали услуги на сторону);

29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (если они выполняли работы и оказывали услуги на сторону).

Тогда при оприходовании на склад готовой продукции в ее оценке будет присутствовать часть общехозяйственных расходов;

2) возможно списание общехозяйственных расходов непосредственно на счет 90. В этом случае они полностью списываются со счета 26 в каждом отчетном периоде и участвуют в формировании бухгалтерской прибыли независимо от процесса реализации произведенной за период продукции, работ или услуг.

В соответствии с учетной политикой ОАО "Воронежэнергоремонт" управленческие расходы полностью признаются в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности. Данная операция отражается проводкой Дебет счета 90-2 "Себестоимость продаж" Кредит счета 26 "Общехозяйственные расходы".

 


Заключение

 

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом, в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организации в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к этому процессу заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Формирование учетной политики рассмотрено на примере ОАО "Воронежэнергоремонт", которое занимается ремонтом, модернизацией и реконструкцией тепломеханического оборудования, технологических трубопроводов электростанций, котельных, тепловых сетей, а также изготовлением запасных частей к энергетическому оборудованию.

На основании показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Воронежэнергоремонт" можно сделать следующие выводы.

Согласно показателям, характеризующих изменение структуры имущества организации и источников его формирования за 2007-2009гг., выявлено, что в целом валюта баланса за два года увеличилась на 7182 тыс. руб., что говорит об увеличении производственной деятельности, расширения хозяйственного оборота ОАО "Воронежэнергоремонт". Следует отметить, что основные средства организации в большинстве случаев устарели и изношены, поэтому политика руководства в этой области должна быть направлена на их обновление и модернизацию.

Исследование структуры пассива показывает, что доля собственных средств организации составляет более 50%, что говорит о финансовой устойчивости ОАО "Воронежэнергоремонт".

В целом, проанализировав актив и пассив баланса ОАО "Воронежэнергоремонт" выявлена положительная тенденция изменения баланса, так как за рассматриваемый период времени наблюдается рост валюты баланса и величины собственного капитала. Наблюдается превышение собственного капитала над внеоборотными активами, что говорит о наличии собственных средств, которые являются необходимым условием финансовой устойчивости организации.

Выручка ОАО "Воронежэнергоремонт" от реализации услуг по сравнению с 2008 годом снизилась на 59,77% и составила 103882 тыс. руб.

Проводя анализ основных показателей платежеспособности и финансовой устойчивости ОАО "Воронежэнергоремонт" за 2007-2009 гг., можно сделать вывод, что общий показатель ликвидности удовлетворяет нормативному значению (2007 г.: 1,02> 1; 2008 г.: 1,24 > 1; 2009 г.: 1,54 > 1). Коэффициент абсолютной ликвидности так же укладывается в нормативное значение, что означает возможность организации к погашению краткосрочной задолженности в ближайшее время за счет денежных средств (2007 г.: 0, 48; 2008 г.: 0,72; 2009 г.: 0,55). Коэффициент текущей ликвидности имеет оптимальное значение, приближенное к 2 (2007 г. – 1,81; 2008 г. – 1,98 2009 г. - 1,88) и показывает какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства. Доля оборотных активов соответствует нормативному значению.

Анализируя ликвидность баланса ОАО "Воронежэнергоремонт" можно сделать вывод, что этот показатель по всем трем годам отличается от абсолютной ликвидности.

В целом можно сказать о благоприятной обстановке, как текущей, так и перспективной платежеспособности и финансовой устойчивости ОАО "Воронежэнергоремонт".

Анализ показателей рентабельности показал уменьшение рентабельности продаж на 3,38 % в 2009 году.

Финансово-экономическое положение ОАО "Воронежэнергоремонт" в целом достаточно стабильное.

Согласно учетной политике ОАО "Воронежэнергоремонт" основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости.

Амортизация по объектам основных средств начисляется линейным способом, исходя из сроков полезного использования этих объектов.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. При учете материалов по фактической себестоимости в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению.

Учет готовой продукции в ОАО "Воронежэнергоремонт" организуется на счете 43 "Готовая продукция". Оценка готовой продукции, используемая в текущем учете, отражается в приказе об учетной политике. В ОАО "Воронежэнергоремонт" используется оценка готовой продукции по нормативной (плановой) себестоимости.

Для обобщения информации о затратах производства (работ, услуг) предназначен счет 20. Этот счет используется для учета затрат по выполняемым на ОАО "Воронежэнергоремонт" ремонтным работам.

В соответствии с учетной политикой ОАО "Воронежэнергоремонт" управленческие расходы полностью признаются в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности.

Бухгалтерский учет ведется с использованием программы 1С: Бухгалтерия 7.7.

Учетной политикой обеспечивается максимальный эффект от ведения бухгалтерского учета: своевременное и достоверное формирование финансовой и управленческой информации, оптимизация налоговых платежей законным образом, эффективное использование материальных и денежных ресурсов, ускорение оборачиваемости капитала.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. Таким образом, при разработке и утверждении учетной политики организации преследуются две основные цели:

1) закрепление выбранных способов ведения бухгалтерского учета;

2) регулирование максимально возможного количества элементов организации бухгалтерского учета, включая организацию документооборота, организацию работы бухгалтерской службы, организацию горизонтального и вертикального взаимодействия бухгалтерской службы.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации на основе ПБУ 1/2008 и утверждается руководителем организации. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными первичными документами. Причем, такие документы принимаются к учету только в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость на имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. На основании проведенного анализа были разработаны рекомендации по совершенствованию учетной политики:

- составить график документооборота и ознакомить с ним работников недавно принятых на работу. Графиком устанавливается на предприятии рациональный документооборот, то есть предусматривается оптимальное число исполнителей, через которых будет проходить каждый первичный документ, и определяется минимальный срок его нахождения в том или ином подразделении. Основная цель введения графика состоит в рационализации документооборота в организации с тем, чтобы каждый первичный документ как можно быстрее проходил через конкретных исполнителей. График документооборота способствует улучшению всей учетной работы на предприятии, усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышению уровня механизации и автоматизации учетных работ;

- при формировании учетной политики предприятие может утвердить порядок создания резерва на модернизацию основных средств в налоговом и в бухгалтерском учете. Создав такой резерв, организация сможет равномерно уменьшить налогооблагаемый доход на сумму ремонтных расходов;

- в бухгалтерском учете можно применять те же правила формирования резерва по сомнительным долгам, что и в налоговом учете. Резерв по сомнительным долгам, созданный в бухгалтерском учете, дает предприятию возможность учитывать определенные виды затрат постепенно в течение года, а не разом большой суммой. Создание резерва выгодно предприятию для оптимизации налогообложения;

- для усиления контроля за оборотными средствами предприятия, в учетной политике необходимо прописать проведение инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей. На основании данных инвентаризации провести анализ задолженности по срокам возникновения и принять меры по устранению долгов;

- при формировании учетной политики можно отразить решение компании об использовании амортизационной премии. Это еще один способ уменьшить налог на прибыль. Так как он позволяет единовременно списать до 30 процентов первоначальной стоимости основного средства.

 


Список использованных источников

 

1. Бочаров В.В. Финансовый анализ/В.В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2007. – 240 с.

2. Бухгалтерский финансовый учет: Практикум: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Бабаева. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 496с.

3. Вахрушина М.А. Управленческий анализ: учеб. пособие – 4-е изд., перераб./ М.А. Вахрушина – М.: Изд-во "Омега-Л", 2007. – 399 с.

4. Вахрушина М.А., Пашкова Л.В. Учет на предприятиях малого бизнеса: Учеб. пособ./д.э.н. М.А. Вахрушиной. – М.: Вузовский учебник, 2006.-368с.

5. Гиляровская Л.Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческих организаций: Учеб. пособ. для студентов вузов, обучающихся по специальности 080109 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", 080105 "Финансы и кредит"/Л.Т. Гиляровская, А.В. Ендовицкая. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.-159с.

6. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: Учебник 4-е изд., перераб. и доп./Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. –М.: Изд-во "Дело и Сервис", 2006. –368 с.

7. Зенкина И.В. Теория экономического анализа: Учеб. пособ. /И.В. Зенкина – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К"; Ростов н/Д: Наука - Пресс, 2007. – 208 с.

8. Каморджанова Н. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. пособие. 2-е изд./Н.Каморджанова, И.Карташова. – СПб: Питер, 2006. – 480 с.

9. Ковалев В.В. Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности (основы балансоведения):Учеб. пособие – 2-е изд., перер. и доп./ В.В Ковалев, Вит.В. Ковалев. – М.:ПК Волби, Изд-во Проспект, 2006. - 432 с.

10. Ковалев В.В. Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособ. – 2-е изд., перераб. и доп./В.В. Ковалев. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 225 с.

11. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. – 5-е изд., перераб. и доп./Н.П. Кондраков. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 717 с.

12. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов: Приказ Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н.

13. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств: Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 г. № 91н.

14. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федерат. закон от 05.08.2000 г. №118-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

15. О бухгалтерском учете: Федерат. закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ.

16. О формах бухгалтерской отчетности: Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н (с изменениями и дополнениями).

17. Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина РФ от 13.06.1995г. № 49.

18. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99): Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н.

19. Положение по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008): Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н.

20. Пошерстник Н.В. Бухгалтерский учет по Плану счетов./Н.В. Пошерстник. – СПб.: Питер, 2007. – 608 с.

21. Проскуровская Ю.И. Международные стандарты финансовой отчетности: Учеб. пособ./Ю.И. Проскуровская. – М.: Омега-Л, 2007. – 288 с.

22. Радченко Ю.В. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие – 2-е изд., дополн./Ю.В. Радченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с.

23. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Учеб. пособие./Г.В. Савицкая – 4-е изд., исправл. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 384 с.

24. Теория экономического анализа: Учеб. пособие /Под ред. Р.П. Казаковой, С.В. Казакова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 239 с.

25. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

26. Финансовый учет: учебник / Под ред. В.Г. Гетьмана. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 816 с.

27. Чая В.Т. Международные стандарты финансовой отчетности./В.Т. Чая – М.: КНОРУС, 2006. – 272 с.

28. Чиркова М.Б. Анализ хозяйственной деятельности: сборник заданий и тестов: учеб. пособие /М.Б Чиркова, Е.М. Коновалова, В.Б. Малицкая. М.: Эксмо, 2008. – 160 с.

29. Чиркова М.Б. Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие Часть I / М.Б. Чиркова, В.Б. Малицкая. – Воронеж: Научная книга, 2008. – 160с.

30. Чиркова М.Б. Учет и анализ банкротств: учеб. пособие /М.Б Чиркова, Е.М. Коновалова, В.Б. Малицкая. М.: Изд-во Эксмо, 2008. -.240 с.

31. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. – Испр. и доп./А.Д. Шеремет. – М:ИНФРА-М, 2008. – 416 с.

32. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. – 5-е изд., переработ. и доп./А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. – М.:ИНФРА-М, 2006. – 448 с.

33. Щербаков В.А. Краткосрочная финансовая политика: учебное пособие / В.А. Щербаков, Е.А. Приходько. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 272с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: