... Что и как ребенок изображает, какого его отношение к явлениям и событиям жизни - вопросы первостепенной важности. Система руководства должна быть направлена к тому, чтоб ребенок богато, смело и все более совершенно отражал то прекрасное из современной действительности, что доступно его пониманию и что воспитывает в нем моральные качества советского человека, любовь к социалистической Родине.
При правильном руководстве богатое содержание нашей жизни, увлекающее ребенка и воспитывающее его, должно отражаться в детских рисунках.
КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ В БУРЖУАЗНОЯ ПЕДАГОГИКЕ
Для методов обучения детей рисованию в буржуазной педагогике характерны в основном формалистические тенденции. Они ярко выражены в геометрических методах различного толка, начиная от Гильома. В основе этого метода лежит условное геометризированное изображение. Несмотря на то, что этот метод ведет ребенка от изображения простого к, более сложному; он психологически труден для ребенка, абстрактен; он уводит ребенка от живого образа в мертвую схему, освобождает от необходимости наблюдать и выражать образы в правдивой форме.
|
|
Во многих методах, широко распространенных в Германии и в английских школах мы наблюдаем эстетизирующий формализм. Характерная для них переоценка творчества детей, в особенности младших возрастов, приводит к искусственному сохранению специфических черт детского рисунка (примитивность формы, произвольность цвета и др.).
Формалистические тенденции ярко выражены в так называемом «свободном творческом методе», применяемом в английских школах. Для этого метода характерно искание отвлеченных красивых форм и линий, красочных пятен, фантастических сюжетов, уводящих ребенка от «грубой действительности» в мир грез «внутреннего эстетического образа». Рисование детей отличается стилизаторством и манерностью, отсутствием интереса к идейному содержанию изображаемого.
Натуралистическая тенденция, характерная для материнских школ Франции, выражается в преждевременном обучении детей дошкольного возраста рисованию «с натуры», в преподавании детям так называемой «графической грамоты», объемно-перспективной формы. Этот метод строится механическом подражании, которое приводит ребенка к потере живого интереса и творческой инициативы в рисовании.
Для некоторых буржуазных систем рисования характерна утилитарная тенденция (метод Либерти Тэд, Америка), которая ставит рисование целиком на службу будущей профессии. Здесь используются механические трафаретные зарисовки предметов наизусть, ничего общего не имеющие с задачами развития творческих способностей ребенка.
|
|
Утилитаризм в обучении рисованию распространен в английских школах для детей трудящихся, где от малых детей требуется составление трафаретных узоров для коробок, шкатулок, вееров и т. п. Никаких воспитательных и творческих задач рисование не преследует.
Аналогичная утилитарная тенденция осуществляется в детских садах Монтессори, где отрицается детское творчество, где с малых лет детей учат гончарному ремеслу, а рисование подчинено одной задаче - упражнению руки в целях подготовки к письму.
В большинстве случаев эта тенденция имеет целью использование рисования для подготовки ребенка и его будущей профессии. Творческие способности детей трудящихся обречены на угасание.
Тенденция «свободного воспитания», на которой особенно сказывается идея «спонтанного» развития, широко применяется буржуазной педагогикой к детям дошкольного возраста; она лишает детское творчество направляющего и обучающего руководства и тем самым приводит к неизбежному спаду, к потере интереса ребенка к рисованию.
Ошибки вышеуказанных тенденций, ложных искусствоведческих, педагогических и психологических позиций приводят либо к игнорированию своеобразия и возможностей детского творчества, либо к искусственному культивированию специфики детского рисунка, к задержке его развития. В результате наступает снижение качества рисунка, потеря интереса детей к рисованию.