Принципы обучения рисованию детей дошкольного возраста в советском детском саду

Решая вопрос о единстве учебных и творче­ских задач, мы установили такое взаимодействие между учебной и творческой задачами, которое разрешается зависимости от степени усвоения того или иного навыка, того или иного учебного задания. Чем лучше усвоено ребенком учебное задание, тем шире оно может быть использовано в заданиях творческого порядка и в «свободном» рисовании.

Посильность и усложняемость учебных заданий должна быть строго продумана. Если задача непреодолима, то ребенок выпол­няет рисунок, не понимая сути дела, он приучается фальшивить. Такое рисование для него становится непонятным и неприятным.

Существенным в системе обучения является учебно-воспитательное руководство всеми видами рисования (сюжетное, «сво­бодное», по заданию, декоративное и др.) на занятиях по выбору на обязательных занятиях. Ни один вид рисования не должен выпадать из поля зрения педагога. В противном случае этот вид рисования, которым не руководят, дезорганизует приобретенные навыки, тормозит развитие детского рисунка.

Исследование показало, как ошибается тот, кто полагает, что обучение должно проводиться лишь на обязательных занятиях. Если учить ребенка только на обязательных занятиях, где учебные задания даются для всей группы, то некоторые дети будут отставать, так как для них требуются индивидуальные и часто дополнительные задания, чтобы освоить предлагаемый программный материал. Это индивидуальное учебно-воспитательное руководство осуществляется главным образом на занятиях по выбору.

Программный материал для учебного рисования дошкольника должен строиться на рисовании живых предметов (люди, живо­тные, дома, транспорт, природа и т. д.) и на широкой жизненной тематике. При этом принцип постепенности осуществляется не столько в подборе предметов, сколько в требованиях к исполнению, в постепенном усложнении требований к качеству рисунка.

Существенными предпосылками для успешной учебно-воспитательной работы по руководству детским творчеством являются:

1. Систематическое обогащение детского эстетического восприятия и развитие наблюдательности. Умение видеть, понимать содержание наблюдаемого, переживать его, выражать свое отношение к нему, умение видеть форму, в которой заключено это держание, ее изобразительные признаки (изобразительную форму, конструкцию, величину, цвет, пространственные отношения, движение) - все это влияет на общее развитие ребенка. От воспитателя требуется тщательный отбор наблюдений, их систематичность, последовательность, их повторность и усложняемость.

2. Забота о материале, о его разнообразии. Без необходимо материала нельзя ждать от ребенка качественных результатов творческой работы, развития интереса к занятиям, нельзя воспитать устойчивость, внимание, целеустремленность, ответственность и организованность.

3. Промежутки между занятиями рисованием не должны быть длительными. Нужно проводить занятия по рисованию два-три раза в неделю (на обязательных занятиях), лепку - один раз. Иначе занятия окажут мало влияния на развитие детских умений.

4. Важной предпосылкой для успешного руководства детским творчеством является та атмосфера, которую воспитатель создает в группе. Благоприятная творческая и в то же время деловая ат­мосфера занятий определяется хорошей подготовкой воспитателя, его заинтересованностью занятиями, верой в силы и возможности детей, основанной, разумеется, на знании этих возможностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: