Неблагополучная семья как фактор проявления безнадзорности и беспризорности

Однако, по-видимому, есть условия, в которых повышается риск того, что семья не будет справляться с функциями заботы о новом поколении и управление их нравственным, эмоциональном, интеллектуальным и физическим развитием, в число таких условий входят следующие:

Социальные системы, разрушающие привычные условия существования и социального взаимодействия (миграция, безработица, военные конфликты).

Особая структура семьи (неполные семьи, семья с приемными родителями), как правило, в сочетании с бедностью, повышает риск открытой агрессии по отношению к детям или их заброшенности.

Представления о родительских функциях, как о жестком контроле над ребенком и неумении воспринимать его как личность со своими особыми переживаниями и потребностями.

Высокая степень изолированности семьи от общества, закрытость ее для контроля или вмешательства со стороны органов социальной защиты и правопорядка, понижающая возможности интервенции.

Низкая ценность родительского вклада в ребенка в главе общества, не мобилизованность общественного мнения на предотвращение детской заброшенности и насилия.

Неэффективная деятельность государственных социальных контрольных институтов (милиции, органов юстиции, школы, системы медицинского контроля, социальной защиты).

Раскрывая эти факторы, необходимо, на наш взгляд, главным образом остановиться на семье - как на источнике детской безнадзорности. Обратить внимание на проблемы взаимоотношений родителей и детей, на невыполнение родительскими семьями своих функций - как немаловажный фактор возникновения безнадзорности.

При всей неоднозначности жизни, ее экономических, социальных и политических катаклизмах и, соответственно, сложностях, переживаемых семьей, единственной непреходящей ценностью, приоритетом государственной политики и семейных отношений остается ребенок, его воспитание, формирование его нравственных, моральных, этических, гражданских качеств, его личности.

Общеизвестно: семья - это тот самый первичный коллектив, где, прежде всего, происходит воспитание и социализация ребенка. Современная наука рассматривает семью двояко: как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, и как малую группу, члены которой связаны между собой родственными связями, брачными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Ковалев СВ. предлагает такое видение проблемы успешного семейного воспитания: «Во-первых, наличие семьи, как единого целого и психологической общности. Во-вторых, нормальный семейный климат, хорошие отношения между взрослыми членами семьи. В-третьих, оптимальный воспитательный климат, благоприятствующие развитию ребенка отношения между родителями и детьми. И, в-четвертых, четкая система воспитательных воздействий, целенаправленное применение методов воспитания».

Именно в такой последовательности видит С.В. Ковалев факторы, способствующие эффективности семейного воспитания. Мы думаем, что первичным может быть только психологическая общность членов семьи, все остальное вторично, производно: и культурная общность, и единые доходы, и стандарты к воспитанию и воспитания, и многое другое.

При этом довольно трудно развести «нормальный семейный климат» и «оптимальный воспитательный климат». Думается, что эти вещи взаимосвязанные и взаимозаменяемые. Что касается «воспитательных воздействий», то в семье нужны не воздействия, а налаженная система общения, в основе которой все та же формула Макаренко А.С. - любовь, доброта, уважение.

Искусство строить, корректировать, развивать семейные отношения как раз заключаются в том, чтобы накапливать совершенствовать положительные тенденции воспитательной практики в каждой отдельно взятой семье, гасить, нивелировать тенденции отрицательные, избавляться от негативного опыта.

Формирование личности под влиянием семьи, ее психологической организации, имеет обычно длительную, включающую ряд этапов, историю, уходящую, как правило, в детство ребенка.

Именно на ранних стадиях развития, под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущимися малозначительными факторов, возникает и неблагоприятное для дальнейшего развития психологическое новообразование, которое впоследствии может привести к безнадзорности несовершеннолетнего подростка. Попадая в стихию неупорядоченных влияний, патологическая форма личности все более отклоняется от нормы, и аномальное качество, укрепляясь в системе личности, продолжает прогрессивность уже даже при отсутствии тех факторов, которые первоначально вызвали его к жизни.

Анализ условий и механизмов возникновения и развития неблагоприятных личностных качеств, детерминирующих отклоняющее поведение подростков, выявляет, по определению целого ряда авторов, поразительное сходство социально-психологических условий жизни в родительской семье.

Дело заключается в той атмосфере, которая окружает детей, характере общения с родителями, в психологических характеристиках этих отношений, а именно - атмосфере непонимания и неприятия. По смыслу высказывания А.С. Спиваковской, формирует ребенка в процессе его жизни и деятельности родительская любовь, и часто, путь этого формирования оказывается не только сложным, но и внутренне конфликтным, противоречивым.

Привлечь к анализу некоторых неблагоприятных типов семейных отношений, позволяющих увидеть причину семейной дезорганизации и установить ее связь с различными составляющими личности ребенка, старались многие исследователи. Но, описывая ту или иную патологию, каждый характеризовал совершенно разные отношения неупорядоченных явлений с факторами, которые их детерминируют.

К примеру, И.А. Горковая, выстраивает типы семей делинквентых подростков по признаку сплоченности семьи. По сути, автор создает некую иерархию степеней сплоченности, с помощью которой можно проследить определенную взаимосвязь между устойчивостью и полнотой структуры семьи и положением ребенка.

По результатам исследования А.Я. Варм и А.С. Спиваковской, тому или иному типу семейной дезорганизации соответствует определенный тип определенного родительского поведения.

А.И. Захаров в своей книге «Как предупредить отклонения в поведении ребенка», включает в число проблемных семей те, в которых психологические напряжения не только не находят своего разрешения, но и имеют тенденцию к нарастанию, затрагивая как сферу отношений, так и психологическое состояние людей, в том числе детей, которые ее составляют.

Для целого ряда исследователей, достаточным основанием отношения семьи к неблагополучной становиться тот или иной тип воспитывающего воздействия, предполагающий определенный вид родительского контроля:

автократический,авторитетный,демократически - попустительский, разрушительный, безудержный, игнорирующий.

Действительно, для современной семьи особенное значение имеет сфера межличностных взаимоотношений. Независимо от того, идет ли речь о способах решения экономических, хозяйственных, воспитательных задач, все как бы сходится и аккумулируется в характере отношений супругов друг с другом и родителей с детьми. Косвенно об этом свидетельствует статистика разводов, а также утверждения о том, что психологические напряжения, возникающие в семье, лишают родителей способности управлять процессом воспитания и прививать детям положительные качества.

При выявлении личностных склонностей к конфликту особенно важен учет личностного, субъективного фактора. Личностный, субъективный фактор в развитии негативных семейных отношений накладывает специфический отпечаток на семейный микроклимат, на возможности супругов улаживать разногласия, на те способы, к которым они при этом прибегают, а главное, на положение детей, обязательно втягиваемых в орбиту конфликтных отношений.

Это мнение соответствует современным подходам к семье, как к единому целому, подвижной динамической системе, в которой эмоциональные состояния, чувства каждого, будь то взрослого или ребенка, не только не несут на себе печать целого, но обязательно сами воздействуют на состояние всей семьи.

Неблагоприятные черты личности возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный вакуум, дети не испытывают ласки, не включаются в теплые эмоциональные отношения, не получают необходимого для них «витамина» положительных эмоций, словом, лишены прочного фундамента неизменной родительской привязанности.

В свою очередь, привязанность - это эмоциональный вид общения, позитивная установка на объект, зависимость от него. Это эмоциональной коммуникации, основанной на удовлетворении взрослыми формирующихся потребностей ребенка в безопасности и любви.

Для современной семьи особое значение имеет сфера межличностных взаимоотношений. Независимо от того, идет ли речь о способах решения экономических, хозяйственных, воспитательных задач, все как бы сходится и аккумулируется в характере отношений супругов друг с другом и родителей с детьми. Косвенно об этом свидетельствует статистика разводов, а также, утверждение о том, что психологические напряжения, возникающие в семье, лишают родителей способности управлять процессом воспитания и прививать детям положительные качества, что в свою очередь, подготавливает почву для безнадзорности.

Эмоциональный строй интимных близких отношений людей, связанных родственными узами, всегда сложен и противоречив. В семейной жизни любовь переплетается с неприязнью и независимостью, единство взглядов с несогласием по многим вопросам бытия. Такое переплетение противоположных, но не взаимоисключающих аспектов характерно для отношений, как взрослых, так и детей. Чем богаче люди внутренне, духовно, тем разнообразнее спектр переживаний, которые характеризуют их отношения друг с другом, тем больше они находят выходов из состояния конфликта и борьбы, а значит и выработки механизмов взаимной адаптации и принятия друг друга. В такой ситуации можно вести речь о стабильности семьи или взаимного притяжения. Мало того, считать, что возникающие конфликты становятся своеобразной движущей силой развития отношений, закономерным и естественным элементом жизни семьи.

Напротив, люди с обедненным интеллектом, неразвитые духовно и морально, а потому озлобленные, капризные, эгоцентричные, властные, ригидные, себялюбивые, обладают наивысшим коэффициентом семейной дезорганизации, склонны намеренно провоцировать столкновения и ссоры, обострять возникающие разногласия и, тем самым, становиться постоянным генератором конфликтных напряжений, как бы «обволакивая» себя ими в любой обстановке, всегда.

А потому, при выявлении этих личностных склонностей к конфликту, особенно важен учет именно личностного, субъективного фактора, поскольку от него зависит приобретение психотравмирующих ситуаций хронического, затяжного характера, как раз и вызывающего нарушения, как в развитии супружеских отношений, так и в становлении личности ребенка.

Личностный, субъективный фактор в развитии негативных семейных отношений накладывает специфический отпечаток на семейный микроклимат, на возможности супругов управлять разногласиями, на те способы, к которым они при этом прибегают. А главное, на положение детей, обязательно втягиваемых в орбиту конфликтных отношений.

В основу развития отношений в семье в сторону конфликта, накладывают неизгладимый отпечаток на весь семейный уклад, а главное, на развитие безнадзорного поведения детей, лежит и личностный субъективный - «родительский» и даже собственно «детский» фактор, черты и свойства характера членов семейного сообщества в целом, они обуславливают выбор тех способов поведения в семье, которые направлены на поддержание и эскалацию конфликта.

В основу предлагаемого деления на типы положено наличие противоречий, складывающихся и развивающихся в семье по поводу разных сторон внутрисемейной жизни и отдельных явлений окружающей действительности. Основанием для деления на типы выступает конфликт членов семьи:

А) друг с другом;

Б) с принятыми в обществе педагогическими нормами, методами, подходами;

В) с нормами морали и нравственного поведения;

Г) общественными ценностями установками, ориентациями.

В этом отношении, все как одна, неблагополучные семьи содержат не только какие-то отличительные черты, но и такие, которые объединяют их между собой и сближают друг с другом, исключая тем самым из разряда нормальных. Это - антагонизм членов семьи друг с другом; к воспитательным и социальным нормам. Именно этим обусловлен тот факт, что между безнадзорными подростками и неблагополучной семьей существует прямая зависимость.

Рассматривая личность безнадзорного подростка С.К. Стаменов, Л.А. Сморгунова, А.Р. Ратинов, Д.И. Фельдштейн и др., отмечают, что в результате влияния отрицательной микросреды, у подростка происходит разрушение позитивных норм, ценностей, взамен которых усваиваются антиобщественные нормы и формы поведения. Важным фактором формирования асоциально направленной личности является также господствующая система норм и ценностей сегодня в нашем обществе. Презрение среди молодежи к таким социальным ценностям, как добро, справедливость, честность ведет к искажению нравственных представлений ребенка.

В своих исследованиях А.С.Беличева показывает формы проявления нарушения процесса социализации: социальная дезадаптация индивида, т. е. неадекватность его поведения нормам общества, проявляющаяся в различных социальных отклонениях агрессивного, социально-пассивного типа; формы инфантильности, социальной незрелости, возникающих в результате "тепличных условий" воспитания; нарушение норм морали.

Формирование личности в данном случае может идти под влиянием различных асоциальных субкультур с собственными нормами и ценностями, носящими асоциальный характер.

Влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, как источника референтных норм поведения и получения определенного статуса. В социально - психологическом развитии детей подросткового возраста выделяются два момента наиболее важных для данного процесса: развитие мыслительных способностей и изменение места, которое подросток занимает в системе общественных отношений. Развиваются способы познания окружающей действительности и смена оценки своего положения в этой действительности. Данный процесс невозможен без развитого самосознания, образа самого себя и отношения к образу "Я". Внутреннее содержание "Я" составляет отношение личности к другим людям и к самому себе. Осознать себя значит осознать эту систему отношений. Данный процесс является содержанием процесса социализации подростка.

Среди разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих генезис подростковой безнадзорности, выделяют внешние, раскрывающие специфические особенности взаимодействия подростка со своим ближайшим окружением и внутренние факторы, затрудняющие социальную адаптацию индивида. Рассмотрим некоторые из них.

Семейные и средовые факторы, влияющие на подростковую безнадзорность.

Личностное и социальное развитие в подростковом периоде характеризуется наличием двух разнонаправленных тенденций: стремлением к независимости, обусловленным возрастными задачами развития, с одной стороны, и стремлением к сохранению психологической зависимости от родителей, обеспечивающей ощущение безопасности, защищенности и уверенности - с другой. В связи с этим особую значимость приобретает изучение неблагополучной семьи. По мнению Т.И. Шульги, Л.Я. Олиференко, А.В. Быкова, неблагополучная семья- это такая семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, т. е. все то, что отражает неблагополучие. Влияние таких институтов, как семья и школа, не только не содействуют предупреждению правонарушений несовершеннолетних, но и нередко способствует возникновению отклонений в нравственном развитии личности.

Так, Раттер отмечает, что определенные формы аморального поведения прививаются детям уже дома: "Воровство у соседей было обычным явлением среди детей и поощрялось родителями". Автор также отмечает, что подростки из семей с низким доходом с самого начала обучения попадают в разряд "отстающих", "тугодумов" и т. д. Естественно, что такой ребенок начинает искать пути удовлетворения своих социальных потребностей в иной деятельности, в том числе асоциальной. Подобное явление происходит на данном этапе в нашей стране, когда идет ускоренный процесс расслоения общества на богатых и бедных, когда идет обнищание основной массы населения. И подростки из бедных семей попадают в разряд трудных.

Недостатки, имеющиеся в воспитательной системе, сказываются на подростках из семей с низким доходом, и правонарушения этих детей происходят как результат противоречивого и негативного опыта, получаемого им в семье. Сравнение семейной среды деликвентов и неделиквентов показывает, что деликвенты часто растут в неблагоприятных условиях. Это подтверждено исследованиями, проводимыми зарубежными авторами: Хили (1936), Глюков (1950), Паттерсон (1987), Феррингтон (1990) и др.; отечественными - И.В. Дубровина, В.К. Зарецкий, И.С. Кон, Т.И. Шульга, Д.И. Фельдштейн и многими другими. В зарубежных исследованиях основное внимание сосредотачивается на взаимодействиях между родителем и ребенком в подростковый период развития, что отражает возросшее влияние теорий социального научения. Данная теория рассматривает эффективность родителей с точки зрения формирования и передачи навыков и стандартов поведения. Сравнительные исследования семей - безнадзорных подростков и благополучных школьников, показывают, что безнадзорные подростки воспитываются в более неблагоприятных условиях, чем их благополучные сверстники. Среди неблагоприятных факторов семейного воспитания отмечают: неблагоприятные родительские отношения, асоциальные взгляды и ориентации родителей, их низкий общеобразовательный уровень, аморальный образ жизни родителей, неполная семья. Проведем анализ некоторых факторов.

Неблагоприятные родительские отношения. Складывающиеся в

каждой семье методы воспитания детей представляют собой совокупность вариантов родительского поведения. Дисциплинирующиеся воздействия изучаются по отдельности, и как отмечает Р. Блэкборн, что до сих пор нет единой систематизации дисциплинирующих воздействий.

С одной стороны идентифицируются паттерны вознаграждений и наказаний, проводится различие между применением силы власти (физическое наказание, критика, угрозы, лишение материальных благ), лишением любви (воздержание от проявлений привязанностей) с другой -индукцией (разъяснением проступка) (Хоффман, 1977).

Согласно исследованиям Бандуры, Дж. Боулби (1959), в деликвентных семьях чаще всего прибегают к применению силы / власти как к способу добиться от ребенка соблюдения норм и правил. Родители деликвентов часто используют насмешки и физическое наказание, тогда как родители неделиквентов больше полагаются на индукцию и лишение любви

 

Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкиц (1998) выделили факторы, создающие негармоничные стили семейного воспитания: нарушение взаимоотношений между родителями, затяжные конфликтные ситуации; структурно -неблагополучные семьи, в которых отсутствует один из родителей; двойственное поведение родителей, когда внешне благоприятная мораль "на людях" превращается дома в искаженные оценки общественных ценностей.

А.Е. Личко выделяет психотравмирующие факторы воспитательной практики родителей. При этом указывает типы неблагоприятных родительских отношений для ребенка и исходит из критериев контроля и эмоционального отношения. Контроль со стороны родителей состоит из требований в виде обязанностей ребенка в тех заданиях, которые он выполняет, требований - запретов, устанавливающих чего ребенок не должен делать. "Безнадзорные дети независимо от того, из каких семей они вышли, чаще попадают под влияние улицы, более податливы влиянию какого-либо вожака из числа чаще всего старших подростков".

Аморальный образ родителей. Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аномальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находится под угрозой. В таких семьях ребенок начинает в раннем сроке бродяжничать, устраивать побеги из дома.

Не менее важным криминогенным фактором аномальной семьи является алкоголизм родителей. В исследованиях Г.И. Каплана, Б.Д. Сэдока выявляется факт существования четкой взаимосвязи между алкоголизмом родителей и физическим, психическим и "социальным" здоровьем их детей.

Исследования зарубежных авторов, посвященные проблеме воздействия алкоголизма родителей на подростковую безнадзорность, в качестве основной причины выделяют биологический фактор, особенно при наличии матери, злоупотребляющей алкоголем, что ведет к органическому поражению головного мозга ребенка и обуславливает нарушения поведения последнего (Кильдене Л., Малинаускене Л., 1984).

Шостакович Б.В. (1970), Москаленко В.Д. (1991), Меньшикова Е.С.(1993) придерживаются мнения о том, что алкоголизм родителей представляет собой сложный фактор отрицательных внутренних и внешних воздействий на потомство, приводящий к нарушению его нормального нервно-психического развития.

Влияние домашней окружающей среды особым образом вносит вклад в психологические характеристики ребенка. При этом нельзя отрицать роли личности с присущими ей взглядами, интересами, привычками, которые создаются в процессе ее формирования. Если для детей в возрасте 6-9 лет из семей алкоголиков характерны реакции астенического типа, отражающие напряженное состояние их нервной системы, то к 10-14 годам психика детей принимает уродливые формы и выливается в картину патологического развития личности со следующими ведущими чертами личности: повышенной тревожности, отчужденности, агрессивности, сниженным самоконтролем.

По мнению, А.Г. Большакова, М.И. Буянова, Ф.В. Гобочия, А.Ф. Зелинского семьи, где один или два члена злоупотребляют спиртными напитками, имеют ряд отличительных особенностей: им свойственны явное и скрытое отвержение членами семьи друг друга; наличие явного или скрытого семейного насилия, отличающегося цикличностью.

Практически все авторы отмечают, что детям из алкогольных семей свойственны такие формы нарушения поведения, как систематические кражи, склонность к бродяжничеству, повышенная агрессивность в виде непредсказуемой вербальной и физической враждебности, повышенная конфликтность и т. д.

Неполная семья. Существует умеренное влияние отсутствия одного из родителей на подростковую безнадзорность, однако мальчики из семей без отца более агрессивны и имеют более низкий уровень морального развития. Рассмотрение причин, по которым отсутствует один родитель, позволяет сделать вывод, что связь между неполной семьей и подростковой безнадзорностью наиболее очевидна, когда семья распадается в результате развода, и менее очевидна в случае смерти одного из родителей. Стресс, испытываемый оставшимся с ребенком родителем (обычно матерью) в результате развода, может обострить конфликты между родителем и ребенком. Матери - одиночки страдают от слабой социальной поддержки, не имеют возможности отдохнуть от домашних обязанностей и поэтому мало занимаются воспитанием ребенка в течение года после развода (Мартин, 1979). Разумеется, это зависит от особенностей матери, как отмечает Мак -Корд (1962), вероятность возникновения деликвентности в семьях без отца снижалась в тех случаях, когда мать не имела склонности к девиантному поведению.

Закономерности отрицательного воздействия семейного неблагополучия заключаются:

- во внутрисемейных конфликтах, возникающих из-за несоответствия представлений супругов о семейной жизни, расхождения основных ценностных ориентации, тем самым лишая подростка в уверенности в себе и порождая чувство тревожной неопределенности;

- в аморальных семьях, не умеющих строить отношения с людьми на основе взаимного контакта, ребенок привыкает достигать своих целей насилием, приводящего к индивидуализму;

- в конфликтных семьях с "лидирующим родителем" с раннего детства подавляется чувство собственного достоинства. Дети вырастают зависимыми от среды и готовы принять чужую волю ценой пассивного подчинения;

- нравственно неблагополучные семьи несут в себе риск заражения

асоциальными взглядами и привычками.

 

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод что семья играет существенную роль в возникновении отклонений поведения у детей, тем не менее, семью необходимо рассматривать только как один из факторов, который может быть резко отрицательным и доминирующим в одних случаях, и только содействующим в других.

 

В первую очередь нужно сказать что Семья — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Следовательно, Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

Неблагополучные семьи разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные:

Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.

Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.

Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других, чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.

деструктивная семья (автономия и сепарация отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или родительско-детский конфликт);

неполная семья (один из родителей отсутствует, что порождает разнообразные особенности семейных отношений и прежде всего размытые границы между матерью и ребенком);

ригидная, псевдосолидарная семья (наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания);

распавшаяся семья (т.е. ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная завись от него).

Порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная. Хотя и полная (скажем отец пьяница, терроризирующий семью, потом наконец-то он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в нее воцаряет мир). Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими производственными делами, мало внимания уделяют ребенку, - это тоже может приводить к дурным последствиям для ранимой души маленького человека. Разводы также влияют на ребенка.

Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, таково и его счастье.

Одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей. Оно может оказаться раковым для малыша не только в момент зачатия плода и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка. Какой бы аспект проблемы отклонений от нормального психофизического развития ребенка мы не затронули, почти всегда вынуждены говорить о тлетворном влиянии пьянства родителей. Из-за этого зловещего явления ребенок усваивает скверные примеры, из-за этого возникает вообще отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей и попадают в детские дома и т.д.

Выводы по I главе

Состояние детской безнадзорности и бродяжничества в Российской Федерации можно охарактеризовать как стабильно тяжелое. Подобная медицинская терминология вполне уместна, поскольку речь идет о тяжелом общественном недуге, поражающем людей и общество своими типично негативными свойствами и проявлениями. В отношении к данному социальному явлению начинают преобладать дискомфорт и равнодушие со стороны общественного большинства, помноженные на ситуативные общественные кампании, регулярно проводимые органами власти и управления. «Запущенность» детской безнадзорности, глубина и масштабы десоциализированности, укорененности синдрома безнадзорности в российском менталитете убеждают в необходимости возведения данной проблемы в ранг государственной безопасности, адекватных мер со стороны всех общественных институтов.

Следует отметить, что в связи с большим ростом детской беспризорности и безнадзорности, обусловленном целым рядом социально – политических и экономических факторов, эта проблема на сегодняшний день является особенно актуальной для России. Так, по данным различных экспертов, число безнадзорных в России составляет от 500 тыс. до 2 - 5 млн. несовершеннолетних.

Во-первых, необходимо дальнейшее совершенствование государственной политики в сфере развития указанной системы специализированных учреждений. Нельзя допускать ослабление интереса государства и его органов к проблемам несовершеннолетних, нуждающихся в срочной социальной помощи и реабилитации.

Во-вторых, если в настоящее время можно отметить удовлетворительное состояние законодательства, регулирующего деятельность специализированных учреждений, то появление новых структур и эффективное функционирование существующих в большой степени будет зависеть от их достаточного финансирования. Таким образом, необходима серьезная финансовая политика в этой сфере.

В-третьих, хочется обратить внимание на необходимость взаимодействия между специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и правоохранительными органами. Беспризорные дети часто оказываются вовлеченными в различные криминальные группы. И поэтому необходимо особое внимание к ним со стороны правоохранительных органов, дабы оградить их в дальнейшем от преступных посягательств.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: