Социальные технологии профилактики безнадзорности и беспризорности

Общество всегда прилагало достаточно усилий в борьбе с нежелательными формами человеческого поведения в целях сохранения порядка и стабильности. Совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами определяется как социальный контроль. Поэтому социальные технологии профилактики и коррекции девиантного поведения непосредственно связаны с технологиями социального контроля.

К институтам (субъектам) социального контроля относятся практически все социальные институты, однако особая роль принадлежит семье, как институту первичной социализации, государству, как органу высшей власти в обществе и, соответственно, его учреждениям, общественному мнению, выражающему принятые нормы морали. По формам различают формальный и неформальный контроль. Формальный (официальный) осуществляется компетентными организациями, неформальный (неофициальный) связан с общественным мнением. Сюда также относится карательный (репрессивный) и сдерживающий (предупредительный) контроль. Методами контроля выступают профилактика (превенция) и санкции. Под предупреждением (профилактикой, превенцией) различных форм девиантного поведения понимается воздействие общества, институтов социального контроля, отдельных граждан на причины девиантного поведения. Превенция предполагает воздействие на причины девиантного поведения, обстоятельства и факторы, ему способствующие, которое приводит к сокращению и/или желательному изменению структуры девиаций. Она предполагает также совершенствование правовых норм и механизмов их реализации, и улучшение деятельности административно-правовых органов по борьбе с социальными отклонениями.

Профилактика, будучи важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних их стадиях, позволяет с меньшими функциональными затратами снять остроту проблемы и повернуть процесс в более благоприятное русло. Таким образом, удается достичь цели профилактического воздействия.

В настоящее время сформировались определенные подходы к профилактике девиантного поведения.

- Прежде всего, это информационный подход, т.е. информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом; активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу.

- Необходимо проводить профилактическую работу с будущими родителями (о вреде пьянства и наркомании).

- Среди направлений профилактики девиантного поведения существует медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера.

Социальная коррекция необходима потому, что общество должно охранять себя от элементов, вносящих дезорганизацию в социальные отношения.

Социальная профилактика — это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. Эффективность ее осуществления во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали. Этим самым закладывается фундамент благополучия в семьях и социальной стабильности общества в целом.

С учетом социального положения и потребностей общества в предотвращении многих социальных проблем и строится профилактическая работа. Наряду с профилактикой преступности, алкоголизма, наркомании, аморальных поступков, являющихся основными компонентами социальных девиаций, особую актуальность в современном обществе приобретает проблема профилактики безнадзорности и беспризорности. За последние 10 лет наблюдается значительный рост числа таких детей и подростков. И это неудивительно, так как данная тенденция характерна для периода социальных смут, смен общественных систем и гражданских конфликтов. До сих пор в нашей стране нет вполне достоверной статистики о численности беспризорных и безнадзорных. Ведь безнадзорность сейчас становится одним из основных факторов роста численности правонарушений. До недавнего времени беспризорников, как правило, доставляли в спецприемники, где они приравнивались к правонарушителям, оказываясь в режимном учреждении. Теперь основным местом размещения таких детей стали специализированные реабилитационные учреждения для несовершеннолетних. К их числу относятся: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей или законных представителей.

Хотя число специализированных социально-реабилитационных учреждений по стране с каждым годом растет, однако растёт и безнадзорность. В результате таких учреждений пока все еще не хватает.

Реализация профилактических мер осуществляется через систему методов. К числу методов социальной профилактики можно отнести:

· профилактическую информационно-консультационную беседу;

· системное наблюдение;

· профилактические тренинги;

· метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения;

· метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации;

· метод профилактического вмешательства и др.

Наиболее распространенным является метод профилактической беседы. Такая беседа может быть эффективной, если соблюдаются ее технологические этапы. Психологи выделяют несколько этапов, по меньшей мере, четыре. На начальном этапе специалист по социальной работе или социальный психолог, а возможно, и социальный педагог устанавливают эмоциональный контакт с собеседником, проявляя доброжелательность, сочувствие и особую корректность. На втором этапе консультант пытается установить первопричины наметившейся проблемы, разобраться, например, в подлинных мотивах девиантных отклонений в поведении, задавая соответствующие вопросы собеседнику. На третьем этапе беседы консультант совместно с клиентом пытается сформулировать новую модель его поведения, которая позволила бы предотвратить негативное развитие событий. На четвертом, завершающем этапе беседы консультанту важно добиться внутреннего принятия его собеседником новой модели поведения или иного понимания проблемы, а также настроя на успех.

При всей значимости профилактической информационно-консультационной беседы нужно отдавать себе отчет в том, что неумелое и навязчивое ее проведение может дать обратный эффект.

Правильный подбор методов профилактического воздействия, их своевременное и профессиональное осуществление обеспечивают эффективность социальной профилактики. В социальной работе это означает предупреждение неблагоприятного развития тех или иных социальных процессов, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат и серьезных усилий по преодолению устойчивых негативных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям. Реабилитация является неотъемлемым компонентом социальной технологизации. Социальная реабилитация — комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, на улучшение его здоровья, дееспособности. Этот процесс нацелен также и на изменение социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.

Разнообразие методов социальной реабилитации позволяет достигать нужного эффекта в этой очень важной и необходимой деятельности. Наряду с универсальным методом информационно-консультационной беседы, психологического тренинга, направленного наблюдения, в ходе социальной реабилитации активно используются и такие методы социальной терапии, как психотерапевтические тренинги и настрои, ролевые игры, танцевальная терапия, библиотерапия и др. Для примера можно прокомментировать возможности метода ролевых игр в процессе реабилитации дезадаптированных детей. Этот метод специалисты успешно используют в социально-реабилитационных центрах для подростков, в воспитательных домах, в социальных приютах и других подобных учреждениях.

Психологами подмечено, что психическое здоровье и психологическое состояние ребенка и подростка определяется в значительной мере их способностью к игровой деятельности. Многие дезадаптированные дети не умеют играть в простейшие ролевые игры ввиду крайней неразвитости эмоционально-волевой сферы. Таким детям необходимо вернуть игру, пробудить у них фантазию, развивать образное мышление. Без этого нельзя развить эмоционально-волевой потенциал ребенка и вообще обеспечить его нормальное развитие. Благодаря ролевым играм дезадаптированные дети и подростки преодолевают свою закомплексованность, страхи, учатся осознавать и различать нравственные ценности.

Социальная терапия, являясь особой процедурой технологии социальной работы, с помощью присущих ей методов оказывает воздействие на социальное поведение граждан, а значит, и на определенную социальную ситуацию, явление. По сравнению с коррекцией терапия направлена на более продолжительное и существенное воздействие на социальный объект с целью его социального оздоровления. Это система профессионального воздействия на состояние, поведение, психику лица (группы лиц) с целью их социального и психологического оздоровления, устранение устойчивых нарушений в социальном функционировании

Таким образом, можно сделать вывод, что при помощи умело подобранных методов реабилитационный процесс достигает цели, обеспечивая восстановление тех или иных способностей человека к нормальному социальному функционированию. Комплексное осуществление социальной адаптации позволяет восстановить не только здоровье, трудоспособность, но и социальный статус лица, его правовое положение, морально-психологическое равновесие, веру в успех, в свои силы и возможности.

 

2.4. Профилактика в семье безнадзорности и беспризорности.
В целях усиления профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних федеральными и региональными органами исполнительной власти Российской Федерации осуществляются следующие меры:
Разрабатываются нормативные акты, регулирующие деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, изменения в законодательство, направленные на усиление ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» миссия и задачи образовательного учреждения определены следующим образом:

- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам школу, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
- обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на развитие законопослушного поведения несовершеннолетних.
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» рассматривает образовательное учреждение в качестве ведущего социального института детского правопользования и правоприменения.
Обеспечивается организация работы по подготовке проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних)», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (в части создания ювенальных судов)».
МВД России обеспечивает координацию деятельности органов внутренних дел по оперативному выявлению на вокзалах, улицах и других общественных местах беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, а также несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, установлению личности, обеспечению перевозки в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений по месту выявления и по месту постоянного проживания несовершеннолетних; усилена работа по выявлению лиц и преступных группировок, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния.
Минтруд России создает дополнительные места для приема и размещения беспризорных детей, оказанию помощи в организации и оборудовании вновь создающихся в субъектах Российской Федерации специализированных учреждений для несовершеннолетних, в том числе осуществляющих прием и перевозку несовершеннолетних к месту их постоянного проживания.
Министерство образования и науки РФ обеспечивает координацию органов управления образованием по оказанию помощи во временном устройстве безнадзорных детей в образовательные учреждения (в том числе детские дома, школы-интернаты, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и др.), по выявлению и учету необучающихся несовершеннолетних и принимает меры по их возвращению в образовательные учреждения, организации воспитательной работы с этими детьми, в том числе по месту жительства.
Минздрав России обеспечивает координацию деятельности органов управления здравоохранением по приему в медицинские учреждения беспризорных и безнадзорных детей с острыми заболеваниями, в том числе инфекционными, находящихся в состоянии одурманивания психоактивными веществами по медицинским показаниям, с психическими и наркологическими заболеваниями.
Решение проблемы беспризорности и безнадзорности детей как проблемы социальной, в значительной мере порожденной общественными условиями, предполагает принятие мер специальной профилактики.
- Необходимо повысить роль и статус семьи как социального института, укрепить в общественном сознании представление о семье как ценности, для чего необходимо развернуть широкую информационно-просветительскую кампанию; создавать и внедрять системы подготовки молодежи к ответственному родительству;
- усилить ориентацию всех социальных систем (здравоохранения, образования, социального обслуживания) на семью как объект профессиональной деятельности;
- эффективность действий органов власти по профилактике детской беспризорности и безнадзорности находится в прямой зависимости от результатов реализации социальной политики государства, заметных изменений в уровне жизнеобеспечения семей, в создании условий для воспитания и развития детей, в укреплении инфраструктуры образования, здравоохранения, культуры, обеспечении их доступности для всех детей и семей.

В основу действующей системы профилактической и реабилитационной работы по преодолению безнадзорности положена установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту его прав и интересов, незамедлительное оказание социальной помощи.
Несмотря на некоторые положительные результаты активизации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по решению проблемы детской беспризорности, необходимо признать, что принимаемые меры остаются недостаточно адекватными остроте проблемы массовой детской безнадзорности, наркомании и проституции, характеризующейся широким спектром причин и проявлений.

 

За последние годы в России приняты новые законодательные и нормативные акты, направленные на защиту прав и законных интересов детей, совершенствование деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на комплексное решение проблем детей, находящихся в социально-опасном положении.

 

в Совете Федерации прошли парламентские слушания. Однако, по мнению выступившей на слушаниях руководителя Департамента по делам детей, женщин и семьи Минтруда России М.В. Гордеевой, за последние годы (2000-2001 гг.) благодаря предпринятым мерам и на законодательном уровне, и на уровне исполнительной власти удалось изменить тенденцию роста как количества преступлений несовершеннолетних, так и числа несовершеннолетних, их совершивших.

По словам М.В.Гордеевой, проблеме профилактики безнадзорности в 1999-2001 годах правительство уделяло особое внимание. Принято распоряжение Правительства N 736 от 10 мая 1999 года, предусматривающее реализацию федеральными органами исполнительной власти ряда конкретных действий по предупреждению детской безнадзорности. В 2000 году утвержден ряд нормативных актов, разработанных во исполнение нового Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в частности, постановления "Об утверждении примерных Положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации", и "Об утверждении Положения об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений".

Важное значение в становлении и развитии новой системы профилактической работы имеет начатая с 1997 года федеральная целевая программа " Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

М.В.Гордеева отметила, что в течение нескольких последних лет сохранялась неблагополучная ситуация с выплатой пособий. Однако, начиная с 2000 года, в результате принятых на федеральном уровне мер, положение с выплатой пособий удалось не только стабилизировать, но и впервые добиться сокращения долгов по ним.

По мнению М.В. Гордеевой, основным ядром системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних сегодня является сеть социозащитных учреждений, созданная за беспрецедентно короткий срок (в 1993 году в России было всего 4 социальных приюта).

Именно эти "спасательные" учреждения не позволили проблеме детской беспризорности вырасти до состояния катастрофы. В целом по стране в системе социальной защиты населения сегодня действуют: 793 специализированных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры, социальные приюты, центры помощи детям, оставшихся без попечения родителей), 1053 отделения профилактики безнадзорности и стационарных отделений для несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. Только в 2000 году прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги более 266 тысяч детей.

По словам М.В.Гордеевой, благодаря созданию социозащитных учреждений, другим мерам, о которых говорилось выше, удалось в основном решить проблему детской безнадзорности, если следовать определению этого понятия, приведенному в Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Согласно этому закону дети-беспризорники и безнадзорные дети - это несколько разные по статусу категории детей. Количество беспризорных детей, то есть детей, которые остались без попечения родителей и без жилья, колеблется в пределах от 110до 123 тысяч. "Всех этих детей, - заметила Гордеева, - мы готовы забрать в социозащитные учреждения".

Сегодня проблема детской беспризорности не решена в двух регионах, прежде всего в Москве. Здесь действуют всего три социозащитных учреждения. В то же время именно в столицу, как и раньше - в годы войны и после революции, - бегут беспризорники. До 75% детей в Москве, которые остались без попечения родителей и попали в руки специалистов (в хорошем смысле этого слова), - это дети из стран СНГ. Основная проблема сегодня -создать в Москве систему социозащитных учреждений. Правда, 10 июля прошлого года Правительством Москвы принято постановление "О создании государственно-экспериментального учреждения "Городской центр профилактики бродяжничества, попрошайничества и правонарушений среди иногородних несовершеннолетних". Он круглосуточно будет принимать детей и подростков из всех регионов России и ближнего зарубежья. Более того, в соответствии с городской комплексной целевой программой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2001-2003 годах в Москве предполагается открыть 9 социальных приютов, 28 центров помощи семье и детям, 33 социальных отделения социальной помощи семье и детям в центрах социального обслуживания населения.

Естественно, не решена проблема беспризорности и в Чечне. В настоящее время Минтрудом России разработан план по созданию в республике социозащитных учреждений. М.В. Гордеева высказала надежду, что в ближайшие годы эта проблема будет решаться и там. По ее словам, в рамках реализации Федеральной целевой программы восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики предполагается восстановление 5 социозащитных учреждений для несовершеннолетних. Эту работу Минтруд России (государственный заказчик) проводит совместно с Госстроем России и Минтрудом Чеченской Республики.

Руководитель Департамента считает, что в основе решения проблемы детской безнадзорности лежит профилактическая работа с семьями, в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении - малообеспеченными, неполными; семьями, где есть безработные, злоупотребляющие алкоголем. По ее мнению, государство и общество должны выступить гарантом социальной защищенности этой категории детей, взять на себя обязанности и создать достаточные ресурсы - экономические, социальные, духовные, нравственные - для того, чтобы обеспечить детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, условия для нормальной жизни, учебы, развития личности, профессиональной подготовки, социальной адаптации, компенсируя в определенной степени отсутствие родительской заботы. Одновременно должна решаться стратегическая задача - обеспечение приемлемого уровня жизни семей с детьми, укрепление нравственно-воспитательной функции семьи, что может существенно повлиять на уменьшение численности безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.

Таковы, по словам М.В. Гордеевой, приоритеты и результаты действий, предпринимаемых Минтрудом России, органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, отметила она, в сложившихся условиях социальная защита детей, оказавшихся в особо сложных обстоятельствах, несомненно, должна осуществляться на фоне мер силового противодействия этим негативным явлениям. Сегодня, к сожалению, не проработаны в необходимой степени вопросы осуществления контроля за миграцией, пресечения ее незаконных форм. Неконтролируемая миграция усугубляет ситуацию с детской беспризорностью.

М.В. Гордеева отметила необходимость дополнительного законодательного регулирования деятельности такого важнейшего субъекта, как комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Принятый Государственной Думой в июне прошлого года Федеральный закон "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" не подписан Президентом Российской Федерации. Отсутствие на федеральном уровне современного правового обеспечения деятельности указанных комиссий сдерживает разработку соответствующей правовой базы в субъектах Российской Федерации.

По мнению Н.В. Гордеевой, учитывая, что Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" вопросы образования комиссий и осуществления ими отдельных государственных полномочий относит к компетенции федерального центра и субъектов РФ, представляется целесообразным по итогам парламентских слушаний рекомендовать органам государственной власти субъектов РФ разработать и принять региональные нормативно-правовые акты по вопросам организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах исполнительной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, укреплять комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в кадровом и организационно-техническом отношении. Кроме того, дополнительного правового регулирования (внесения изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних") требуют также вопросы, связанные с осуществлением подразделениями по делам несовершеннолетних, центрами временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел профилактических функций в отношении безнадзорных и беспризорных детей, расширением их возможностей в оказании экстренной помощи несовершеннолетним, не имеющим места жительства. Они нашли отражение в законопроекте "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", который подготовлен рабочей группой из представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с поручением Президента Российской Федерации. Этот проект предусматривает также расширение круга прав несовершеннолетних, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, гуманизацию некоторых других положений указанного Федерального закона. Кстати, этот закон, как уже было сказано, стал мощным стимулом развития сети социальных учреждений, укрепления межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Только за 2000 (первый полный год реализации Закона) в субъектах Российской Федерации было создано 92 (!) новых специализированных учреждения для несовершеннолетних. Однако при утвержденных Правительством Российской Федерации нормативах (одно учреждение -на 5-10 тысяч детского населения) потребности в такого рода учреждениях удовлетворены лишь на 22%.

В заключение М.В. Гордеева отметила, что сегодня перед Минтрудом России, субъектами Российской Федерации стоит задача не только продолжить работу по количественному развитию сети учреждений, но и вносить необходимые коррективы в ее структуру: соотношение учреждений разного типа (приютов для оказания экстренной помощи и социально-реабилитационных центров, сочетающих реабилитационную и профилактическую, патронажную работу), географию размещения (например, в Курганской, Курской, Кировской областях. Республике Калмыкия до настоящего времени действуют по 2-3 учреждения). Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо принять меры по приведению системы социозащитных учреждений для несовершеннолетних в соответствие с положениями Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 г. N896 "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации".

По результатам парламентских слушаний были приняты рекомендации. Высказаны пожелания: обеспечить в полном объеме финансирование федеральных программ, направленных на поддержку детства и мероприятий по профилактике беспризорности и преступности несовершеннолетних; продолжить законотворческую деятельность по совершенствованию правовой базы реализации законных прав и интересов несовершеннолетних; принять дополнения и изменения в законодательные акты и Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", предусматривающие процедуру рассмотрения в судах материалов о помещении несовершеннолетних в центры временной изоляции и в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и др.

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

1.Азаров.Ю.Беспризорность и детская преступность – наши беды. // Воспитание школьников.–2002.–№7.
 2. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. /Подред.Ф.А.Мустаевой.–М.:Академический проект, 2003.
3. Починок А.П. Не должно быть в стране беспризорных детей. // Социальная работа. – 2003. - № 1.
4. Пятницкая И.Н., Шаталов А.И. Девиантное поведение подростков: наркотизм, криминальность, экстремизм. – М.: Анархасис, 2004.
5. Словарь по социальной педагогике. / Сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002.
6. Словарь справочник по социальной работе. / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 1997.
7. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность. // Социс. – 1998. – № 3.
8. Социальная педагогика. / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2002.
9. Социальная педагогика. / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.
10. Социальная реабилитация безнадзорных детей и несовершенно-летних с девиантным поведением. / Под ред. М.А. Новиковой. – М.: Союз, 1999.
11. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности. / Под ред. Г.М. Иващенко. – М.: НИИ семьи, 1997.
12. Шахина Н.А. Профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних – на уровень новых задач. // Отечественный журнал социальной работы. – 2002. - № 3.
13. Юдашина Н. Дети улицы: психологические портреты. // Воспитание школьников. – 2002. - № 6.

14 Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. -2-е изд., М.: Издательский дом «Академия», 1996. - 128 с.
15. Выготский Л. С. Развитие высших психических функции. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
16. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие/ Под ред. Л.М. Шипициной. - СПб: Издательство «Речь», 2003. - 144 с.
17. Иванюк Н.А. «Чужие» дети.//Социально-педагогическая работа, № 4, 2003 год. – 2003. - 127 с.// стр.46-53

18. Козлов В.В. Социальная и психологическая работа с кризисной личностью. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 396 с.
19. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Мн.: БГУ, 1976.
20. Кон И. С. Социология личности. - М., 1967.
21. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993.
22. Маслоу А. Мотивация и личность. Пер. с англ. - С.-П., 2001.
23. Маханько А.М., Иванюк Н.А. Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений. Мн.: РУМЦ ФВН, 2004, - 473 с.

24. Прихожан.А.М. и Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М.: Педагогика, 1990.
25. Проблемы социального сиротства. Смагина Л.И., Воднева А.К., Глухова Н.М. и др.; под общей редакцией Л.И. Смагиной. - Мн.: ГДП «Спектр-диалог», 1999. - 104 с.
26. Сажина Н.С. Деятельность государства и общественных организаций по ликвидации детской беспризорности в 1921-1928 гг. (на материалах Урала) //Автореферат… канд. Ист. наук. Екатеринбург. -1998. -50 с.
27. Слободянский Х.Д., Зубрилин К.С. Организация детских домов в системе социального обеспечения. М.,2000.
28. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность//Социол. исслед. 2004.

29.Технология социальной работы: Учебник / Под ред. А.А. Чернецкой. - Ростов-н/Д: "Феникс", 2006.

30. Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.-2005.- №7
31. Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.- №3
32. Спартин В. О беспризорниках, о безденежье и безмозглости//Комсомольская правда.- 2005.- №8
33. Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.- 2005.- №9
34. Садовская Ю. Беспризорников гораздо больше, чем мест для них в детских приютах//Аргументы и факты.- 2004.- №4
35. Закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15
36. Закон РФ №103-ФЗ от 20.07.2000 г. «Об основных гарантиях прав ребенка», ст. 14
37. Арзуманян Д. Микросреда и отклонение социального поведения детей и подростков. Ереван: Луис, 1980. 254 с.

38. Бланков А.С. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Социальная дезадаптация: нарушение поведения детей и подростков. М.: МПА, 1996, С, 3-10.

39. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах Под ред. А.В.Петровского. М., 1979.

40. Бобнева М.И. Социальные нормы как объект психологического исследования Методические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975 г.-368 с.

41. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. -М,: "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. 352 с.

42. Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме. Перспективная альтернатива. М Сов, педагогика, 1991.- 162 с.

43. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1991.

44. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. М., 1998.

45. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие. -М.: Изд. центр «Академия», 2001. 160 с.

46. Василькова Ю.В. Очерки по истории социальной педагогики: Учебное пособие для вузов. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 480 с.

47. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 440 с.

48. Возрастная и педагогическая психология Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

 



















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: