Вес груза для сочетания «b» примем в зависимости от паспортного веса сварочной головки Qн.
Вес сварочной головки Qн, кН:
Qн = ma ∙ g, (2.15)
где тa – масса сварочной головки, кг.
Qн = 3500 ∙ 9,81 = 34,34 кН.
Расчетом по формуле (2.3) при Qн =34,34 кН получено =47,21 кН.
В горизонтальной плоскости, кроме ветровой и перекосной нагрузки, учитываемых для сочетания «а» следует учесть нагрузки от уклона пути Fy в продольном профиле и нагрузки, возникающие при разгоне тельфера Fр и инерционные нагрузки от раскачивания груза Fи.
Нагрузка от уклона пути Fy, кН[1]:
Fy = n3 (ma + mT+тКБ) ∙ tg φ ∙ g, (2.16)
где φ – угол уклона пути, φ = 100.
Fy = 1,1 (3500 + 500+60) ∙ 0,176 ∙ 9,81 = 7,71 кН.
Инерционная нагрузка от раскачивания груза Fи, кН[2]:
, (2.17)
где n5 – коэффициент перегрузки, n5 = 1,2; amax – максимальное ускорение при разгоне или торможении тельфера, amax = 0,67 м/с2 [2].
= 1,2 (3500 + 500+60) ∙ 0,67 = 3,26 кН.
Нагрузки при разгоне тельфера Fp, кН[2]:
Fp = Qa ∙ tg (n6 α), (2.18)
|
|
где n6 – коэффициент возможного превышения принятого угла раскачивания, n6 = 1,1; α – угол отклонения грузового каната от вертикали, α = 60 [1].
Fp = 34,34 ∙ 103 ∙ tg (1,1 ∙ 60) = 3,97 кН.
Расчетом по формуле (2.9) при Qн =34,34 кН получено =3,95 кН.
Определение усилий в элементах металлоконструкции портала
Сочетание нагрузок «a»
Нагрузки, связанные с весом груза и тельфера, передаются на МК в местах контакта ходовых колес тельфера с поперечной кран-балкой. Для расчета положение тельфера принято наиболее неблагоприятным с позиции нагружения портала – портал наклонен, тельфер находится в крайнем положении (рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 – Расчетные схемы для сочетаний нагрузок «а»
Сосредоточенные силы:
= 45,48 кН;
кН.
Сочетание нагрузок «b».
Сосредоточенные силы:
= 27,18 кН;
=10,2 кН.
кН;
Расчет усилий в металлоконструкции портала выполнен в программе APM Structure3D (приложение А).
Проверочный расчет тельфера
Цель расчета: определить диаметр ходовых колес тельфера и рассчитать цилиндрическую зубчатую передачу привода колес.
Условия расчета:
- тельфер перемещается по полке двутавра №20;
- момент вращения на ведомом валу Т=355 Н. м;
- частота вращения ведомого вала n=20 об/мин;
- передаточное число u=2.
Выбор ходовых колес
Максимальная статическая нагрузка на ходовые колеса Fmax, кН [7]:
(2.19)
где kн – коэффициент неравномерности распределения нагрузки на колеса, kн=1,1[7]; mT – масса тельфера; g – ускорение свободного падения; nк – число ходовых колес, nк=4.
Принят диаметр ходовых колес тельфера D=160 мм.
|
|
Выбранное колесо проверяют по напряжениям смятия в зависимости от типа контакта колеса с поверхностью катания, который обусловлен конструкцией колеса и типом поверхности. В качестве поверхности катания колеса выбрана полка двутавра.
Напряжения смятия при линейном контакте s, МПа [7]:
(2.20)
где Kr – коэффициент, учитывающий влияние тангенциальной нагрузки (силы трения) на напряжение в контакте, зависит от условий работы, Kr= 1,1 [7]; KД – коэффициент динамичности, u - номинальная скорость передвижения; aж – коэффициент, зависящий от жесткости пути; KН - коэффициент неравномерности нагрузки по ширине колеса, KН =1,5 [7]; b – рабочая ширина полки двутавра, м.
(2.21)
здесь B0 – ширина полки двутавра; r – радиус фасок полки двутавра; D - диаметр ходового колеса, м; Fmax – максимальная статическая нагрузка на колесо, Н; [sN] – допускаемое напряжение при приведенном числе оборотов N за срок службы:
(2.22)
[s0] – допускаемое напряжение;
(2.23)
где NC – полное число оборотов колеса за срок службы.
(2.24)
где uС – усредненная скорость передвижения колеса, м/с:
(2.25)
где β – коэффициент, зависящий от отношения времени неустановившегося движения tН (суммарное время разгона и торможения) к полному времени передвижения t, β=0,7 [7]; Т – машинное время работы колеса, Т=3200ч; u - коэффициент приведенного числа оборотов принимают в зависимости от отношения минимальной нагрузки на колесо Fmin к максимальной Fmax, u=0,16 [7].
Усредненная скорость передвижения колеса uС, м/с [7]:
Полное число оборотов колеса за срок службы NС, об [7]:
Приведенное число оборотов за срок службы N, об [7]:
Допускаемое напряжение при приведенном числе оборотов N за срок службы [sN], МПа [7]:
Рабочая ширина полки двутавра b, м [7]:
Коэффициент динамичности KД [7]:
Напряжения смятия при линейном контакте s, МПа [7]:
.
Условие выполняется, принимаем диаметр ходовых колес тельфера D=160мм.