Возможные пути совершенствования правовой базы таможенной процедуры реимпорта

 

Практика применения нового таможенного законодательства выявила значительное количество проблемных вопросов. Часть из них связана с неурегулированностью отдельных вопросов, отсутствием необходимых нормативно-правовых документов,касающихся применения перспективных технологий таможенного оформления товаров и транспортных средств. Связано с тем, что используемые таможенными органами программные средства должны обеспечивать реализацию положений союзного кодекса, решений Комиссии Таможенного союза и соглашений. Для таможен необходимо повысить ответственность, обеспечить личный контроль по вопросам таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств в условиях действия Таможенного кодекса Таможенного союза, а также как таможенным органам, так и участникам ВЭД необходимо дальше осваивать новые нормы и правила, чтобы обеспечить уверенное, грамотное и эффективное их использование в процессе таможенного оформления и таможенного контроля.

Так же необходимо уделить внимание на управление рисками в сфере применения таможенных процедур в Таможенном союзе.Определение рисков в таможенной службе заключается в том, что риск - это возможные нарушения таможенного законодательства в процессе таможенного контроля при выпуске товаров (а также налогового, валютного или иных видов законодательства в сфере таможенного дела). При этом, неблагоприятные исходы при таможенных рисках это - выпуск партии товаров при наличии нарушений законодательства (при этом ущерб наносится интересам государства) или необоснованная задержка товаров (в этом случае потери несут предприниматели). Тогда общий ущерб от неблагоприятных исходов, будет представлять собой сумму потерь предпринимателей и государства, может быть выражен в денежной форме. Так, потери государства складываются из недопоступлений таможенных платежей в федеральный бюджет по причине недостоверного декларирования товаров, необоснованного возврата НДС участникам внешнеэкономической деятельности, потерь отечественных производителей при занижении цен на импортные товары. Потери импортеров и экспортеров складываются из издержек в результате порчи товаров и увеличения срока их реализации.

Управление риском сфере применения таможенных процедур на таможенной территории Таможенного Союза это систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за применением таможенных процедур и таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации. Таможенные службы России, Белоруссии и Казахстана с целью организации информационного взаимодействия для подтверждения фактического вывоза товаров через внешнюю границу Таможенного союза рассмотрели программу проведения внутригосударственных процедур, необходимых для подписания проекта Договора об Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза и проекта Соглашения об особенностях применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП /от 14.11.1975/ на таможенной территории Таможенного союза. В ходе встречи в том числе обсуждались проблемные вопросы, возникающие при реализации Временной технологии информационного взаимодействия таможенных органов государств-членов Таможенного союза при контроле за перевозками товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, утвержденной 11 марта 2010 года.

Киотская конвенция оказывает максимальное содействие развитию международной торговли, устраняя расхождения в таможенных процедурах и правилах, а также упрощая их и гармонизуя, без ущерба для эффективности таможенного контроля. Преамбула Конвенции определяет основные принципы деятельности сторон. В частности, таможенные процедуры должны быть предсказуемыми, последовательными и прозрачными; необходимая информация, касающейся таможенного законодательства, должна предоставляться в полном объеме; при осуществлении таможенного регулирования должны применяться современные методы, такие как контроль на основе управления рисками, аудит, и максимальное практическое использование информационных технологий.

Присоединяясь к Конвенции, Россия принимает на себя обязательства выполнять нормы и принципы Генерального приложения, являющегося ее неотъемлемой частью. Оно содержит базовые принципы и правила контроля, оформления, процедур, платежей, взаимоотношений между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, разрешения споров по таможенным вопросам и т.д.

На дальнейшее формирование правовой базы таможенного союза в рамках ЕврАзЭС направлено Соглашение, ратифицированное в тот же день российскими сенаторами. Оно заключено с целью обеспечения благоприятных условий торговли таможенного союза с третьими странами и дальнейшего развития экономической интеграции сторон таможенного союза.

Спорные вопросы разрешаются путем переговоров, а при невозможности их урегулирования - в Суде Евразийского экономического сообщества. Парламент Казахстана уже ратифицировал данное соглашение, а Белоруссии осуществляются внутригосударственные процедуры по его ратификации.

РФ приняла Федеральный закон Государственной Думой 20 октября 2010 года и одобрен Советом Федерации 27 октября 2010 года., а Президент подписал Федеральный закон "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года". Данным законом предусмотрено присоединение Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года, являющееся необходимым этапом на пути вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

Беларусь в Европейском союзе 10 января представила в секретариат Всемирной таможенной организации подтверждение о присоединении Беларуси к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Беларусь стала 72 государством, присоединившимся к Киотской конвенции.

 


 


Заключение

 

Таможенное дело – это один из базовых институтов любой экономики. Особенно важна его роль в государствах, которые осуществляют переход от централизованной экономики к рыночной.

Это прямо относится к России: при таких масштабных переменах, какие сейчас происходят в нашей стране, необходимо опираться на те инструменты, которые изначально, в силу своей природы, должны быть проводниками рыночных реформ.

В настоящее время установился определенный баланс функций Всемирной таможенной организации по созданию оптимального режима обслуживания добросовестных участников международной торговли и эффективному пресечению правонарушений недобросовестных и криминалитета.

Используя преимущества таможенного союза, вытекающие из применения единого таможенного тарифа и общей торговой, в том числе тарифной политики стран-членов, ЕС не только успешно защищает свой внутренний рынок, но и добивается путем предоставления преференций отдельным странам и группам стран благоприятных условий доступа европейских предприятий на внешние рынки.

Единый кодекс принес больше плюсов участникам ВЭД: отмена таможенного контроля на границах с Белоруссией, выдача лицензий на ввоз ряд товаров по единым правилам. по данным ФТС, из-за отмены сборов за оформление на границе с Белоруссией и Казахстаном сборы за таможенное оформление в 2010 г. упали по сравнению с 2009 г в 3,7 раза - до 39,6 млрд рублей. В любом случае существенно российский бюджет не пострадал - по данным на 21 декабря, ФТС перевыполнила план и перечислила в казну 4,1 трлн. рублей. Все грузы, пребывающие по импорту в одну из стран таможенного союза, после таможенного оформления в стране-участнице ТС приобретают статус "товара таможенного союза" и право свободного обращения на всей территории Таможенного союза.

В 2011 г. Россия в рамках формирования уже единого экономического пространства (ЕЭП) намерена принять 17 соглашений, которые унифицируют подходы трех стран в сфере макроэкономической, миграционной политики, энергетики, транспорта, связи, технического регулирования. Документы намерены ратифицировать до 1 июля 2011 г., часть из них вступит в силу с 2012 г. Согласно проектам документов, многие вопросы, в частности - тарифного регулирования, переданы на национальный уровень. Основная новация - согласование подходов при планировании: сверка балансов, основных макроэкономических показателей.

Наибольший интерес участников ВЭД вызывает вопрос приближающегося вступления России в ВТО. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина в начале декабря заявила о том, что Россия может стать членом ВТО уже в I полугодии 2011 года. Пока остается открытым вопрос о механизме вступления - так как придется согласовывать вопросы импортного тарифа (который у нас с 1 января 2010 года единый с Белоруссией и Казахстаном) со всеми участниками "таможенной тройки".

Обнулились таможенные пошлины на важное и инновационное оборудование, не производимое внутри ТС, при этом значительно сократилось нормативное время оформления такого груза - до 4-х часов.

Для бизнеса были созданы следующие преимущества:

- Сокращен период оформления грузовой таможенной декларации (ГТД) с трех до двух дней.

- Срок уплаты таможенных пошлин и налогов увеличен с 15 дней до 4-х месяцев.

- Декларант имеет право внесения изменений в декларацию до и после выпуска товаров в свободное обращение. Раньше такого не было, а в случае ошибки в декларации заводили НТП - дело о нарушении таможенных правил.

- Создан институт специального экономического оператора для обеспечения упрощенных режимов участникам Внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Ранее аналогичным режимом обладали лишь единичные участники.

- В перспективе участнику ВЭД предоставляется возможность осуществлять деятельность в любой точке государств-участников ТС.

- Перевозка открывается от внешней границы ТС до места нахождения получателя, где бы он в ТС не был.

- Таможенные перевозчики имеют право перемещения по территории каждого из государств-участников Таможенного союза без применения к ним внутригосударственного контроля.

- Сумма обеспечения деятельности таможенного представителя, ранее таможенного брокера, уменьшена на 10-11 млн руб.: с 50 млн руб. до 1 млн Евро, а сумма обеспечения таможенного перевозчика уменьшена с 20 млн руб. до 200 тыс. Евро.

- Исключена норма об использовании в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей договора страхования.

- Внутренние перемещения товаров между Россией, Казахстаном и Белоруссией будут считаться внутренней торговлей.

- Уплата таможенных пошлин и налогов будет производиться в валюте государства-члена ТС, таможенному органу которого была подана декларация. То есть для России в рублях, для Казахстана в тенге, для Белоруссии в белорусских рублях.

В дальнейшей работе Таможенного союза предполагается ещё ряд шагов, которые должны закончиться формированием ЕЭП - Единого экономического пространства. Для реализации этих целей до конца 2010 года планируется разработать ряд соглашений ЕЭП, предусматривающих свободное перемещение не только товаров, но и услуг, капитала, рабочей силы. Пакет документов должен быть подготовлен к 1 января 2011 года и поэтапно вступать в действие с 1 июля 2011 года. Вся правовая база Единого экономического пространства должна быть сформирована и введена в силу не позднее 1 января 2012 года.

Подводя всему итог можно сказать, что, несмотря на положительные сдвиги последних лет, система таможенного администрирования в России нуждается в существенном улучшении. Таможенные процедуры по-прежнему сильно забюрокрачены, издержки и сроки таможенного оформления чрезмерно велики, что затрудняет товарообмен, особенно кооперационные поставки, и искажает экономическую эффективность внешнеторговых операций. На сегодняшний день остается еще достаточно много пробелов в процессе применения таможенных процедур.

 


 


Список использованной литературы

 

1. Алексеев И.С. Управление внешнеэкономической деятельностью. — М., ИТК "Дашков и К", 2002.

2. Всемирная торговая организация и национальные экономические интересы (Колл.авторов; под ред. чл-корр. РАН Королева И.С.). — М., "Наука", 2003.

3. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Таможенное право: Учебник для вузов / Под общ. редакцией Б.Н. Габричидзе. 5-е изд. перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2004. С. 440 - 441.

4. Карамзина Л.В. Таможенные режимы: что показал мониторинг // Таможня. 2005. N 14 (133).

5. Козырни Д. Таможенное право России: Общая часть. – М.: Наука, 2005.

6. Лихачев А.Е. "Экономическая дипломатия России. Новые вызовы и возможности в условиях глобализации". Издательство "Экономика". 2006 г.

7. Ноздрачев А.Ф. Административная организация таможенного дела: Учебно-практичекое пособие. М.: Наука, 2008.

8. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М.: Издательство "НОРМА" (Издательская группа "НОРМА-ИНФРА-М"), 2002. С. 510.

9. Общая теория государства и права: Академический курс в 2-х томах / Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. М.: Издательство "Зерцало", 1998. С. 231.

10. Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. С.С. Алексеева. М.: Юрид. лит., 1979. С. 283.

11. Таможенное право: учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 51.

12. Таможенное право: Учебник для студентов вузов / Под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. 3-е изд., переработ. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

13. Таможенный кодекс РФ с постатейными материалами Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур / Под общ. ред. Л.А. Лозбенко. М.: Издательство "Норма", 2004.

14. России нужен новый таможенный режим // Таможенное регулирование & таможенный контроль. 2006. N 5.Экономика таможенного дела: Учеб.- метод, пособие. - М.: РИО РТА, 1997.

15. Рыбаков В. Тарифные преференции во внешнеторговой деятельности Российской Федерации // "Международная экономика", №4, 2008.

16. Чмель Г.Н. Малая таможенная энциклопедия / Под ред. В.Г.Драганова. – М.: Юристъ, 2007.

17. Халипов С.В. Таможенное право: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2007.

18. Халипов С.В. Таможенный контроль (административно-правовой анализ). М.: Инфра, 2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: