Проблемы при применении таможенных процедур

 

Главное управление организации таможенного контроля ФТС России ведет постоянный мониторинг по применению экономических таможенных режимов. Его результаты показывают, что участники внешнеэкономической деятельности по-прежнему не используют в полной мере те возможности, которые им дает законодательство, несмотря на то что уже минуло полтора года с момента ввода в действие нового Таможенного кодекса РФ. участники внешнеторговой деятельности не спешат воспользоваться преимуществами, которые им предоставил новый Таможенный кодекс. В частности, это касается упрощения технологии оформления товаров.

По-прежнему остро стоит проблема, связанная с тем, что не урегулированы в законодательном плане вопросы применения запретов и ограничений неэкономического характера при перемещении товаров. Таможенным кодексом предписано только, что ограничения эти должны применяться, а конкретно в каких случаях и в какой форме это отнесено к действию других законов. Но беда в том, что в этих законах конкретных оговорок о порядке применения ограничений в различных случаях не имеется.

Очень злободневный сейчас вопрос применение сертификатов соответствия и сертификатов безопасности. В законе "О техническом регулировании", например, лишь в отношении одного случая внесена определенность. В нем записано, что при отказе в пользу государства владельцу товара не требуется предъявлять эти сертификаты, но по остальным случаям фактически ничего нет. В европейских странах в ряде случаев подписывается соглашение между таможней и заинтересованной компанией, как правило, крупной. По данному соглашению компания в рамках закона получает определенные послабления и, со своей стороны, обязуется соблюдать законодательство, гарантирует предоставление дополнительной отчетности и ведение учета по устраивающей таможню форме.

По российскому законодательству таможня не может устанавливать для фирмы определенную систему учета. Хотя нам очень бы хотелось иметь такое право для экономических таможенных процедур, в особенности, связанных с переработкой товаров. Многие организации сейчас наладили связи с нашими соседями и возят туда товары из Европы через российскую территорию. Они заключают два контракта купли-продажи один с европейским поставщиком товара, а второй с покупателем этого товара в соседнем государстве. Самый удобный для такого бизнеса таможенная процедура реэкспорт. Но некоторые предприниматели просто не знают, как это сделать. Поэтому они ввезенный на территорию России товар выпускают для внутреннего потребления и при этом уплачивают ввозную пошлину, НДС, в ряде случаев акциз, а потом вывозят свой товар в режиме экспорта. Налог на добавленную стоимость они таким образом себе возвращают, но пошлина остается у государства. Для предпринимателя это накладно. Есть еще причина, по которой фирмы не используют процедуру реэкспорта, плохо поставленная логистика. Для минимизации издержек поставки надо осуществлять таким образом, чтобы товар как можно меньше находился на территории России.

Редко в таком бизнесе товары помещают и под процедуру таможенного склада с использованием так называемой консигнации (ввоз товаров на хранение с последующей продажей). А это на самом деле очень удобно. Процедура таможенного склада предусматривает хранение товара в течение трех лет без уплаты пошлин и налогов и неприменения к нему запретов и ограничений экономического характера. За это время можно найти покупателя как внутри страны, так и за рубежом. И даже можно вернуть товар назад поставщику. Допускается перепродажа товара на самом складе (это новое положение в Таможенном кодексе, заимствованное из зарубежного опыта), причем неоднократная и из разных товарных партий. Все права и обязанности по уплате пошлин и налогов при перепродаже на складе переходят к новому владельцу. При этом пошлины и налоги уплачиваются только в том случае, если товар выпускается для внутреннего потребления. В кодексе прописано, что вернуть назад в реимпорте (соответственно без уплаты пошлин и налогов) товары, ранее экспортированные или временно вывезенные, можно в течение трех лет с момента их вывоза из России. Но есть сферы сотрудничества, например, военно-техническая, где связи с иностранными государствами осуществляются на долгосрочной основе, превышающей трехлетний срок. Когда приходит время их возвращать, выясняеттся, что без уплаты пошлин и налогов сделать это нельзя, так как они не входят в очень узкий перечень товаров (оборудование для строительства, промышленного производства и геологоразведки), для которых срок действия режима реимпорта можно продлевать. А изделия и материалы, поставляемые в рамках военно-технического сотрудничества, как правило, очень дорогостоящие. Конечно, мы идем навстречу заинтересованным организациям, потому что другого выхода у нас просто нет. Необходимо как можно скорее расширить перечень товаров, в отношении которых можно продлевать сроки реимпорта.

Очень много возникает вопросов из-за неточностей формулировок закона о применении в отношении транспортных средств (используемых для обслуживания товарных потоков) режимов временного ввоза и временного вывоза. Нет четко прописанных условий их полного освобождения от пошлин и налогов.

В соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 15 предложения, касающиеся введения, применения, изменения или прекращения действия мер регулирования внешней торговли товарами в отношении государств, не входящих в таможенный союз, в рамках переданных Комиссией таможенного союза полномочий представляются в Секретариат Комиссии таможенного союза уполномоченным органом государственной власти, который определен каждым из государств-членов таможенного союза для взаимодействия с Комитетом по вопросам регулирования внешней торговли. Предложение по мерам регулирования внешней торговли сопровождается справочными материалами, содержащими обоснование необходимости принятия решения Комиссии таможенного союза.

Для рассмотрения вопроса об изменении ставок ввозных таможенных пошлин Комиссией таможенного союза со стороны Российской Федерации необходимо принятие положительного решения Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Для рассмотрения вопроса на данной комиссии субъекту хозяйствования необходимо направить предложения с обосновывающими материалами в подкомиссию по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Все верно, при разработке кодекса удалось создать реальную законодательную базу, обеспечивающую единообразие подхода к вопросам порядка таможенного декларирования в государствах - членах Таможенного союза. Если в каких-то других вопросах ряд проблем мы еще можем регулировать на уровне национальных законодательств, то в части таможенного декларирования, на мой взгляд, это недопустимо. Здесь хочу особое внимание обратить на статью 191 ТК ТС, которая определяет порядок изменения и дополнения сведений, заявленных в таможенной декларации. До недавних пор в России у таможенной службы и бизнеса возникали проблемы из-за отсутствия в Таможенном кодексе РФ нормы, позволяющей вносить изменения в декларацию на товары после выпуска. В статье 191 союзного кодекса такая норма существует, но так как этот вопрос носит технологический характер, порядок внесения изменений в декларацию на товары определен решением КТС от 20.05.2010 N 255. Считаю, что эксперты сумели урегулировать данную проблему максимально четко и детально.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: