Расчет себестоимости перевозки за 1 час:
Заработная плата водителей определяется по формуле
ЗПв= Тк*Т1*Кзп/Мф, (4.1)
где Тк – тарифный коэффициент водителя автобуса в зависимости от габаритной длины этого автобуса (габаритная длина Икарус-250 составляет 12000 мм, а МАЗ-152 – 11985 мм). Принимается в соответствии с Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 года №123 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №140, 8/8828). Для МАЗ-152 и Икарус-250 Тк=2,96;
Т1-тарифная ставка первого разряда, действующая в организации, Т1=70119 (руб.);
Кзп – коэффициент, учитывающий премии за производственные результаты работы и специальные виды премий, доплаты и надбавки к заработной плате водителя, на оплату очередных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск и другие, относимые в установленном порядке на себестоимость перевозок, Кзп=2,3;
|
|
Мф – расчетная среднемесячная норма рабочего времени, установленная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на текущий календарный год для организаций с соответствующим режимом рабочего времени, Мф=171,5 (час.) [6].
ЗПв=2,96*70119*2,3/171,5=2783 (руб.).
Заработная плата руководителей, специалистов и служащих определяется по формуле
ЗПс= ЗПв*Кс, (4.2)
где Кс – коэффициент заработной платы руководителей, специалистов и служащих, приходящихся на 1 рубль заработной платы водителей, ремонтных и вспомогательных рабочих, руководителей, специалистов и служащих, непосредственно связанных с выполнением перевозок, выполнением других транспортных работ и услуг, Кс=0,70 [6].
ЗПс=2783*0,7=1948 (руб.).
Заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок по категориям, относимых на 1 час работы, определяется по формуле
ЗП=ЗПв+ЗПс, (4.3)
ЗП=2783+1948=4731 (руб.).
Налоги и отчисления от средств на оплату труда производятся в размерах, установленных законодательством и определяются по формуле
Осс=ЗП*Х, (4.4)
где Х – сумма нормативов налогов и отчислений от средств на оплату труда, Х=35+1+4=40% [6];
Осс=4731*0,4=1892,4 (руб.).
Поскольку автобус МАЗ-152 работает в летнее время, поэтому в нем постоянно включено специальное оборудование – кондиционер, следовательно, расходуется топливо.
Затраты на топливо определяются по формуле
Sт= Rт*Цт, (4.5)
где Цт – цена 1 л автомобильного топлива без учета налога на добавленную стоимость, Цт=965 (руб.);
Rт – расход топлива, Rт=2 (л) [6];
Sт= 965*2=1930 (руб.).
Общехозяйственные (накладные) расходы (Sн) без учета налогов, включаемых в себестоимость и фонда заработной платы административно – управленческого персонала при условии, что он включен в общий фонд оплаты труда в данном случае определяются по формуле
|
|
Sн=ЗПв*Ков, (4.6)
где Ков – коэффициент, учитывающий общехозяйственные расходы, приходящиеся на 1 рубль заработной платы водителей, Ков=0,8 [6];
Sн=2783*0,8=2226,4 (руб.).
Налоги и платежи, включаемые в себестоимость в соответствии с действующим законодательством, в нашем случае составят условно: для МАЗ-154 Nсс=27 (руб.), для Икарус-250 Nсс=22 (руб.).
Себестоимость перевозок определяется по формуле
S= ЗП+ Осс+ Sт+ Sн+ Nсс (4.7)
для МАЗ-154 S=4731+1892+1930+2226+27=10807 (руб.), для Икарус-250 S=4731+1892+2226+22=8871,8 (руб.).
Плановая прибыль определяется по формуле
П=S*R/100, (4.8)
где R – рентабельность перевозок, R=9,42%,
для МАЗ-154 П=10807*0,0942=1018,1 (руб.), для Икарус-250 П=8871,8*0,0942=836 (руб.).
Налоги, сборы и отчисления, уплачиваемые из выручки, исчисляются в соответствии с действующим законодательством и в нашем случае составляют: для МАЗ-154 Nсс=322 (руб.), для Икарус-250 Nсс=264,1 (руб.).
Стоимость перевозки определяется по формуле
Дд=S+П+Nсс, (4.9)
для МАЗ-152 Дд=10807+1018+322=12147,1 (руб.), для Икарус-250 Дд=8871,8+836+264,1=9972,08 (руб.).
Стоимость перевозки с учетом налога на добавленную стоимость (Дндс), или тариф за 1 час перевозки, определяется по формуле
Дндс=Дд*(100+Nндс)/100, (4.10)
где Nндс – ставка налога на добавленную стоимость, Nндс=18% [6],
для МАЗ-154 Дндс=12147,1*(100+18)/100=14333,6 (руб.), для Икарус-250 Дндс=9972,08*(100+18)/100=11767,1 (руб.).
При определении тарифа за 1 км пробега расчет затрат производится по следующим статьям себестоимости.
Заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих определяется по формуле
ЗПр=(Nзп*Т1*L*Кт)/(Мф*1000), (4.11)
где Nзп – норма затрат на заработную плату ремонтных и вспомогательных рабочих на 1000 км пробега, Nзп=258,7 руб. Определяется в соответствии с Нормами затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта Республики Беларусь, утвержденными Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 1 ноября 2002 г., №139, 8/8827;
Кт – корректирующий коэффициент к Нормам в зависимости от типа подвижного состава, для автобусов Кт=1 [6];
ЗПр=(258,7*70119*1*1)/(171,5*1000)=105,8 (руб.).
Налоги и отчисления от средств на оплату труда в соответствии с формулой (4.4):
Осс=105,8*40/100=42,3 (руб.).
Затраты на автомобильное топливо, расходуемое непосредственно на перевозочный процесс, определяются по формуле
Rт=((Nл*L*Кк)/100+Nсо*Тсо)*Кг, (4.12)
где Nл – линейная норма расхода топлива, для Икарус-250 Nл=33 л/100 км, для МАЗ-152 Nл=34,2 л/100 км;
Кк – коэффициент корректировки линейных норм расхода топлива в зависимости от дорожных и климатических условий, работы в различных условиях, Кк=0,85;
Кг – Коэффициент, учитывающий внутригаражный расход топлива, Кг=1,005;
Nсо – расход топлива, приходящийся на 1 час работы кондиционера, для Икарус-250 Nсо=0 (л.), для МАЗ-152 Nсо=34,2*0,07=2,4 (л);
Тсо – время работы кондиционера, Тсо=0,017 (час) [6].
Для Икарус-250 Rт=((33*1*0,85)/100)*1,005=0,282 (л),
Для МАЗ-152 Rт=((34,2*1*0,85)/100+2,4*0,017)*1,005=0,333 (л),
Затраты на топливо определяются по формуле (4.5), а на смазочные и другие эксплуатационные материалы по следующей формуле:
Sсм= Sт* Nсм/100, (4.13)
где Nсм – норма расхода смазочных и других эксплуатационных материалов на 1 рубль затрат на топливо, Nсм=4,5% [6].
Для Икарус-250 Sт= 0,282*965=272,1 (руб.), Sсм= 272,1* 4,5/100=12,2 (руб.),
Для МАЗ-152 Sт= 0,333*965=321,3 (руб.), Sсм= 321,3* 4,5/100=14,5 (руб.),
Норма износа шин автобуса определяется по формуле
Nш=(1000/Lэ*Кш)*100%, (4.14)
где Lэ – эксплуатационная норма пробега одной шины до списания, Lэ=93000 км;
Кш – коэффициент, учитывающий условия эксплуатации подвижного состава, Кш=1 [6];
Nш=(1000/93000)*100=1,075 (%).
Затраты на ремонт и восстановление шин автобуса определяются по формуле
|
|
Sш=((Цш*nш* Nш)/100)*(L/1000), (4.15)
где Цш – цена одного комплекта автомобильных шин, принятая в соответствии с учетной политикой организации без учета налога на добавленную стоимость, Цш=300000 руб. [6].;
nш – количество шин, установленных на автобусе, для Икарус-250 и МАЗ-152 nш=6 ед.;
Sш=((300000*6* 1,075)/100)*(1/1000)=19,4 (руб.).
Материальные затраты на ремонт и техническое обслуживание подвижного состава определяются по формуле
Sр=Nр*(L/1000)*(Jпп/100)*Кт, (4.16)
где Nр – норма затрат на запасные части, узлы, агрегаты и материалы для технического обслуживания и ремонта подвижного состава, для МАЗ-152 Nр=64342 (руб.) [6];
Jпп- индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения, рассчитанный нарастающим итогом к декабрю 2001 года, Jпп =196% [6];
для МАЗ-152 Sр=64342*1*196*1/1000*100=126,1 (руб.),
для Икарус-250, по данным РДАУП «Автобусный парк №1»,
Sр=93 (руб.).
Амортизационные отчисления на полное восстановление подвижного состава определяются по формуле
Sа=Ва*Nас*L*Kа/1000*100, (4.17)
где Ва – амортизируемая стоимость автобуса, для МАЗ-152 Ва=323894600 (руб.), для Икарус-250 Ва=6176471 (руб.);
Nас – норма амортизационных отчислений, Nас=0,17%;
Ка – коэффициент корректировки норм амортизации подвижного состава в зависимости от условий эксплуатации, Ка=1,3 [6];
для МАЗ-152 Sа=323894600*0,17*1*1,4/1000*100=770,9 (руб.),
для Икарус-250 Sа=6176471*0,17*1*1,4/1000*100=14,7 (руб.).
Налоги и платежи, включаемые в себестоимость в соответствии с действующим законодательством, в нашем случае составят условно:
для МАЗ-152 Nсс=3,5 (руб.), для Икарус-250 Nсс=1,4 (руб.).
Себестоимость перевозок определяется по формуле
S= ЗПр+ Осс+ Sт+ Sсм+ Sш+ Sр+ Sа+ Nсс (4.18).
При использовании автобуса МАЗ-152
S=105,8+42,3+321,3+14,5+19,4+126,1+770,9+3,5=1404 (руб.), а при применении Икарус-250 S=105,8+42,3+272,1+12,2+19,4+93+14,7+1,4=560,9 (руб.).
Плановая прибыль определяется по формуле (4.8). Для МАЗ-152 П=1404*0,0942=132,3 (руб.), а для Икарус-250 П= 560,9*0,0942=52,8 (руб.).
Налоги, сборы и отчисления, уплачиваемые из выручки, исчисляются в соответствии с действующим законодательством и в нашем случае составляют:
|
|
Nсс= 41,8 (руб.) – для МАЗ-152; Nсс=16,6 (руб.) – для Икарус-250.
Стоимость перевозки определяется по формуле (4.9), для МАЗ-152 Дд=1404+132,3+41,8=1578,1 (руб.), для Икарус-250 Дд=560,9+52,8+16,6=630,5 (руб.).
Стоимость перевозки с учетом налога на добавленную стоимость (Дндс) определяется по формуле (4.10)
Для МАЗ-152 Дндс=1578,1*1,18=1862,2 (руб.), для Икарус-250 Дндс=630,5*1,18=744 (руб.).
Итого, стоимость организации рейса Гомель – Феодосия при использовании автобуса МАЗ-154 составит: C=20,49*14333,6+1388*1862,2=2878429,1 (руб.), а при использовании автобуса Икарус-250 С= 25,58*11767,1+1388*744=1333674,4 (руб.). Зависимость стоимости поездки от количества перевозимых пассажиров представлена на рисунке 4.1.
Рисунок 4.1 – Зависимость стоимости поездки от количества перевозимых пассажиров
Поскольку в 2005 году на маршруте Гомель – Феодосия в среднем наполняемость автобусов составляла 35 пасс., то можно определить стоимости проезда в автобусах Икарус-250 и МАЗ-152 на маршруте Гомель-Феодосия (Таблицы 4.1–4.2). Так, стоимость проезда из Гомеля в Феодосию на автобусе Икарус – 250 составит
С= (11333,6*25,58+744*1388)/35=38105 (Руб.).
Анализ таблиц раскрывает существенную разницу в стоимостях проезда в автобусах Икарус-250 и МАЗ-152 на рассматриваемом маршруте. Осуществление поездки в автобусе Икарус-250 будет актуальным для пассажиров, для которых стоимость поездки является важнейшим доминирующим фактором при выборе транспортного средства, а в автобусе МАЗ-152 – для пассажиров, отдающим предпочтение таким факторам как комфортабельность поездки, скорость движения и время в пути.
Расчет стоимостей перевозок на разрабатываемых международных автобусных маршрутах Гомель – Киев, Гомель – Судак, Гомель – Симферополь и Гомель – Феодосия при использовании автобусов МАЗ-152
Поскольку на разрабатываемых международных автобусных маршрутах, для организации которых будет использоваться автобус МАЗ-152, посадка и высадка пассажиров будет производиться только на начальных и конечных остановочных пунктах, то расчет стоимостей перевозок будет выполняться исходя из предположения полной загрузки автобуса, составляющей 49 пассажиров.
Стоимости организации рейсов, а также стоимости проезда по разрабатываемым маршрутам сведены в таблицу 4.1.
Таблица 4.1 – Расчет стоимостей перевозок на разрабатываемых международных автобусных маршрутах
Наименование маршрута | Стоимость проезда, (руб.) | Стоимость организации рейса, (руб.) |
Гомель – Феодосия | С=(14333,7*20,57+ +1862,2*1299)/49=55385 | С=(14333,7*20,57+ +1862,2*1299)=2713842 |
Гомель – Судак | С=(14333,7*19+ +1862,2*1234)/49=52455 | С=(14333,7*19+ +1862,2*1234)=2570295 |
Гомель – Симферополь | С=(14333,7*16,73+ +1862,2*1130)/49=47839 | С=(14333,7*16,73+ +1862,2*1130)=2344089 |
Гомель – Киев | С=(14333,7*4,5+ +1862,2*270)/049=11577 | С=(14333,7*4,5+ +1862,2*270)=567296 |
Сравнение разрабатываемых вариантов
Проведем технико-экономическое сравнение предлагаемых вариантов перевозок пассажиров (Таблица 4.2). Расчет доходов по первому варианту производится на основании количества продаваемых билетов. Как правило, среди 35 пассажиров, следующих по маршруту Гомель – Феодосия, 50% осуществляют поездку до Феодосии, 25% – до Судака и 25% – до Феодосии. Расчет доходов по второму варианту базируется на основании полной наполняемости автобуса.
Таблица 4.2 – Технико-экономические характеристики предлагаемых вариантов перевозок пассажиров
Сравни-ваемые вариан- ты | Количество рейсов, выполня-емых с 18.05 по 10.09 | Доходы, тыс. руб. | Себесто-имость, тыс. руб. | Налоги, тыс. руб. | Прибыль, тыс. руб. | Рента-бель-ность, % | |
1 Вариант: Выполнение перевозок по действующему маршруту Гомель – Феодосия с применением автобусов: | |||||||
А) Икарус-250 | 116 | 147200 | 116600 | 1942 | 6149 | 5,2 | |
Б) МАЗ-152 | 116 | 318800 | 251700 | 4427 | 14020 | 5,6 | |
2 Вариант: Выполнение перевозок по разрабатываемым маршрутам: | |||||||
Гомель – Феодосия | 32 | 86840 | 65480 | 1571,5 | 6548 | 9,42 | |
Гомель – Судак | 34 | 87390 | 65890 | 1961 | 6211 | 9,42 | |
Гомель – Симферо-поль | 32 | 75010 | 56550 | 1684 | 5331 | 9,42 | |
Гомель – Киев | 102 | 57860 | 43630 | 1298 | 4111 | 9,42 | |
Итого по варианту №2 | 200 | 307100 | 231550 | 6892 | 21825 | ||
Анализ таблицы 4.2 показывает, что наиболее рентабельным оказывается второй вариант перевозок пассажиров. Разработанный вариант имеет следующие преимущества по сравнению с первым действующим вариантом:
· Стоимости проезда по второму варианту значительно ниже, чем по первому. Данный факт является одним из доминирующих при выборе пассажирами перевозчика;
· Скорость движения автобуса МАЗ-152 на 15% выше скорости движения автобуса Икарус-250;
· Изменение участка Киев – Феодосия действующего маршрута Гомель – Феодосия позволит сократить пробег автобуса за рейс и уменьшить время поездки;
· Полная наполняемость автобуса будет обеспечивать наиболее рациональное использование подвижного состава;
· Оборудование автобуса МАЗ-152 будет создавать наиболее комфортабельные, по сравнению с автобусом Икарус – 250, условия поездки для пассажиров.
Рассмотрены две модели приобретения автобусов МАЗ-154: в непосредственный кредит и в лизинговый кредит (Таблицы 4.3 и 4.4). Как показывает анализ данных таблиц, приобретение автобусов в лизинговый кредит является наиболее выгодным решением по сравнению вариантом непосредственного кредита.
Таблица 4.3 – Финансовая модель приобретения автобусов (непосредственный кредит)
№ п.п | Наименование затрат | Годы | Всего | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||
1 | Приобретается автобусов: всего | 2 | |||||
2 | Стоимость за единицу, тыс. долл. | 151,141 | |||||
3 | Инвестиционные затраты (тыс. долл.) | 302 | |||||
4 | Финансовые обязательства дороги: | ||||||
4.1 | Возврат кредита | 60,5 | 60,5 | 60,5 | 60,5 | 60,5 | 302,3 |
4.2 | Оплата процентов по кредиту | 28,7 | 23,0 | 17,2 | 11,5 | 5,7 | 86,2 |
5 | Всего финансовых обязательств | 89,2 | 83,4 | 77,7 | 71,9 | 66,2 | 388,4 |
6 | Налог на прибыль, 24% | 21,4 | 20,0 | 18,6 | 17,3 | 15,9 | 93,2 |
7 | Итого (п. 5 + п. 6): | 110,6 | 103,5 | 96,3 | 89,2 | 82,1 | 481,7 |
Таблица 4.4 – Финансовая модель приобретения автобусов (лизинговый кредит)
№ п.п | Наименование затрат | Годы | Всего | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||
1 | Приобретается автобусов: всего | 2 | |||||
2 | Стоимость за единицу, тыс. долл. | 151,141 | |||||
3 | Инвестиционные затраты (тыс. долл.) | 302 | |||||
4 | Финансовые обязательства дороги: | ||||||
4.1 | Возврат кредита | 60,5 | 60,5 | 60,5 | 60,5 | 60,5 | 302,3 |
4.2 | Оплата процентов по лизингу | 28,7 | 23,0 | 17,23007 | 11,486716 | 5,743358 | 86,2 |
4.3 | Всего финансовых обязательств | 89,2 | 83,4 | 77,7 | 71,9 | 66,2 | 388,4 |